МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Функционирование учреждений культуры в условиях рыночных отношений. Диплом.

    учредителей, по решению которых оно может быть передано в собственность,

    хозяйственное ведение или оперативное управление непосредственно

    организациям культуры.

    Распоряжение и управление государственной собственностью в области

    культуры осуществляется органами исполнительной власти и по их поручению -

    специально уполномоченными государственными органами, организациями.

    Г

    органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

    1.2.Социально-экономическая характеристика функциональной роли организаций

    социально-культурной сферы

    Культурный потенциал России многогранен - это и памятники истории и

    культуры, и музеи, и библиотеки, и театры, а также высокая культура и ее

    носители, кадры, работающие в сфере культуры и т.д. Важны все аспекты,

    каждый из них выполняет свою функцию. Можно сказать, что недооценка лю

    народа, и посредники в ее передаче последующим поколениям. Но главная их

    функция все же не сохранение прошлого, а активное участие в формировании

    будущего страны, ее созидательного и творческого человеческого потенциала,

    установлении горизонтов развития.

    Важно проанализировать, какое влияние оказывает социально-культурная сфера

    на социально-экономическое развитие общества.

    Прямой вклад сферы культуры в экономику

    Государственные учреждения культуры, общественные некоммерческие

    организации, коммерческие структуры, частные фирмы, творческие колле

    л [45, стр.20]. Для деятельности СМИ важны не только сенсации, но и

    «хорошие новости», и основным поставщиком таких новостных поводов является

    сфера культуры и искусства - события, происходящие в ней, являются

    социально-значимыми, привлекают внимание широкой общественности. Посещение

    театра, концерта, музея или выставки предполагает наличие приличной,

    нарядной одежды, украшений, услуги парикмахеров и косметологов,

    пользование общественным и личным транспортом, приобретение каталогов и

    сувениров, посещение кафе и ресторанов.

    Таким образом, ряд отраслей и сфер общественной жизни предполагают

    культуру в качестве инфраструктуры своего развития, а то и существования.

    Обеспечивая соответствующие услуги для работников других отраслей и сфер

    деятельности и членов их семей, деятельность учреждений и организаций

    сферы культуры осуществляет их полноценную социализацию. При любых

    условиях работы и жизни, при самых различных доходах люди хотят иметь

    полноценный досуг и возможность полноценного развития своих детей. Это

    важно не только для освоения новых регионов и создания новых производств,

    но и для городских, и для сельских условий.

    Прямое социальное влияние

    Культурные символы и традиции, язык, памятные даты и места, песни

    составляют

    умулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы которые,

    помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.

    Культура и искусство обеспечивают социально значимые виды деятельности,

    организацию отдыха, позитивно влияющие на сознание людей, отношения ежу

    ними, способствующие духовному развитию личности и общества в целом,

    раскрытию их творческого потенциала.

    В элитарной, массовой культурах, андеграунде вырабатывается и

    предполагается разнообразие возможных образцов и моделей социального

    поведения.

    Культура и искусство обогащают и разнообразят социальную среду, образ

    жизни привлекательными событиями.

    Косвенное экономическое влияние

    Такие современные технологии бизнеса и менеджмента как реклама, public

    relations, продвижение товаров - включая акции по стимулированию и

    организации продаж, работ а с персоналом, формирование корпоративной

    культуры и фирменного стиля - невозможны без использования традицио

    жение привлекательного имиджа региона, местности, в том числе - в глазах

    потенциальных инвесторов.

    Косвенное социальное значение

    Формирование репутации, привлекательного имиджа политиков, политических

    партий и движений, просто достижение ими известности и уз

    Культура и искусство - коллективная память общества, неисчерпаемый

    источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих

    поколений.

    Культура и искусство улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень

    социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и

    асоциального поведения.

    Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего

    поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

    Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том

    числе - с использованием современных технологий.

    Вышесказанное показывает реальное значение сферы культуры, степень и

    масштабы её реальной востребованности. Осознание этого является важным

    моментом самосознания профессионалов, работающих в этой сфере. Сфера

    культуры не «жалкая и убогая», просящая деньги «на факт бытия». Речь идет

    о глубоко укорененной в экономике и социально жизни сфере деятельности,

    обеспечивающей многообразные формы социального партнерства, связей и

    отношений, развития общества в целом.

    С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать,

    что культура является системообразующим фактором консолидации и развития

    общества в национальном и региональном масштабах.

    Культура в современном обществе во все большей степени выступает и

    осознает

    ие нации ускоряется — следовательно, деятельность в этой сфере обладает

    общественно полезным эффектом.

    1.3. Государственное регулирование в сфере культуры

    В процессе формирования рыночных отношений в России государству

    принадлежит особая роль. Она продиктована спецификой современной рыночной

    экономики, которая заключается в необходимости ее социальной ориентации

    [33, стр.15]. В основе модели социальной рыночной экономики лежит принцип

    соблюдения социальной справедливости при неуклонном повышении

    экономической эффективности. И та, и другая задачи не могут быть решены

    вне государственного воздействия на экономику. Поэтому достижение цели

    экономического роста в современных условиях невозможно представить в

    отрыве от государственного регулирования экономики.

    Свои регулирующие функции в области экономики государство реализует

    посредством проведения государственной экономической по

    ического стимулирования. Кардинальное изменение форм и методов

    государственного регулирования является, на наш взгляд, главной

    особенностью этого этапа.

    Наряду с корректировкой действия чисто рыночных механизмов, важнейшей

    функцией государства становится создание условий для развития рыночных

    отношений (включая правовое обеспечение экономических реформ,

    стимулирование развития конкурентной среды и т.п.).

    Возможность поэтапного отхода государства от глобального регулирования к

    вспомогательной функции внерыночного регулятора возникает лишь по мере

    достижения цели создания развитой рыночной экономики. Однако даже развитая

    рыночная экономика предполагает наличие таких секторов, где рыночные

    механизмы малоэффективны либо совсем нереализуемы. В этом случае

    государство должно брать на себя конкретные функции, плохо реализуемые или

    вообще не осуществимые рыночными механизмами. Ярким примером такого

    сектора экономики я

    ению качественного уровня культуры и искусства, и, как следствие, к

    вырождению духовного и нравственного потенциала общества. В

    действительности, современные рыночные отношения далеки от

    частнопредпринимательских в чистом виде.

    Вместе с тем, в противовес консервативно настроенным

    теоретикам-экономистам, сторонники кардинальных рыночных преобразований в

    культуре отстаивают точку зрения, согласно которой свобода творчества

    возможна лишь в том случае, когда в ее основе лежит чисто рыночная

    экономическая модель. Проблема качества культурных услуг, по их мнению,

    будет решена автоматически посредством наличия или отсутствия спроса

    потребителей этих услуг.

    В каждой из приведенных выше точек зрения есть, на наш взгляд,

    рациональное зерно. Однако истина, скорее всего, лежит между этими

    крайностями. Полное выведение сферы культуры из под влияния рынка невозмо

    рмы и методы его финансирования во многом связаны с системой

    господствующего общественного строя.

    В связи с этим весьма интересным представляется подход ряда ученых (в том

    числе: доктора философских наук, профессора Г.Л. Тульчинского) к

    классификации возможных типов поведения государства по отношению к

    финансированию некоммерческого сектора сферы культуры и искусства, в

    соответствие с которым в современном мире выделяются четыре основные роли

    государства. И свидетельством этому является весь мировой опыт [45,

    стр.65].

    Первая роль — «государство-инженер». В этом случае, полностью финансируя

    то искусство, которое отвечает его политическим целям, государство владеет

    и распоряжается всеми средствами осуществления ку

    скусства, как правило осуществляется, в виде долгосрочного прямого

    государственного финансирования. Примером «государства-архитектора» может

    служить ряд стран континентальной Европы, особенно — Франция. Так, затраты

    французского государства на культуру составляют около 99% от общего объема

    финансовой поддержки культурной деятельности, и лишь 1% составляет доля

    меценатов и спон

    нальной культуры и искусства в целом, а не отдельных их направлений. Такое

    поведение государства дополнительно сопровождается привлечением

    разнообразных источников финансирования культурной деятельности. Главная

    же задача государства при этом — поощрять культуру посредством различных

    льгот, предусмотренных действующим законодательством. Ярким примером

    «государства-помощника» являются США, где до 1965 г. вообще отсутствовал

    механизм государственного финансирования культуры и искусства, а их

    поддержка осуществлялась в соответствии с общеизвестным принципом «длинной

    руки» исключительно негосударственными фондами, численность которых в США

    составляет свыше 25 000. Начиная с 1965 г. в США практикуются

    государственные отчисления на культуру и искусство. Однако их выделение

    обычно производится на каждый конкретный проект на основании обоснованной

    заявки организации-получателя средств, предварительно рассмотренной и

    положительно оцененной экспертным советом, по принципу «мэтчинг грантс»: в

    пропорции 1 : 3 («Дам тебе доллар, если ты найдешь еще три»). При этом

    объем государственного финансирования не может превышать 25% общей

    стоимости проекта [45, стр. 68].

    Кроме того, залогом эффективности функционирования децентрализованной

    системы финансирования культуры в США является комплекс налоговых льгот,

    нацеленных на всемерное поощрение пожертвований в адрес организаций сферы

    культуры и искусства. На сумму таких пожертвований уменьшается

    налогооблагаемый доход жертвователя, что стимулирует развитие

    благотворительности. Интересен тот факт, что среди ча

    актически каждому из них в той или иной степени присущи все они. Вопрос

    заключается лишь в акценте, свойственном той или иной системе

    государственного регулирования. Более того, каким бы ни был этот акцент,

    неоспоримым является тот факт, что в современном обществе государство не

    может быть отстранено от некоммерческого сектора сферы культуры и

    искусства.

    1.4. Характеристика кризисной ситуации в сфере культуры

    Переход России к рыночной экономике сопровождается разгосударствлением

    сферы культуры, организации досуга и отдыха граждан. Но государство,

    перестав быть доминирующим донором, спонсором и заказчиком этой сферы, не

    создало эффективной системы частного и внебюджетного ее финансирования.

    Товарно-денежные отношения привели к переориентации определенных видов

    искусства, кино и литературы на кассовый успех. Массовый спрос, однако,

    не ориентирован на произведения высокого искусства, рынок их, если не

    отторгает, но и не поддерживает.

    Происходит деградация массовой культуры, снижение уровня произведений

    искусств

    Декларируемые в федеральных программах цели культурной политики

    государства зачастую не совпадают с тем, что реально делается.

    Государственная культурная политика сегодня — это политика разных ведомств

    на разных уровнях власти. Эти ведомства проводят относительно

    самостоятельную политику в «своих» областях культуры, стремятся в условиях

    финансового дефицита сохранить свои отраслевые комплексы и аппарат

    енциями: во-первых, общим абсолютным и относительным снижением объемов

    финансирования и, во-вторых, растущей меж и внутри региональной

    дифференциацией удельных расходов. Постоянно снижаясь, доля расходов на

    культуру в России не превышает 1 % от расходов федерального бюджета и 3 %

    — от консолидированных субнациональных бюджетов. Для сравнения: доля

    государственных расходов на культуру составляет в Швеции 4,8%,Исландии —

    4,6, Дании — 4,0, Норвегии и Финляндии — по 3,6, Франции — 3,2, Бельгии —

    2,5,Германии — 2,5%. Сокращение расходов федерального бюджета на культуру

    сопровождалось задержками выплат и, в конечном счете, невыполнением

    принимаемых решений о размерах финансирования.[27, стр.24]

    Сокращение ассигнований из федерального бюджета не компенсировалось

    увеличением затрат из местных бюджетов, фактически в сфере культуры

    финансируются только текущие расходы. Снижение объемов финансирования

    отражается, в первую очередь, на качестве предоставляемых услуг, поскольку

    выделяемых средств не всегда хватает на заработную плату и оплату

    коммунальных услуг, а расходы на обновление оборудование и прочие

    капитальные затраты практически не предусматриваются и фактически не

    финансируются. Региональная дифференциация в расходах на культуру, досуг,

    отдых порождает неравенство в доступе к качественным услугам в этой сфере

    и, в конечном счете, неравенство в качестве человеческого капитала,

    усиливая, таким образом, дифференциацию между «бедными» и «богатыми»

    регионами и в потенциальных возможностях экономического развития.

    Тяжелыми

    упнению действующих учреждений культуры, возникновению множества

    независимых творческих коллективов, большей частью в форме

    негосударственных некоммерческих организаций. Кроме постоянных театров, ц

    дов на указанные цели и неэффективности системы межбюджетных трансфертов и

    субвенций всех уровней в решении задачи выравнивания уровня

    финансирования, (а, следовательно, уровня и качества) предоставляемых

    услуг проявляются еще две проблемы: отсутствие обоснованной системы

    планирования расходов на культуру, досуг, отдых и прозрачной адресной

    системы их распределения на всех бюджетных уровнях — от федерального до

    муниципального; неэффективное использование средств на уровне учреждений

    указанной сферы.

    Государственные учреждения культуры и творческие союзы имеют значительные

    налоговые льготы (которые в последние годы были заметно сокращены и

    ограничены). Вместе с тем в налоговом законодательстве усиливается

    дискриминация негосударственных организаций культуры, льготы

    предоставляются преимущественно государственным и муниципальным

    учреждениям.

    Вместе с тем области финансирования культуры, досуга, отдыха практически

    не применяются современные методы бюджетного менеджмента, такие как,

    планирование и анализ бюджетных затрат в привязке к конкретным видам

    услуг, анализ эффективности деятельности органов управления с точки зрения

    реализации целей культурной политики, сравнительный анализ эффективности

    расходования средств различными подразделениями и бюджетополучателями на

    основе сопоставимых финна

    ицит государственного бюджета ослабляет традиционно невысокий уровень

    социальной защиты культуры и ее работников в условиях государственного

    социализма, а остаточный принцип ее бюджетного финансирования в условиях

    гиперинфляции ставит отечественную культуру на грань Ра

    ы и искусства, финансируемой из средств местных бюджетов, уменьшилась

    более, чем в 6 раз, однако она и сегодня остается высокой. По состоянию на

    1 декабря 2000 года задолженность по заработной плате составляла 128,0

    млн.руб. [22, стр31].

    Финансовый фактор влияет как на материально-производственную базу сферы

    культуры, так и на ее содержательную сторону, ее качество. Сейчас это

    особенно видно. Лучшие специалисты уезжают работать за границу не в

    последнюю очередь из-за низкой заработной платы у нас в стране. Тенденция

    выезда за границу становится опасной, так как отток квалифицированных

    специалистов, деятелей культуры и искусства не только за рубеж, но и в

    иные сферы деятельности достиг угрожающего размера. В связи с тем, что

    граждане Российской Федерации имеют право на свободный выезд за границу,

    нет количественных данных относительно утечки из страны профессионалов в

    области высокой культуры. Выезжающий преподавательский и исполнительский

    состав, являясь носителем высокой культуры, воспроизводит ее в иной среде,

    тем самым обескровливая нас, граждан России. Культура России, ее духовный

    потенциал - это и есть ее кач

    иков часто не отвечает современным требованиям.

    В условиях абсолютного и относительного снижения расходов на культуру,

    досуг, отдых, неэффективности использования ограниченных бюджетных средств

    и учитывая традиционно повышенный интерес общества к этой сфере, проблема

    совершенствования механизма ее финансирования приобретает не только

    экономическое, но и социально-политическое значение.

    Выявленные причины и признаки кризисной ситуации предопределяют

    необходимость коренного пересмотра принципов государственного

    регулирования деятельности организаций культуры и искусства. При этом

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.