МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы политологии

    прием в члены партии, признают в партии фракции и фракционную борьбу. Это

    партии конституционные, действующие строго в рамках закона. Для

    тоталитарных и авторитарных партий характерны строгая регламентация

    отношений членства. В них существует строгая дисциплина, отсутствует

    фракционность, оппозиция. Это партии монополистические, директивные.

    Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе

    государственной власти: легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные.

    Оппозиция ~ от лат. "оппозито" - противопоставление ~ в политике означает

    противопоставление своей политики другой политике, либо выступление против

    большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных или

    иных структурах. В демократических государствах оппозиция является нормой

    политической жизни. Оппозиционная партия выдвигает альтернативу, является

    противовесом правящей партии, критикует ее недостатки и упущения. Она

    уравновешивает политический процесс, постоянно корректирует свою программу.

    Различается оппозиция умеренная, радикальная, лояльная (готовая к

    соглашению и поддержке власти), конструктивная (предлагающая деловые

    предложения), деструктивная (разрушительная).

    В ходе политической борьбы формируется определенная система партий,

    образуется партийная система, представляющая собой целостную систему

    взаимоотношений между партиями; совокупность политических партий, их блоков

    и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической

    системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или

    соперничества в осуществлении политической власти. Выделяются

    альтернативные (плюралистические) системы (многопартийная, бипартийная,

    двухблоковая, система "большого и маленьких") и безальтернативные системы

    (система кооперации партий с образованием одного блока; система партий

    национального согласия; ограниченные партийные системы; однопартийная

    система).

    2. Общественно-политические организации и движения: содержание и формы

    проявления их деятельности

    Общественно-политические организации и движения - это добровольные

    объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем

    "давления" на публичную власть. Они представляют собой "группы интересов",

    которые представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные

    цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их

    коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические

    и религиозные группы, ассоциации и т.д.).

    В современной политологии группы интересов определяются как добровольные

    организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в

    них людей во взаимоотношения как с другими группами и политическими

    институтами, так и внутри самих организаций. Их способ действий -

    убеждения, советы тем, кто управляет, информирование общественности и

    политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных

    групп, организованные действия в поддержку своих интересов, например,

    забастовки, митинги; социальный контроль граждан за органами власти;

    воздействие на процесс принятия политических решений.

    Таким образом, общественные организации можно определить как

    добровольные, самодеятельные объединения, в основе которых лежит общность

    частных интересов граждан. Общественные организации и объединения - это

    инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов

    людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую

    территориальную и национальную представленность, Они могут существовать вне

    политических партий, но партии всегда базируются на них как своей основе.

    Поэтому партии всегда борются за привлечение на свою сторону своих

    союзников - общественно-политических организаций.

    Признаками общественно-политической организации является ее широкая

    социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность,

    непосредственное выражение интересов народа, признание власти и

    противостояние ей. Социальной базой общественно-политических организаций

    являются массы, социальные группы, корпоративные организации, общественные,

    национальные и экологические движения.

    Далее необходимо охарактеризовать типы, характер, функции общественно-

    политических организаций и движений. Можно выделить в соответствии с,

    группами интересов общественные организации и движения в экономической

    сфере и сфере труда, или социально-экономические; в социальной сфере; в

    сфере отдыха и досуга; в сфере религии, науки и культуры; в общественно-

    политической сфере, кроме политических партий; региональные и др. Задача

    общественных организаций - выражение, защита и реализация интересов

    различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.

    Союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные

    группы и группы давления - таковы основные типы общественно-политических

    организаций.

    Важным элементом политической системы являются также и общественные

    движения. В общественных движениях участвуют граждане, которые в той или

    иной степени понимают свои интересы и проявляют некоторую активность для их

    защиты. Общественно-политическое движение есть добровольное консенсусное

    объединение людей с целью защиты общественных интересов. Общественно-

    политическая активность масс в движениях имеет разные уровни, формы и

    степени действий. Выделяются действия пассивные - простой интерес к

    политике» более активная форма ^ выступления на митингах, участие в

    массовых движениях (забастовки, манифестации, демарши), наивысшей формой

    общественно-политической активности можно считать членство в политической

    партии.

    В ходе становления демократической политической системы в нашем обществе

    важным условием является создание механизма эффективного выявления,

    формирования, согласования и реализации интересов различных социальных

    групп и слоев. Это определяет повышение роли общественных организаций и

    движений в политическом процессе. Через различные публичные акции, такие,

    как агитация, принятие и предъявление власти петиций, обращений, заявлений,

    проведение митингов, демонстраций, пикетирований, общественно-политические

    организации непосредственно влияют на власть.

    3. Многопартийность в России: трудности становления

    Многопартийная система в России сложилась в 1905-1908 гг. В 1916 г.

    насчитывалось 244 политических парши, В условиях административно-командной

    системы в России сложилась безальтернативная однопартийная система. В

    настоящее время в Российской Федерации в условиях перехода к гражданскому

    обществу и демократическому государству формируется многопартийность. В

    1988-1991 гг. шел процесс организационного становления политических партий,

    выработки политических программ. Принятие в октябре 1990 г. закона "Об

    общественных объединениях" стимулировало формирование партий. В основной

    своей массе новые партии возникали как антитоталитарные и выдвигали задачи

    формирования правового государства, многопартийной системы, многоукладной

    экономики, организованного народовластия (конституционной демократии).

    После утраты КПСС монополии на политическую власть, ликвидации

    административно-командной системы в ходе реформ происходила перегруппировка

    политических сил, формирование новых политических блоков и объединений.

    Выборы в Федеральное Собрание в декабре 1993 г., декабре 1995 г.

    стимулировали дальнейший процесс оформления и размежевания политических

    партий и блоков. По итогам очередных выборов в Государственную Думу в

    декабре 1999 г. в нижнюю палату российского парламента прошли следующие

    политические партии и движения: КПРФ, "Единство", "Отечество - Вся Россия",

    "Союз правых сил", "Блок Жириновского", "Яблоко".

    В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300

    партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход

    от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не

    сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое

    размежевание политических сил. Скорее, наоборот, процесс такого

    размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые

    партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее

    существовавших.

    Можно предположить, что в судьбе будущей российской многопартийной

    системы проявятся следующие мировые тенденции. Во-первых, упрощение

    партийной системы. Через блокирование на выборах постепенно создаются

    условия для перерастания многопартийности в двухпартийное. Во-вторых,

    прежнее значение партий даже в избирательных кампаниях уменьшается.

    Сокращается число «твердых» сторонников какой-либо партии. Все большую роль

    играет не партийная принадлежность, а восприятие кандидата.

    Основные социальные ожидания масс, адресованные российским политическим

    партиям, можно сформулировать следующим образом. Это потребность в

    стабилизации общественно-политической ситуации и удержание ее в рамках

    конституционно-правового развития, в нормализации процессов построения

    гражданского общества, преодоление сползания в корпоративизм (одна из форм

    авторитаризма) регионального, местнического, ведомственного и иного толка,

    ослабление криминального давления на власть, в обеспечении трансформации

    частных, групповых интересов зарождающегося гражданского общества в общие

    интересы государства.

    Тема 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

    1. Происхождение, виды и функции политических элит

    В условиях обновления российского общества остро ощущается влияние

    общественного фактора. Деятельность различных партий, общественных

    организаций и движений персонифицируется в конкретных личностях - лидерах и

    политических элитах. Термин « элита» происходит от французского слова

    "елите", что означает лучший, отборный, избранный, "избранные люди".

    Политическая элита - это большая социальная группа, обладающая

    определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником

    руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. Элиты

    присущи всем обществам и государствам, ее Существование обусловлено

    действием следующих факторов;

    а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми

    способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

    б) законом разделения труда, который требует профессионального занятия

    управленческим трудом, выступающим условием его эффективности;

    в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его

    соответствующим регулированием;

    г) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные

    интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

    Эти и многие другие факторы обусловливают элитарность политических

    структур общества. Политическая элита делится на правящую, которая

    непосредственно обладает государственной властью, оппозиционную; высшую,

    которая принимает значимые для государства решения, среднюю, которая

    выступает барометром общественного мнения, административную - это служащие

    - управленцы (бюрократия).

    В состав политических элит входят высшие руководящие кадры, управленцы и

    идеологи, представители различных отраслей других слоев общества,

    духовенство, суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом. По

    существу политика - это продукт элиты, ее функции выражают интересы всего

    общества.

    Каковы же функции элиты?

    1. Элита играет важную роль в определении политической воли социальной

    группы или класса, в разработке механизмов реализации этой воли.

    2. Элита должна формировать политические цели своей группы, класса, их

    программные документы,

    3. Элита является основным резервом руководящих кадров, центром набора и

    расстановки руководителей по различным участкам политического и

    государственного управления.

    2. Сущность и характерные особенности политического лидера

    Анализируя вопрос, необходимо остановиться на определениях лидерства,

    связанных с различными подходами к трактовке понятия, выделить следующие из

    них: лидерство как влияние на других людей; как управленческий статус,

    социальная позиция, связанная с принятием властных решений; как особого

    рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке;

    политический лидер как символ общности и образец политического поведения

    людей, способный реализовать их интересы с помощью власти.

    В общем виде лидерство (от англ. Leader - "ведущий") - это ведущее

    положение, приоритетное влияние отдельной личности* социальной группы,

    партии, государства, обусловленное более эффективными результатами

    деятельности. Сущность лидерства составляют отношения доминирования и

    подчинения, влияния и следования.

    Политическое лидерство - это социальное отношение, выражающее взаимосвязи

    и взаимодействие социальных общностей по поводу преодоления неравенства их

    статуса в структуре общества с целью утверждения приоритета своих интересов

    посредством овладения политической властью»

    В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех

    уровней:

    1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц,

    имеющих общие интересы.

    2. Лидер общественного движения (организации, партии) - лицо, с которым

    конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения

    своих интересов.

    3. Лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных

    отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального

    института.

    Немецким социологом М.Вебером была обоснована типология лидерства,

    связанная со способом легитимации власти. Он выделил: 1 традиционное

    лидерство, основанное на обычаях, традициях; 2рационально-легальное

    лидерство, связанное с избранием лидера демократическим путем;

    3)харизматическое лидерства (от греч. "харизма" - милость, божественный

    дар), авторитет которого опирается на веру и эмоции. Э.Д-женнингс выделил

    типы лидеров в зависимости от характера их деятельности: лидер-консерватор

    (привержен стереотипам социального поведения, стремится консервировать или

    адаптировать их к изменениям); лидер-реформатор (стремится к изменению

    идеалов или приведению в соответствие с ними социальной реальности); лидер-

    революционер (стремится к коренному преобразованию всей общественной

    жизни). Имеются и другие классификации лидерства.

    По отношению к власти можно выделить оппозиционного и властвующего

    лидера. Оппозиционный тип в свою очередь подразделяется на два подтипа:

    конфронтационно-оппозиционный, который является непримиримым противником

    данной власти, и конструктивно-оппозиционный, критикующий данную власть, но

    не ориентированный на ее немедленное свержение. Властвующие лидеры также

    подразделяются на два подтипа: эгоцентрический (от лат. эго - я и центр),

    ориентирующий власть на себя, и социоцентрический, для которого смысл

    власти состоит в служении Отечеству, выполнении общественного долга.

    По типу деятельности различают политиков-идеологов и политиков-

    организаторов. Политик-идеолог выдвигает новые идеи, политик-организатор не

    выдвигает принципиально новых идей, но умеет мобилизовать людей на

    претворение в жизнь концепции идеолога. По отношению к действительности

    можно выделить типы лидеров-реалистов, фанатиков и романтиков. Реалист,

    выдвигая определенные цели и задачи, исходит из объективной реальности.

    Фанатик руководствуется своими устремлениями, навязывает их обществу,

    совершенно не считаясь с реальностью. Романтик - тип политика, который не

    обладает развитой способностью адекватно реагировать на изменившиеся

    условия и корректировать свои действия.

    По стилю деятельности выделяются авторитарное лидерство (единоличное

    направляющее воздействие) и демократическое (вовлекающее членов группы,

    общности в управление ею).

    Характеризуя функции лидерства, следует выделить и раскрыть следующие:

    социально-организационную (интегративную) - процесс организации и

    управления, мотивации и интеграции в единую социальную общность; культурно-

    организационную (социокультурную) - социализация ценностной ориентации

    людей; нормативно-регулятивную - координация и регулирование политических

    интересов.

    Рекомендуется охарактеризовать личные качества лидеров. К ним относят

    компетентность, государственный подход к делу, высокую аналитичность ума,

    большую работоспособность, твердость принципов и убеждений, способность к

    восприятию альтернатив и поиску нового; умение убедить и вести за собой

    людей; коммуникабельность, ораторские способности; наличие собственной

    политической программы; умение бороться за осуществление этой программы;

    популярность и т.д. Лидер должен учитывать, выражать и отстаивать взгляды

    той или иной группы, интересы общества для него должны быть выше личных, он

    должен иметь большие организаторские способности.

    Большое значение для эффективной роли лидера имеет авторитет.

    Политический авторитет - это соответствие лидера тем ожиданиям людей,

    которые должны проявиться в политической деятельности лидера. Истинный

    авторитет политического лидера в той или иной социальной группе создается

    прежде всего выражением и защитой социальных интересов,

    последовательностью, решительностью, эффективной организацией и проведением

    политики, основанной на интересах людей.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.