Дипломная работа: Анализ финансовой деятельности предприятия ОАО "СНХЗ"
Удельный вес прибыли от продаж
увеличился с 117,1% до 131,4%, общее увеличение доли прибыли от продаж в
составе прибыли до налогообложения составляет 14,3%, полученное увеличение
является положительным моментом.
Удельный вес убытков от операционной
деятельности снижается на 1136,1%, а от внереализационной деятельности
увеличивается на 333,2%%. Значительное снижение убытков от операционной деятельности
приводит к росту чистой прибыли.
2.4 Анализ рентабельности ОАО «СНХЗ»
Если прибыль – это абсолютный
показатель эффективности деятельности, то рентабельность является относительным
показателем, характеризующим уровень доходности бизнеса. Показатели
рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций.
Эти показатели рентабельности могут быть исчислены в процентах и
коэффициентах. Рассчитаем показатели рентабельности в таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Анализ рентабельности продаж ОАО
«СНХЗ» за 2007-2008 гг.
Показатели |
2007 г. |
2008г. |
Изменение
2008-2007гг.
|
1.Выручка от реализации, тыс. руб. |
2717181 |
3441490 |
3027178 |
2.Себестоимость реализованной
продукции, тыс. руб. |
2565971 |
3188828 |
2663984 |
3.Прибыль от реализации продукции, тыс.
руб. |
67453 |
143336 |
166038 |
4. Рентабельность продаж, %
(стр.3/стр.1) |
2,48 |
4,16 |
1,78 |
5.Рентабельность продукции, %
(стр.3/стр.2) |
2,63 |
4,50 |
1,87 |
Исходя из расчетных данных таблицы 2.6.
видно, что рентабельность продаж в 2008 г. по сравнению с 2007 г. растет на 1,78% и составляет 4,16%, т.е. доля прибыли в выручке увеличивается.
Рентабельность продукции в 2008г. увеличилась на 1,87% и достигает уровня
4,50%.
Следует отметить, что доходность продаж
в динамике растет, что свидетельствует о повышении эффективности деятельности
ОАО « СНХЗ по сравнению с 2007г.
Используя прием цепных подстановок,
определим влияние на изменение рентабельности продаж: цены реализации продукции
и себестоимости.
Изменение объема продаж в 2008г. за
счет изменения цены реализованной продукции составляет:
∆Rц =- = -0.0556=0.2544-0.0556=0.1988;
где ∆ Rц – изменение рентабельности за счет изменения цены;
В1, В0 – соответственно
выручка отчетного и предыдущего периодов;
Z1, Z0, - соответственно себестоимость
отчетного и предыдущего периодов.
Изменение рентабельности продаж за
счет изменения себестоимости продукции:
∆ Rс = -
∆ Rс = -0.2544=0.0734-0.2544=-0.1815;
Общее изменение рентабельности равно:
∆ R =0.1988-0.181=0.0178%;
За счет роста себестоимости,
рентабельность продаж в 2005г. снизилась на 18,15%, за счет роста цен возросла
на 19,88%. Таким образом отрицательное влияние на уровень рентабельности продаж
оказывает рост затрат на производство продукции, положительное влияние на
уровень рентабельности продаж оказывает рост отпускных цен на продукцию.
Оценим в динамике показатели,
характеризующие доходность капитала, которые отражены в таблице 2.7.
Анализируя данные таблицы видно, что
все показатели рентабельности по сравнению с 2007г. растут. Рентабельность
активов, рассчитанная по прибыли до налогообложения увеличивается с 7,6% до
13,2%, вследствие того, что увеличивается прибыль до налогообложения,
рентабельность активов, рассчитанная по чистой прибыли растет с 5,1% до 8,7%,
вследствие роста суммы чистой прибыли.
Таблица 2.7.
Анализ рентабельности капитала ОАО
«СНХЗ» за 2007-2008гг.
Показатели |
2007г. |
2008 г. |
Изменение
2008-2007гг.
|
1.Прибыль до налогообложения, тыс.
руб. |
57636 |
109083 |
51447 |
2.Чистая прибыль, тыс. руб. |
38728 |
71345 |
32617 |
3.Средняя стоимость капитала
(активов), тыс. руб. |
759004 |
824036.5 |
65032.5 |
4.Средняя стоимость оборотного
капитала, тыс. руб. |
384894 |
432081 |
47187 |
5.Средняя стоимость собственного
капитала, тыс. руб. |
424637.5 |
449663 |
25025.6 |
6.Средняя стоимость основного
капитала, тыс. руб. |
374109.5 |
391955.5 |
17846 |
7.Рентабельность активов по прибыли до
налогообложения,% (стр.1/стр.3) |
7.6 |
13.2 |
5.6 |
8.Рентабельность активов по чистой
прибыли, % (стр.2/стр.3) |
5.1 |
8.7 |
3.6 |
9.Рентабельность собственного
капитала, % (стр.2/стр.5) |
9.1 |
15.8 |
6.8 |
10.Рентабельность оборотного капитала
по чистой прибыли, % (стр.2/стр.4) |
10.1 |
16.5 |
6.4 |
11.Рентабельность основного капитала
по чистой прибыли, % (стр.2/стр.6) |
10.4 |
18.2 |
7.8 |
Рентабельность собственного капитала
растет с 9,1% до 15,8 %. Этот показатель называют финансовой рентабельностью,
поскольку он определяет эффективность не только использования активов, но и
управление капиталом. Рентабельность оборотного капитала также имеет тенденцию
к росту с 10,1% до 16,5%. Рентабельность основного капитала растет на 7,8%.
Показатели рентабельности – это
основные показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности.
Рентабельность всего капитала
(активов) - это наиболее общий показатель в системе характеристик
рентабельности, отражающий величину прибыли на единицу стоимости капитала.
Исходя из расчетных данных таблицы 2.7.
можно сделать вывод о повышении эффективности деятельности предприятия, так как
показатели рентабельности капитала в динамике растут. Деятельность предприятия
была в 2008г. была эффективна, так как значение показателей рентабельности в
этом анализируемом периоде наиболее высокое.
Анализ рентабельности ОАО «СНХЗ»
свидетельствует о том, что хоть и финансовое состояние оценивается как
удовлетворительное, показатели рентабельности капитала в динамике растут,
следовательно в финансовом состоянии в 2008 г.происходит улучшение по отношению
к 2007 г.
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СНХЗ»
Анализ управления финансированием ОАО
«Стерлитамакский нефтехимический завод», позволяет сделать вывод о том, что
производственно-хозяйственную деятельность за 2007-2008 гг. можно оценить как
удовлетворительную.
Вместе с тем, у любой организации
есть «проблемные» статьи баланса, которые фактически характеризуют неликвидные
средства в составе активов. Так, к неликвидным оборотным активам относятся
нереализованная и неоплаченная продукция, а также дебиторская задолженность.
Основное внимание необходимо уделить вопросу снижения себестоимости выпускаемой
продукции: сокращение затрат за счёт повышения уровня производительности труда,
экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, оборудования и
т.д.; сокращения затрат, установленных по каждой статье расходов за счёт конкретных
организационно-технических мероприятий, которые будут способствовать экономии
зарплаты, сырья, материалов, энергии и т.д.
По результатам проведенного в ОАО
«Стерлитамакский нефтехимический завод» анализа финансово-хозяйственной
деятельности наблюдаем рост оборотных активов, в основном за счет роста
дебиторской задолженности. ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод» имеет
большие объемы кредиторской и дебиторской задолженности и испытывает недостаток
в собственных оборотных средствах. В связи с замедлением оборачиваемости
происходит дополнительное вовлечение финансово-кредитных ресурсов в хозяйственный
оборот. В этих условиях предприятие может задерживать платежи поставщикам,
бюджетам, внебюджетным фондам и банкам, поскольку часть оборотных средств
оказывается отвлеченной в нереализованную и неоплаченную продукцию, возросшую
дебиторскую задолженность. В результате эта омертвленная часть оборотных
средств не возмещается за счет выручки и проедается предприятием, что
сопровождается увеличением недостатка собственных оборотных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|