Функционирование учреждений культуры в условиях рыночных отношений. Диплом.
учредителей, по решению которых оно может быть передано в собственность,
хозяйственное ведение или оперативное управление непосредственно
организациям культуры.
Распоряжение и управление государственной собственностью в области
культуры осуществляется органами исполнительной власти и по их поручению -
специально уполномоченными государственными органами, организациями.
Г
органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.
1.2.Социально-экономическая характеристика функциональной роли организаций
социально-культурной сферы
Культурный потенциал России многогранен - это и памятники истории и
культуры, и музеи, и библиотеки, и театры, а также высокая культура и ее
носители, кадры, работающие в сфере культуры и т.д. Важны все аспекты,
каждый из них выполняет свою функцию. Можно сказать, что недооценка лю
народа, и посредники в ее передаче последующим поколениям. Но главная их
функция все же не сохранение прошлого, а активное участие в формировании
будущего страны, ее созидательного и творческого человеческого потенциала,
установлении горизонтов развития.
Важно проанализировать, какое влияние оказывает социально-культурная сфера
на социально-экономическое развитие общества.
Прямой вклад сферы культуры в экономику
Государственные учреждения культуры, общественные некоммерческие
организации, коммерческие структуры, частные фирмы, творческие колле
л [45, стр.20]. Для деятельности СМИ важны не только сенсации, но и
«хорошие новости», и основным поставщиком таких новостных поводов является
сфера культуры и искусства - события, происходящие в ней, являются
социально-значимыми, привлекают внимание широкой общественности. Посещение
театра, концерта, музея или выставки предполагает наличие приличной,
нарядной одежды, украшений, услуги парикмахеров и косметологов,
пользование общественным и личным транспортом, приобретение каталогов и
сувениров, посещение кафе и ресторанов.
Таким образом, ряд отраслей и сфер общественной жизни предполагают
культуру в качестве инфраструктуры своего развития, а то и существования.
Обеспечивая соответствующие услуги для работников других отраслей и сфер
деятельности и членов их семей, деятельность учреждений и организаций
сферы культуры осуществляет их полноценную социализацию. При любых
условиях работы и жизни, при самых различных доходах люди хотят иметь
полноценный досуг и возможность полноценного развития своих детей. Это
важно не только для освоения новых регионов и создания новых производств,
но и для городских, и для сельских условий.
Прямое социальное влияние
Культурные символы и традиции, язык, памятные даты и места, песни
составляют
умулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы которые,
помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.
Культура и искусство обеспечивают социально значимые виды деятельности,
организацию отдыха, позитивно влияющие на сознание людей, отношения ежу
ними, способствующие духовному развитию личности и общества в целом,
раскрытию их творческого потенциала.
В элитарной, массовой культурах, андеграунде вырабатывается и
предполагается разнообразие возможных образцов и моделей социального
поведения.
Культура и искусство обогащают и разнообразят социальную среду, образ
жизни привлекательными событиями.
Косвенное экономическое влияние
Такие современные технологии бизнеса и менеджмента как реклама, public
relations, продвижение товаров - включая акции по стимулированию и
организации продаж, работ а с персоналом, формирование корпоративной
культуры и фирменного стиля - невозможны без использования традицио
жение привлекательного имиджа региона, местности, в том числе - в глазах
потенциальных инвесторов.
Косвенное социальное значение
Формирование репутации, привлекательного имиджа политиков, политических
партий и движений, просто достижение ими известности и уз
Культура и искусство - коллективная память общества, неисчерпаемый
источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих
поколений.
Культура и искусство улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень
социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и
асоциального поведения.
Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего
поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том
числе - с использованием современных технологий.
Вышесказанное показывает реальное значение сферы культуры, степень и
масштабы её реальной востребованности. Осознание этого является важным
моментом самосознания профессионалов, работающих в этой сфере. Сфера
культуры не «жалкая и убогая», просящая деньги «на факт бытия». Речь идет
о глубоко укорененной в экономике и социально жизни сфере деятельности,
обеспечивающей многообразные формы социального партнерства, связей и
отношений, развития общества в целом.
С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать,
что культура является системообразующим фактором консолидации и развития
общества в национальном и региональном масштабах.
Культура в современном обществе во все большей степени выступает и
осознает
ие нации ускоряется — следовательно, деятельность в этой сфере обладает
общественно полезным эффектом.
1.3. Государственное регулирование в сфере культуры
В процессе формирования рыночных отношений в России государству
принадлежит особая роль. Она продиктована спецификой современной рыночной
экономики, которая заключается в необходимости ее социальной ориентации
[33, стр.15]. В основе модели социальной рыночной экономики лежит принцип
соблюдения социальной справедливости при неуклонном повышении
экономической эффективности. И та, и другая задачи не могут быть решены
вне государственного воздействия на экономику. Поэтому достижение цели
экономического роста в современных условиях невозможно представить в
отрыве от государственного регулирования экономики.
Свои регулирующие функции в области экономики государство реализует
посредством проведения государственной экономической по
ического стимулирования. Кардинальное изменение форм и методов
государственного регулирования является, на наш взгляд, главной
особенностью этого этапа.
Наряду с корректировкой действия чисто рыночных механизмов, важнейшей
функцией государства становится создание условий для развития рыночных
отношений (включая правовое обеспечение экономических реформ,
стимулирование развития конкурентной среды и т.п.).
Возможность поэтапного отхода государства от глобального регулирования к
вспомогательной функции внерыночного регулятора возникает лишь по мере
достижения цели создания развитой рыночной экономики. Однако даже развитая
рыночная экономика предполагает наличие таких секторов, где рыночные
механизмы малоэффективны либо совсем нереализуемы. В этом случае
государство должно брать на себя конкретные функции, плохо реализуемые или
вообще не осуществимые рыночными механизмами. Ярким примером такого
сектора экономики я
ению качественного уровня культуры и искусства, и, как следствие, к
вырождению духовного и нравственного потенциала общества. В
действительности, современные рыночные отношения далеки от
частнопредпринимательских в чистом виде.
Вместе с тем, в противовес консервативно настроенным
теоретикам-экономистам, сторонники кардинальных рыночных преобразований в
культуре отстаивают точку зрения, согласно которой свобода творчества
возможна лишь в том случае, когда в ее основе лежит чисто рыночная
экономическая модель. Проблема качества культурных услуг, по их мнению,
будет решена автоматически посредством наличия или отсутствия спроса
потребителей этих услуг.
В каждой из приведенных выше точек зрения есть, на наш взгляд,
рациональное зерно. Однако истина, скорее всего, лежит между этими
крайностями. Полное выведение сферы культуры из под влияния рынка невозмо
рмы и методы его финансирования во многом связаны с системой
господствующего общественного строя.
В связи с этим весьма интересным представляется подход ряда ученых (в том
числе: доктора философских наук, профессора Г.Л. Тульчинского) к
классификации возможных типов поведения государства по отношению к
финансированию некоммерческого сектора сферы культуры и искусства, в
соответствие с которым в современном мире выделяются четыре основные роли
государства. И свидетельством этому является весь мировой опыт [45,
стр.65].
Первая роль — «государство-инженер». В этом случае, полностью финансируя
то искусство, которое отвечает его политическим целям, государство владеет
и распоряжается всеми средствами осуществления ку
скусства, как правило осуществляется, в виде долгосрочного прямого
государственного финансирования. Примером «государства-архитектора» может
служить ряд стран континентальной Европы, особенно — Франция. Так, затраты
французского государства на культуру составляют около 99% от общего объема
финансовой поддержки культурной деятельности, и лишь 1% составляет доля
меценатов и спон
нальной культуры и искусства в целом, а не отдельных их направлений. Такое
поведение государства дополнительно сопровождается привлечением
разнообразных источников финансирования культурной деятельности. Главная
же задача государства при этом — поощрять культуру посредством различных
льгот, предусмотренных действующим законодательством. Ярким примером
«государства-помощника» являются США, где до 1965 г. вообще отсутствовал
механизм государственного финансирования культуры и искусства, а их
поддержка осуществлялась в соответствии с общеизвестным принципом «длинной
руки» исключительно негосударственными фондами, численность которых в США
составляет свыше 25 000. Начиная с 1965 г. в США практикуются
государственные отчисления на культуру и искусство. Однако их выделение
обычно производится на каждый конкретный проект на основании обоснованной
заявки организации-получателя средств, предварительно рассмотренной и
положительно оцененной экспертным советом, по принципу «мэтчинг грантс»: в
пропорции 1 : 3 («Дам тебе доллар, если ты найдешь еще три»). При этом
объем государственного финансирования не может превышать 25% общей
стоимости проекта [45, стр. 68].
Кроме того, залогом эффективности функционирования децентрализованной
системы финансирования культуры в США является комплекс налоговых льгот,
нацеленных на всемерное поощрение пожертвований в адрес организаций сферы
культуры и искусства. На сумму таких пожертвований уменьшается
налогооблагаемый доход жертвователя, что стимулирует развитие
благотворительности. Интересен тот факт, что среди ча
актически каждому из них в той или иной степени присущи все они. Вопрос
заключается лишь в акценте, свойственном той или иной системе
государственного регулирования. Более того, каким бы ни был этот акцент,
неоспоримым является тот факт, что в современном обществе государство не
может быть отстранено от некоммерческого сектора сферы культуры и
искусства.
1.4. Характеристика кризисной ситуации в сфере культуры
Переход России к рыночной экономике сопровождается разгосударствлением
сферы культуры, организации досуга и отдыха граждан. Но государство,
перестав быть доминирующим донором, спонсором и заказчиком этой сферы, не
создало эффективной системы частного и внебюджетного ее финансирования.
Товарно-денежные отношения привели к переориентации определенных видов
искусства, кино и литературы на кассовый успех. Массовый спрос, однако,
не ориентирован на произведения высокого искусства, рынок их, если не
отторгает, но и не поддерживает.
Происходит деградация массовой культуры, снижение уровня произведений
искусств
Декларируемые в федеральных программах цели культурной политики
государства зачастую не совпадают с тем, что реально делается.
Государственная культурная политика сегодня — это политика разных ведомств
на разных уровнях власти. Эти ведомства проводят относительно
самостоятельную политику в «своих» областях культуры, стремятся в условиях
финансового дефицита сохранить свои отраслевые комплексы и аппарат
енциями: во-первых, общим абсолютным и относительным снижением объемов
финансирования и, во-вторых, растущей меж и внутри региональной
дифференциацией удельных расходов. Постоянно снижаясь, доля расходов на
культуру в России не превышает 1 % от расходов федерального бюджета и 3 %
— от консолидированных субнациональных бюджетов. Для сравнения: доля
государственных расходов на культуру составляет в Швеции 4,8%,Исландии —
4,6, Дании — 4,0, Норвегии и Финляндии — по 3,6, Франции — 3,2, Бельгии —
2,5,Германии — 2,5%. Сокращение расходов федерального бюджета на культуру
сопровождалось задержками выплат и, в конечном счете, невыполнением
принимаемых решений о размерах финансирования.[27, стр.24]
Сокращение ассигнований из федерального бюджета не компенсировалось
увеличением затрат из местных бюджетов, фактически в сфере культуры
финансируются только текущие расходы. Снижение объемов финансирования
отражается, в первую очередь, на качестве предоставляемых услуг, поскольку
выделяемых средств не всегда хватает на заработную плату и оплату
коммунальных услуг, а расходы на обновление оборудование и прочие
капитальные затраты практически не предусматриваются и фактически не
финансируются. Региональная дифференциация в расходах на культуру, досуг,
отдых порождает неравенство в доступе к качественным услугам в этой сфере
и, в конечном счете, неравенство в качестве человеческого капитала,
усиливая, таким образом, дифференциацию между «бедными» и «богатыми»
регионами и в потенциальных возможностях экономического развития.
Тяжелыми
упнению действующих учреждений культуры, возникновению множества
независимых творческих коллективов, большей частью в форме
негосударственных некоммерческих организаций. Кроме постоянных театров, ц
дов на указанные цели и неэффективности системы межбюджетных трансфертов и
субвенций всех уровней в решении задачи выравнивания уровня
финансирования, (а, следовательно, уровня и качества) предоставляемых
услуг проявляются еще две проблемы: отсутствие обоснованной системы
планирования расходов на культуру, досуг, отдых и прозрачной адресной
системы их распределения на всех бюджетных уровнях — от федерального до
муниципального; неэффективное использование средств на уровне учреждений
указанной сферы.
Государственные учреждения культуры и творческие союзы имеют значительные
налоговые льготы (которые в последние годы были заметно сокращены и
ограничены). Вместе с тем в налоговом законодательстве усиливается
дискриминация негосударственных организаций культуры, льготы
предоставляются преимущественно государственным и муниципальным
учреждениям.
Вместе с тем области финансирования культуры, досуга, отдыха практически
не применяются современные методы бюджетного менеджмента, такие как,
планирование и анализ бюджетных затрат в привязке к конкретным видам
услуг, анализ эффективности деятельности органов управления с точки зрения
реализации целей культурной политики, сравнительный анализ эффективности
расходования средств различными подразделениями и бюджетополучателями на
основе сопоставимых финна
ицит государственного бюджета ослабляет традиционно невысокий уровень
социальной защиты культуры и ее работников в условиях государственного
социализма, а остаточный принцип ее бюджетного финансирования в условиях
гиперинфляции ставит отечественную культуру на грань Ра
ы и искусства, финансируемой из средств местных бюджетов, уменьшилась
более, чем в 6 раз, однако она и сегодня остается высокой. По состоянию на
1 декабря 2000 года задолженность по заработной плате составляла 128,0
млн.руб. [22, стр31].
Финансовый фактор влияет как на материально-производственную базу сферы
культуры, так и на ее содержательную сторону, ее качество. Сейчас это
особенно видно. Лучшие специалисты уезжают работать за границу не в
последнюю очередь из-за низкой заработной платы у нас в стране. Тенденция
выезда за границу становится опасной, так как отток квалифицированных
специалистов, деятелей культуры и искусства не только за рубеж, но и в
иные сферы деятельности достиг угрожающего размера. В связи с тем, что
граждане Российской Федерации имеют право на свободный выезд за границу,
нет количественных данных относительно утечки из страны профессионалов в
области высокой культуры. Выезжающий преподавательский и исполнительский
состав, являясь носителем высокой культуры, воспроизводит ее в иной среде,
тем самым обескровливая нас, граждан России. Культура России, ее духовный
потенциал - это и есть ее кач
иков часто не отвечает современным требованиям.
В условиях абсолютного и относительного снижения расходов на культуру,
досуг, отдых, неэффективности использования ограниченных бюджетных средств
и учитывая традиционно повышенный интерес общества к этой сфере, проблема
совершенствования механизма ее финансирования приобретает не только
экономическое, но и социально-политическое значение.
Выявленные причины и признаки кризисной ситуации предопределяют
необходимость коренного пересмотра принципов государственного
регулирования деятельности организаций культуры и искусства. При этом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|