МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное пособие: Финансы и кредит

    В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долл., в настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть–многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда.

    Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30%).

    2. Функции международных валютно-кредитных и финансовых организаций

    Основными функциями МВФ являются:

    -  содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;

    -  поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;

    -  предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

    Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

    Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации.

    Международный банк реконструкция и развития начал функционировать с июня 1946 года в качестве специализированного, независимого в решениях от ООН органа.

    По мере расширения деятельности Банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК)–в 1956 году, Международная ассоциация развития (MAP)–в 1960 году, Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС)–в 1966 году и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)–в 1988 году.

    В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР–родоначальника и центральное звено Группы–именуют Всемирным банком (ВБ).

    Всемирный банк является самым мощным подразделением Группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд. долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 180 стран. Каждая из них, в зависимости от квоты в МВФ, имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах. Крупнейшим акционером являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей около 3%.

    Совет управляющих – высший руководящий орган Банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменении размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих Банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

    Основными функциями ВБ являются:

    -  инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений;— от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики; /

    -  аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;

    -  постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;

    -  посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

    В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов, а именно:

    -  выделение ресурсов – только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;

    -  принятие инвестиционных решений – исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;

    -  предоставление кредитов – только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;

    -  отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;

    -  направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах Банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

    Главным направлением деятельности ВБ до середины 50-х гг. было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы.

    За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму, превышающую 300 млрд. долл., что в два раза опережает масштабы МВФ. Участие в нем почти всех стран мира позволяет действовать глобально. Выполняя разные функции, ВБ и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга.

    Другие подразделения Группы ВБ решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования:

    Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у ВБ.

    Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет займы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.

    Международная ассоциация развития (MAP) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30–40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 835 долл.

    Несмотря на юридическую самостоятельность, MAP во многих случаях осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл., ее членами являются 159 стран.

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 126 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 30.

    Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвестором гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

    Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15—20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

    В настоящее время выдаваемые Агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд. долл., что позволяет развивающимся странам создавать около 10 тысяч дополнительных рабочих мест. Общее число выданных ею контрактов (около 200) обеспечило на сегодняшний день покрытие на сумму более 2 млрд. долл. Членами МАГИ являются 132 страны.

    Региональные международные кредитно-финансовые институты

    Появление этих институтов связано с ускорившимся в 60-е гг. распадом мировой колониальной системы, с расширением регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран.

    Наиболее представительными региональными международными кредитно-финансовые институтами являются Межамериканский банк развития (МаБР – учрежден в 1959 году), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ – в 1958 году), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР – в 1991 году), Африканский банк развития (АфБР – в 1964 году) и Азиатский банк развития (АзБР – в 1966 году).

    Представленные Региональные международные кредитно-финансовые институты имеют сходные цели, осуществляют однотипные операции, сотрудничество между собой и с другими международными институтами. Развивающиеся страны-участницы получают их финансовую поддержку для реализации преимущественно инфраструктурных проектов, а также на развитие предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей.

    Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)

    ЕИБ учрежден в 1958 году странами – членами ЕС.

    Целями создания Банка провозглашались долгосрочное (20–25 лет) финансирование слабо развитых регионов, осуществление совместных проектов стран-участниц, совершенствование отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30–40 лет) кредитование ассоциированных участников.

    Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц, и Директорат–президент и несколько его заместителей возглавляют Банк. Такие страны, как ФРГ, Франция, Англия и Италия обладают наибольшей долей уставного капитала, составляющего примерно 15 млрд. ЭКЮ. Размер резервного капитала превышает 10% уставного фонда.

    ЕИБ привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинал которых выражается в долларах США, марках ФРГ и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций – основные направления вложений Банка.

    В последние годы Банк как агент Европейского Союза за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики. Мелкие и средние смешанные компании при этом получают ресурсы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым Банк предоставляет финансовую поддержку.

    Помимо этого ЕИБ на льготных условиях финансирует развивающиеся страны–ассоциированные члены ЕС.

    Кроме ЕИБ в рамках ЕС и Европейской валютной системы (ЕВС) действуют и другие, менее масштабные кредитно-финансовые организации, в том числе Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) и Европейский денежный фонд сотрудничества (ЕДФС). Эти организации выполняют возложенные на них учредителями функции и решают свои задачи.

    Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

    ЕБРР учрежден в 1991 году для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики.

    Учредителями Банка в настоящее время являются 60 государств, включая все европейские страны, РФ, ряд стран других регионов мира (США, Японию) и такие организации, как ЕС и ЕИБ. Уставный капитал составляет 20 млрд. ЭКЮ.

    Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне, а 28 представительств – во всех странах - операций (кроме Армении). В отличие от других стран, РФ имеет четыре представительства: центральное – в Москве и региональные–в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.

    Совет управляющих во главе с председателем и двумя заместителями руководит Банком и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и представителей от ЕС и ЕИБ.

    ЕБРР взаимодействует со многими международными институтами и в первую очередь с Группой ВБ. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финансируемых проектов и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации Банк традиционно уделяет пристальное внимание.

    Основными функциями ЕБРР являются:

    -  прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;

    -  инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий:

    -  предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;

    -  финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.

    К числу операционных приоритетов Банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран-операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран-операций, в том числе путем повышения эффективности энергоиспользования.

    В своей деятельности Банк придерживается следующих основных принципов:

    -  ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;

    -  требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;

    -  предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала;

    -  требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств;

    -  непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;

    -  необязательность денежной формы доли местного участника проекта.

    Минимальная сумма прямых кредитов ЕБРР для предприятий составляет 5 млн. ЭКЮ, однако он находит возможности для работы с мелкими и средними предприятиями. Срочность кредитов обычно составляет 5–10 лет, а в исключительных случаях (инфраструктурные проекты) – до 15 лет. Плата за кредит устанавливается с маржей, превышающей ставку ЛИБОР.

    ЕБРР осуществляет финансирование в РФ по следующим направлениям:

    -  программа развития финансовых учреждений (ПРФУ);

    -  создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК);

    -  учреждение Фонда поддержки малых предприятий России (ФПМП);

    -  вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков.

    Программа развития финансовых учреждений осуществляется в сотрудничестве с Правительством РФ и ВБ. Для поддержки программы ЕБРР предоставил кредит в размере 100 млн. долл., а ВБ–200 млн. долл. Цель программы –содействие укреплению группы из 39 российских коммерческих банков, которые в будущем должны сыграть ключевую роль в перестройке экономики страны.

    В рамках ПРФУ реализуется Проект поддержки предприятий, в соответствии с которым при посредничестве Минфина РФ через часть упомянутых выше российских коммерческих банков осуществляется кредитование структурной перестройки средних и крупных предприятий частного сектора.

    Региональные фонды венчурного капитала начали создаваться в РФ с 1994 года и в настоящее время в отдельных регионах страны действуют 11 таких фондов. Каждому из них (кроме одного) ЕБРР предоставил капитал в размере 30 млн. долл. на содействие структурной реорганизации отобранных для этого предприятий.

    Фонд поддержки малых предприятий создан ЕБРР при участии отдельных европейских стран и других доноров. Половину общего капитала, составляющего 300 млн. долл., предоставил Банк. Фонд предназначен для выдачи на коммерческой основе малых и микрокредитов (до 125 тыс. долл.) через ряд российских банков, расположенных по всей стране.

    Вложения в инвестиционные фонды также являются одним из направлений деятельности ЕБРР в России. В настоящее время Банку принадлежит часть средств семи инвестиционных фондов, осуществляющих вложения в частные, в том числе совместные, предприятия.

    Российский инвестиционный фонд "Фрамлингтон", например, производит вложения в капиталы малых и средних предприятий экспортных и других быстро растущих отраслей экономики в размере от 0,5 до 4 млн. долл.

    Инвестиционный фонд New Europe East, вкладывающий средства в ценные бумаги высокоэффективных компаний, расположенных в Центральной и Восточной Европе и имеющих сильных западных партнеров, инвестирует не более 40 млн. долл. в одно предприятие.

    Контрольные вопросы:

    1.  Назовите основные Международные валютно-кредитные и финансовые организации

    2.  Какие функции характеризуют деятельность международных валютно-кредитных и финансовых организаций?

    деньги бюджетный ценный бумага кредит


    РАЗДЕЛ 3. Кредит

    Тема 13. Банковская система РФ

    1. Структура кредитной системы РФ

    Кредитная система РФ включает в себя Банк России , кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

    Кредитная организация - юридическое лицо , которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ ( Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

    Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности , открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

    Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «о банках… ». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

    Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

    Современная банковская система является двухуровневой. Первый уровень - Центральный банк РФ; второй уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

    Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности; во-первых, эта система — регулируемая (причем наряду с саморегулированием в условиях функционирования третьего типа кредитных отношений имеет место централизованное регулирование со стороны центрального банка), а во-вторых, рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов является реализации банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции).

    Банковская система состоит из двух видов банков: эмиссионных и неэмиссионных. Эмиссионным банком является Центральный банк РФ и его территориальные представительства, обладающий эмиссионным правом. Неэмиссионные банки - это банки выполняющие операции в соответствии с лицензией Банка России. Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. БАНК АНГЛИИ.

    Центральный банк, обеспечивает централизованное регулирование банковской системы, его месте (банковской системе, используемых им инструментах денежно-кредитной политики, а также о функционировании Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

    Центральные банки могут быть: государственными, акционерными, иметь смешанную форму собственности на капитал. Т.е. часть капитала центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических и/или физических лиц. Так, например, 55% капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45 % частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит государству, а 50 % - собственность физических и юридических лиц-резидентов. В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Банк Англии, Франции, Дании, России и др.).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.