Основы политологии
главой правительства, высшей законодательной властью являются Бундестаг и
представляющий германские земли Бунденсрат.
Заметную роль в жизни современного общества и его политической системе
играют политические партий. В середине 90-х гг. в более чем 100 странах
мира действовало свыше 500 партий. Они являются выразителями интересов и
целей различных социальных групп населения, принимают активное участие в
функционировании политической власти.
В состав политической системы входят политические отношения, являющиеся
разновидностью общественных отношений н выражающие отношения по поводу
политической власти. Политические отношения могут быть отношениями
сотрудничества, учета баланса интересов, изоляции, нейтрализации, борьбы.
Условно их можно разделить на три группы: отношения между крупными
социальными слоями, а также нациями и государствами; вертикальные
отношения, которые складываются в процессе воздействия органов руководства
и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы
в обществе; отношения, которые складываются между политическими
организациями и государственными учреждениями,
Существенным элементом политической системы являются политические
принципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и нормативных актах.
К числу элементов политической системы общества относятся также
политическое сознание и политическая культура, от которых зависит поведение
людей и их организаций, процесс подготовки и принятия политико-
управленческих решений.
При помощи механизмов политической системы разрешаются социальные
противоречия, достигается консенсус (согласие) относительно направления
общественного развития.
Далее необходимо выделить и рассмотреть функции политической системы:
отражение состояния общества; функцию целеполагания (выявление основных
групп социальных интересов, выстраивание социальных приоритетов определение
целей и задач развития общества)) координирующую, или регулирующую функцию
(согласование интересов участников политической жизни, координация усилий
различных социальных групп); интегрирующую функцию (объединение всех
элементов общества вокруг общих целей и ценностей); функцию обеспечения
целостного управленческого воздействия на общественные процессы.
2. Базовые модели политической системы: типология и характерные черты
В ходе становления и развития различных политических систем оформились
основные (базовые) модели политических систем, или типы политических
режимов. Политический режим - это определенный политический порядок,
система средств и методов осуществления политической власти в
обществе. Политический режим характеризуется системой методов осуществления
государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод
личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной
деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с
реальной политической жизнью. Выделяются тоталитарный, авторитарный,
демократический типы политических режимов, Тоталитарный режим - это система
насильственного политического господства, характеризующаяся полным
подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической,
духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной
в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером» Для
тоталитарных режимов характерны следующие признаки: 1) насильственное
политическое господство группы "избранных", возглавляемой лидером; 2)
монополизация власти; 3) стремление к полному (тотальному) контролю над
всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности;
4) отсутствие парламентской демократии, разделения властей, прав и свобод
личности; 5) формирование власти через закрытые каналы бюрократическим
способом; б) особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие право
этого режима на существование и являющиеся единственными и
общеобязательными; 7) монополия на информацию; 8) применение насилия,
террора как средства внутренней политики; 9) милитаризация общества.
Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный английским
писателем и публицистом Дж.Оруэллом в романе-антиутопии "1984",написанном
.в. 1949 г, где он изображает общество, идущее на смену капитализму, как
тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы - прототипы этого
идеала.
Авторитарный режим - это власть авторитета или диктатура одного лица
(группы). Он характеризуется: 1) концентрацией власти в руках политического
лидера или определенного органа; 2) безраздельным господством
исполнительной власти; 3) определенными элементами демократии ~ выборами,
парламентом и парламентской борьбой, легальной оппозицией, поляризацией
политических сил и интересов; 4) вместе с тем парламент превращается в
совещательное учреждение при главе государства, значительная часть его
назначается; 5) политические права граждан и общественно-политических
организаций сужены, не допускается серьезная легальная оппозиция,
политическое поведение как отдельных граждан, так и политических
организаций строго регламентировано; 6) режим опирается на армию, которая
вмешивается в политический процесс; 7) личность строго подчинена
авторитету.
Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов
правления и власти и обычно сочетаются: 1 Централизация власти;
2)безапелляционный командный метод руководства; 3)безусловное повиновение.
Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли
правящего лица, подавление воли и свободы подчиненных и общества в целом.
Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и
в различных странах Персии, Спарте, Германии и т.д. Его теория была впервые
разработана теоретиками начала XIX века - французскими политическими
деятелями и публицистами Ж.де Ментром и Л.де Бональдом.
Демократический режим - форма государственного устройства, при котором
осуществляется правление народа. Основополагающие принципы демократии -
народовластие, равенство, свобода личности. Для демократических режимов
характерно избрание представительных органов государственной власти и
местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном
голосовании; строгое осуществление разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную; политический плюрализм; широкий спектр прав и
свобод граждан и т.д.
Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней
и по различным критериям, На внешнем уровне, согласно юридически
институциональному критерию, ее тип определяется отношениями между
законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При
парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в
так называемой парламентской республике), а также - от избирательного
процесса. При президентском правлении глава государства избирается
непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Президент
сам формирует правительство и сам может его возглавить.
Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших
институтов - макро уровней власти, но и политические структуры среднего
уровня. На этом основании различают три типа демократии:
1) с высокой степенью независимости подсистем - партий, профсоюзов, групп
давления и т.п. (Англия, США);
2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);
3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический
режим - результат творчества народных масс, передовых представителей
общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого
оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях
основной части населения.
3. Основные направления развития политической системы Российской
Федерации
При рассмотрении третьего вопроса требуется охарактеризовать
происходящие изменения в политической сфере в России. В процессе
радикальных реформ произошел распад авторитарно-бюрократического строя,
советской политической системы, осуществляется переход к плюралистической
демократии.
Необходимо отметить, что демократический политический процесс в
России развивается неравномерно. Общество учится демократии. Но обучение
демократии - достаточно длительный исторический процесс. Демократия - не
каприз, не общественное излишество, а неизбежная историческая
необходимость. Важно понять, что демократический режим не сводится к
различного рода правам и свободам. Посттоталитарный политический режим
имеет свои особенности и формируется в весьма сложных условиях, сложившихся
в России.
Политическая система российского общества на современном этапе
характеризуется переходным состоянием от тоталитаризма к демократии.
Механизм эволюционной трансформации российской политической системы
включает в себя смену концентрации власти ^принципом разделения властей,
однопартийной системы ~ многопартийной, политического и идеологического
монополизма - политическим плюрализмом, превращение подданного государства
в самостоятельного независимого гражданина.
Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению
монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения
социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов
политической системы Российской Федерации. Политическая власть становится
не внешним - формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека.
Изменяется соотношение государства и личности. Государство призвано
гарантировать свободу, демократическую жизнь человека, существовать для
него. Главным элементом демократической политической системы является
человек как политический субъект. Интерес человека - это основной
политический капитал» и политический рынок обязан его учитывать.
Поскольку демократической политической системы у нас в прошлом не было,
то и прямой представительной демократии также не существовало. Возможности
и способности масс к непосредственному участию в управлении, регулированию
общественно-политического процесса, выражению воли и формированию
общегражданского, общегосударственного интереса подавлялись, делались
формальными, показными. Представитель народа в депутатском корпусе
оказывался несвободным от аппарата исполнительных органов,
несамостоятельным, лишенным права проводить волю избравших его людей.
Отдельные попытки внедрения в политическую систему механизмов демократии -
гласности, открытости - были потом локализованы в руках узкой группы лиц.
Одним из важнейших путей реформирования политической системы является
разрешение данного противоречия демократическими способами, позволяющими
поставить личность в центр политической системы.
Формирование новой демократической стабильности, и эффективной
политической системы - длительный и весьма сложный процесс. Требуется время
для того, чтобы вызрели активно действующие политические институты,
утвердились новые политические нормы, политический режим свободного
общества, практика политического плюрализма.
Тема 4 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1. Место и роль государства в политической системе общества
Стержнем и основой политической системы является государство. Анализ
первого вопроса следует начать с выяснения понятия государства и его
природы. Государство - это исторически обусловленная и выделившаяся из
гражданского общества организация, которая осуществляет суверенную власть
при помощи специального аппарата, защищает данные общественное
отношения, высыпая вместе с тем как официальный представитель всего
общества. Государство - основной институт политической системы существа,
организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в
отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство
представляет собой центральный институт власти в обществе и
концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в
теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления
- государство, власть и политика -вполне естественно отождествляются.
Общая теория о государстве возникла в конце XIX в. Признаки государства
рассматривались в так называемой "теории трех элементов", согласно которой
государство существует там, где есть народ (население), территория и
государственная власть,
Необходимо показать причины возникновения государства и охарактеризовать
исторические рубежи его развития. История становления государства - сложный
и многообразный процесс, опосредованный многими историческими,
региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций,
общественно-экономических формаций и другими факторами. Важнейшими
признаками государства являются 1) публичная власть (особая система органов
и учреждений); 2) определенная территория, на которую распространяются
законы данного государства; 3) система правовых норм и законов; 4) армия.
Государство имеет ряд типичных для него свойств: 1) распространение
власти государства на всех граждан; 2) суверенность, т.е. верховенство,
независимость государственной власти; 3) монопольное право на легальное
применение принуждения (насилия); 4) право окончательного, решения всех
спорных вопросов; 5) выполнение основного объема работ по управлению
общественными делами.
Суверенитет - независимость и признание государственной власти в качестве
выразителя общей, народной воли во внутриполитической и международной
политической деятельности и отношениях. Государственный суверенитет
выражает самостоятельность верховной и независимой воли населения
определенной территории. Исходя из мировой практики можно выделить
следующие основополагающие предпосылки государственного суверенитета:
суверенитет только и исключительно характеризует государственность,
подчеркивая ее отличия от других общественных явлений, суверенитет связан с
волей народов, населения, с государственно оформленной территорией,
суверенитет "является объективной реальностью, не требующей чьего-либо
юридического утверждения. Принцип государственного суверенитета означает
признание за государством права воплощения единого порядка, права
пресечения анархии, исключительной монополии государства на применение
насилия в случае невыполнения законов, независимость государственных
структур относительно любых негосударственных образований и лиц,
верховенство закона в регулировании всех отношений, самостоятельность
внешнеполитического курса государства.
Механизм государства составляет комплекс специальных органов, основными
из которых являются органы государственной власти, органы государственного
управления, надзорно-контрольные инстанции; судебные органы; органы охраны
общественного порядка; вооруженные силы и госбезопасность.
Внутренними функциями государства являются социальная, хозяйственно-
организаторская, организационно-правовая, функция социализации личности.
Внешние функции ~ это защита национальных интересов своего государства;
уважение национальных интересов других стран; налаживание "сотрудничества с
другими странами; обеспечение безопасности народов, поддержание мира и др.
Существование государства, проявление этих и других признаков представляют
собой осуществление совокупности необходимых функций, неизбежных для
государства любого типа. Функции государства составляют меру свободы
человека и общества, в них содержится как бы указание гражданам, в чем и
насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зависит только
от их собственных усилий.
Функции демократического государства должны принципиально отвергать две
крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба
с богатством, а недопущение бедности должно составлять цель его
регулирующей деятельности. Государство сильно благополучием своих граждан,
а не унификацией их бедности.
Функции государства и его органов, апробированные на практике в
развитых странах мира, сводятся к тому, что государство не командует, не
решает непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на различные
сферы жизни общества через законы, координирует, контролирует, помогает,
определяет ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшее для
государства ~ выявление потребностей людей, их приоритетов, после чего в
соответствующую отрасль производства вкладываются деньги, а результат
деятельности приносит пользу как производителям, так и потребителям, В
подобной социально-ориентированной экономике функции государственных
органов состоят не в обладании собственностью, а в управлении общественными
процессами, оказании помощи людям, организациям, т.е. в создании условий
нормального существования. При этом распределительные механизмы выключены
из государственной политики. Каждый государственный орган занимается своим
делом, стимулируя и координируя деятельность производителей и потребителей.
Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при
этом средства, характер установленных в государстве социальных и иных
отношений позволяют классифицировать разные виды государств, построить их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|