Реферат: Семейная политика: принципы формирования и реализации
Поле деятельности губзагса было весьма обширно:
контроль за правильным исполнением Кодекса об актах гражданского состояния;
разъяснение и толкование должностным лицам его статей применительно к местным
условиям; выдача различных справок; обеспечение уездных и местных подотделов
необходимыми книгами и бланками; выдача разрешений на вступление в брак лицам,
не достигшим брачного возраста; контроль за отчетностью местных загсов, в том
числе и за движением дел, по которым пропущен срок регистрации актов
гражданского состояния...
Уже в первый год работы на Ставрополье органами загса было зарегистрировано 33092 рождения, 23423
смерти, 10660 браков, 958 разводов.
С развитием нового государства совершенствовалось и
семейное законодательство. В 1926 году, например, ВЦИК
утвердил новый Кодекс законов о браке, семье и опеке в РСФСР, где появилась самостоятельная
глава, посвященная записи актов гражданского состояния. После этого государство неоднократно возвращалось к
регламентации вопросов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния.
В 1936 году, например, было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке и
сроках регистрации рождений и смертей», в 1940 году - Указ Президиума
Верховного Совета СССР «О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен», в
1943 году -Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении», в 1946 году
- постановление Совнаркома РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации
актов гражданского состояния».
§ 2.
Российское семейное право на современном этапе
Российское семейное законодательство на современном
этапе характеризуется не только принятием нового Семейного Кодекса, но и
правовой регламентацией этой отрасли права на высшем конституционном уровне. В
целом ряде статей Конституции Российской Федерации, прямо или косвенно, говорится
об институтах семейного права. Например:
Статья
7
1. Российская
Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской
Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный,
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья
19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и
равные возможности для их реализации.
Статья
23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет
право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного
решения.
Статья
38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой
государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и
обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны
заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья
39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом.
2.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются
добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального
обеспечения и благотворительность.
Более обстоятельно положения семейного
законодательства освещены в Семейном Кодексе:
Статья
1
1. Семья,
материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой
государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости
укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и
уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов,
недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения
беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной
защиты этих прав.
2. Признается
брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
3. Регулирование
семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности
брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения
внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания
детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты
прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
4. Запрещаются
любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных
отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на
основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов
семьи и иных граждан.
Статья
2
Семейное законодательство устанавливает условия и
порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным,
регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами
семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в
случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими
родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в
семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья
31
1. Каждый из
супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и
жительства.
2. Вопросы
материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни
семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
3. Супруги
обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи,
содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и
развитии своих детей.
Новый Семейный Кодекс содержит много новелл
посвященных усилению гарантий прав детей. В нем предусмотрено существенное
усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с
требованиями Конвенции ООН о правах ребенка. В Кодексе выделена специальная
глава "Права несовершеннолетних". В духе Конвенции решен вопрос о
праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих,
вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет.
Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении
вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также
при изменении его фамилии, имени и отчества при усыновлении и при его отмене.
Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских
правах родителей, раннее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи
ребенка, оставшегося без родительского попечения в приемную семью.
Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при
решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть
заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства.
В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) —
принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся
без попечения родителей.
Вместе с тем, нельзя не отметить и некоторое снижение
гарантий защиты прав несовершеннолетних в отдельных положениях нового Семейного
Кодекса. Это касается вопросов о брачном возрасте и о размере алиментов,
взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Ст. 13 Кодекса
допускает возможность снижения законами субъектов Российской Федерации брачного
возраста ниже 16 лет без установления каких-либо нижних пределов, что не
согласуется с Уголовным Кодексом РСФСР (ст. 119). В ст. 81 Семейного Кодекса
при сохранении прежнего размера алиментов в долях по отношению к доходам
родителя — на одного ребенка 1/4 и т.д., допускается безграничное уменьшение
этих долей по усмотрению суда "с учетом материального или семейного
положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств".
Еще одним важным актом в области семейного права
является утвержденное Правительством Положение о порядке передачи детей,
являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской
Федерации и иностранным гражданам (Постановление от 15. 09. 1995 г. № 917).
Этим актом упорядочен процесс усыновления и предусмотрены необходимые гарантии
соблюдения и охраны прав и интересов детей, передаваемых на усыновление, а
также приоритетное право на усыновление российских детей гражданами Российской
Федерации. Такой подход полностью соответствует положениям ст. 21 Конвенции ООН
о правах ребенка.
§ 3.
Поощрение и охрана брака и семьи в зарубежных странах
Значительное большинство конституций не обходят семью
своим вниманием. То же относится и к браку, лежащему в основе семьи.
Так, ст. 24 Конституции Японии 1946 года
устанавливает, что брак основывается только на взаимном согласии обеих сторон и
существует на основе взаимного сотрудничества, основанного на равноправии мужа
и жены. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом, исходя из
принципа личного достоинства и равенства полов. Согласно ст. 21, ч. 1,
Конституции Греции 1975 года, «семья как основа сохранения и развития нации, а
также брак, материнство и детство находятся под защитой государства»; что
касается равноправия полов, то оно в общей форме декларировано в ч. 2 ст. 4
Конституции.
В некоторых конституциях особо гарантируются права и
интересы детей. Часть пятая ст. 4 мексиканской Конституции гласит: «Долг
родителей — соблюдать право детей на удовлетворение своих потребностей, на
умственное и физическое развитию. Закон определяет для защиты детей средства,
которые должны предоставляться государственными учреждениями». Итальянская же
Конституция уделяет внимание также проблематике внебрачных детей: части третья
и четвертая ст. 30 обязывают законодателя обеспечить детям, рожденным вне брака
всю юридическую и социальную защиту, совместимую с правами членов законной
семьи, и установить правила и пределы для установления отцовства.
Сложная демографическая ситуация Китая побудила
составителей действующей Конституции включить в нее следующие нормы:
«Государство распространяет планирование рождаемости, чтобы привести рост
населения в соответствие с планами экономического и социального развития» (ст.
25); «Супруги — муж и жена — обязаны осуществлять планирование рождаемости
(часть вторая ст.49).
В то же время, учитывая падение нравов в нашем
обществе нельзя не обратить внимания на следующие положения частей третьей и
четвертой той же ст. 49 Конституции КНР: «Родители обязаны содержать и
воспитывать несовершенно летних детей, совершеннолетние дети обязаны содержать
и поддерживать родителей.
Запрещаются нарушение свободы брака и жестокое
обращение со стариками, женщинами и детьми».
ГЛАВА II: СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО
§ 1. О
термине и понятии "семейная политика"
Первоочередным в процессе формирования научных основ
семейной политики является определение понятия, выражаемого термином
"семейная политика". Сам термин в отечественной научной литературе
используется относительно недавно, с конца 80-х годов. Однако широкого
распространения он не получил, его определение отсутствует в российских
энциклопедиях и словарях, например недавно изданном энциклопедическом словаре
"Народонаселение".
Распространению термина, прежде всего в литературе,
средствах массовой информации, способствовала разработка и одобрение в 1994 г.
Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года Семьи
Концепции государственной семейной политики. Использование термина
"семейная политика" в названии документа (хотя и негосударственного
по статусу), направление его от имени правительства в регионы, безусловно,
сыграли важную роль в его утверждении. Так, ряд местных администраций, законодательных
собраний приняли региональные концепции семейной политики (например, в
Красноярской, Псковской, Тульской областях). Следует также отметить доклад
"О положении семей в Российской Федерации". В нем активно
используется указанный термин, разъясняется обозначаемое им понятие, выделен
самостоятельный раздел "Государственная семейная политика". Что
касается федеральных государственных документов (законодательные акты,
постановления правительства), то термин "семейная политика" в них не
употребляется.
В то же время этот термин получил широкое
распространение на международном уровне, в документах ООН и других
международных организаций, государственных актах многих стран мира. В 1991 г. в
Москве была проведена конференция Международного союза семейных организаций.
«Глобальная семейная политика и права семьи". Это, пожалуй, была первая
конференция в России на национальном уровне, в названии которой использовался
рассматриваемый здесь термин.
Наряду с термином в отечественной научной литературе
даются определения понятия "семейная политика".
Часть ученых отождествляют семейную политику с
социальной защитой, сводят ее фактически к пособиям, компенсациям и льготам.
Так, автор статьи "Социальная политика" в энциклопедическом словаре
"Народонаселение" рассматривает семейную политику как "систему
мер помощи семьям с детьми".
По мнению чешских ученых, "семейная политика не
может быть однозначно идентифицирована ни как социальная ни как экономическая.
Мы не должны принимать неправомерное и в сущности опасное отождествление
производственной и социальной сфер, социальной и семейной политике семейного и
женского вопросов. Семья является первично ячейкой общества, причем как
социальной, так и экономической".
Из данного тезиса вытекают два важных вывода:
отождествление целей социальной (в том числе семейной) и экономической политики
приводит к серьезным последствиям в ее социальной практике; семейная политика
не подменяет другие направления государственной политики, а обеспечивает в
процессе их разработки и реализации учет интересов семьи.
Мы рассматриваем семейную политику как составную часть
социальной политики, как целенаправленную деятельность государства и других
субъектов политики, ориентированную на обеспечение социальной безопасности
семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института
общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного
выполнения социально значимых функций.
В соответствии с нашим подходом специфика семейной
политики заключается в том, что она определяет приоритеты социальной политики и
различных ее направлений (экономическая, жилищная, социокультурная, занятости,
сфера услуг и др.). "Острие социальной политики государства, — справедливо
считает М.С. Мацковский, — должно быть направлено на семью. Социальная политика
должна стать семейной". И прежде всего по следующим причинам: в семьях
проживает подавляющее большинство населения России; экономические и моральные
проблемы общества концентрируются в семье, отражаются на ее жизнедеятельности;
семья выполняет исключительную по своей значимости для общества функцию по
рождению и воспитанию, социализации детей; наконец, семья берет на себя
основную часть забот о престарелых и инвалидах.
С помощью семейной политики и на основе
фамилистической экспертизы в интересах семьи должны корректироваться
принципиальные государственные решения. В конечном счете, практически все
решения имеют семейный аспект, связаны с жизнедеятельностью семьи и оказывают
на нее определенные воздействия. Учет семейного фактора является обязательным
при планировании и оценке федеральных и региональных программ, прогнозировании
развития страны. Реализовать эти задачи призвана фамилистическая экспертиза,
рассматривающая состояние общества через призму состояния семьи.
Таким образом, благополучие семьи является приоритетным
критерием оценки общественных явлений, социальных преобразований, а семья
должна выступать в качестве обязательного объекта государственной политики,
федеральных и региональных программ. Это поставит проблемы семьи в центр
общественного и государственного внимания, даст импульс для их решения,
ресурсного обеспечения. Речь идет не о механическом перераспределении бюджета,
а об органическом включении семейного аспекта в финансовую политику.
§ 2. Цели
и задачи семейной политики
Традиционно семейная политика была подчинена
экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному
принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и
соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать
приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и
межправительственных организаций".
Целью семейной политики является благополучие семьи,
укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется
понятие "благополучие", которое в отличие от понятия
"благосостояние" выражает не только "материальную
обеспеченность", "имущественное благополучие", но и
"счастливую жизнь".
Следует отметить, что при определении цели семейной
политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В
Концепции государственной семейной политики цели семейной политики
сформулированы следующим образом:
1. Обеспечение
необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной,
психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.
2. Обеспечение
условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными
интересами самого человека.
3. Создание
благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны
материнства и детства.
Имеются следующие замечания в связи с цитируемым
положением.
Во-первых, все три предполагаемые цели сводятся к
одной, сформулированной в пункте 1. Это аргументируется тем, что позиция
совмещения трудовых и семейных обязанностей (2), а также "рождения и
воспитания здоровых детей"(3) предусматриваются в пункте 1 в части
обеспечения необходимых условий для выполнения семьей соответствующих функций.
Во-вторых, "обеспечение необходимых условий" для выполнения семьей ее
функций является не целью семейной политики, а ее средством.
Исходя из общего понимания цели семейной политики, ее
интегральными задачами являются:
— обеспечение
социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых
государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с
точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;
— создание
необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной,
экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|