Физическое Я и мотивация аффилиации
потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом
благополучии. В недрах этой активности формируется «схема тела» или «Я-
образ» организма - итог всех процессов, отражающих состояние внутренних
органов, мышц и активации организма в целом (Столин, 1983).
На уровне социального индивида активность человека подчинена
принадлежности к общности. Она регулируется нормами, правилами, обычаями,
уставами и т.д. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих
активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой,
возрастной, социально-психологической и т.д. На уровне личности активность
субъекта вызывается прежде всего потребностью в саморегуляции, и основой Я-
образа становится дифференцирующая составляющая, направленная на выделение
личности из социума, и обеспечивающая ее самоактуализацию (Столин, 1983).
Таким образом, опыт, связанный с самовосприятием и «переживанием»
человеком собственного тела, рассматривается как важная характеристика и
условие формирования самосознания. Но его дальнейшая роль в общей структуре
самосознания или вообще опускается или признается, что физическое Я есть
сложный биосоциальный комплекс. В связи с этим возникает ряд вопросов,
требующих специального обсуждения: во-первых, является ли формирование
телесного Я самым ранним этапом построения Я-концепции, на который затем
«надстраиваются» другие компоненты самосознания; во-вторых, завершается ли
формирование физического Я в раннем возрасте или оно корректируется,
дополняется и трансформируется в течение жизни человека, и какие факторы
могут здесь считаться определяющими; в-третьих, как физическое Я вплетено в
социальную жизнь индивида.
Для поиска ответа на поставленные вопросы обратимся к теориям,
освещающим структуру телесного образа Я и процесс его формирования в
онтогенезе.
Осознание своей телесной сущности формируется на самых ранних этапах
онтогенеза и в норме остается достаточно стабильным в течение всей жизни.
Как уже говорилось выше, под образом Я (в частности, физическим
образом) принято понимать описательный компонент Я-концепции как системы
всех представлений индивида о себе. Две других составляющих представляют
собой самооценку, или аффективный компонент Я-концепции, и поведенческие
реакции, или ее динамический компонент. Эти три составляющих самосознания
имеют относительно независимую логику развития, однако в своем реальном
функционировании обнаруживают тесную взаимосвязь. Так, неудовлетворенность
своими физическими данными, фиксация на физическом дефекте неизбежно влияют
на представление о своем телесном Я, на общий уровень самопринятия. Таким
образом, процесс построения физического Я-образа неотделим от формирования
эмоционально-ценностного к нему отношения.
В социальной психологии проблема развития физического образа Я
остается практически не изученной, разрабатываясь преимущественно в рамках
клинической психологии. Здесь сегодня выделяется несколько направлений
исследования телесного образа. В первом из подходов тело понимается как
граница Я. Понятие «граница образа тела» было введено С. Фишером и С.
Кливлендом, которые исходили из того, что люди различаются по тому,
насколько «твердыми» и «отгораживающими от внешнего мира» они воспринимают
границы собственного тела. Как правило, это восприятие неосознанно и
проявляется в чувстве определенной отграниченности от окружающей среды
(Соколова, 1989).
Согласно психоаналитическим взглядам, граница образа тела формируется
на раннем этапе онтогенеза и определяет дальнейшее построение телесного
образа Я. Первоначально ребенок не различает внешний мир объектов и
внутренний мир субъективных желаний: его собственное тело в его
представлении представляет единое целое с телом матери. Концепция Я как
независимой сущности развивается в течение периода от двух до трех лет
(Арлоу, 2000). Физический контакт с матерью создает основу для накопления
опыта, приводящего к осознанию границ собственного тела. Существуют данные,
доказывающие, что люди с хорошо определенными границами в значительной
степени ориентированы вовне: это проявляется в выраженной автономии, легком
приспособлении к окружению, заинтересованности в контактах с другими. У лиц
с низкой определенностью границ образа тела в сознании личностные
особенности проявляются в слабой автономии, высоком уровне личностной
защиты, неуверенности в социальных контактах (Соколова, 1989).
Теоретико-экспериментальные исследования ряда отечественных авторов
также показывают, что одним из факторов, определяющих развитие самосознания
в раннем онтогенезе, является осознание ребенком своего Я-физического в
результате манипулирования совместно со взрослыми. В сферу осознания Я-
физического вовлекаются вначале отдельные органы чувств и части тела.
Перцептивный и двигательный опыт ребенка при сопоставлении с действиями
взрослого приводит его к оценке своих рефлекторных и моторных возможностей.
Через синтез отдельных представлений у него возникает первичный образ
собственного тела и способность владения им в форме произвольных движений,
что также свидетельствует о моменте выделения ребенком себя из того
пространства, в котором он находится (Чамата, 1968; Мерлин, 1996).
Процесс различения Я и не-Я и укрепление границ Я сопровождается
постепенным формированием схемы собственного тела. Это понятие было
предложено Боньером в 1893 г. Оно означает пластичную модель собственного
тела, которую каждый строит, исходя из соматических ощущений. Схема тела
обеспечивает регулировку положения частей тела, контроль и коррекцию
двигательного акта в зависимости от внешних условий.
Понятие «схема тела» не тождественно понятию «образ тела»: если первая
определяется работой проприоцепции, то образ тела следует рассматривать как
результат осознанного или неосознанного психического отражения. В
современной психологии распространен подход к пониманию образа тела как
сложного комплексного единства восприятий, установок, оценок,
представлений, связанных и с телесной внешностью и с функциями тела: это
тот «базис, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции»
(Налчаджян, 2000; с.279).
Наиболее обращенным к внешнему миру компонентом образа Я является
представление человека о собственной внешности. Пожалуй, именно этот аспект
физического образа непосредственно подводит нас к социально-психологической
проблематике. Как мы видели выше, и образ тела, и схема тела, формируются в
непосредственном социальном взаимодействии. Но эти процессы происходят на
очень раннем этапе онтогенеза и в основном завершаются к началу
сознательной жизни человека. Представление о собственной внешности также
закладывается у ребенка относительно рано, но дополняется и корректируется
в более поздних возрастах. Отличительной особенностью его формирования
является тесная связь с эмоционально-ценностным отношением (самооценкой).
Характер самоотношения во многом определяется особенностями социального
опыта человека на всем протяжении его жизни: «Поскольку отношение к
человеку в известной мере зависит от его физических качеств, последние
оказываются важной основой для формирования Я-концепции» (Шибутани, 1999;
с.183).
Основы самооценки закладываются в раннем детстве, и главным фактором
при этом выступает характер детско-родительских отношений. Так, неприязнь,
отдаленность, неуважение переходят в дефект самоотношения вплоть до
неприязни к себе – своим чертам, физическому облику. В итоге самооценка
внешности оказывается практически не связанной с объективными физическими
данными ребенка, а зависит от позитивного или негативного отношения со
стороны родителей и ближайшего окружения. Причем оценка собственной
внешности имеет тенденцию распространяться на самооценку личности в целом,
и наоборот - позитивное отношение к себе в целом может делать внешний облик
более привлекательным в собственных глазах: «Рост человека, его вес,
телосложение, здоровье, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими
составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими его
чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности»
(Бернс, 1986; с.96). Многочисленные исследования показывают, что существует
высокая положительная корреляция между удовлетворенностью своим телом и
общей удовлетворенностью собой.
В подростковом и юношеском возрасте самооценка внешности приобретает
особое значение. Огромную роль наряду с оценками значимых других (теперь
это главным образом сверстники и учителя) здесь играет ориентация на
принятые в обществе стереотипные образы маскулинности или фемининности.
Причем юношеские эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности нередко
оказываются завышенными, нереалистичными. Обнаружение каких-либо явных или
мнимых физических недостатков глубоко фрустрирует подростков, порождая
тревогу и дезадаптированность (Кон, 1989).
Важным аспектом проблемы самооценки внешности являются гендерные
различия в ее проявлениях. Существуют данные, подтверждающие более
обостренное отношение к своему внешнему облику у девушек по сравнению с
юношами: «В 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о
них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике,
насмешкам» (Кон, 1989; с.103). Высокая значимость внешности сочетается у
девушек с такими традиционно относимыми к «феминным» личными качествами,
как склонность к концентрации на чувствах, эмоциональность и
экспрессивность. Ряд гендерных исследований показывает, что «исключительную
роль в формировании «женского» типа характера играет ориентация женщин на
межличностное общение и связанное с этим стремление обратить на себя
внимание, понравиться… Ориентированность на внешнюю оценку, на признание
другими пронизывает базовые смысловые структуры личности женщины, влияя на
ее отношение к себе. Так ожидание позитивного отношения к себе со стороны
других…связано с уверенностью в себе женщин» (Визгина, Пантилеев, 2001;
с.99). Наше эмпирическое исследование, проведенное на женщинах-
респондентах, основывается на представлении о той важной роли, которую для
женщин играет стремление к принятию и ожидание одобрения в социальных
контактах.
В норме болезненная фиксация на собственной внешности и ориентация на
оценку значимых других к концу подросткового возраста уступает место
развитию других способов укрепления самооценки (через учебу, спортивные
достижения, личные качества и т.д.) и ее автономизации. В дальнейшем
сформированный телесный образ Я и характер (позитивный или негативный) его
самооценки сохраняют относительную устойчивость на протяжении всей жизни
человека. «В целом, адекватность самооценок с возрастом, по-видимому,
повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более
реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские – чем подростковые, в
чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация
уровня притязаний» (Кон, 1989; с.99). В зрелом возрасте на самоотношение
влияет опыт переживания травмирующих ситуаций. Степень искажения образа
физического Я и его самооценки в подобных случаях зависит от ряда
личностных факторов: таких, в частности, как когнитивный стиль
(полезависимость) и уровень самопринятия. Любые изменения какого-то аспекта
образа Я при низкой когнитивной дифференцированности влекут за собой
изменение и других аспектов представления о себе; «изменение частной
самооценки по какому-то значимому измерению вызовет изменение других
частных самооценок и эмоционально-ценностного отношения к себе в целом»
(Соколова, 1989; с.29).
Итак, возвращаясь к поставленным ранее вопросам, можно подвести некоторые
итоги:
1) формирование телесного образа Я является наиболее ранней стадией
построения Я-концепции и может быть рассмотрено как некий базис, на
котором развертывается дальнейшее ее развитие;
2) телесный образ Я является устойчивым образованием, формирование
которого в определенном смысле завершается на ранних стадиях
онтогенеза. В подростковом возрасте особо уязвимой структурой
становится внешность и ее самооценка, колебания которой могут оказать
значительное влияние на общий уровень самоотношения.
3) выделяя социально-психологический аспект проблемы изучения физического
образа Я, необходимо, во-первых, подчеркнуть значимость для его
формирования и развития такого фактора, как социальное взаимодействие,
и, во-вторых, обозначить глубокую связь физического Я с другими
переменными и аспектами Я-концепции (самоотношением, социальным Я и
др.).
Как отмечал Р. Бернс, «главным ориентиром для Я-концепции является Я
другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем
другие. Как неоднократно было показано, «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-
каким-я-сам-себя-вижу» весьма сходны по своему содержанию» (Бернс, 1986;
50). Мы предполагаем в этой связи, что представление человека о своем
физическом облике и его оценка непосредственно связаны с его ожиданиями и
прогнозами относительно реакций на себя других людей. Опыт успешных или
неуспешных в этом смысле взаимодействий формирует у индивида
преимущественную тенденцию стремления к людям или избегания их, что
означает ту или иную направленность мотивации аффилиации, к рассмотрению
которой мы перейдем в следующей главе.
Глава № 2. Социальная мотивация личности
§1. Мотивы и мотивация. Социальные мотивы
Анализ мотивационной регуляции деятельности человека связывается в
психологии с понятием потребности. Потребность представляет собой
объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем
вне его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках,
определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности,
или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего
человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность
осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и
ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и
образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом, мотив -
это предмет, на который направлена деятельность, и соответствующий
некоторой человеческой потребности (Леонтьев, 1971).
Считается, что любому человеку присущ определенный набор базовых
потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении,
познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Г. Мюррей в 20-е гг.
прошлого столетия выделил первичные (висцерогенные) потребности: например,
в воде, пище, сексуальной разрядке, избегании холода и многие другие, и
вторичные (психогенные потребности). Первичные потребности в отличие от
вторичных базируются на органических процессах и возникают или циклично,
или в связи с необходимостью регуляции. К психогенным потребностям Мюррей
отнес потребность в достижении, аффилиации, уважении, привлечении внимания
к себе, защите, агрессии, независимости, доминировании, понимании и др.
Большинство из них связаны с отношениями с другими людьми и могут
реализовываться только в социальном взаимодействии. Кроме того, Мюррей
разделил потребности на позитивные (поиск) и негативные (избегание), на
явные и латентные. В определенных ситуациях отдельные потребности могут
объединяться в мотивации поведения, или конфликтовать друг с другом, или
подчиняться одна другой (Хьелл, Зиглер, 1999).
Иерархия основных потребностей человека, предложенная А. Маслоу, была
впервые опубликована в 1943 г. А. Маслоу разграничил не отдельные мотивы, а
целые их группы, которые упорядочены в ценностной иерархии соответственно
их роли в развитии личности. Маслоу выделил пять основных групп
потребностей:
- физиологические потребности (в пище, питье, кислороде);
- потребность в безопасности (физической и психологической);
- потребности в привязанностях, любви и причастности к группе;
- потребность в самоуважении;
- потребность самоактуализации.
Главная идея Маслоу заключается в том, что путь к осуществлению
потенциальных возможностей индивидуума – к его самоактуализации –
открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей.
Потребности низших уровней Маслоу назвал нуждами, а высших – потребностями
роста. В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает
низшая потребность.
Согласно Маслоу, потребности одновременно являются и целями человека,
т. е. они динамичны. Физиологические потребности (голод, жажда и т. д.)
необходимы для функционирования организма. Потребность в самосохранении,
безопасности, мире - также важнейшее условие человеческого существования на
уровне индивида, общности, человечества в целом. Стремление к общению с
людьми и к любви Маслоу считал неотъемлемым качеством человека, а
отсутствие подобных потребностей — патологией (Хьелл, Зиглер, 1999).
Процесс объективации потребностей в виде мотивов носит индивидуальный
характер и зависит от обстоятельств жизни конкретного человека. Например,
потребность в общении может реализовываться у одних людей в виде мотивации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|