МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Семейная политика: принципы формирования и реализации

    Статья 5 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что государство должно уважать права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ими. Данные положения регламентируются Кодексом о браке и семье, где зафиксировано, что защита прав и интересов несовершеннолетних детей лежит на их родителях.

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, все сделки, за исключением указанных в кодексе, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. Для совершения большинства сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 дет требуется письменное согласие их законных представителей.

    Гражданский кодекс ввел новую норму, ранее неизвестную нашему законодательству, согласно которой несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего (ст. 27 ГК).

    Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет права родителям выбирать формы обучения ребенка, образовательное учреждение, давать необходимое образование в семье.

    Ответственность родителей за воспитание детей, провозглашенная статьей 18 Конвенции о правах ребенка, закреплена Конституцией Российской Федерации, законодательством о браке и семье, законом "Об образовании", административным и уголовным законодательством.

    Одним из основных положений Конвенции о правах ребенка является обязанность государств-участников обеспечивать замену ухода за детьми, лишенными семейного окружения (ст. 20).

    Во многих случаях наилучшей формой замены ухода за ребенком без родителей является усыновление. В Российской Федерации усыновление детей регулируется Кодексом о браке и семье РФ. В связи с большим числом нарушений в данной области был принят федеральный закон от 7 марта 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях", который должен гарантировать защиту прав детей при усыновлении, не допускать незаконное усыновление.

    Сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государства обеспечивать "в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (ст. 6).

    22 июля 1993 г. приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые регулируют права семьи, права беременных женщин и матерей, права несовершеннолетних. Несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах, медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности, получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме (ст. 24). В соответствии со статьей 27 Основ, дети-инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для воспитания и обучения детей, неполноценных в умственном или физическом отношении, нашло отражение и в законе Российской Федерации "Об образовании". Закон предусматривает, в частности, создание для обучающихся с отклонениями в развитии специальных образовательных учреждении коррекционного, характера, обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

    В Конвенции о правах ребенка значительное внимание уделяется реализации его права на социальное обеспечение (ст. 26), а также права пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18).

    В Российской Федерации принимаются законодательные акты по социальной поддержке наименее защищенных групп населения: 4 апреля 1992 г. утвержден закон Российской Федерации "О дополнительных мерах по охране материнства и детства". Приняты постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.94 № 133 "Об утверждении порядка назначения и выплаты единого ежемесячного пособия на каждого ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г. № 290 "Об утверждении порядка назначения и выплаты компенсационных выплат семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц". 4 мая 1995 г. Советом Федерации был одобрен принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Федеральным законом от 22 декабря 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР" в него были внесены изменения, направленные на защиту получателей алиментов. Настоящим законом отменен минимальный размер алиментов, изменено взыскание алиментов в твердой денежной сумме, предусмотрена индексация твердых денежных сумм, разработаны меры по предотвращению сокрытия доходов плательщиком алиментов.

    В области образования основным актом в Российской Федерации является принятый в мае 1992 г. закон Российской Федерации "Об образовании", который провозглашает сферу образования приоритетной в системе общественных отношений. 8 июля 1994 г. принят Указ Президента Российской Федерации "О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования".

    Несмотря на то что в Российской Федерации принято большое количество нормативных актов о правах ребенка, защите его интересов, охране здоровья, развития, обучения, по некоторым вопросам имеются существенные пробелы, действуют устаревшие, недостаточно эффективные нормы.

    Следует признать, что статья 43 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в России, нуждается в корректировке. Ученики IX—XI классов и учащиеся ПТУ под указанные гарантии не подпадают, и потребовался специальный Указ Президента Российской Федерации, чтобы восстановить имевшуюся до принятия Конституции ситуацию.

    Зачастую действующее законодательство содержит устарелые и нереальные для исполнения нормы, не учитывающие сложные социально-экономические условия перехода к рыночным отношениям, их негативное воздействие на жизнедеятельность детей. Статья 173 КЗоТ Российской Федерации в основном запрещает труд подростков в возрасте до 16 лет. В то же время труд детей, не достигших указанного возраста, получил реальное распространение в сфере материального производства, коммерческих структурах, бизнесе. При этом трудовая деятельность подростков не обеспечена правовой защитой от экономической эксплуатации, нередко представляет опасность для их здоровья или служит препятствием в получении образования, наносит ущерб физическому, умственному, духовному развитию детей.

    Нерешенность проблемы занятости во многом обусловливается неудовлетворительным выполнением требований статьи 13 закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР" в части установления предприятиями, учреждениями и организациями государственного сектора экономики квоты специализированных мест для приема на работу молодежи, неурегулированностью создания льготной системы налогообложения для предприятий всех форм собственности, обеспечивающих трудоустройство несовершеннолетних, наличием в российском законодательстве нормы, предусматривающей возможность трудоустройства лиц, достигших 15 лет, лишь в исключительных случаях.

    Отсутствие четкого нормативного регулирования трудовых отношений подростков, малоэффективная помощь в трудоустройстве со стороны государственных органов приводят к незаконному использованию их труда коммерческими структурами.

    Законодательством не установлена в полной мере ответственность взрослых, в том числе и судебная, за нарушение прав ребенка на неприкосновенность его личности, за посягательства на его честь и достоинство.

    Не решена проблема защиты прав детей при расторжении брака. Разведенные супруги не имеют равного правового и социального статуса в отношении общих детей, законодательно не обеспечена поддержка детей обоими родителями. Дети из распавшихся семей и дети одиноких матерей оказываются, как правило, в сложном экономическом положении и психологическом состоянии, что становится одной из существенных причин роста безнадзорности и беспризорности детей. Требует решения проблема безнадзорности и попрошайничества несовершеннолетних.

    Многие решения органов власти, принимаемые в защиту детства, уже не отражают реальных показателей уровня жизни, не учитывают динамику негативных изменений, вследствие чего существенно занижается объем средств, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, в том числе в семье и в детских учреждениях.

    Существенным недостатком российской правовой системы в части положений о защите детства являются ее методологическая и техническая отсталость, неразработанность механизмов реализации принятых актов, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко искусственно усложненных и противоречивых.

    Обострена проблема правовой информированности населения о принятых нормах в интересах детей и семьи. Нормативная информация публикуется, как правило, в специальных изданиях, кратких газетных сообщениях, не используются в полной мере мощные средства телевидения, радиовещания.

    Законы и иные правовые решения не могут остановить рост преступности среди несовершеннолетних, даже малолетнего возраста. Не выработаны радикальные нормы по борьбе с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Не установлена в законе адекватная ответственность взрослых за втягивание детей в криминальную сферу, преступную деятельность. Пенитенциарная система не стала эффективным инструментом в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и нуждается в регулировании.

    Из изложенного следует, что российское законодательство еще не в полной мере защищает права детей. Приоритетным направлением законотворчества в области развития и охраны детства является законодательное закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

    § 2. Национальный план действий

    В законодательной деятельности Российского государства в 1995 году было уделено значительное внимание социально–правовой защите детства, охвачен широкий круг вопросов о правах и интересах детей в различных областях их жизнедеятельности. В связи с этим были приняты "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года".

    Укрепление правовой защиты детства

    Обобщенная оценка состояния проблемы

    В Российской Федерации в последние годы продолжалась нормотворческая работа по обеспечению и защите прав детей в основных сферах их жизнедеятельности. Приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, об охране труда, указы Президента Российской Федерации о помощи семье и детям, ряд других нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, защищающие права и интересы детей.

    В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что дает возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации развивать собственное законодательство в части охраны прав детей. Такая практика уже получила распространение прежде всего в установлении дополнительной материальной поддержки семей с детьми и нуждается в дальнейшем развитии.

    Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    предотвратить распространение любых форм эксплуатации, жестокого обращения с детьми, обеспечить их защиту от физического и психологического насилия;

    обеспечить правовое регулирование защиты детей, находящихся в особо трудных условиях (в том числе пострадавших вследствие вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев);

    установить гарантии по обеспечению прав несовершеннолетних в процессе их трудоустройства в новых экономических условиях, защите их от эксплуатации со стороны работодателей, охране их труда;

    разработать эффективную правовую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

    Фактическая ситуация с российскими детьми, их правовой защитой обусловливает необходимость в поэтапном и экономически обоснованном принятии нормативных актов. В их числе должны быть акты как полностью посвященные детям и семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе, предусматривающие следующие меры:

    обеспечение правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях вынужденной миграции, особенно в случаях вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф;

    защиту детей от незаконного перемещения, в том числе за границу;

    защиту прав детей граждан России, находящихся за рубежом, в том числе меры, подлежащие отражению в международных договорах;

    образование и функционирование системы государственного социального обслуживания семьи и детей;

    квотирование рабочих мест для несовершеннолетних на предприятиях, предоставление налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу несовершеннолетних;

    усиление контроля за выполнением работодателем трудового законодательства, в том числе по оплате труда несовершеннолетних, соблюдению установленных норм в области техники безопасности, гигиены труда и т.д.;

    установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в детском травматизме и причинении другого ущерба здоровью детей и подростков; создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;

    создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков;

    установление повышенной уголовной ответственности за привлечение несовершеннолетних к изготовлению, распространению, торговле или рекламированию продукции порнографического содержания, к занятиям проституцией, употреблению наркотических средств, приобщению к алкоголю;

    создание необходимых условий для исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей; разработка порядка трудоустройства подростков, возвращающихся из мест лишения свободы;

    защиту прав детей при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

    установление механизма взыскания и порядка уплаты алиментов и исполнения судебных решений о взыскании алиментов.

    Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей

    Обобщенная оценка состояния проблемы

    Подавляющее большинство детей России воспитывается в семьях (99,7 процента всех детей до 18 лет), 20 процентов семей с детьми — неполные. Около трети детей являются единственным ребенком в семье, 20 процентов растут в семьях с тремя и более детьми.

    Перемены, происходящие в экономике, политике, культурной жизни России в течение последних лет, оказывают значительное влияние на семью как естественную основу жизнеобеспечения детей, вынуждая ее к быстрым изменениям жизненной стратегии.

    В связи с этим возникает ряд серьезных проблем во всех областях жизнедеятельности семьи, которые необходимо решать совместными усилиями членов семьи, государственных органов и общественных объединений.

    Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей.

    Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровождается их значительной дифференциацией, концентрацией малообеспеченности в семьях с несколькими детьми, в молодых семьях с маленькими детьми, с детьми-инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Среди различных категорий населения в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми.

    Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной недостаточного (по качеству, а в малообеспеченных семьях — и по количеству) питания, проведения некачественного лечения, снижения потребления услуг сферы образования, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, зрелищных, культурных мероприятиях для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно–досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.

    Полномасштабное решение вопросов материального положения семей с детьми лежит в русле макроэкономической политики, трансформации распределительных и производственных отношений в обществе. В их числе реформа оплаты труда, социального обеспечения, становление института частной собственности и развитие предпринимательства. Вместе с тем должен быть выделен и реализован блок социальных задач, решение которых необходимо для обеспечения нормального развития детей, в том числе потребления социальных благ и услуг.

    Важной проблемой семьи является полноценная реализация воспитательной функции. У родителей остается все меньше времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительной работы для обеспечения потребностей семьи, а также возвращением в семью многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг. Существующее законодательство о льготных режимах работы для женщин, воспитывающих детей, практически не действует, вступая в противоречие с экономическими интересами работодателя и самой работницы. Отцы же, за исключением тех, кто воспитывает ребенка без матери, права на такого рода льготы не имеют вообще. Серьезного внимания требует также повышение педагогической и психологической культуры родителей.

    В сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода, в тех семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни, и т.д.

    В результате нарушаются психологические связи между ребенком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды. Особого внимания требуют проблемы дошкольного воспитания детей. Сочетание семейного и общественного воспитания наиболее соответствует целям всестороннего развития ребенка.

    В настоящее время все больше ограничивается возможность использования семьей детских дошкольных учреждений, что связано с сокращением числа таких учреждений и возросшей платой за содержание в них детей. Это является одной из причин, вынуждающих женщин оставлять место работы и влияющих на сокращение дохода семьи (для многих семей весьма ощутимо). Кроме того, длительные перерывы в работе влияют на трудоустройство женщин в будущем, понижая их конкурентоспособность на рынке труда, и обусловливают возникновение дополнительных проблем для семьи в перспективе. Задача сохранения и развития системы детских дошкольных учреждений остается чрезвычайно актуальной. Однако сама эта система должна претерпеть существенные изменения и ориентироваться на расширение видов предоставляемых услуг, форм организации ухода и присмотра за детьми и повышение их качества.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.