МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)

    развитие его индивидуальных сил. Такой подход весьма характерен для

    английской педагогики.

    - Одним из важнейших условий целеполагания в ней признается

    ориентация на личность учащихся, т.е. выдвижение таких целей,

    которые были бы осознаны и личностно приняты самими детьми,

    включены в систему их собственных ценностей.

    Рассмотрим, какие операции – процедуры выделяют английские

    исследователи в процессе постановки целей – целеполагания.

    Сторонники целевого подхода к планированию учебно-воспитательного

    процесса А. Келли, Д. Поуп, А. Ромишовский считают, что целеполагание

    должно формироваться с формулирования всеобщей цели для всей системы

    образования. Наиболее часто эта основная цель формируется как “социальное и

    личностное становление учащихся”, как “развитие их индивидуальных

    склонностей и подготовка к активной жизни в демократическом обществе”.

    Далее эти основные, поставленные в самой общей форме цели должны быть

    конкретизированы до технологичных целей деятельности. Как отмечает по этому

    поводу один из теоретиков педагогического целеполагания Дж. Уайт,

    “бессмысленно иметь набор желаемых общих целей, если мы не знаем, как их

    реализовать”. Конкретизация цели, таким образом, как существенно

    необходимый момент педагогического целеполагания.

    Одной их главных процедур конкретизации признается выделение из общих

    целей частных. Так, а одним из критериев отбора частной цели должен быть

    учет степени сформированности личности как точки отсчета в проектировании

    предполагаемых достижений.

    Анализируя соотношение общих и частных целей как важнейший момент

    целеполагания, английский авторы неизбежно касаются и вопроса

    структурирования, соподчинения частных целей, построения их иерархии.

    Вот так трактуется эта проблема в международной педагогической

    экспедиции. Группу целей можно рассматривать как иерархию в том случае,

    когда она структурирована в виде генеалогического древа, т.е. когда цель

    каждого нового уровня определяется достижениями всех целей прилежащего к

    нему предшествующего уровня.

    Одну из наиболее четких иерархий целей выдвигает сторонник

    систематического подхода к постановке цели А. Ромашевский, он предполагает

    следующие уровни иерархиризации: цели общества, всеобщие цели воспитания,

    цели воспитательных институтов, цели учебно-воспитательного процесса, цели

    урока, цели отдельных воспитательных заведений.

    Далее предполагается возможная конкретизация этих целей в частные –

    задачи по отдельным предметам и видам деятельности: языку и литературе,

    математике, религиозному, нравственному, эмоциональному и социальному

    воспитанию, естественным наукам, физической подготовке.

    Вывод:

    1. Главная роль в учебно-воспитательном процессе отводятся цели, а не

    содержанию.

    2. Необходимость четко планировать цели деятельности.

    3. Различают общие и конкретные цели

    4. Процесс постановки целей – целеполагание;

    а) условия постановки цели (государственные интересы, автономность

    школы, ориентация на личность ребенка,

    б) выделяется общая цель для всей системы образования,

    в) далее она конкретизируется до технологических целей

    деятельности, – выделяются частные цели,

    г) иерархия целей:

    - цели общества,

    - всеобщие цели воспитания,

    - цели воспитательных институтов,

    - цели учебно-воспитательных процессов,

    - цели урока,

    - цели отдельных воспитательных заведений.

    Вопрос № 3. Основные подходы к отбору содержания общего среднего

    образования. Современные концепции содержания образования.

    Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить

    подрастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств. Под

    содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в

    определенном типе учебного заведения. Являясь средством воплощения целей

    обучения, содержание должно отображать как текущие, так и перспективные

    потребности общества.

    Содержание было и остается предметом острой идеологической борьбы –

    распространять влияние на школу, а через нее и на общество.

    На формирование содержания влияют следующие системы:

    Общественные потребности Цель Наука

    Культура Содержание образования Личные

    потребности

    Техника Возможности Природа

    Система потребностей – социальные и личные – как наилучшим образом

    соединить общественные и личные интересы, сделать образование личностно

    значимым.

    Система научных достижений – исследования в области научных достижений

    в содержании, показали, что период времени между новым достижением и

    началом его систематического изучения в школе неуклонно сокращается.

    Например: если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после

    изобретения Морзе, изучение Дарвина – 56 лет, то с транзистором школьники

    познакомились уже через 10 лет после его изобретения; синтезом инсулина,

    исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, космической

    биологией – через 4 – 5 лет.

    Система возможностей – учет возрастных возможностей обучения, с

    которыми необходимо считаться. Например: в 70-е годы совершенствование

    содержания решали путем введения в школьные программы сложных разделов,

    изучавшиеся ранее в старших классах, вузах не увенчалось успехом. Доказано:

    запомнить ребенок может все, и чем он моложе, тем больше и быстрее, другое

    дело осмыслить, понять, усвоить, ибо для этого необходим определенный

    уровень развития.

    Общие принципы формирования содержания.

    1. Гуманистичность

    2. Научность.

    3. Последовательность планирование содержания по линии, где новое

    знание опирается на предшествующее.

    4. Историзма – содержание в развитии во времени, в пространстве.

    5. Систематичность – изучение содержания в системе (МПС, ВКС, МКС).

    6. Связи с жизнью – действенность, изучаемых знаний, умений.

    7. Соответствие возрастным особенностям (если материал слишком

    легок, то и знание и познание силы растут медленно).

    8. Доступность.

    Структура изложения содержания.

    Линейная – отдельные части учебного материала неразрывно связаны между

    собой в звенья, прорабатываемых за время школьного обучения только один раз

    (при изложении истории, литературы, музыки и т.д.).

    Концентрическая предполагает возвращение к изученным знаниям. Один и

    тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно

    расширяется, обогащается новыми сведениями (физика, химия, биология).

    Спиральная – учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему,

    постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет

    перерывов (концентрическая структура), нет одноразовости (линейная

    структура) (общественные, педагогические, технические науки).

    Составители учебных книг сегодня используют возможности смешанной

    структуры (комбинация из всех 3-х).

    При выборе структуры содержания учитываются:

    цели обучения,

    - требования к уровню обученности,

    характер и особенности изучаемых знаний,

    возможности и особенности групп учащихся.

    Содержание учебного процесса определяется:

    Учебными планами – это сертификат учебного заведения, определяющий:

    продолжительность учебного года, длительность четвертей, каникул.

    полный перечень предметов,

    распределение предметов по годам обучения,

    количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом

    классе,

    количество часов в неделю на изучаемый предмет,

    структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.

    В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный

    идеал, цели. Он разрабатывается с учетом закономерности учебно-

    воспитательного процесса, санитарно – гигиенических требований. Предметы

    делятся на обязательные и факультативные. Учебные планы разрабатываются и

    утверждаются центральным органом просвещения.

    На основе учебного плана составляются:

    1. Учебные программы по всем предметам. Она содержит:

    - объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения),

    - тематическое содержание учебного материала,

    - ориентировочное количество времени на изучение,

    - перечень основных мировоззренческих вопросов,

    - указания к реализации МПС и МКС,

    - перечень учебного оборудования и наглядных пособий,

    - рекомендуемая литература,

    В настоящее время вводятся дифференцированные программы с учетом

    интересов и возможностей школьников. Решение об их введении принимают

    школьные советы (углубленное или облегченное изучение предмета).

    Содержание образования подробно раскрывается в:

    1. Учебной литературе – учебники, справочники, книги для

    дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений,

    тетради рабочие и т.п.

    Требования к учебнику;

    - все требования к содержанию;

    - интересным,

    - доступным,

    - хорошо иллюстрируемым,

    - стабильным и мобильным (блочная конструкция учебника, допускающая

    вставки),

    - параллельные учебники – выбрать лучшее.

    Функции учебника:

    а) Мотивационная – создание стимулов для их изучения, интерес,

    позитивные отличия,

    б) Информационная – расширять объем знаний.

    в) Контрольно – корректирующая – возможность проверки, самооценки и

    коррекции результатов обучения, выполнения тренировочных упражнений.

    В настоящее время появляются безбумажные учебные материалы: видеодиски,

    видеокассеты (особенно для образного изложения материала), компьютерные

    обучающие программы (для знаний имеющих логическую структуру, тренировочные

    упражнения, контроля и коррекции знаний).

    Вопрос № 4. Сущность обучения. Этапы учебного процесса. Классические

    принципы дидактики.

    Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и

    учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Процесс

    обучения – часть целостного педагогического процесса. Порой различают

    понятия процесс обучения и учебный процесс. Под последним понимают

    специфический процесс обучения в определенном учебном заведении. Но такое

    различая является чисто условным, что позволяет употреблять эти слова как

    синонимы.

    Обучение возникло в человеческом обществе на ранних стадиях его

    развития. Дети, подражая взрослым, копировали их трудовые действия,

    операции по изготовлению и применению орудий труда, заимствовали формы

    поведения, запоминали словесные термины и их значения. Подражая взрослым,

    дети, подрастая, становились полноправными членами рода, племени, группы.

    Они могли добыть себе пищу, изготовить примитивные орудия труда, построить

    жилье, защититься от врагов. Ребенок не обучался, а скорее сам научался

    тому, что делал взрослый.

    В процессе труда человек познает законы природы, совершенствует орудия

    труда, углубляет и дополняет запас знаний. Опыт человечества не может быть

    равным по опыту одного человека, а систематизирует и обобщает все то, что

    узнали и сделали предшествующие поколения людей.

    В этих условиях обучение становится целенаправленным процессом,

    обеспечивающим подрастающему поколению возможность усвоения отдельных

    сторон опыта человечества. Смысл обучения в том, чтобы подготовить человека

    к жизни в данном обществе, к труду.

    2. Обучение, как вид познавательной деятельности человека.

    Обучение, как для учащихся, так и для учителя является одним из видов

    познания окружающего мира. Обучение, как вид познавательной деятельности –

    исходный, наиболее существенный признак, от которого зависит характеристика

    всей учебной деятельности. Обучение основывается на общих закономерностях

    познания.

    Познание человека проходит ряд этапов. Вначале чувственное познание,

    которое приводит к многообразию представлений об окружающих ребенка

    природных и социальных явлениях, событиях, предметах. Чем более

    систематизированы и обобщенны эти чувственные образы, тем его обучаемость с

    точки зрения возможностей познания выше.

    Второй этап – абстрактное познание, овладение системой понятий.

    Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Он изучает

    определенные стороны окружающего мира через содержание учебных предметов.

    Если при конкретном, чувственном познании в сознании ребенка встает

    образная картина, например, леса и его обитателей, журчащих ручейков,

    порхающих бабочек, то абстрактное познание ведет к понятиям, правилам,

    теоремам, доказательствам. В сознании встают числа, определения, формулы.

    Младший школьник находится на этапе перехода познания от конкретного к

    абстрактному. Он начинает овладевать понятийными формами мышления.

    Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности учащихся

    выступают, как противоречивые силы и создают различные тенденции в

    умственном развитии. Учителю нужно знать механизмы возникновения и

    разрешения противоречий, чтобы умело управлять процессом обучения.

    Существует высший этап познания, когда на основе абстрактного

    высокоразвитого мышления, формируется обобщенное представление об

    окружающем мире, ведущее к формированию взглядов, убеждений, мировоззрения.

    Обучение значительно ускоряет темпы индивидуального психологического

    развития ученика. Ученик за короткий промежуток времени узнает то, что в

    истории человечества познается в течении веков.

    3.Структура процесса обучения.

    При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его

    строение, основные компоненты и связи между ними. Обучения является

    разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний

    характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и

    обучаемых, протекающее в определенных условиях. При первом самом широком

    рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов –

    преподавания и учения. Обучение невозможно без одновременной деятельности

    преподавателя и обучаемых, без дидактического взаимодействия. Как бы

    активно не стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной

    деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал

    мотивацию и не обеспечил организацию такой деятельности, то процесс

    обучения фактически не протекает – дидактическое воздействие реально не

    функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие

    педагога на ученика, а их взаимодействие.

    Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в

    непосредственной, так и в опосредованной форме. При непосредственном

    взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи

    обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и

    инструкции, данные учителем ранее. Процесс преподавания обязательно

    предполагает наличие активного процесса обучения.

    Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов

    преподавания и учения. Это качественно новое, целостное явление, суть

    которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах.

    Целостность этого процесса кроется в общности целей преподавания и учения,

    в невозможности существования преподавания без учения как такового.

    Исключительно сильное влияние на мотивацию ученика в процессе обучения, на

    создание благоприятных морально – психологических условий для активного

    учения оказывает общение. Умелое общение значительно повышает

    воспитательный процесс обучения. Если педагоги концентрируют внимание на

    управление только учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом

    правильного стиля общения, то результат влияний может оказаться

    недостаточным. Неэффективными окажутся усилия и в том случае, когда

    обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность.

    Вот почему при раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и

    общения.

    Образование, воспитание и развитие личности осуществляются не только в

    процессе обучения и воспитания, но и под влиянием окружающей среды, средств

    массовой информации, общественно-полезного труда, спортивных, игровых и

    других вне учебных занятий. Специально организуемые обучение и воспитание

    должны максимально учитывать и использовать эти социальные факторы и

    условия, так как их влияние становится все более широким, разносторонним и

    действенным и нередко стихийным.

    4.Этапы процесса обучения.

    Обратимся к динамике процесса обучения. Известно, что процесс обучения

    растянут во времени. Естественно предположить, что он делится на какие-то

    этапы, которые можно описать следующим образом.

    Всякое обучение начинается с постановки обучающим цели у ученика и

    принятия последним этой цели. Постановка цели может осуществляться по-

    разному. Первоначально она преимущественно состоит в привлечении внимания и

    предложении послушать, посмотреть, потрогать, т.е. воспринять. Итак, первым

    этапом является восприятие. Восприятие организуется разными путями при

    одновременном или последующем введении полученной информации в связи с уже

    известным. При этом организация новой информации может быть различной:

    индуктивное предъявление конкретных фактов с последующим их обобщением,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.