МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические особенности работы следователя

    потребностями, интересами и, что особенно важно, целями и задачами,

    которыми руководствуется воспринимающий.

    Экспериментально установлено, что высшая эффективность наблюдения

    обеспечивается наличием определенной цели, ясно сформулированной задачи.

    Наличие определенного задания намного облегчает в поиски. В этом состоит

    роль инструкции или программы наблюдения, конкретных вопросах, подлежащих

    выяснению, роль рабочих версий следователя.

    Предопределяет успех наблюдателя в конечном счете интеллект, который

    организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную

    очередность отдельных этапов наблюдений и использует его результаты.

    В попытках определить интеллект можно выделить следующие основные

    подходы:

    1) Интеллект - это обобщенная способность к обучению;

    2) Интеллект - это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению;

    3) Интеллект - это то, что обеспечивает эффективность адаптации,

    поведения в сложной среде;

    4) Интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта.

    Сущность интеллекта понимается как структурирование отношений между

    средой и организмом, а его развитие проявляется в более адекватной

    адаптации.

    Такое понимание интеллекта позволяет рассматривать его как процесс, а

    не результат, выступающий в виде способности к обучению, к абстрактному

    мышлению.

    Отношения между интеллектом и личностью - отношения взаимозависимости:

    "глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной

    деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов

    личности, уровня ее притязаний и т.д., во многом определяют адекватность

    интеллекта".

    Следователю надо помнить ряд общих правил организации наблюдения:

    до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом

    человеке, предмете или явлении;

    определить цель, сформулировать задачу, составить хотя бы мысленно план

    или схему наблюдения;

    искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное

    тому;

    расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдения наблюдать одну

    из частей, не забывая и о наблюдении целого;

    следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число,

    установить максимальное количество свойств предмета или особенностей

    наблюдаемого;

    не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с

    различных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя

    условия наблюдения;

    подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной

    демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;

    ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента

    наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке

    дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;

    сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство,

    различия и связи;

    сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом

    предмете, с данными науки и практики;

    ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в

    соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;

    привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать

    результаты наблюдения со своими коллегами;

    помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения.

    Характер наблюдения определяется предметом исследования.

    Наблюдательность следователя направлена на отыскание доказательств.

    Она имеет воссоздающий характер, реконструирует на основе подмеченных

    признаков обстоятельства расследуемого события.

    Следственная наблюдательность вырабатывается на базе знания способов

    совершения и сокрытия преступлений, а также следов (доказательств),

    оставленных при том или ином образе действий преступника, мест и способов

    их обнаружения.

    Значит, основной путь развития следственной наблюдательности - это

    постоянное расширение знания способов совершения и сокрытия преступлений,

    уловок преступника, методов обнаружения следов (доказательств), которое

    рождает практика и разрабатывает криминалистика.

    Характер наблюдательности зависит от типов восприятия. Следователю в

    процессе наблюдения необходимо гармонически сочетать аналитический

    (детализирующий) и синтетический (целостный) тип восприятия - подмечая

    отдельные признаки, свойства и особенности наблюдаемых предметов и явлений,

    одновременно охватывая и весь предмет (явление) в целом, во всей сложности

    и взаимосвязи отдельных его частей.

    Применительно к интерпретации результатов наблюдения, наблюдательность

    следователя имеет по преимуществу объяснительный характер. Именно это

    обеспечивает проникновение в сущность наблюдательного явления, познание его

    всех юридически значимых свойств. Такую наблюдательность можно назвать

    принципиальностью - качеством, которое очень важно для следователя.

    Постоянным объектом наблюдения в следственной работе является человек,

    его духовная жизнь. Наблюдательность следователя в этой специфической сфере

    можно назвать психологической. Она выражается в умении подмечать и

    улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности

    понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознать

    психические свойства личности, угадывать" психологический подтекст" каждого

    действия и поступка.

    Психологическая наблюдательность - необходимая предпосылка предвидения

    человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях.

    Такую психологическую проницательность иногда называют способностью

    "вчувствования", "вживания", то есть мысленного перенесения своего сознания

    в условия другого человека, для получения наиболее отчетливого

    представления о его внутреннем мире, чувствах, мыслях, побуждениях и

    поступках.

    Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности

    восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных

    средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при

    исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших в

    быстротечных событиях, судебная психология может использовать положение

    инженерной психологии.

    Есть еще один аспект психологической наблюдательности, очень важный

    для следственного работника. Нужно уметь наблюдать за самим собой,

    обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное

    исправление допущенных ошибок.

    Наблюдательность - не природный дар, она формируется жизненной

    практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуждается в

    повседневной тренировке.

    Как уже указывалось, следователь, чтобы успешно выполнять свои

    обязанности, должен обладать разнообразными и широкими познаниями. От

    следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему

    необходима общая культура. Он должен иметь основательные представления о

    главных отраслях человеческого знания, глубоко разбираться в общественных

    науках и особенно в вопросах права. Кроме того, следователю нужны

    специальные знания, необходимые для профессиональной деятельности.

    Образование, даже высшее, - это еще не гарантия образованности, а

    скорее формальное требование, предъявляемое к претенденту на должность.

    Наличный запас знаний - ничтожный умственный капитал по сравнению с

    тем, что может потребоваться следователю в будущем. Этот запас постоянно

    должен пополняться.

    Формула "чтобы уметь - надо знать" точно передает соотношение знаний и

    умений следователя. Умения - это знания в их практическом применении. Под

    умением понимается приобретенная человеком способность целеустремленно и

    творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической

    деятельности. Доведение до известной степени совершенства, умение

    становиться свойством человека - умелостью.

    Умелость включает в себя и навыки, то есть автоматизированные способы

    выполнения тех или иных действий. В ходе овладения профессией у следователя

    формируются навыки различной психологической структуры.

    В психологии следователя наибольший интерес представляет роль памяти в

    накоплении опыта и сохранении знаний. Характер требований, предъявляемых к

    следователю, делает главной в его профессии произвольную, смысловую память

    и такие ее качества, как большой объем, высокая точность и готовность.

    Следователь должен очень многое знать, то, что знает, - хорошо

    помнить. Огромный объем информации, используемой и получаемой в процессе

    расследования, можно разделить на две части.

    Первая - это весь комплекс его профессиональных знаний и опыта,

    которые служат предпосылкой успешной деятельности следователя. Они являются

    как бы средством решения стоящих перед ним задач и сохраняются в его

    долгосрочной памяти.

    Вторая часть информации относится к самому расследуемому событию. Это -

    знание конкретных обстоятельств дела, фактических данных, установление

    которых является целью проводимого расследования. В полном объеме они

    сохраняются оперативной памятью.

    По длительности сохранения воспринятого, память бывает двух видов -

    кратковременной и долговременной. Информация в любом явлении вначале

    поступает в блоки кратковременной памяти, оттуда может перейти в блоки

    долговременной памяти и сохраняется неопределенный срок. Переход информации

    из долговременной памяти в кратковременную есть процесс воспроизведения

    информации. Считают, что кратковременная память связана с циркуляцией

    импульсов по замкнутым нервным путям, то есть реверберирующим (от лат.

    отражать) кругам возбуждения.

    Продолжение реверберации в течение длительного времени (30-50 мин.)

    вызывали стойкие круги структурных изменений в нервных клетках мозга,

    которые являются механизмом долговременной памяти. Таким образом,

    реверберация- это переход информации с кратковременной памяти в

    долговременную. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в

    долговременную называется процессом консолидации, то есть закрепления.

    Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значительны

    для следственной работы. Знание закономерности их функционирования

    облегчает следователю правильный выбор тактических воздействий и правильное

    воспроизведение забытого.

    В зависимости от целей деятельности запоминание может носить

    непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запоминании

    происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а, если

    нужно, информация заучивается. При непроизвольном же запоминании

    закрепляются впечатления, это происходит как бы само собой, без усилия со

    стороны запоминающего.

    С результатами последнего вида запоминания следователю нередко

    приходится иметь дело. Практика показала, что непроизвольное запоминание,

    как и произвольное, в большинстве случаев обеспечивает правильное

    воспроизведение нужной информации на допросе.

    Существенен особый случай зрительно-образной памяти, называемый

    эйдетизмом (от греческого слова "эйдос" - образ). Эйдетики чрезвычайно

    отчетливо сохраняют представление о виденном, как будто продолжают видеть

    его со всеми деталями, даже после исчезновения объекта из поля зрения.

    Преимущественное развитие одного из видов памяти (зрительного,

    слухового, эмоционального, двигательного и т.п.) связано также с

    особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у юристов

    высоко развита словесно-логическая память.

    Следователь должен стремиться к выработке профессиональной памяти,

    продуктивность которой очень высока. Объясняется это направленностью

    интересов следователя. Профессиональная память связана с длительной

    тренировкой. Она зависит также от качества внимания, состояния человека в

    моменты восприятия и т.д.

    В своей профессиональной деятельности следователю часто приходится

    обращаться к речи как источнику информации.

    Язык и речь - главные инструменты в следственной работе, которая

    представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий

    следователя с участвующими в деле людьми. Как познавательная, так и

    удостоверительная стороны расследования неразрывно связаны с использованием

    речи в основных её формах: устной и письменной. Устность уголовного

    процесса сочетается с фиксацией в письменном виде полученных данных, с

    обязательным документированием хода и результатов расследования. Отсюда

    возникает необходимость для следователя безупречного знания языка, на

    котором ведется судопроизводство и высокое совершенство владения речью.

    Ясность языка - ясность мышления.

    В процессе речевого оформления мысль приобретает наибольшую четкость.

    Необходимость быть правильно понятым требует от следователя говорить

    тем языком, который понятен собеседнику. Следователь всегда должен думать

    над тем, как будет воспринят его вопрос или заявление, проверять это в ходе

    допроса, беседы, выступления, добиваясь полного взаимопонимания.

    В противном случае свидетель или обвиняемый может не понять вопроса и

    дать неправильный ответ.

    Необходимость ускоренной реакции в ходе допроса, умения понимать людей

    с полуслова вырабатывают у следователя "опережающее внимание". Восприняв

    минимальный объем языкового материала, следователь начинает действовать,

    пока ещё мысленно, с вероятностной информацией, зачастую не уяснив

    доподлинность сказанного.

    Однако ясность и понятность не исчерпывает требований, предъявляемых к

    речи следователя. Очень большое значение в следовательской работе имеет,

    кроме всего, действенность речи, которой следователь должен уделять большое

    внимание. Это выражается в правильной интерпретации речи и адекватной по

    смыслу записи показаний.

    Во-первых, целесообразно сделать речь свидетеля и вообще

    допрашиваемого менее эмоциональной, создать ему максимально - спокойную и

    комфортную психологическую обстановку. Это важно потому, что чем более

    эмоциональна речь допрашиваемого, тем больше шансов у следователя ошибиться

    при переводе её смысла в общепринятый "язык" протокола.

    Во-вторых, когда в речи допрашиваемого имеются интонационные

    выделения, правильное понимание которых существенно для смысла, следует

    переспросить его и добиться, чтобы он выразил ту же мысль словесными

    средствами.

    В-третьих, следователь не может полагаться на то, что он адекватно

    воспринял жест допрашиваемого. Помимо крайней неопределенности значения

    жеста, он бывает часто и просто двусмысленным или даже многозначным.

    Поэтому переспрос особенно необходим.

    Уже из сказанного видно, какую огромную роль играет речь в

    деятельности следователя. В сущности, следователь обязан профессионально

    владеть навыками речи. К сожалению, в юридическом образовании этой стороне

    вопроса до сих пор уделяется недостаточно внимания.

    Остановимся более подробно на специфике речи в особенно характерном

    случае: в условиях беседы следователя с подследственным или свидетелем.

    Безупречное владение языком и развитие навыков речи необходимы

    следователю по разным причинам.

    Во-первых, они обеспечивают объективность и достоверность

    расследования, а в дальнейшем и судопроизводства. Если следователь что-то

    недопонял или понял неправильно, или понял, но не успел адекватно отразить

    в протоколе, это так и останется в деле, и лишь с очень большим трудом

    может быть исправлено.

    Во-вторых, они обеспечивают доступность речи следователя. Этот фактор

    не менее важен. Ведь если даже следователь правильно понимает слова

    допрашиваемого, иногда достаточно одного неточного или неумело

    поставленного вопроса, чтобы допрос пошел по неправильному пути.

    В-третьих, развитие речевых навыков и умений позволяет следователю

    установить с допрашиваемым живой психологический контакт, возбудить у него

    доверие: для этой цели следователь может и должен выбирать для собеседников

    разного пола, возраста, образования, социальной принадлежности разные

    слова, разное построение речи, уметь (в идеале) говорить с каждым на его

    языке.

    Следователь, работающий в иноязычной среде, должен овладеть хотя бы в

    ограниченной степени языком местного населения: уровень доверия к человеку

    резко повышается, если население видит, что он если не овладел, то хотя бы

    старался овладеть языком, и, таким образом, человек не "посторонний", не

    "случайный". Лучше всего начинать допрос на местном языке и, при появлении

    трудностей, продолжать его через переводчика, чем работать с переводчиком с

    самого начала и тем самым невольно противопоставлять себя окружающим.

    В-четвертых, развитые речевые навыки существенны и для

    профессиональной деятельности самого следователя. Они способствуют четкости

    и ясности мышления, помогают преодолевать сковывающее влияние

    профессионального языка, нередко отражающиеся в некоторой шаблонности

    криминалистической мысли.

    Какие же именно особенности речи следователю полезно развивать?

    Во-первых, это богатство словаря, умение в каждый момент, в любой

    ситуации выбрать как раз то слово, которое уместно и необходимо.

    Во-вторых, это дифференцированность употребляемых средств языка, не

    просто умение выбрать нужную форму выражения, а богатство стилистических и

    иных языковых пластов, из которых эти выражения можно черпать. Так,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.