МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы политологии

    главой правительства, высшей законодательной властью являются Бундестаг и

    представляющий германские земли Бунденсрат.

    Заметную роль в жизни современного общества и его политической системе

    играют политические партий. В середине 90-х гг. в более чем 100 странах

    мира действовало свыше 500 партий. Они являются выразителями интересов и

    целей различных социальных групп населения, принимают активное участие в

    функционировании политической власти.

    В состав политической системы входят политические отношения, являющиеся

    разновидностью общественных отношений н выражающие отношения по поводу

    политической власти. Политические отношения могут быть отношениями

    сотрудничества, учета баланса интересов, изоляции, нейтрализации, борьбы.

    Условно их можно разделить на три группы: отношения между крупными

    социальными слоями, а также нациями и государствами; вертикальные

    отношения, которые складываются в процессе воздействия органов руководства

    и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы

    в обществе; отношения, которые складываются между политическими

    организациями и государственными учреждениями,

    Существенным элементом политической системы являются политические

    принципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и нормативных актах.

    К числу элементов политической системы общества относятся также

    политическое сознание и политическая культура, от которых зависит поведение

    людей и их организаций, процесс подготовки и принятия политико-

    управленческих решений.

    При помощи механизмов политической системы разрешаются социальные

    противоречия, достигается консенсус (согласие) относительно направления

    общественного развития.

    Далее необходимо выделить и рассмотреть функции политической системы:

    отражение состояния общества; функцию целеполагания (выявление основных

    групп социальных интересов, выстраивание социальных приоритетов определение

    целей и задач развития общества)) координирующую, или регулирующую функцию

    (согласование интересов участников политической жизни, координация усилий

    различных социальных групп); интегрирующую функцию (объединение всех

    элементов общества вокруг общих целей и ценностей); функцию обеспечения

    целостного управленческого воздействия на общественные процессы.

    2. Базовые модели политической системы: типология и характерные черты

    В ходе становления и развития различных политических систем оформились

    основные (базовые) модели политических систем, или типы политических

    режимов. Политический режим - это определенный политический порядок,

    система средств и методов осуществления политической власти в

    обществе. Политический режим характеризуется системой методов осуществления

    государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод

    личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной

    деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с

    реальной политической жизнью. Выделяются тоталитарный, авторитарный,

    демократический типы политических режимов, Тоталитарный режим - это система

    насильственного политического господства, характеризующаяся полным

    подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической,

    духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной

    в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером» Для

    тоталитарных режимов характерны следующие признаки: 1) насильственное

    политическое господство группы "избранных", возглавляемой лидером; 2)

    монополизация власти; 3) стремление к полному (тотальному) контролю над

    всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности;

    4) отсутствие парламентской демократии, разделения властей, прав и свобод

    личности; 5) формирование власти через закрытые каналы бюрократическим

    способом; б) особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие право

    этого режима на существование и являющиеся единственными и

    общеобязательными; 7) монополия на информацию; 8) применение насилия,

    террора как средства внутренней политики; 9) милитаризация общества.

    Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный английским

    писателем и публицистом Дж.Оруэллом в романе-антиутопии "1984",написанном

    .в. 1949 г, где он изображает общество, идущее на смену капитализму, как

    тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы - прототипы этого

    идеала.

    Авторитарный режим - это власть авторитета или диктатура одного лица

    (группы). Он характеризуется: 1) концентрацией власти в руках политического

    лидера или определенного органа; 2) безраздельным господством

    исполнительной власти; 3) определенными элементами демократии ~ выборами,

    парламентом и парламентской борьбой, легальной оппозицией, поляризацией

    политических сил и интересов; 4) вместе с тем парламент превращается в

    совещательное учреждение при главе государства, значительная часть его

    назначается; 5) политические права граждан и общественно-политических

    организаций сужены, не допускается серьезная легальная оппозиция,

    политическое поведение как отдельных граждан, так и политических

    организаций строго регламентировано; 6) режим опирается на армию, которая

    вмешивается в политический процесс; 7) личность строго подчинена

    авторитету.

    Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов

    правления и власти и обычно сочетаются: 1 Централизация власти;

    2)безапелляционный командный метод руководства; 3)безусловное повиновение.

    Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли

    правящего лица, подавление воли и свободы подчиненных и общества в целом.

    Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и

    в различных странах Персии, Спарте, Германии и т.д. Его теория была впервые

    разработана теоретиками начала XIX века - французскими политическими

    деятелями и публицистами Ж.де Ментром и Л.де Бональдом.

    Демократический режим - форма государственного устройства, при котором

    осуществляется правление народа. Основополагающие принципы демократии -

    народовластие, равенство, свобода личности. Для демократических режимов

    характерно избрание представительных органов государственной власти и

    местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном

    голосовании; строгое осуществление разделения властей на законодательную,

    исполнительную и судебную; политический плюрализм; широкий спектр прав и

    свобод граждан и т.д.

    Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней

    и по различным критериям, На внешнем уровне, согласно юридически

    институциональному критерию, ее тип определяется отношениями между

    законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При

    парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в

    так называемой парламентской республике), а также - от избирательного

    процесса. При президентском правлении глава государства избирается

    непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Президент

    сам формирует правительство и сам может его возглавить.

    Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших

    институтов - макро уровней власти, но и политические структуры среднего

    уровня. На этом основании различают три типа демократии:

    1) с высокой степенью независимости подсистем - партий, профсоюзов, групп

    давления и т.п. (Англия, США);

    2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

    3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический

    режим - результат творчества народных масс, передовых представителей

    общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого

    оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях

    основной части населения.

    3. Основные направления развития политической системы Российской

    Федерации

    При рассмотрении третьего вопроса требуется охарактеризовать

    происходящие изменения в политической сфере в России. В процессе

    радикальных реформ произошел распад авторитарно-бюрократического строя,

    советской политической системы, осуществляется переход к плюралистической

    демократии.

    Необходимо отметить, что демократический политический процесс в

    России развивается неравномерно. Общество учится демократии. Но обучение

    демократии - достаточно длительный исторический процесс. Демократия - не

    каприз, не общественное излишество, а неизбежная историческая

    необходимость. Важно понять, что демократический режим не сводится к

    различного рода правам и свободам. Посттоталитарный политический режим

    имеет свои особенности и формируется в весьма сложных условиях, сложившихся

    в России.

    Политическая система российского общества на современном этапе

    характеризуется переходным состоянием от тоталитаризма к демократии.

    Механизм эволюционной трансформации российской политической системы

    включает в себя смену концентрации власти ^принципом разделения властей,

    однопартийной системы ~ многопартийной, политического и идеологического

    монополизма - политическим плюрализмом, превращение подданного государства

    в самостоятельного независимого гражданина.

    Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению

    монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения

    социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов

    политической системы Российской Федерации. Политическая власть становится

    не внешним - формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека.

    Изменяется соотношение государства и личности. Государство призвано

    гарантировать свободу, демократическую жизнь человека, существовать для

    него. Главным элементом демократической политической системы является

    человек как политический субъект. Интерес человека - это основной

    политический капитал» и политический рынок обязан его учитывать.

    Поскольку демократической политической системы у нас в прошлом не было,

    то и прямой представительной демократии также не существовало. Возможности

    и способности масс к непосредственному участию в управлении, регулированию

    общественно-политического процесса, выражению воли и формированию

    общегражданского, общегосударственного интереса подавлялись, делались

    формальными, показными. Представитель народа в депутатском корпусе

    оказывался несвободным от аппарата исполнительных органов,

    несамостоятельным, лишенным права проводить волю избравших его людей.

    Отдельные попытки внедрения в политическую систему механизмов демократии -

    гласности, открытости - были потом локализованы в руках узкой группы лиц.

    Одним из важнейших путей реформирования политической системы является

    разрешение данного противоречия демократическими способами, позволяющими

    поставить личность в центр политической системы.

    Формирование новой демократической стабильности, и эффективной

    политической системы - длительный и весьма сложный процесс. Требуется время

    для того, чтобы вызрели активно действующие политические институты,

    утвердились новые политические нормы, политический режим свободного

    общества, практика политического плюрализма.

    Тема 4 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

    1. Место и роль государства в политической системе общества

    Стержнем и основой политической системы является государство. Анализ

    первого вопроса следует начать с выяснения понятия государства и его

    природы. Государство - это исторически обусловленная и выделившаяся из

    гражданского общества организация, которая осуществляет суверенную власть

    при помощи специального аппарата, защищает данные общественное

    отношения, высыпая вместе с тем как официальный представитель всего

    общества. Государство - основной институт политической системы существа,

    организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в

    отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство

    представляет собой центральный институт власти в обществе и

    концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в

    теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления

    - государство, власть и политика -вполне естественно отождествляются.

    Общая теория о государстве возникла в конце XIX в. Признаки государства

    рассматривались в так называемой "теории трех элементов", согласно которой

    государство существует там, где есть народ (население), территория и

    государственная власть,

    Необходимо показать причины возникновения государства и охарактеризовать

    исторические рубежи его развития. История становления государства - сложный

    и многообразный процесс, опосредованный многими историческими,

    региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций,

    общественно-экономических формаций и другими факторами. Важнейшими

    признаками государства являются 1) публичная власть (особая система органов

    и учреждений); 2) определенная территория, на которую распространяются

    законы данного государства; 3) система правовых норм и законов; 4) армия.

    Государство имеет ряд типичных для него свойств: 1) распространение

    власти государства на всех граждан; 2) суверенность, т.е. верховенство,

    независимость государственной власти; 3) монопольное право на легальное

    применение принуждения (насилия); 4) право окончательного, решения всех

    спорных вопросов; 5) выполнение основного объема работ по управлению

    общественными делами.

    Суверенитет - независимость и признание государственной власти в качестве

    выразителя общей, народной воли во внутриполитической и международной

    политической деятельности и отношениях. Государственный суверенитет

    выражает самостоятельность верховной и независимой воли населения

    определенной территории. Исходя из мировой практики можно выделить

    следующие основополагающие предпосылки государственного суверенитета:

    суверенитет только и исключительно характеризует государственность,

    подчеркивая ее отличия от других общественных явлений, суверенитет связан с

    волей народов, населения, с государственно оформленной территорией,

    суверенитет "является объективной реальностью, не требующей чьего-либо

    юридического утверждения. Принцип государственного суверенитета означает

    признание за государством права воплощения единого порядка, права

    пресечения анархии, исключительной монополии государства на применение

    насилия в случае невыполнения законов, независимость государственных

    структур относительно любых негосударственных образований и лиц,

    верховенство закона в регулировании всех отношений, самостоятельность

    внешнеполитического курса государства.

    Механизм государства составляет комплекс специальных органов, основными

    из которых являются органы государственной власти, органы государственного

    управления, надзорно-контрольные инстанции; судебные органы; органы охраны

    общественного порядка; вооруженные силы и госбезопасность.

    Внутренними функциями государства являются социальная, хозяйственно-

    организаторская, организационно-правовая, функция социализации личности.

    Внешние функции ~ это защита национальных интересов своего государства;

    уважение национальных интересов других стран; налаживание "сотрудничества с

    другими странами; обеспечение безопасности народов, поддержание мира и др.

    Существование государства, проявление этих и других признаков представляют

    собой осуществление совокупности необходимых функций, неизбежных для

    государства любого типа. Функции государства составляют меру свободы

    человека и общества, в них содержится как бы указание гражданам, в чем и

    насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зависит только

    от их собственных усилий.

    Функции демократического государства должны принципиально отвергать две

    крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба

    с богатством, а недопущение бедности должно составлять цель его

    регулирующей деятельности. Государство сильно благополучием своих граждан,

    а не унификацией их бедности.

    Функции государства и его органов, апробированные на практике в

    развитых странах мира, сводятся к тому, что государство не командует, не

    решает непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на различные

    сферы жизни общества через законы, координирует, контролирует, помогает,

    определяет ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшее для

    государства ~ выявление потребностей людей, их приоритетов, после чего в

    соответствующую отрасль производства вкладываются деньги, а результат

    деятельности приносит пользу как производителям, так и потребителям, В

    подобной социально-ориентированной экономике функции государственных

    органов состоят не в обладании собственностью, а в управлении общественными

    процессами, оказании помощи людям, организациям, т.е. в создании условий

    нормального существования. При этом распределительные механизмы выключены

    из государственной политики. Каждый государственный орган занимается своим

    делом, стимулируя и координируя деятельность производителей и потребителей.

    Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при

    этом средства, характер установленных в государстве социальных и иных

    отношений позволяют классифицировать разные виды государств, построить их

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.