МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Семейная политика: принципы формирования и реализации

    По сравнению с девятью месяцами 1996г. наиболее значительно снизилось чис­ло погибших от неестественных причин смерти - всего на 12% (в том числе от случай­ных отравлений алкоголем - на 19%, от убийств - на 13%, от самоубийств - на 6%) и от болезней органов пищеварения - на 8%.

    Продолжалось дальнейшее снижение младенческой смертности - 17,0 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся (в январе-сентябре 1995г. - 17,4).

    Выше, чем в среднем по России показатель младенческой смертности зафикси­рован в Чукотском автономном округе (37,5 умерших на 1000 родившихся), республи­ках Алтай (35,5), Тыва (35,2), Хакасия (28,1), Ингушетия (23,8), Приморском крае (22,4) и Саратовской области (22,2). Ниже, чем в среднем по России показатель младенческой смертности в Республике Калмыкия (10,5), Санкт-Петербурге и Республике Мордовия (по 11,1), Ленинградской (11,2), Ярославской (12,2) областях. Республике Карелия (12,3), Владимирской и Белгородской областях (по 12,4).

    Наиболее заметно младенческая смертность сократилась от состояний, возни­кающих в перинатальном периоде (на 7%), от несчастных случаев, отравлений и травм (на 7,2%) и от врожденных аномалий (на 3,2%). Возросла при этом смертность младен­цев от болезней органов дыхания (на 10%), болезней органов пищеварения (на 9%), а также от инфекционных и паразитарных болезней (на 3,4%).

    Ситуация в России требует разработки и реализации специальной политики в области народонаселения. Целью ее первого этапа должна быть минимизация последствий социально-экономического кризиса для семьи и демографических процессов.

    Главный приоритет политики населения в ближайшие годы — снижение смертности путем принятия специальных мер по поддержанию жизнедеятельности детей, матерей и всех взрослых, профилактики смертности от неестественных причин, обеспечению населения жизненно необходимыми лекарствами, детским питанием, по ужесточению государственного контроля за качеством продовольствия, включая алкоголь, а также контроля за состоянием окружающей среды и государственного санитарно-эпидемиологического контроля.

    В области рождаемости целесообразно освободить демографическую политику от идеологии стимулирования рождаемости, не подкрепленной практическими мерами, и сосредоточить ее на реальной поддержке тех семей, матерей и уже рожденных и рождающихся детей, которые в ней нуждаются.

    Необходимо принять меры по обеспечению репродуктивных прав и репродуктивного здоровья населения на основе развития и совершенствования государственной федеральной программы "Планирование семьи".

    Помимо неотложных мер собственно демографической политики важно активизировать и продолжить разработку и реализацию специальных программ социальной политики. Необходимо защитить пособия и пенсии на детей от инфляции, увеличить выплаты на детей одиноким матерям, вдовам и вдовцам с детьми, детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, опекунским семьям, студенческим и молодым семьям с малолетними детьми. Следует обеспечить реализацию "Плана действий по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", федеральной программы "Дети России", федеральной программы "Женщины России", мер по обеспечению защиты интересов пожилых людей, беженцев и вынужденных переселенцев, коренных народов, инвалидов, развитию образования и профессиональной подготовки населения.

    Все эти направления социальной политики должны быть взаимосвязаны, усилия по их реализации скоординированы на федеральном и региональном уровнях.

    Параллельно необходимо ускорить разработку концепции долгосрочного демографического развития России как основы для определения мер демографической политики на перспективу.

    § 9. Принципы семейной политики

    Мы далеки от мысли, что сегодня проблемы экономического и нравственного возрождения общества, проблемы современной семьи в принципе неразрешимы. Существуют некоторые фундаментальные принципы, руководствуясь которыми государство и его институты социальной политики могут добиться успеха в этом жизненно важном для общества деле.

    Первый из них — реалистичность и прямо зависящая от нее эффективность социальной политики. Из множества факторов, влияющих на стабильность брачно-семейных отношений (выполнение семьей присущих ей функций, повышение качества семейных отношений, эффективная помощь маргинальным семьям и т.д.), важно выбирать те, которые поддаются хотя бы некоторому воздействию уже сегодня или в ближайшем будущем.

    Например, если на стабильность брачно-семейных отношений негативно влияет проблема алкоголизма или неблагоприятная демографическая структура населения, то вряд ли эти факторы можно изменить в рамках семейной политики. Они сами по себе являются предметом социальной политики, и изменения их добиться не менее трудно, чем стабилизации брачно-семейных отношений. Наиболее реалистично, на наш взгляд, изменить два макрофактора, которые существенно влияют на функционирование современной семьи. Это материальные условия ее жизнедеятельности и система информирования по наиболее важным вопросам, связанным с выбором супругов, с семейной жизнью, с взаимными отношениями, с отношениями между родителями и детьми. Уже сейчас необходимо спланировать и скрупулезно реализовать пусть не солидную, но четкую систему льгот, пособий, улучшить жилищные условия, начать строительство яслей, детских садов и т.д. Одновременно с этим следует наладить и систему просвещения, помогающую семье построить адекватные модели планирования, выживания, развития, найти наиболее оптимальный для взрослых и детей выход из сложившихся ситуаций.

    Второй принцип — дифференцированный подход к различным типам семей. Одним из общих недостатков современной семейной политики является ее абстрактный, обращенный ко всем семьям сразу характер. Назрела необходимость классификации семей и разработки такой социальной политики и работы, которые учитывали бы особенности конкретных типов семей, их специфические нужды и проблемы.

    Вот одна из возможных классификаций, которая, может быть, и несовершенна, в силу того что объединяет сразу три признака (уровень дохода, характер брачно-семейных отношений и состояние здоровья членов семьи), но в то же время способна послужить началом к дифференцированному подходу в семейной политике.

    Самый трудоемкий для социальной работы тип семьи — семья маргинальная. Генезис семей такого типа может быть связан с самыми разными причинами — болезнями, многодетностью, алкоголизмом, тюремным заключением и т.д., но общим для них является резко сниженные возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей. Часть маргинальных семей имеет люмпенизированный характер. Их отличают крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, весьма плохие жилищные условия или вообще отсутствие пригодного для жизни жилья.

    Разработка правильной политики в отношении маргинальных, а тем более люмпенизированных семей должна стать одним из важнейших направлений стратегии социальной работы. Недостаточное внимание к такому типу семей приводит к снижению общего морального уровня нашего общества, вступает в противоречие с провозглашенными социальными целями, высокими идеалами гуманизма. В то же время непродуманное раздаривание таким семьям продуктов, денег, жилья без учета социальных характеристик конкретной семьи и причин ее обнищания способствует воссозданию слоев деклассированных иждивенцев, способных принимать активное участие в акциях социального неповиновения, массовых беспорядках, хулиганских выходках и создавать питательную среду для роста преступности.

    Другой тип семьи — семья кризисная, находящаяся ниже черты бедности и имеющая в силу этого серьезные проблемы, связанные с физическим выживанием,, супружескими отношениями и воспитанием детей. Такие семьи нуждаются в безусловной помощи, но сложность в том, чтобы правильно определить оптимальные формы ее оказания. Что касается физического выживания, то в первую очередь нужно думать о создании новых рабочих мест, переквалификации и переобучении людей, а не о раздаче им гуманитарной помощи и уравнительных пособий. Если же речь идет о нравственном выживании (сохранение семьи, теплых отношений между супругами, родителями и детьми и т.д.), то, видимо, приходится уповать только на средства массовой информации, в основном на телевидение, радио и книги, ибо индивидуальная помощь — психотерапия, брачные консультации и т.п. — платная, что таким семьям явно не по карману.

    Третий тип семьи — благополучная семья, которая многого добилась в жизни сама. Уровень благополучия таких семей средний или на 15—20% выше среднего, и свои проблемы они могут решать, как правило, самостоятельно, без внешней помощи. По своему достатку они еще не могут широко пользоваться индивидуальными средствами решения домашних проблем, например дорогостоящими социальными услугами, но им вполне доступна методическая и иная литература по нравственному совершенствованию семейных отношений, отражающая новые подходы к воспитанию детей, к подготовке подростков к будущей семейной жизни, к психологической адаптации и т.п. Именно такие семьи имеют потенциальные возможности для перехода в новую группу — группу семей процветающих, которые составляют 10% российских семей.

    Для четвертого типа семей, с доходами, позволяющими реализовать практически все виды платных услуг, даже весьма дорогостоящих, целесообразно разработать модель идеальной брачно-семейной консультации, организовать различные терапевтические службы, в том числе основанные на психоанализе, открыть частные школы и различного типа платные спортивные и культурные учреждения и т.д. Задача социальных работников состоит в том, чтобы на хорошо оплачиваемой основе создать наиболее эффективные модели работы с семьей и методики, которые затем, по мере повышения уровня жизни в стране, могут получить более широкое распространение.

    Суть еще одного важного принципа социальной работы можно выразить старой доброй английской пословицей: "Лучше научить человека ловить рыбу, чем накормить его рыбой". Иначе говоря, необходима переориентация с социальных пособий и гуманитарных акций на работу по активизации жизненного потенциала самой семьи. Помогая ей самой решать собственные проблемы, общество должно выработать для этого определенную систему поддержки. Она могла бы предусматривать и расширение рабочих мест с учетом интересов семей с маленькими детьми, и пропагандирование через средства массовой информации моделей выживания и развития семьи, и обучение ее работающих членов новым профессиям и использованию реальных возможностей вхождения в бизнес, и помощь общественных и благотворительных организаций, и разработку справедливой и одобряемой большинством населения налоговой политики, и создание целевых социальных программ. Впрочем, никакая самая лучшая целевая программа не спасет человека, если он сам не захочет предпринять все необходимые шаги к выживанию. Поэтому многих людей, воспитанных на дрожжах социального иждивенчества, важно привести к мысли, что добиться в своей жизни чего-либо можно только в том случае, если самим работать в меру своих сил и возможностей. Это прежде всего относится к алкоголикам, наркоманам, бомжам и т.д. В то же время даже благополучные семьи должны понимать, что вправе рассчитывать на помощь государства, только если окажутся в беде, но, пока члены семьи работоспособны, они могут полагаться только на свои силы.

    О системе иждивенчества стоит сказать особо. Она — плод 75-летнего победного шествия социализма, создавшего действительно новый тип человека — пассивного винтика государственной машины, который во всем полагается на нее и требует в свою очередь лишь одного — пусть небольшой, но гарантированной смазки. Такой "винтик" в то же время был глубоко убежден, что он вправе получить от этой машины столько же благ, сколько и другие "винтики" в соответствии с размерами своих шляпок. В результате этого эксперимента у людей постепенно атрофировались чувства инициативы, ответственности, человеческого достоинства, а зачастую и сама способность к выживанию. Мы должны ясно представлять себе, каковы корни и истоки этой атрофии, а не судить ближнего. Но было бы преступно продолжать тратить средства на здоровых работоспособных граждан, хотя бы потому, что в помощи действительно нуждаются миллионы сирот, больных, стариков, калек.

    Таким образом, социальная работа должна быть перестроена так, чтобы каждый тип семьи, в зависимости от здоровья ее членов, уровня доходов, степени образования, места жительства и т.д., получал адекватную помощь и чтобы в этой помощи все больше и больше места занимали модели саморазвития и самовыживания. Необходима также организация имущественного и духовного продвижения, с тем чтобы бюджет государства расходовался на более эффективную, реальную помощь тем, кто действительно не в состоянии помочь себе сам.

    Итак, в сфере брачно-семейных отношений, равно как в других сферах нашей жизни, необходима радикальная реформа, главным результатом и конечной целью которой станет переход от человека безответственного к человеку ответственному, от политики уравниловки к политике разумной дифференциации, наконец, от процесса дестабилизации к процессу оздоровления семейных отношений. Это тем более важно и актуально в наше беспокойное время, когда именно семья может и должна стать тем ноевым ковчегом, который даст возможность человеку вступить в третье тысячелетие, минуя бури и рифы переходного периода.

    ГЛАВА III: ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ЗАЩИТУ СЕМЬИ

    § 1. Конвенция ООН о правах ребенка

    20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Главная цель Конвенции — макси­мальная защита интересов ребенка. Ее положения по сути сводятся к четы­рем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выжи­вание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Все эти направления имеют конкретное содержание.

    Право ребенка на жизнь, включая выживание в определенных затруд­ненных условиях, осуществляется доступным медицинским обслуживанием, обеспечением установленного стандарта уровня жизни, а также реализацией права на имя и гражданство.

    Право на развитие объединяет сферы образования, отдыха, досуга, культуры.

    Право на защиту охватывает все возможные ситуации, в которых ребе­нок в силу своей уязвимости и зависимости от мира взрослых нуждается во внимании, специальных мерах, предотвращающих его эксплуатацию и из­бавляющих от оскорблений. Конвенция предусматривает заботу о детях-ин­валидах, детях-беженцах, детях, разлученных с родителями, нарушивших закон, устанавливает специальные правовые нормы по защите детей в усло­виях вооруженных конфликтов, а также от употребления и приобретения наркотиков.

    Право на активное участие в жизни общества осуществляется мерами по обеспечению свободы слова, совести и религии, правом на получение инфор­мации, свободное выражение своего мнения. Конвенция закрепляет также соответствующие обязанности родителей.

    13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российск Федерации. Этим актом Россия заявила о своем обязательстве соблюдать положения и принципы Конвенции и в случае их невыполнения нести ответственность перед международным сообществом.

    С целью приведения государственной политики в отношении детей в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации принимаются необходимые нормативные правовые акты.

    Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьей Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь свободное развитие человека. В Российской Федерации осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В главе "Права и свободы человека и гражданина" Конституции изложены положения, закрепляющие права детей.

    Статья 2 Конвенции устанавливает, что государства-участники о6еспечивают каждому ребенку все права без дискриминации или различий.

    Конституция Российской Федерации предоставляет ребенку все прав предусмотренные Конвенцией, без какой-либо дискриминации, независим от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств. В период, прошедший после ратификации Конвенции, данное положение в общем виде было закреплено в Гражданском кодексе российской Федерации, которым признаются гражданские права и обязанности в равной мер за всеми гражданами (ст. 17 ГК РФ).

    Право граждан на образование определено законом Российской Федерации "Об образовании". В статье 5 закона гарантируется право на образование» независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, судимости.

    Вопросы гражданства, охватываемые статьей 7 Конвенции о правах ребенка, регламентированы Конституцией Российской Федерации, законом "О гражданстве РСФСР". Закон "О гражданстве РСФСР", вступивши в силу 6 февраля 1992 г., подробно регламентирует гражданство детей, порядок приобретения, изменения гражданства с учетом мнения несовершеннолетнего. Ребенок приобретает гражданство с момента рождения, если родители являются гражданами Российской Федерации. Родителя имеющие различное гражданство, при выборе гражданства ребенка подают, до истечения ему одного года, в органы внутренних дел или консульское учреждение по месту постоянного проживания копию свидетельства о рождении ребенка и письменное соглашение о выборе его гражданства. Вопрос об изменении гражданства этих детей до достижения ими 18-лет него возраста может быть рассмотрен по ходатайству их родителей, опекунов или попечителей.

    Конвенция предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его (ст. 12). Конституция Российской Федерации гарантирует ребенку, как любому гражданину Российской Федерации, свободу мысли и слова.

    Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности. Отказ образования от идеологических установок партий, общественных движений и организаций также обеспечивает ребенку свободное формирование и выражение своих взглядов.

    Кодекс о браке и семье РФ гарантирует ребенку учет его личного мнения при рассмотрении вопросов, связанных с установлением отцовства, изменением имени и фамилии, усыновлением, если ребенок достиг 10-летнего возраста.

    В Конституции Российской Федерации (ст. 28) и в законе Российской Федерации "О свободе вероисповеданий" изложено право граждан свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Эта норма соответствует требованиям статьи 14 Конвенции о правах ребенка.

    В законе Российской Федерации "Об образовании" зафиксировано право религиозных объединений создавать образовательные учреждения, а также право родителей  несовершеннолетних детей выбирать формы обучения и типы образовательных учреждений.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.