Дипломная работа: Совершенствование оплаты труда рабочих жилищно-коммунальных хозяйств в современных условиях
По данным таблицы 2.12 видно, что на
протяжении трех рассматриваемых лет происходит постепенное увеличение удельного
веса переменной части оплаты труда в общем фонде заработной платы. В 2008г.
переменная часть оплаты труда составила больше на 9 % (1 251,1 млн. руб.)
чем в 2007г., а в 2009г. – на 3,9 % (1 131,5 млн. руб.) чем в 2008 г.
Это свидетельствует о том, что больше
стало рабочих-сдельщиков, предприятие медленными темпами переходит на
сдельно-премиальную форму оплаты труда.
По данным таблицы определим относительное отклонение по фонду
заработной платы с учетом изменения объема оказанных услуг.
где ΔФЗПотн – относительное отклонение по
фонду заработной платы;
ФЗПф – фонд зарплаты;
ФЗПск – фонд зарплаты, скорректированный на
коэффициент выполнения плана по выпуску продукции;
ФЗПпл.пер и ФЗПпл.пост – соответственно
переменная и постоянная сумма фонда зарплаты;
Квп – коэффициент выполнения плана по выпуску
продукции.
2007г.: ΔФЗПотн = 13 883,4 - (3451,6 х
0,93 + 10 431,8) = +241,6 млн. руб.
2008г.; ΔФЗПотн = 13 873,0 - (4702,7 х
0,94 + 9 170,3) = + 282,2 млн. руб.
2009г.; ΔФЗПотн = 15 443,3 - (5834,2 х
0,94 + 9 609,1) = + 350,1 млн. руб.
Как показывают проведенные расчеты, на предприятии имеется
незначительный перерасход фонда заработной платы. Наибольший перерасход в сумме
350,1 млн. руб. был в 2009г.
Из таблицы 2.12 видно, что по итогам работы за 2007г, 2008г.,
2009г. происходит уменьшение удельного веса постоянной части фонда оплаты труда
в общем фонде заработной платы.
Проанализируем причины изменения
постоянной части фонда заработной платы, куда входят заработная плата рабочих с
повременной оплатой труда, служащих, а также все виды доплат. Фонд заработной
платы этих категорий работников зависит от среднесписочной их численности и
среднего заработка за соответствующий период времени. Среднегодовая заработная
плата рабочих с повременной оплатой труда зависит еще и от количества
отработанных дней в среднем одним рабочим за год, средней продолжительности
рабочей смены и среднечасового заработка. Для анализа составим таблицу 2.13
Таблица 2.13 – Данные для анализа
фонда заработной платы работников с повременной оплатой труда
Показатель
2007
2008
2009
% 2008 к 2007
% 2009 к 2008
Среднесписочная численность рабочих с повременной оплатой
труда, чел.
1428
1110
1114
77,7
91,4
Количество отработанных дней одним рабочим в среднем за
год, дней
220
220
220
Средняя продолжительность рабочей смены, ч
7,8
7,8
7,8
Фонд повременной оплаты труда, млн. руб.
6310,5
5626,4
5742,1
89,2
102,1
Заработная плата одного работника, руб.
среднегодовая
4 419 118
5 068 829
5 154 488
114,7
101,7
среднедневная
20 087
23 040
23 448
114,7
111,7
среднечасовая
2 575
2 954
3 006
114,7
111,7
По данным таблицы 2.13 рост фонда
заработной платы рабочих с повременной оплатой труда в 2009 г. по сравнению с
2008 г. на 2,1 % произошел, в основном, за счет увеличения их численности на 4
человека. Увеличение среднегодовой заработной платы одного работника в течение
трех анализируемых лет может свидетельствовать об изменении структуры
заработной платы, ее совершенствовании на протяжении трех лет.
При анализе фонда заработной платы
целесообразно проанализировать использование фонда потребления предприятия.
Каждый год, Минским районным исполнительным комитетом, составляется план
финансирования КУП «ЖКХ Минского района» на следующий год. Рассмотрим такую
статью затрат, как «Средства не относимые на себестоимость», т.е. проведем
анализ об использовании фонда потребления.
В связи с реорганизацией предприятия
в 2008 г. и отсутствием данных за 2007 г. анализ проведем за последние два года
(табл. 2.14).
Таблица 2.14 – Анализ использования фонда потребления
№ п/п
Виды выплат
2008 год,
млн. руб.
Структура выплат, %
2009 год,
млн. руб.
Структура выплат, %
2009 г.
к 2008г., %
1
2
3
4
5
6
7
1.
Материальная помощь к отпуску
397, 5
41,7
407,0
44,0
102,4
2.
Отпускные из прибыли
54,5
5,7
49,2
5,2
90,3
3.
Премии к празднику
335,0
35,1
304,7
33,0
91,0
4.
Разовые премии
10,8
1,1
36,8
4,0
340,7
5.
Премии за выполненные работы
2,2
0,2
24,1
2,6
1095,4
6.
Материальная помощь
17,3
1,8
30,3
3,3
175,1
7.
Материальная помощь к юбилею
15,1
1,6
15,1
1,6
100
8.
Материальная помощь на погребение
34,1
3,6
20,0
2,2
58,7
9.
Материальная помощь на рождение
13,6
1,4
14,3
1,6
105,1
10.
Материальная помощь вступления в брак
2,5
0,3
5,6
0,6
224,0
11.
Грамоты, благодарности
0,6
0,1
3,4
0,4
566,7
12.
Подарки
9,3
0,1
-0,03
0,0
0
13.
Стаж профсоюзам
0,2
5,7
0,1
0,0
0,6
14.
За стаж из прибыли
1,0
0,1
2,7
0,3
270,0
15.
Премии профсоюзным работникам
44,6
4,7
3,9
0,4
8,7
16.
Материальная помощь профсоюзу
3,4
0,4
1,5
0,2
44,1
17.
Производственная травма
0,6
0,1
0,7
0,1
116,7
18.
Компенсация 3-х мес.
6,0
0,6
3,1
0,3
51,7
19.
Пособие молодым специалистам
0
0
0,4
0,0
0
20.
За специфику труда
0
0
0,6
0,1
0
21.
Средний заработок за вынужденный прогул
3,6
0,4
0
0
0
22.
За моральный ущерб
0,1
0,1
0
0
0
23.
Автоуслуги
1,1
0,1
0
0
0
Выплаты из фонда потребления
953,6
100,0
922,8
100,0
96,8
План финансирования райисполкома
772,3
123,5
818,7
122,7
Потребления (расчетный по предприятию)
965,4
935,1
96,8
Прибыль, убыток
-181,3
-104,0
57,4
Анализ использования фонда потребления за последние два года
(таблица 2.14) показал, что ежегодно происходит перерасход средств, выделенных
Минским райисполкомом. На начало каждого года предприятие ставит задачу на
снижение данных расходов, но, как видно из таблицы, эта задача не выполняется.