Реферат: Совершенствование организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и внебюджетных средств в системе образования
Актуальность
проводимого исследования организации учета расчетных операций в бюджетной сфере
определяется наличием большого числа нерешенных проблем в данной области. К их
числу прежде всего можно отнести:
необходимость
совершенствования методологии бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в
условиях широкого развития внебюджетной деятельности;
несоответствие
реального содержания финансово-хозяйственной деятельности и уровня
законодательной, нормативно-правовой и методической базы бухгалтерского учета и
финансового контроля;
необходимость
упорядочения и оптимизации как организационных структур учета и контроля за
расчетными операциями, так и информационного обмена между этими функциями
управления;
отсутствие
теоретических проработок, определяющих концепцию, направления информатизации
учета и контроля (в частности, их функциональные, информационные и
организационно-правовые аспекты).
Одним
из путей решения отмеченных проблем является разработка для образовательной
отрасли новых методических и организационных подходов (положений, инструкций,
рекомендаций), адаптированных к рыночным условиям хозяйствования, в которых
функционируют учреждения образования, на базе внедрения эффективных информационных
технологий. При этом важнейшим условием такого реформирования бухгалтерского
учета в бюджетных учреждениях должно стать усиление финансового контроля за
расходованием бюджетных ассигнований и внебюджетных средств.
Актуальность
необходимости совершенствования бухгалтерского учета расчетных операций в
системе образования определила выбор темы и основные направления исследования.
Основной
целью дипломной работы является разработка новых методологических подходов к
организации бухгалтерского учета расчетных операций в системе образования.
Поставленная
цель определила следующие направления и задачи исследования:
изучить
особенности ведения бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и
внебюджетных средств в бюджетных организациях;
провести
анализ хозяйственного механизма бюджетных учреждений;
выявить
слабые места и недостатки в организации бухгалтерского учета и составлении
отчетности;
и на
этой основе определить направления совершенствования бухгалтерского учета в
системе образования как важнейшего элемента управления в условиях перехода экономики
на рыночные отношения.
Объектом
исследования дипломной работы является система бухгалтерского учета и
финансового контроля в учреждениях образования. Субъектом исследования выступает
Централизованная бухгалтерия № 2 отдела образования администрации Карасунского
округа мэрии г. Краснодара.
Методологическую
базу исследования составили Федеральные законы Российской Федерации, Указы
Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской
Федерации, отраслевые руководящие и регламентирующие материалы, методические
положения Минфина РФ, журнальные статьи.
Дипломная
работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и
приложений. При рассмотрении темы использовано 11 рисунков и 21 таблица.
В
целом работа имеет большую практическую значимость. В ней приведены самые
последние данные изменений в области бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной
сферы. С учетом всех текущих дополнений в законодательном регулировании,
разработан ряд мероприятий по улучшению организации бухгалтерской работы в
бюджетных учреждениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью настоящей работы было определение направлений
совершенствования бухгалтерского учета в системе образования как важнейшего
элемента управления в условиях перехода экономики на рыночные отношения.
В
ходе проведенного исследования раскрыта значимость бюджетной сферы и бюджетного
учета для экономики России как инструмента контроля за эффективным использованием
денежных средств государства. Изучена история развития бюджетного учета и
бюджетной сферы в Российском государстве с начала прошлого столетия и до наших
дней. Рассмотрены особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных
организациях. Дана характеристика деятельности субъекта исследования
Централизованной бухгалтерии № 2 отдела образования администрации Карасунского
округа мэрии г. Краснодара как структурной единицы в системе учреждений
образования, проведен анализ основных финансовых показателей работы за
1998-1999 гг. Рассмотрен механизм отражения расчетных операций в системе
образования с учетом перехода на новый порядок ведения бухгалтерского учета в
бюджетных учреждениях, проведена сравнительная характеристика операций,
составлявшихся на основании плана счетов Инструкции по бухгалтерскому учету в
учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, от 03.11.1993 г. № 122, и
плана счетов новой Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях
от 30.12.1999 г. № 107н.
При
анализе финансово-хозяйственной деятельности ЦБ № 2 обнаружен ряд недостатков в
организации бухгалтерского учета:
-
неверное
отражение операций по субсчетам 200 "Расходы по бюджету на содержание
учреждения и другие мероприятия" и 230 "Финансирование из
бюджета";
-
отсутствие
оборотных ведомостей по расчетам за междугородние переговоры, лицевых счетов по
коммунальным услугам в разрезе учреждений;
-
неверное
оформление материалов инвентаризаций имущества и средств в расчетах;
-
неверное
отражение результатов переоценки основных средств, актов на списание мягкого
инвентаря;
-
несоблюдение
нормативов при списании продуктов питания;
-
нарушение порядка
списания продуктов питания при расхождении численности питающихся;
-
несоблюдение
требований выдачи авансов в подотчет;
-
несоблюдение
нормативов при формировании расходных статей бюджета.
Для устранения вышеуказанных недостатков предложены
следующие мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета в
ЦБ № 2:
-
провести
корректировку остатков по субсчетам 200 "Расходы по бюджету на содержание
учреждения и другие мероприятия" и 230 "Финансирование из
бюджета";
-
для учета
расчетов с прочими дебиторами и кредиторами использовать ведение оборотных
ведомостей и лицевых счетов в разрезе учреждений;
-
соблюдение
требований приказа Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 "Об утверждении
Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
-
соблюдение требований
Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. №
107н;
-
соблюдение
нормативов сметного планирования.
Практическая значимость данной работы состоит в
применении разработанных предложений в практике организации бухгалтерского
учета ЦБ № 2, что будет способствовать повышению оперативности учета, получению
более качественной информации, а, следовательно, повышению эффективности работы
бюджетного учреждения.
РЕЦЕНЗИЯ
на дипломную работу студентки 5 курса экономического
факультета КубГУ специальности 06.05 Ляпиной Г.В. по теме "Совершенствование
организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и
внебюджетных средств в системе образования" (на примере Централизованной
бухгалтерии № 2 отдела образования администрации Карасунского округа мэрии г.
Краснодара)
Представленная
дипломная работа выполнена самостоятельно, на высоком профессиональном уровне,
на актуальную тему учета расчетных операций при переходе на новый план счетов в
соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от
30.12.1999 г. № 107н.
В
работе изучено, проанализировано большое количество литературы, нормативных,
методологических документов.
Во
введении обоснована актуальность выбранной темы, отмечены проблемы бюджетного
учета и направления их решения.
В
первой главе рассмотрена структура бюджетной системы Российской Федерации,
отмечены особенности ведения бухгалтерского учета в учреждениях образования,
представлены изменения в организации бухгалтерского учета в связи с введением
новой Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.1999
г. № 107н.
Во
второй главе работы раскрыта сущность финансово-хозяйственной деятельности
экономического субъекта исследования, проведен анализ основных финансовых показателей
за 1998-1999 гг. с объяснением причин отклонений по кодам бюджетной классификации.
Изучена организация бухгалтерского учета и контрольно-ревизионной работы в ЦБ №
2.
В
третьей главе представлен порядок учета расчетных операций в ЦБ № 2 и проведена
сравнительная характеристика особенностей учета в соответствии с планами счетов
Инструкции № 122 от 03.11.1993 г. и Инструкции № 107н от 30.12.1999 г.
В четвертой главе представлены
мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета, которые
имеют практическую значимость и будут применены в работе ЦБ № 2.
Считаю, что дипломная работа,
выполненная студенткой Ляпиной Г.В., оформлена грамотно, наглядно
проиллюстрирована рисунками, таблицами, отвечает всем необходимым требованиям и
заслуживает оценки "отлично".
Главный
бухгалтер ЦБ № 2 ОО КАО В.В. Барабанщикова
ОТЗЫВ
на дипломную работу студентки 5 курса экономического
факультета КубГУ специальности 06.05 Ляпиной Г.В. по теме "Совершенствование
организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и
внебюджетных средств в системе образования" (на примере Централизованной
бухгалтерии № 2 отдела образования администрации Карасунского округа мэрии г.
Краснодара)
Дипломная работа выполнена
в соответствии с заданной темой, в установленный срок, в полном объеме, на
соответствующем уровне.
Тема дипломной работы
актуальна, отвечает современному уровню, подход к раскрытию и разработке темы
соответствует тенденциям экономических преобразований в России на данном этапе.
В дипломной работе дан
анализ состояния бухгалтерского учета и внутреннего аудита Централизованной
бухгалтерии № 2, рассмотрена экономическая сущность расчетных операций, описаны
проблемы, дана классификация расчетных операций, выявлены их особенности.
Исследованы и
проанализированы основные показатели деятельности бухгалтерии, рассмотрена
организация бухгалтерского учета.
В работе в полном объеме
рассмотрены аспекты организации бухгалтерского учета расчетных операций в
учреждениях образования, сформулированы выводы и предложения по результатам
исследования.
В дипломной работе
приведены: теоретический и фактический материалы с использованием
первоисточников, достаточное количество таблиц.
Предложенные мероприятия
отвечают современным тенденциям экономического развития и могут быть
использованы бухгалтерией в практической деятельности.
В процессе работы над
дипломной работой студентка Ляпина Г.В. проявила умение работать с учебной и
специальной литературой, применять действующие нормативные и методические
документы в области бухгалтерского учета, творческий подход при решении
экономических вопросов.
Дипломная работа,
выполненная студенткой Ляпиной Г.В., оформлена в соответствии с предъявляемыми
требованиями, наглядно проиллюстрирована, и может быть допущена к защите в ГАК
по специальности 06.05.
Научный
руководитель Е.А.
Кассай
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс Российской
Федерации. Часть первая. – М., 1994.
2. Налоговый кодекс. Часть первая от
31.07.98 г. № 147-ФЗ – М., 1998.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный
закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
4. О введении Бюджетного кодекса РФ:
Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 159-ФЗ. – М., 1999.
5. Об образовании. Федеральный закон от
10.07.1992 г. № 3267-1.
6. О Федеральном казначействе: Указ
Президента Российской Федерации от 08.12.92 г. № 864. – М., 1993.
7. Положение по бухгалтерскому учету
"Бухгалтерская отчетность организаций". Утверждено приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 8.02.96 г. № 10. – М., 1996.
8. Положение о порядке предоставления
государственной статистической отчетности в Российской Федерации: от 14.08.92
г. № 130. – М., 1992.
9. О порядке составления годовой, квартальной
и месячной бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями, состоящими на
бюджете: Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.02.93 г. № 12.
– М., 1993.
10.
Порядок ведения
кассовых операций в Российской Федерации: Утверждено приказом Центрального
банка Российской Федерации от 04.10.93 г. № 18. –М., 1993.
11.
В помощь
работникам централизованных бухгалтерий: Инструкция Министерства Просвещения
РСФСР от 10.03.87 г. № 15. – М., 1987.
12.
Инструкция по
бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. № 107н.
13.
Инструкция по
бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.
Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3.11.93 г. №
122. – М., 1993.
14.
О составлении
бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями состоящими на бюджете:
Инструкция Министерства финансов РФ от 5.03.93 г. – М., 1993.
15.
Типовое
положение о централизованных бухгалтериях бюджетных учреждений системы
Министерства просвещения СССР": Утверждено приказом Министерства
просвещения по согласованию с Министерством финансов СССР от 3.10.1972 г. №
111.
16.
Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные
приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
17.
О составлении
бухгалтерской отчетности за 1999 год бюджетными учреждениями и организациями,
получающими финансирование из федерального бюджета, а также целевыми бюджетными
фондами. Приказ Минфина России от 25 мая 1999 г. № 97н.
18.
. Отчет о доходах
и расходах целевого бюджетного фонда и указания о порядке заполнения и
предоставления отчетности по форме 2-4. Приказ Минфина России от 22 декабря
1999 г. № 97.
19.
О дифференциации
в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной
сетки. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785.
20.
Об утверждении
разъяснения о норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной
ставни из установленной месячной тарифной ставки в 1996 г. Постановление
Министерства труда РФ от 13 сентября 1995 г.
21.
Об изменении
норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации.
Приказом Минфина РФ от 13 августа 1999 г. № 57н.
22.
О порядке
исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды. Инструкция ГНС РФ от
15 мая 1995 г. № 30.
23.
О порядке исчисления
и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий. Инструкция ГНС РФ от 8 июня
1995 г. № 33.
24.
О федеральном
бюджете на 2000 год. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ.
25.
О сроках и
порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы. Письмо Минфина
России и Госналогслужбы России от 8 декабря 1998 г. № 143, ЮУ-4-15/194н.
26.
О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями и
представления отчетности в налоговые органы. Инструкция Госналогслужбы России
от 20 августа 1998 г. № 48.
27.
Самбореский В.И.
Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. – М.,
1989.
28.
Алешин С.М.
Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. –
М., 1975.
29.
Белов А.Н.
Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. – М., 1998.
30.
Белов А.Н.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М., 1990.
31.
Белов А.Н.
Бухгалтерский учет в бюджетных и научных учреждениях. – М., 1987.
32.
Голощапов В.А.
Бюджетный учет. – М., 1963.
33.
Детков Е.П. Бухгалтерский
учет в бюджетных учреждениях и его централизация. – М., 1966.
34.
Детков Е.П.
Бюджетный учет. – М., 1983.
35.
Земляченко С.В.
Новый порядок бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.//Главбух. – 2000. №
5. – С. 41-55.
36.
Земляченко С.В.,
Голубева М.А. Переход бюджетных организаций на новый план счетов.//Главбух. –
2000. № 9. – С.41-50.
37.
Каверина О.Д.
Практикум по бухгалтерскому учету в госбюджетных учреждениях и организациях. –
М., 1988.
38.
Киселев Д.И.
Контроль и ревизия в учреждениях народного образования. – М., 1993.
39.
Кутер М.И.
Теория и принципы бухгалтерского учета. – М., 2000.
40.
Нефедова В.П.
Практическое пособие по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. – М.,
1993.
41.
Самбореский В.И.
Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. – М.,
1989.
Перечень
мемориальных ордеров, использующихся
в работе ЦБ №
2:
1)
мемориальный ордер № 1 "Накопительная ведомость по кассовым
операциям" ф. 381.;
2)
мемориальный ордер № 2 "Накопительная ведомость по движению бюджетных
средств на текущие расходы" – субсчет 100, ф. 381;
мемориальный ордер № 2-1 "Накопительная ведомость по движению бюджетных
средств на заработную плату" – субсчет 100-1, ф. 381;
мемориальный ордер № 2-9 "Накопительная ведомость по движению бюджетных
средств на питание" – субсчет 100-9, ф. 381;
мемориальный ордер № 2-20 "Накопительная ведомость по движению средств
краевого бюджета " – субсчет 100-20, ф. 381;
3)
мемориальный ордер № 3 и № 3а "Накопительные ведомости по движению средств,
полученных из внебюджетных источников" – субсчета 110, 111, ф. 381;
4)
мемориальный ордер № 5 "Свод расчетных ведомостей по заработной плате ф.
405;
5)
мемориальный ордер № 6 "Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами
и кредиторами" ф. 408;
мемориальный ордер № 6-1 "Накопительная ведомость по расчету с поставщиками
коммунальных услуг";
мемориальный ордер № 6-2 "Накопительная ведомость по расчетам с подрядчиками
по капитальному ремонту";
мемориальный ордер № 6-4 "Накопительная ведомость по расчетам с прочими
дебиторами и кредиторами за счет средств счета сумм по поручениям";
мемориальный ордер № 6-5 "Накопительная ведомость по расчетам с прочими
дебиторами и кредиторами за счет средств спецсчета";
6)
мемориальный ордер № 7 "Накопительная ведомость по расчетам в порядке
плановых платежей" ф. 408;
7)
мемориальный ордер № 8 " Накопительная ведомость по расчетам с подотчетными
лицами" ф. 386;
8)
мемориальный ордер № 9 "Накопительная ведомость по выбытию и перемещению
основных средств" ф. 438;
9)
мемориальный ордер № 10 "Накопительная ведомость по выбытию и перемещению
малоценных и быстроизнашивающихся предметов" ф. 438;
10)
мемориальный ордер № 11 "Свод накопительных ведомостей по приходу продуктов
питания" ф. 398;
11) мемориальный
ордер № 12 "Свод накопительных ведомостей по расходу продуктов
питания" ф. 411;
12)
мемориальный ордер № 13 "Накопительная ведомость по расходу
материалов" ф. 396;
13)
мемориальный ордер № 14 "Накопительная ведомость начисления доходов по
спецсредствам" ф. 409;
14)
мемориальный ордер № 15 "Свод накопительных ведомостей по расчетам с
родителями за содержание детей" ф. 406;
15)
мемориальный ордер № 16 исправительный;
16)
мемориальный ордер № 17 "Накопительная ведомость по прочему приходу
материалов";
17)
мемориальный ордер № 19 "Накопительная ведомость по приходу материальных
ценностей и учету услуг, оказанных образовательным учреждениям в порядке шефской
помощи".
Уважаемый
председатель, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии, вашему
вниманию представляется доклад по дипломной работе на тему "Совершенствование
организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и
внебюджетных средств в системе образования" (на примере Централизованной
бухгалтерии № 2 отдела образования администрации Карасунского округа мэрии г.
Краснодара).
В
настоящее время бюджетная система России находится в ситуации кризиса, что
поставило учреждения непроизводственной сферы в крайне неблагоприятные условия.
Из-за недостаточного финансирования со стороны государства они задолжали поставщикам
материальных ресурсов, приостановили работы по строительству и капитальному
ремонту зданий, развитию материальной базы. Для своевременного и полного обеспечения
программных мероприятий финансовыми ресурсами наряду с установленными суммами
бюджетного финансирования учреждения непроизводственной сферы, привлекают и
используют внебюджетные источники финансирования, занимаясь всеми доступными им
видами коммерческой деятельности. При этом одной из необходимых предпосылок
адекватного отражения расчетных операций за счет бюджетных и внебюджетных
средств на основе рационального использования финансовых ресурсов отрасли,
является рационально функционирующая система бухгалтерского учета и финансового
контроля, соответствующая современному этапу развития экономики.
Актуальность
проводимого исследования организации учета расчетных операций в бюджетной сфере
определяется наличием большого числа нерешенных проблем в данной области. К их
числу прежде всего можно отнести:
необходимость
совершенствования методологии бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в
условиях широкого развития внебюджетной деятельности;
несоответствие
реального содержания финансово-хозяйственной деятельности и уровня
законодательной, нормативно-правовой и методической базы бухгалтерского учета и
финансового контроля;
необходимость
упорядочения и оптимизации как организационных структур учета и контроля за
расчетными операциями, так и информационного обмена между этими функциями
управления;
отсутствие
теоретических проработок, определяющих концепцию, направления информатизации
учета и контроля
Новая
Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. №
107н, введенная в действие с 3 марта 2000г. определила для образовательной
отрасли новые методические и организационные подходы, адаптированные к рыночным
условиям хозяйствования, в которых функционируют учреждения образования. Пункт
2 раннее действовавшей Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете от 03.11.1993 г. № 122 признан не
соответствующим статье 298 ГК РФ. В соответствии с этим пунктом доходами,
полученными от предпринимательской деятельности, и приобретенным за счет таких
доходов имуществом нельзя было самостоятельно распоряжаться, также учитывать на
самостоятельном балансе. Новая Инструкция устраняет эти недостатки и
предоставляет значительные права бюджетным организациям в части использования
средств, полученных от разрешенной предпринимательской деятельности.
В
соответствии с этим, третья глава дипломной работы представляет собой теоретические
проработки отражения расчетных операций в условиях перехода на новую систему
бюджетного учета.
Основной
целью дипломной работы является определение направлений совершенствования
бухгалтерского учета в системе образования как важнейшего элемента управления в
условиях перехода экономики на рыночные отношения на основании решения
следующих задач:
изучения
особенностей ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях;
проведения
анализа хозяйственного механизма бюджетных учреждений;
выявления
слабых мест и недостатков в организации бухгалтерского учета и в составлении
отчетности.
В результате проведенного исследования сделаны
следующие выводы о выявленных недостатках в организации бухгалтерского учета в
ЦБ № 2 и предложены конкретные мероприятия по их устранению, представленные в
таблице .
Спасибо вам за внимание. Доклад окончен.
Иллюстрационный материал к докладу по дипломной работе "Совершенствование
организации бухгалтерского учета
расчетных операций за счет бюджетных и внебюджетных средств в системе
образования"
Студентки 5 курса
экономического факультета
специальности 06.05
группы
"Г" Ляпиной
Г.В.
|