Учебное пособие: Финансы и кредит
В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и
располагал капиталом около 8 млрд. долл., в настоящее время число его участников
почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит
ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть–многочисленным развивающимся
странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой
страны в руководящих органах Фонда.
Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны
Европейского Союза (около 30%).
2. Функции международных
валютно-кредитных и финансовых организаций
Основными функциями МВФ являются:
-
содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
-
поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;
-
предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания
платежных балансов.
Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих
золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.
Членство в Фонде является обязательным условием для вступления
страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации.
Международный банк реконструкция и развития начал функционировать
с июня 1946 года в качестве специализированного, независимого в решениях от ООН
органа.
По мере расширения деятельности Банком были образованы четыре
родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК)–в 1956
году, Международная ассоциация развития (MAP)–в 1960 году, Международный
центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС)–в 1966 году и Многостороннее
агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)–в 1988 году.
В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного
банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР–родоначальника и центральное
звено Группы–именуют Всемирным банком (ВБ).
Всемирный банк является самым мощным подразделением Группы,
обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд. долл., а число его учредителей
в настоящее время составляет 180 стран. Каждая из них, в зависимости от квоты в
МВФ, имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах. Крупнейшим
акционером являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация
входит в число крупнейших акционеров, обладая долей около 3%.
Совет управляющих – высший руководящий орган Банка. Он состоит
из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется
президентом и решает вопросы приема новых стран, изменении размера акционерного
капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих Банка и МВФ
ежегодно проводят совместные заседания.
Основными функциями ВБ являются:
-
инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений;—
от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической
политики; /
-
аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
-
постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей
реализуемых программ;
-
посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.
В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов,
а именно:
-
выделение ресурсов – только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих
экономическому росту развивающихся стран;
-
принятие инвестиционных решений – исходя лишь из экономических соображений
с учетом степени вероятности возврата ресурсов;
-
предоставление кредитов – только под гарантии правительств стран-заемщиков,
в акционерные капиталы средства не инвестируются;
-
отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной
страны-участницы;
-
направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах
Банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.
Главным направлением деятельности ВБ до середины 50-х гг.
было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы.
За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ
в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму, превышающую 300 млрд. долл.,
что в два раза опережает масштабы МВФ. Участие в нем почти всех стран мира позволяет
действовать глобально. Выполняя разные функции, ВБ и МВФ являются партнерами и взаимно
дополняют друг друга.
Другие подразделения Группы ВБ решают свои задачи и имеют
отличительные особенности функционирования:
Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования
деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных
гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом
рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет
заимствований у ВБ.
Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование
не более 25% общей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий
и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных
ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта.
Погашение займов осуществляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей
до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет займы по более 200 проектам
на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.
Международная ассоциация развития (MAP) создана для оказания
помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ.
Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30–40 лет
в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право
на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на
душу населения, не превышающим 835 долл.
Несмотря на юридическую самостоятельность, MAP во многих случаях
осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения
и другое техническое обеспечение. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты
по более 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл., ее членами являются 159
стран.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
(МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий
для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран
и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую
деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время
его членами являются 126 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает
30.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)
создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных
инвестиций посредством предоставления инвестором гарантий от политических рисков,
а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий
контрактов и т. п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам
по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.
Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается
обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам,
способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные
инвестиции в течение 15—20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия
на один проект не превышает 50 млн. долл.
В настоящее время выдаваемые Агентством контракты ежегодно
обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд. долл., что
позволяет развивающимся странам создавать около 10 тысяч дополнительных рабочих
мест. Общее число выданных ею контрактов (около 200) обеспечило на сегодняшний день
покрытие на сумму более 2 млрд. долл. Членами МАГИ являются 132 страны.
Региональные международные кредитно-финансовые институты
Появление этих институтов связано с ускорившимся в 60-е гг.
распадом мировой колониальной системы, с расширением регионального сотрудничества
и экономической интеграции развивающихся стран.
Наиболее представительными региональными международными кредитно-финансовые
институтами являются Межамериканский банк развития (МаБР – учрежден в 1959 году),
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ – в 1958 году), Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР – в 1991 году), Африканский банк развития (АфБР – в 1964 году)
и Азиатский банк развития (АзБР – в 1966 году).
Представленные Региональные международные кредитно-финансовые
институты имеют сходные цели, осуществляют однотипные операции, сотрудничество между
собой и с другими международными институтами. Развивающиеся страны-участницы получают
их финансовую поддержку для реализации преимущественно инфраструктурных проектов,
а также на развитие предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)
ЕИБ учрежден в 1958 году странами – членами ЕС.
Целями создания Банка провозглашались долгосрочное (20–25
лет) финансирование слабо развитых регионов, осуществление совместных проектов стран-участниц,
совершенствование отраслевой производственной структуры европейских государств,
а также льготное (до 30–40 лет) кредитование ассоциированных участников.
Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц,
и Директорат–президент и несколько его заместителей возглавляют Банк. Такие страны,
как ФРГ, Франция, Англия и Италия обладают наибольшей долей уставного капитала,
составляющего примерно 15 млрд. ЭКЮ. Размер резервного капитала превышает 10% уставного
фонда.
ЕИБ привлекает средства на европейском и международных рынках
капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинал которых выражается
в долларах США, марках ФРГ и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций
– основные направления вложений Банка.
В последние годы Банк как агент Европейского Союза за счет
специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности
развитие энергетики. Мелкие и средние смешанные компании при этом получают ресурсы
от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым Банк предоставляет
финансовую поддержку.
Помимо этого ЕИБ на льготных условиях финансирует развивающиеся
страны–ассоциированные члены ЕС.
Кроме ЕИБ в рамках ЕС и Европейской валютной системы (ЕВС)
действуют и другие, менее масштабные кредитно-финансовые организации, в том числе
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) и Европейский денежный фонд сотрудничества
(ЕДФС). Эти организации выполняют возложенные на них учредителями функции и решают
свои задачи.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
ЕБРР учрежден в 1991 году для содействия странам Центральной
и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики.
Учредителями Банка в настоящее время являются 60 государств,
включая все европейские страны, РФ, ряд стран других регионов мира (США, Японию)
и такие организации, как ЕС и ЕИБ. Уставный капитал составляет 20 млрд. ЭКЮ.
Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне, а 28 представительств
– во всех странах - операций (кроме Армении). В отличие от других стран, РФ имеет
четыре представительства: центральное – в Москве и региональные–в Санкт-Петербурге,
Екатеринбурге и Владивостоке.
Совет управляющих во главе с председателем и двумя заместителями
руководит Банком и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками
стран-участниц и представителей от ЕС и ЕИБ.
ЕБРР взаимодействует со многими международными институтами
и в первую очередь с Группой ВБ. Он привлекает к участию в осуществлении различных
проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие
кредитно-финансовые учреждения. Качеству финансируемых проектов и прежде всего очевидности
и реальности экономических выгод для страны от их реализации Банк традиционно уделяет
пристальное внимание.
Основными функциями ЕБРР являются:
-
прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных
проектов;
-
инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения
акций государственных и частных предприятий:
-
предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам
капитала;
-
финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.
К числу операционных приоритетов Банка относятся: развитие
частного сектора, охват всех стран-операций, работа с финансовыми посредниками,
вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически
чистое и устойчивое развитие экономики стран-операций, в том числе путем повышения
эффективности энергоиспользования.
В своей деятельности Банк придерживается следующих основных
принципов:
-
ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому
проекту;
-
требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольных
пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;
-
предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых
средств и не менее одной трети акционерного капитала;
-
требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств;
-
непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь
выпускаемых акций;
-
необязательность денежной формы доли местного участника проекта.
Минимальная сумма прямых кредитов ЕБРР для предприятий составляет
5 млн. ЭКЮ, однако он находит возможности для работы с мелкими и средними предприятиями.
Срочность кредитов обычно составляет 5–10 лет, а в исключительных случаях (инфраструктурные
проекты) – до 15 лет. Плата за кредит устанавливается с маржей, превышающей ставку
ЛИБОР.
ЕБРР осуществляет финансирование в РФ по следующим направлениям:
-
программа развития финансовых учреждений (ПРФУ);
-
создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК);
-
учреждение Фонда поддержки малых предприятий России (ФПМП);
-
вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков.
Программа развития финансовых учреждений осуществляется в
сотрудничестве с Правительством РФ и ВБ. Для поддержки программы ЕБРР предоставил
кредит в размере 100 млн. долл., а ВБ–200 млн. долл. Цель программы –содействие
укреплению группы из 39 российских коммерческих банков, которые в будущем должны
сыграть ключевую роль в перестройке экономики страны.
В рамках ПРФУ реализуется Проект поддержки предприятий, в
соответствии с которым при посредничестве Минфина РФ через часть упомянутых выше
российских коммерческих банков осуществляется кредитование структурной перестройки
средних и крупных предприятий частного сектора.
Региональные фонды венчурного капитала начали создаваться
в РФ с 1994 года и в настоящее время в отдельных регионах страны действуют 11 таких
фондов. Каждому из них (кроме одного) ЕБРР предоставил капитал в размере 30 млн.
долл. на содействие структурной реорганизации отобранных для этого предприятий.
Фонд поддержки малых предприятий создан ЕБРР при участии
отдельных европейских стран и других доноров. Половину общего капитала, составляющего
300 млн. долл., предоставил Банк. Фонд предназначен для выдачи на коммерческой основе
малых и микрокредитов (до 125 тыс. долл.) через ряд российских банков, расположенных
по всей стране.
Вложения
в инвестиционные фонды также являются одним из направлений деятельности ЕБРР в России.
В настоящее время Банку принадлежит часть средств семи инвестиционных фондов, осуществляющих
вложения в частные, в том числе совместные, предприятия.
Российский
инвестиционный фонд "Фрамлингтон", например, производит вложения в капиталы
малых и средних предприятий экспортных и других быстро растущих отраслей экономики
в размере от 0,5 до 4 млн. долл.
Инвестиционный
фонд New Europe East, вкладывающий средства
в ценные бумаги высокоэффективных компаний, расположенных в Центральной и Восточной
Европе и имеющих сильных западных партнеров, инвестирует не более 40 млн. долл.
в одно предприятие.
Контрольные
вопросы:
1. Назовите основные Международные валютно-кредитные
и финансовые организации
2. Какие функции характеризуют деятельность
международных валютно-кредитных и финансовых организаций?
деньги
бюджетный ценный бумага кредит
РАЗДЕЛ 3. Кредит
Тема 13. Банковская система
РФ
1. Структура кредитной
системы РФ
Кредитная система РФ включает в себя Банк России , кредитные
организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Кредитная организация - юридическое лицо , которое для извлечения
прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения
(лицензии) Центрального банка РФ ( Банка России) имеет право осуществлять банковские
операции, предусмотренные Федеральным законом. Кредитная организация образуется
на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк - кредитная организация, которая имеет
исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение
указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,
срочности , открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация – кредитная
организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные
Федеральным законом «о банках… ». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских
кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк – банк, признанный таковым
по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Современная банковская система
является двухуровневой. Первый уровень - Центральный банк РФ; второй уровень – коммерческие
банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские
операции.
Для современной
банковской системы характерны две фундаментальные особенности; во-первых, эта система
— регулируемая (причем наряду с саморегулированием в условиях функционирования третьего
типа кредитных отношений имеет место централизованное регулирование со стороны центрального
банка), а во-вторых, рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов
является реализации банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции).
Банковская система состоит
из двух видов банков: эмиссионных и неэмиссионных. Эмиссионным банком является Центральный
банк РФ и его территориальные представительства, обладающий эмиссионным правом.
Неэмиссионные банки - это банки выполняющие операции в соответствии с лицензией
Банка России. Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Первым эмиссионным
банком считается созданный в 1694 г. БАНК АНГЛИИ.
Центральный
банк, обеспечивает централизованное регулирование банковской системы, его месте
(банковской системе, используемых им инструментах денежно-кредитной политики, а
также о функционировании Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
Центральные банки могут быть:
государственными, акционерными, иметь смешанную форму собственности на капитал.
Т.е. часть капитала центрального банка принадлежит государству, а часть находится
в руках юридических и/или физических лиц. Так, например, 55% капитала Банка Японии
принадлежит государству, а 45 % частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит
государству, а 50 % - собственность физических и юридических лиц-резидентов. В большинстве
случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Банк Англии,
Франции, Дании, России и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|