Основы политологии
прием в члены партии, признают в партии фракции и фракционную борьбу. Это
партии конституционные, действующие строго в рамках закона. Для
тоталитарных и авторитарных партий характерны строгая регламентация
отношений членства. В них существует строгая дисциплина, отсутствует
фракционность, оппозиция. Это партии монополистические, директивные.
Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе
государственной власти: легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные.
Оппозиция ~ от лат. "оппозито" - противопоставление ~ в политике означает
противопоставление своей политики другой политике, либо выступление против
большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных или
иных структурах. В демократических государствах оппозиция является нормой
политической жизни. Оппозиционная партия выдвигает альтернативу, является
противовесом правящей партии, критикует ее недостатки и упущения. Она
уравновешивает политический процесс, постоянно корректирует свою программу.
Различается оппозиция умеренная, радикальная, лояльная (готовая к
соглашению и поддержке власти), конструктивная (предлагающая деловые
предложения), деструктивная (разрушительная).
В ходе политической борьбы формируется определенная система партий,
образуется партийная система, представляющая собой целостную систему
взаимоотношений между партиями; совокупность политических партий, их блоков
и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической
системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или
соперничества в осуществлении политической власти. Выделяются
альтернативные (плюралистические) системы (многопартийная, бипартийная,
двухблоковая, система "большого и маленьких") и безальтернативные системы
(система кооперации партий с образованием одного блока; система партий
национального согласия; ограниченные партийные системы; однопартийная
система).
2. Общественно-политические организации и движения: содержание и формы
проявления их деятельности
Общественно-политические организации и движения - это добровольные
объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем
"давления" на публичную власть. Они представляют собой "группы интересов",
которые представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные
цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их
коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические
и религиозные группы, ассоциации и т.д.).
В современной политологии группы интересов определяются как добровольные
организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в
них людей во взаимоотношения как с другими группами и политическими
институтами, так и внутри самих организаций. Их способ действий -
убеждения, советы тем, кто управляет, информирование общественности и
политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных
групп, организованные действия в поддержку своих интересов, например,
забастовки, митинги; социальный контроль граждан за органами власти;
воздействие на процесс принятия политических решений.
Таким образом, общественные организации можно определить как
добровольные, самодеятельные объединения, в основе которых лежит общность
частных интересов граждан. Общественные организации и объединения - это
инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов
людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую
территориальную и национальную представленность, Они могут существовать вне
политических партий, но партии всегда базируются на них как своей основе.
Поэтому партии всегда борются за привлечение на свою сторону своих
союзников - общественно-политических организаций.
Признаками общественно-политической организации является ее широкая
социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность,
непосредственное выражение интересов народа, признание власти и
противостояние ей. Социальной базой общественно-политических организаций
являются массы, социальные группы, корпоративные организации, общественные,
национальные и экологические движения.
Далее необходимо охарактеризовать типы, характер, функции общественно-
политических организаций и движений. Можно выделить в соответствии с,
группами интересов общественные организации и движения в экономической
сфере и сфере труда, или социально-экономические; в социальной сфере; в
сфере отдыха и досуга; в сфере религии, науки и культуры; в общественно-
политической сфере, кроме политических партий; региональные и др. Задача
общественных организаций - выражение, защита и реализация интересов
различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.
Союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные
группы и группы давления - таковы основные типы общественно-политических
организаций.
Важным элементом политической системы являются также и общественные
движения. В общественных движениях участвуют граждане, которые в той или
иной степени понимают свои интересы и проявляют некоторую активность для их
защиты. Общественно-политическое движение есть добровольное консенсусное
объединение людей с целью защиты общественных интересов. Общественно-
политическая активность масс в движениях имеет разные уровни, формы и
степени действий. Выделяются действия пассивные - простой интерес к
политике» более активная форма ^ выступления на митингах, участие в
массовых движениях (забастовки, манифестации, демарши), наивысшей формой
общественно-политической активности можно считать членство в политической
партии.
В ходе становления демократической политической системы в нашем обществе
важным условием является создание механизма эффективного выявления,
формирования, согласования и реализации интересов различных социальных
групп и слоев. Это определяет повышение роли общественных организаций и
движений в политическом процессе. Через различные публичные акции, такие,
как агитация, принятие и предъявление власти петиций, обращений, заявлений,
проведение митингов, демонстраций, пикетирований, общественно-политические
организации непосредственно влияют на власть.
3. Многопартийность в России: трудности становления
Многопартийная система в России сложилась в 1905-1908 гг. В 1916 г.
насчитывалось 244 политических парши, В условиях административно-командной
системы в России сложилась безальтернативная однопартийная система. В
настоящее время в Российской Федерации в условиях перехода к гражданскому
обществу и демократическому государству формируется многопартийность. В
1988-1991 гг. шел процесс организационного становления политических партий,
выработки политических программ. Принятие в октябре 1990 г. закона "Об
общественных объединениях" стимулировало формирование партий. В основной
своей массе новые партии возникали как антитоталитарные и выдвигали задачи
формирования правового государства, многопартийной системы, многоукладной
экономики, организованного народовластия (конституционной демократии).
После утраты КПСС монополии на политическую власть, ликвидации
административно-командной системы в ходе реформ происходила перегруппировка
политических сил, формирование новых политических блоков и объединений.
Выборы в Федеральное Собрание в декабре 1993 г., декабре 1995 г.
стимулировали дальнейший процесс оформления и размежевания политических
партий и блоков. По итогам очередных выборов в Государственную Думу в
декабре 1999 г. в нижнюю палату российского парламента прошли следующие
политические партии и движения: КПРФ, "Единство", "Отечество - Вся Россия",
"Союз правых сил", "Блок Жириновского", "Яблоко".
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300
партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход
от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не
сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое
размежевание политических сил. Скорее, наоборот, процесс такого
размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые
партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее
существовавших.
Можно предположить, что в судьбе будущей российской многопартийной
системы проявятся следующие мировые тенденции. Во-первых, упрощение
партийной системы. Через блокирование на выборах постепенно создаются
условия для перерастания многопартийности в двухпартийное. Во-вторых,
прежнее значение партий даже в избирательных кампаниях уменьшается.
Сокращается число «твердых» сторонников какой-либо партии. Все большую роль
играет не партийная принадлежность, а восприятие кандидата.
Основные социальные ожидания масс, адресованные российским политическим
партиям, можно сформулировать следующим образом. Это потребность в
стабилизации общественно-политической ситуации и удержание ее в рамках
конституционно-правового развития, в нормализации процессов построения
гражданского общества, преодоление сползания в корпоративизм (одна из форм
авторитаризма) регионального, местнического, ведомственного и иного толка,
ослабление криминального давления на власть, в обеспечении трансформации
частных, групповых интересов зарождающегося гражданского общества в общие
интересы государства.
Тема 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
1. Происхождение, виды и функции политических элит
В условиях обновления российского общества остро ощущается влияние
общественного фактора. Деятельность различных партий, общественных
организаций и движений персонифицируется в конкретных личностях - лидерах и
политических элитах. Термин « элита» происходит от французского слова
"елите", что означает лучший, отборный, избранный, "избранные люди".
Политическая элита - это большая социальная группа, обладающая
определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником
руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. Элиты
присущи всем обществам и государствам, ее Существование обусловлено
действием следующих факторов;
а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми
способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
б) законом разделения труда, который требует профессионального занятия
управленческим трудом, выступающим условием его эффективности;
в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его
соответствующим регулированием;
г) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные
интересы которых обычно лежат вне сферы политики.
Эти и многие другие факторы обусловливают элитарность политических
структур общества. Политическая элита делится на правящую, которая
непосредственно обладает государственной властью, оппозиционную; высшую,
которая принимает значимые для государства решения, среднюю, которая
выступает барометром общественного мнения, административную - это служащие
- управленцы (бюрократия).
В состав политических элит входят высшие руководящие кадры, управленцы и
идеологи, представители различных отраслей других слоев общества,
духовенство, суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом. По
существу политика - это продукт элиты, ее функции выражают интересы всего
общества.
Каковы же функции элиты?
1. Элита играет важную роль в определении политической воли социальной
группы или класса, в разработке механизмов реализации этой воли.
2. Элита должна формировать политические цели своей группы, класса, их
программные документы,
3. Элита является основным резервом руководящих кадров, центром набора и
расстановки руководителей по различным участкам политического и
государственного управления.
2. Сущность и характерные особенности политического лидера
Анализируя вопрос, необходимо остановиться на определениях лидерства,
связанных с различными подходами к трактовке понятия, выделить следующие из
них: лидерство как влияние на других людей; как управленческий статус,
социальная позиция, связанная с принятием властных решений; как особого
рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке;
политический лидер как символ общности и образец политического поведения
людей, способный реализовать их интересы с помощью власти.
В общем виде лидерство (от англ. Leader - "ведущий") - это ведущее
положение, приоритетное влияние отдельной личности* социальной группы,
партии, государства, обусловленное более эффективными результатами
деятельности. Сущность лидерства составляют отношения доминирования и
подчинения, влияния и следования.
Политическое лидерство - это социальное отношение, выражающее взаимосвязи
и взаимодействие социальных общностей по поводу преодоления неравенства их
статуса в структуре общества с целью утверждения приоритета своих интересов
посредством овладения политической властью»
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех
уровней:
1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц,
имеющих общие интересы.
2. Лидер общественного движения (организации, партии) - лицо, с которым
конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения
своих интересов.
3. Лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных
отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального
института.
Немецким социологом М.Вебером была обоснована типология лидерства,
связанная со способом легитимации власти. Он выделил: 1 традиционное
лидерство, основанное на обычаях, традициях; 2рационально-легальное
лидерство, связанное с избранием лидера демократическим путем;
3)харизматическое лидерства (от греч. "харизма" - милость, божественный
дар), авторитет которого опирается на веру и эмоции. Э.Д-женнингс выделил
типы лидеров в зависимости от характера их деятельности: лидер-консерватор
(привержен стереотипам социального поведения, стремится консервировать или
адаптировать их к изменениям); лидер-реформатор (стремится к изменению
идеалов или приведению в соответствие с ними социальной реальности); лидер-
революционер (стремится к коренному преобразованию всей общественной
жизни). Имеются и другие классификации лидерства.
По отношению к власти можно выделить оппозиционного и властвующего
лидера. Оппозиционный тип в свою очередь подразделяется на два подтипа:
конфронтационно-оппозиционный, который является непримиримым противником
данной власти, и конструктивно-оппозиционный, критикующий данную власть, но
не ориентированный на ее немедленное свержение. Властвующие лидеры также
подразделяются на два подтипа: эгоцентрический (от лат. эго - я и центр),
ориентирующий власть на себя, и социоцентрический, для которого смысл
власти состоит в служении Отечеству, выполнении общественного долга.
По типу деятельности различают политиков-идеологов и политиков-
организаторов. Политик-идеолог выдвигает новые идеи, политик-организатор не
выдвигает принципиально новых идей, но умеет мобилизовать людей на
претворение в жизнь концепции идеолога. По отношению к действительности
можно выделить типы лидеров-реалистов, фанатиков и романтиков. Реалист,
выдвигая определенные цели и задачи, исходит из объективной реальности.
Фанатик руководствуется своими устремлениями, навязывает их обществу,
совершенно не считаясь с реальностью. Романтик - тип политика, который не
обладает развитой способностью адекватно реагировать на изменившиеся
условия и корректировать свои действия.
По стилю деятельности выделяются авторитарное лидерство (единоличное
направляющее воздействие) и демократическое (вовлекающее членов группы,
общности в управление ею).
Характеризуя функции лидерства, следует выделить и раскрыть следующие:
социально-организационную (интегративную) - процесс организации и
управления, мотивации и интеграции в единую социальную общность; культурно-
организационную (социокультурную) - социализация ценностной ориентации
людей; нормативно-регулятивную - координация и регулирование политических
интересов.
Рекомендуется охарактеризовать личные качества лидеров. К ним относят
компетентность, государственный подход к делу, высокую аналитичность ума,
большую работоспособность, твердость принципов и убеждений, способность к
восприятию альтернатив и поиску нового; умение убедить и вести за собой
людей; коммуникабельность, ораторские способности; наличие собственной
политической программы; умение бороться за осуществление этой программы;
популярность и т.д. Лидер должен учитывать, выражать и отстаивать взгляды
той или иной группы, интересы общества для него должны быть выше личных, он
должен иметь большие организаторские способности.
Большое значение для эффективной роли лидера имеет авторитет.
Политический авторитет - это соответствие лидера тем ожиданиям людей,
которые должны проявиться в политической деятельности лидера. Истинный
авторитет политического лидера в той или иной социальной группе создается
прежде всего выражением и защитой социальных интересов,
последовательностью, решительностью, эффективной организацией и проведением
политики, основанной на интересах людей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|