МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Семейная политика: принципы формирования и реализации

    — содействие адаптации семей различных типов к происходящим социально-экономическим переменам, создание необходимых условий для саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической самостоятельности;

     — формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования;

    — решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев;

    — предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия.

    Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.

    В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики:

    развитие законодательной базы государственной семейной политики;

    демографическая политика в отношении семьи;

    экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;

    социокультурная политика в отношении семьи;

    развитие социального обслуживания семьи;

    государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;

    региональная семейная политика;

    взаимодействие государства и неправительственных организаций — субъектов семейной политики;

    разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.

    Эти ключевые направления социальной политики в отношении семьи нуждаются в фундаментальном научном анализе и обосновании, основательном подкреплении на уровне социальных технологий.

    § 3. Принципы взаимодействия семьи и государства

    В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике.

    В условиях патерналистской системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. "Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения, во всяком случае, в рамках широко провозглашаемой либеральной идеологии, — отмечает Н.М. Римашевская; — приходит в противоречие с менталитетом основной части общества, их привычными представлениями, стереотипами поведения и усвоенными населением в течение многих десятилетий ценностями. На смену идеологии всеобщего покровительства "сверху" приходит либеральная идеология суверенитета семьи и личности "снизу". Всеобщим достоянием становятся идеи, провозглашаемые в средствах массовой информации, в законодательных актах и правительственных решениях о том, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, сознательного родительства, а также реального поведения женщины и мужчины, которые имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности".

    Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который  является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время "семья как реальность, обусловлена предыдущим развитием нашей страны, находилась и находится в состоянии объекта». Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни. Социальная защита должна играть вспомогательную роль.

    Однако необходимо отдавать отчет в том, что абсолютизация, искаженное понимание таких принципов организации жизнедеятельности семьи, как автономия, самообеспечение, саморазвитие, могут привести к другой крайности. Так, на первых этапах проведения реформ государство резко сократило уровень своей поддержки социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное выживание. При этом семья и население оказались не подготовленными к переходу к новым экономическим отношениям, выживанию в условиях кризиса. Проблема социальной адаптации (психологической, экономической, профессиональной и т.д.), как правило, решается односторонне, исключительно как проблема самой семьи, как процесс только ее приспособления к происходящим негативным переменам. "Как ни парадоксально это звучит, — отмечает А.И.Антонов, — но ... семья вынуждена "подстраиваться под нужды политиков".

    Негативное воздействие дезадаптации на жизнедеятельность семей, их крайне бедственное положение усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы и во многом разрушены системы дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей. Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью.

    Нельзя не согласиться с тем, что "необходимы глубокие изменения, направленные не на одностороннюю, а взаимную адаптацию семьи и экономики. В целом они должны вести к повышению внутренних ресурсов семьи для самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития ее членов". "...Присущий семье здоровый консерватизм со стремлением ее к адаптации, — считает председатель Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи В.Ф.Шумейко, — позволяет семье, как социальному институту, выстоять в условиях происходящего в кризисных формах реанимирования общества и государства, но адаптационные возможности семьи не беспредельны. И об этом следует всегда помнить в первую очередь, принимая новые меры в экономике или политике".

    Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.

    Важнейшим принципом идеологии семейной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи семьям с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В связи с этим важно разграничить понятия "социальное обслуживание" и "социальная защита". Социальное обслуживание предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. Что касается социальной защиты, то она направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Кроме того, это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Такое разделение дает представление лишь об основных принципиальных подходах. Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая иногда грани между двумя рассматриваемыми сферами.

    В условиях социально-экономического кризиса в России семейная политика государства имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам "семейного аспекта", превращение семей в движущую силу проводимых преобразований, на проведение экспертизы государственных решений с точки зрения воздействия на жизнедеятельность семьи и регулирование социальной напряженности в обществе на основе развития партнерских отношений семьи и государства. Кроме того, как отмечается в официальном обзоре Российской Федерации в связи с подведением итогов Международного года семьи, представленном на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, роль демократического государства в процессах развития семьи "должна состоять в проведении адекватно провозглашенным целям законодательного регулирования, распределении ресурсов, находящихся в его распоряжении, проведении политики экономического поощрения действий, направленных на цели социально-экономической поддержки семьи и женщины, принимаемых иными участниками процесса — предпринимателями, общественностью, частными лицами".

    § 4. Краткосрочные меры и среднесрочная семейная политика

    Любая политика эффективна тогда, когда она опирается на обоснованную стратегию, перспективную программу действий. В противном случае мы сталкиваемся с так называемой "политикой мероприятий и сиюминутных мер", работающих главным образом на "текущий момент" и практически не связанных с перспективой. Поэтому мы не можем согласиться с распространенным сегодня мнением о том, что в изменяющейся социально-экономической обстановке единственным реальным механизмом осуществления централизованных мер оказывается оперативная реакция органов законодательной и исполнительной власти в виде конкретных указов и постановлений по тем или иным наиболее острым социально-демографическим проблемам.

    При отсутствии среднесрочной программы действии те или иные меры, принимаемые государством в поддержку семьи, нередко дают эффект "скорой помощи" и не приводят к устойчивым результатам. "Проводимая на практике семейная политика, — считает А. Г. Вишневский, — обычно представляет собой набор мероприятий, направленных на улучшение условий функционирования семьи. Как правило, в них реализуются сложившиеся в общественном сознании рецепты помощи семье, основанные на более или менее поверхностном понимании ее проблем. Все видят трудности повседневной семейной жизни, и обыденный здравый смысл подсказывает кажущиеся очевидными простые решения. Они воплощаются в жизнь, чаще всего не приносят ожидаемых результатов, начинаются поиски других простых решений, и в конце концов образуется лоскутное одеяло, сшитое из разнородных и фрагментарных мер, которое и выдается за целостную систему".

    Никто не отрицает необходимости и важности краткосрочных мер. Однако они должны представлять собой комплекс мер, соответствующий принятой стратегии и органически включенный в среднесрочную программу действий. Отметим и очевидную бесперспективность создания в условиях переходного периода долгосрочных программ семейной политики. Сегодня наиболее целесообразны программы, рассчитанные на достижение конкретных и реальных целей в ближайшие два-три года.

    С точки зрения А. И.Антонова, есть "два типа семейной политики": "долгосрочная политика укрепления семейного образа жизни" и "краткосрочная политика, ориентированная на социальную поддержку семей", которые не могут самостоятельно справиться с "кризисными" и "стрессовыми ситуациями".

    Многие годы положение семьи в стране должным образом не изучалось, что осложняет разработку и проведение семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Этапным событием стала разработка и публикация первого доклада "О положении семей в Российской Федерации", в котором проанализированы история семейной политики в России и современное социально-экономическое положение семей.

    Актуальной является задача создания модели анализа положения семьи на федеральном и региональном уровнях, которую в настоящее время решает НИИ семьи. Речь идет о разработке рекомендаций для региональных органов власти по комплексному анализу положения семьи и состояния семейной политики в регионе, по формированию информационных банков по проблемам семьи, женщин и детей.

    Для принятия управленческих решений необходимо иметь надежную "обратную связь" с семьей, знать, как изменяется ее жизнедеятельность, насколько эффективны принимаемые меры семейной политики, как она влияет на социальную напряженность в обществе. Это позволит своевременно вносить коррективы в семейную политику. В свою очередь семья слабо информирована о принимаемых государством мерах во многом из-за правовой неподготовленности, ограниченного доступа к нормативной информации, сложности ее изложения.

    Решение этих проблем может осуществляться по следующим направлениям. Прежде всего, это эффективное использование печати, телевидения, других информационных возможностей. Видимо следует ввести обязательную публикацию в массовой печати официальных информационных материалов, которые должны сопровождать выпуск государственных документов, доступно разъяснять конкретные решения и программы, помогать семье выработать свою стратегию в том или ином жизненном вопросе. Это особенно важно в период коренных социально-экономических перемен, когда резко возрастает поток государственных решений, и от быстроты адаптации людей к изменяющимся условиям и перестройки их традиционных установок зависит их благополучие. Кроме того, создание специальной системы информации семей позволило бы обеспечивать их информирование по определенному кругу вопросов, включая правовые, экономические, социокультурные. Семьи остро нуждаются в информации о моделях выживания, способах организации малого бизнеса, имеющихся возможностях в процессе приватизации, осуществления государством жилищной политики.

    § 5. Подходы к семейной политике в современном мире

    Диапазон принятых в современном мире подходов к семейной политике достаточно широк: от отказа от всякой политики до сведения ее к одной из функций, исполняемых семьей. В этом отношении выделяется несколько основных групп государств. К первой группе можно отнести страны, сформулировавшие свою политику в отношении семьи и принявшие широкий подход, ориентированный в целом на достижение благополучия семей. Во второй группе — страны, акцентирующие в своей политике внимание на отдельных аспектах жизнедеятельности семьи. Третью группу составляют страны, вообще не определившие своей политики в отношении семьи.

    При этом можно выделить такие основные виды мотивации: политика стимулирования уровня рождаемости (совпадает с политикой в области народонаселения); политика, направленная на социальную защиту семей с детьми; "нейтральная" политика, ориентированная на поддержку всех типов семей; гендерная политика, регулирующая взаимоотношения различных полов и рынка рабочей силы.

    Проблемы ответственности государства за укрепление и развитие семьи как общественного института, обеспечения прав семей, создания надлежащих условий для их функционирования, выполнения социальных функций получили отражение во многих документах ООН и ее учреждений. В одном из первых международных актов — Всеобщей декларации прав человека (1948) — подчеркивается, что "семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". Это важнейшее Положение направлено на защиту семьи, оказание ей помощи в жизненном становлении, подготовке к принятию ответственности за "естественную среду обитания своих членов", прежде всего детей и молодежи, престарелых и инвалидов. Во имя этих целей политика и соответствующее законодательство, содействующие укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций.

    В ООН предпринимаются усилия систематизировать основные положения, касающиеся семьи и содержащиеся в международных документах, разработать Декларацию о правах и ответственности семьи. Для реализации поставленной цели, под эгидой ООН, Венским комитетом неправительственных организаций по вопросам семьи создана рабочая группа "Хартия семьи/права семьи". Ее деятельность способствует формированию и развитию национальных систем семейной политики, выработке программ укрепления семьи, обобщению их международным опытом.

    На основе анализа "Руководящих принципов по вопросам семьи", разработанных названной рабочей группой, выделим наиболее важные положения, отражающие приоритеты семейной политики в современном мире:

    — утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;

    — обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи, перераспределение в этих целях ресурсов в пользу социальных программ за счет военных расходов;

    — разработка гибкого законодательства о семье, его развитие с учетом изменяющихся условий жизни;

    — осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (инвалидность её членов, наличие иждивенцев, престарелых, многодетные семьи, молодые, неполные семьи и др.);

    — оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей;

    — содействие семье в организации домашнего хозяйства, производства продовольственной продукции для внутреннего потребления;

    — разработка систем налогообложения, учитывающих интересы семей;

    — создание систем социальной помощи семьям, в том числе информационной, психологической, юридической;

    — организация подготовки и переподготовки соответствующих специалистов;

    — осуществление программ планирования семьи, предоставление молодым людям комплекса информации, необходимой для вступления в брак и функционирования семьи;

    — социальная и медицинская защита материнства и детства в дородовой и послеродовой периоды, предоставление родительских отпусков в связи с рождением детей;

    — содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек, подготовка их к материнству;

    — предупреждение насилия, злоупотреблений и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов, в том числе скрытых форм этих явлений, осуществление мер по усилению защиты членов семьи;

    — предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизмом, преступностью, агрессией, принятие мер по их искоренению;

    — формирование позитивного для семьи информационного пространства.

    § 6. Российская семья в изменяющемся мире

    Важнейшим и, пожалуй, одним из немногих ощутимых уже сегодня позитивных итогов происходящих в России бурных перемен является возвращение человеку истинно человеческих ценностей. "Все возвращается на круги своя" — этой библейской мудрости суждено было еще раз подтвердиться в нашем отечестве, где долгие годы за взращенными большевистскими садоводами деревьями ложных приоритетов мы не замечали леса по-настоящему острых и волнующих людей проблем.

    Одной из них была и остается вечная проблема семьи, семейных отношений. Выходя на столбовую дорогу человеческой цивилизации, мы должны раз и навсегда отказаться от грандиозных планов строительства воздушных замков и начать с малого, т.е. возрождения первоосновы человеческого общества — семьи.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.