МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы политологии

    3. Политический лидер в переходных политических процессах

    Опыт мировой практики свидетельствует о том, что переход от тоталитаризма

    к демократии невозможен без сильной исполнительной власти, политических

    лидеров, обладающих яркой индивидуальностью, компетентностью,

    легитимностью, известностью в массах, основанных на опыте политической

    борьбы, политических и нравственных качествах. Роль лидера особенно

    возрастает в переломные, переходные периоды развития страны, когда

    политические события, темпы, сроки радикальных преобразований приобретают

    отчетливо выраженную личностную окраску.

    Анализируя этот вопрос, необходимо обратить внимание на роль

    политического лидерства в Российской Федерации. Следует показать, что

    командно-бюрократическая система, не справившись с управлением и доведя

    общество до кризисной ситуации, лишилась и способности выдвигать лидеров.

    Она формировала номенклатурный слой, который отличался послушностью

    вышестоящим властям.

    Важно проследить, как общественно-политическая обстановка в период

    распада СССР, образования СНГ и суверенной России вывела на арену

    политической борьбы лидеров популистского толка. Необходимо показать, как в

    кадровом составе российского общества сверху донизу идет смена поколений,

    вызревает новый тип лидера, неординарно мыслящего, с обостренным чувством

    перспективы, способностью принимать и осуществлять смелые самостоятельные

    решения.

    На переломных этапах истории активизируется популистский тип лидера.-

    Подобный.тип лидера встречается во всех странах, В российских условиях наши

    сограждане склонны доверять популистским лидерам. Лидер-популист, играя на

    эмоциях толпы, "подогревает" ее недовольство и озлобление, разжигает

    страсти. В демократически развитых странах популистские лидеры обречены,

    поскольку механизмы их деятельности не находят поддержки в массах. Спрос на

    популизм обусловлен неразвитостью интересов общества, отсутствием

    демократической политической культуры, ориентированностью населения на

    примитивные цели сегодняшнего дня.

    В современном мире в содержании лидерства выделяются два основных

    направления: консерватизм и умеренный реформизм. Неоконсерватизм стремится

    к гибкой социальной политике без конфликтов. По мнению политологов, в нашей

    политической ситуации оптимальным было бы движение от крайнего радикализма

    к умеренной демократической эволюционности неоконсерватизма.

    Весной проблемой политического лидера является приобретение и сохранение

    признания и доверия людей. Здесь и возникает политическое явление, которое

    называется "имидж", то есть образ политического лидера. Известно, что чем

    выше по занимаемому положению политический лидер, тем меньше он

    непосредственно общается с людьми, и тем более широкие слои имеют дело с

    образом этого лидера.

    Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    1. Сущность и содержание политической культуры

    Важную роль в развитии Цивилизации, в том числе и в становлении

    демократического общества играет культура (от лат. "возделывание",

    "воспитание") - способ общественного самовоспроизводства человека и

    человечества, исторически определенный уровень развития общества,

    творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах

    организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими

    материальных и духовных ценностях. Принято делить культуру на материальную

    и духовную. Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной

    деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, одежда, средства

    транспорта, связи и др.). Понятие «духовная культура» используется для

    обозначения сферы сознания, духовного производства (познание,

    нравственность, воспитание, право, наука, литература, искусство, религия,

    идеология и др.).

    Политическая культура - это совокупность типичных для данного общества

    или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений,

    ценностных ориентации, установок и политического поведения. Это ценностно-

    нормативная система, включающая политические традиции, политическое

    сознание, политическое поведение. Кратко политическую культуру можно

    определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения.

    Политическая культура обусловливается в основном двумя факторами:

    политическими институтами и процессами и состоянием общей культуры в целом.

    Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний,

    индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов

    политической жизни общества. Политическая культура в нашу эпоху - это итог

    освоения богатств современной цивилизации, политического образования,

    политической сознательности. Она является важной составляющей духовной

    жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом

    поведении. Поведение - это способ существования культуры.

    Важное значение для определения содержания политической культуры имеет

    четкое представление о ее структуре. Элементами политической культуры

    являются политические представления, политические ценности и ценностные

    ориентации, политические установки - отношение субъекта к политическим

    явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи

    образцов политического сознания и поведения народа.

    Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных

    организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики»

    оценку политических лидеров, определение человеком своего места в

    политической жизни общества.

    Следует разобраться в том, что политическая культура отражает троякую

    способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явлениях власти

    внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекающим из него целям и

    задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой

    изменения объекта практических устремлений.

    Облик политической культуры, господствующей в определенном обществе, в

    значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар

    ценностей: во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание

    стабильности социальной системы) и развития (направляющего его усилия на

    обеспечение социальных изменений); во-вторых, равенства (когда общество

    способно предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или в другом

    варианте - возможность для существования) и свободы (когда главным

    назначением политики считается снятие ограничений с деятельности индивида).

    Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение

    предпочтений членов общества между этими ценностями.

    Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и

    утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической

    деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть

    сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются

    формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности.

    Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности,

    воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни,

    поведении и деятельности человека. Это - естественное выражение духовного

    богатства личности, которой свойственны бескорыстие, душевная

    порядочность/трудолюбие, скромность, честность, чувство ответственности,

    благородство, самоотверженность, яркая индивидуальность, стойкость

    характера. Важные ee составляющие - развитое самосознание, творческие

    способности, чувства причастности к истории культуре. Интеллигентность

    отражает уровень интеллекта человека, его нравственную и эстетическую

    зрелость.

    Необходимо раскрыть функции политической культуры (регулирующую,

    политической социализации, коммуникативную, интегративную),

    Выделяются три основные модели политической культуры. Тоталитарная модель

    политической культуры характеризуется идеями одномерности жизни общества;

    отсутствием политического плюрализма, альтернативности, политического

    выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями;

    культом борьбы, ориентацией на конфронтацию, решение сложных проблем с

    позиции силового давления. Демократическая (плюралистическая) политическая

    культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов

    организации и функционирования политической системы; ротации партий и

    должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных

    ценностей; преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов;

    политическом плюрализме. Важнейшими параметрами современной демократической

    политической культуры являются плюрализм (от лат. "множественный") и

    толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению).

    Фрагментарная модель политической культуры является переходной и совмещает

    черты тоталитарной и демократической моделей политической культуры, В

    обществе наряду с политической культурой существуют политические

    субкультуры - социальная, национальная, коллективная, личностная и др.

    Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации,

    значительно отличающихся от культурных ориентации, доминирующих в обществе,

    человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику

    властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а

    проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов,

    обеспечивающих обществу благоприятные возможности.

    2. Политическая культура российского общества

    Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением особенностей современной

    политической культуры. При этом надо иметь в виду, что в России веками

    ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма,

    воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, государства перед целями и

    ценностями отдельной личности.

    Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая

    индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое

    участие. Важно понять, что заидеологизированность мышления большинства

    граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными

    воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись

    препятствием освоении опыта демократического развития других стран. В

    идеологизированном обществе политики выражали лишь один интерес - интерес

    государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне

    государства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось,

    в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в

    политике принципа "кто не с нами - тот против нас".

    Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат.

    etat - государство) - вера в государство, доминирование государства, при

    котором общество занимает подчиненное положение по отношению к государству.

    В современный период важным условием демократического развития

    российского общества является освоение гражданами опыта демократической

    политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходящий

    через этап фрагментарной модели политической культуры. Политическая

    культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа

    от собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость

    общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную

    восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия

    добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при

    которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было

    бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага,

    совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.

    Тема 8. ДЕМОКРАТИЯ КАК ФОРМА ВЛАСТИ И СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

    1. Демократия, ее сущность и принципы

    Излагая первый вопрос темы, необходимо выяснить прежде всего, что такое

    демократия, рассматривая это понятие как способ организации политической

    системы и государственной власти. С этой точки зрения под демократией

    понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы,

    политический режим, построены ни принципах народовластия, свободы и

    равенства.

    Формирование демократического государства является целью и идеалом

    развития любого цивилизованного общества.

    В реальной политической борьбе прошлого, демократия конкретизировалась

    как совокупность гражданских, социальных и политических нрав и свобод.

    Развитие представительной демократии ионию по двум направлениям:

    1) расширение избирательных прав от сословных до всеобщего права и

    увеличение числа представительных органов;

    2) создание системы гарантий демократии - процесс формирования

    гражданского общества и правового государства.

    Важнейшей составной частью развития демократического процесса стала

    разработка универсальных демократических процедур, которые характеризуют и

    современную демократию: избрание народом высшего законодательного органа;

    равенство избирательных прав; всеобщность избирательного права; ограничение

    прав меньшинства решением большинства; непрерывный общественный контроль и

    др.

    Демократия - это не просто многообразие взглядов и мнений, это -система

    правления, Современное демократическое государство - это государство

    правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и

    созданы реальные механизмы защиты нрав и свобод граждан. Важнейшее значение

    в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая

    воплощается в основных принципах демократии. Следует раскрыть такие

    важнейшие принципы демократии, как парламентаризм; выборность, сменяемость

    органов власти; их ответственность перед обществом; власть закона,

    равенство всех перед законом; разделение властей; широкий спектр прав и

    свобод граждан, их гарантии; политический плюрализм и др.

    Важно отметить, что в демократических государствах действует принцип

    конституционализма, по которому конституция обладает высшей юридической

    силой по отношению ко всем иным правовым нормам. Необходимо показать, что

    основой политической практики в демократических обществах являются мирная

    передача власти в соответствии с результатами выборов; невмешательство

    армии в политический процесс; отказ от крайних, насильственных методов;

    использование установленных законом способов разрешения социальных

    конфликтов.

    Центральным инструментом демократии считают свободные выборы, в которых

    принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без

    этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других

    ограничений. Гарантом демократии служит общественный контроль за ее

    конкретными проявлениями или срывами.

    Следует остановиться на таких основных характеристиках современной

    демократии, как общественное согласие, традиции законности, терпимость к

    инакомыслию, неприятие насилия, отказ от конфронтационного мышления. Важным

    условием демократий является достижение общественного консенсуса

    (согласия). Под консенсусом понимается непротиворечивое согласие, единство,

    но ведущим значимым вопросам, согласие значительного большинства людей

    относительно наиболее важных моментов организации и функционирования

    сообщества. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между

    государством и гражданами, между различными ветвями власти, между центром и

    местными органами власти, между политическими партиями и движениями,

    Выработка политического соглашения проходит ряд этапов, включающих

    определение общих задач, поиски условий сотрудничества; выявление

    противоречий, разногласий, возможных взаимных уступок; согласование степени

    и форм сотрудничества, а также определение условий его прекращения.

    2. Права человека и защищенность личности

    Необходимо разобраться, что утверждение демократии не является самоцелью,

    а представляет собой условие, основу обеспечения широких прав и свобод

    человека, его защищенности от любого произвола.

    Право - совокупность правил поведения (норм), установленных или

    санкционированных государством. Право характеризуется обязательностью его

    правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям

    и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной

    авторитетом и силой государства. Право - первично, государство - вторично.

    Право представляет собой цель государственной деятельности, государство

    обязано обеспечить права. Источником права является конституция, на

    основании которой создаются нормативно-правовые акты, договоры, законы,

    постановления и т.д.

    Права личности представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между

    людьми и государством.

    Современные представления о правах человека впитали интеллектуальный и

    политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и

    тоталитаризма, разнообразных форм подавления личности и эксплуатации. Они

    изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной

    Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

    Следует выделить и охарактеризовать три основные группы прав,

    признаваемых современными демократическими государствами. Это социально-

    экономические права, отражающие отношения индивидов в гражданском обществе;

    политические права, признаваемые за индивидом как членом определенной

    политической общности, и личные нрава и свободы, защищающие индивида от

    произвола со стороны государственных органов и со стороны частных лиц.

    Анализируя права и свободы человека, следует донимать, что они становятся

    реальностью лишь в том случае, если связаны с обязанностями людей.

    Рекомендуется рассмотреть раздел о правах человека Конституции Российской

    Федерации.

    3. Формирование демократии в России

    Становление и формирование российской демократии означает новый этап в

    истории развития России. Если система политической демократии в большинстве

    развитых стран отрабатывалась на протяжении последнего века, а в некоторых

    - и еще дольше, то в России ее предстоит создать на месте одной из наиболее

    сильных диктатур в истории.

    С падением тоталитарного строя в России начался процесс демократической

    реформации страны. Основные его направления - становление и развитие

    гражданского общества и правового государства, формирование многопартийной

    политической системы. Проблема развития демократии в России заключается в

    следующем: примут ли политические действующие лица страны структуру

    демократических институтов, при которой достигается их согласие.

    Количественная сторона демократизации российского общества - это

    расширение участия граждан в политической жизни страны. Качественная -

    появление новых политических институтов власти на основе рационального

    демократического процесса.

    Противоречия переходного периода в России и связанная с этим

    нестабильность общественной обстановки требуют от власти не только воли к

    переменам, но и политического реализма, способности трезво оценивать

    ситуацию. К сожалению, наш человек так воспитывался и формировался прошлой

    системой, что не привык, не умеет самостоятельно утверждать себя в жизни.

    За него все решало государство. Переход к демократии, рынку поставил перед

    населением сложнейшие, жизненные проблемы. Люди винят в них в первую

    очередь власть, правительство, государство. Это ведет к

    разбалансированности социальных, гражданских и политических связей.

    Формирование демократических политических отношений, нормального

    гражданского общества является условием стабилизации.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.