МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические особенности работы следователя

    исходной информацией (особенно при длительных обысках, осмотрах места

    происшествия и длительных допросах).

    Большинство следователей отводит видное место в своей работе

    поисковой деятельности. Поисковая деятельность реализует стремление

    следователя к раскрытию преступления. Представляется, что по И. П. Павлову

    в основе этой деятельности лежит ориентировочный рефлекс "Чувство

    следователя".

    Следующий уровень - коммуникативная сторона деятельности, в процессе

    которой исследователь должен получить необходимую для раскрытия

    преступления информацию от людей путем общения с ними.

    Коммуникативная деятельность - это умение понимать человека,

    чувствовать его, управлять его эмоциональной средой.

    Исследование структуры коммуникативной стороны деятельности, познание

    психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-

    процессуального резюмирования дает возможность разработать рекомендации,

    направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне.

    Есть большая группа профессией "человек - человек" , к которой

    относится и профессия следователя. Коммуникативный аспект деятельности

    является одним из доминирующих. Следователь должен иметь незаурядные

    способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.

    Характеризуя коммуникативные способности следователя, можно выделить

    следующие элементы:

    умение быстро организовывать контакт с собеседником. он начинается с

    освобождения от внутреннего "зажима" с умением в течение всего времени

    разговора смотреть в глаза человека и, далее, умения найти индивидуальный

    подход с учетом особенностей личности допрашиваемого;

    волевую форму: всегда быть в форме, то есть целевое управление своим

    поведением. Волевое превосходство - одно из самых главных в коммуникативной

    деятельности.

    Коммуникативная деятельность не помогает преодолеть конфликт.

    Допрос является в первую очередь организацией следователем того

    психологического состояния опрашиваемого, которое реализуется в изложении и

    наиболее правильной и полной информации о событии преступления и личности

    преступника.

    Успешное взаимодействие двух систем - следователя и допрашиваемого,

    зависит от психологического контакта.

    Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уровне он

    осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные

    параметры беседы. Применяются те или иные тактические приемы в зависимости

    от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.

    Одна из важнейших проблем психологии допроса - проблема

    регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между

    допрашиваемым и допрашивающим и, в определенной мере, влияют на разрешение

    последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит от уровня

    знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Это - социально-

    психологические закономерности ролевого положения следователя

    (допрашивающего) и допрашиваемого в возникающих в результате этого

    отношениях.

    Допрос - это борьба за истину. Силу в этой борьбе следователю дают

    различные научные знания, и одно из первых мест среди них занимает

    психология.

    Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории "мы", а

    в следователе видит представителя другой группировки "они", то это не

    способствует созданию необходимого психологического контакта. Отношение к

    следователю как к "чужому" не способствует появлению у допрашиваемого

    желания сообщить этому "чужому" всю известную ему информацию о

    преступлении, тем более, что речь может идти о весьма интимных вопросах.

    Особенно остро этот вопрос встает при допросе обвиняемого.

    Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический

    контакт подобного рода, много. Делая попытку достигнуть контакта с

    допрашиваемым путем создания общности "мы", следователь должен отыскивать в

    этом человеке положительные стороны, характеризующие его личность. При всем

    этом он должен иметь ввиду индивидуальные особенности допрашиваемого, а

    также все материалы дела, с учетом которых в ходе допроса получается

    необходимая информация.

    Выбор правильной тактики допрашивающего во многом зависит от

    определения специального типа допрашиваемого.

    В основе рекомендаций по тактике допроса должен быть психологический

    анализ структуры личности допрашиваемого. Знания судебной психологии

    позволят следователю видеть не абстрактного свидетеля или обвиняемого,

    наделенного правилами и обязанностями, а живого человека, понимать все

    движения его психики.

    Таким образом, во-первых, допрос на предварительном следствии - это

    целый комплекс раздражителей. Методы и приемы допроса не только не должны

    противоречить нормам уголовного процесса, но должны давать максимальный

    эффект в плане получения наиболее правдивых показаний способом, наиболее

    удобным для конкретного допрашиваемого. Во-вторых, от темперамента

    допрашиваемого должны зависеть темп допроса (быстрота) и его напряженность

    (сила), а от специального типа допрашиваемого - характер доказательств, на

    которые следует обращать особое внимание, и порядок их предъявления.

    Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние.

    Хороший следователь обладает навыками управления своей волей и

    эмоциональной сферой, и в рамках закона эмоциями допрашиваемого.

    Вся полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности

    информация следователя в процессе удостоверительной деятельности

    преобразуется в специально предусмотренные законом формы: протоколы,

    постановления и т.д.

    Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь

    навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

    Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе

    добытой следователем информации в новую, преимущественно письменную.

    Протокол должен удовлетворять следующим требованиям:

    1. Язык его должен удовлетворять нескольким критериям: грамматическому,

    стилистическому и юридическому. Он должен быть точным, достаточно точно

    понятым для тех, кто будет читать протокол.

    2. В протоколе следует сохранять лексические особенности речи

    допрашиваемого.

    3. Протокол должен полностью соответствовать требованиям процессуального

    закона по внешнему оформлению и по самому его содержанию.

    4. Протокол (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.

    В настоящее время в следствии активно применяются средства фиксации

    показаний: машинопись, магнитофонная запись, в иных случаях стенография.

    От качества протокола зависит дальнейшее использование тех

    фактических данных (доказательств), которые в нем изложены, их

    достоверность и значение.

    Обладая большой процессуальной самостоятельностью, следователь сам

    принимает решения, реализует их, распоряжается рабочим временем, выбирает

    пути и средства для раскрытия преступления и т.п.

    Показатель культуры следователя - умение организовать рабочий день

    так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром.

    Путем анкетирования следователей установлено, что период

    "втягивания" в работу продолжается примерно 0,5-2 часа. Затем наступает

    период продуктивной работы в течение примерно 3,5 часа, а далее утомление и

    эффективность труда падает. В этом случае следует делать перерыв. После

    него возникает еще один рабочий цикл, но эффективность труда будет ниже,

    чем при первом цикле. Попытки в один день проделать еще третий и четвертый

    циклы ведут к переутомлению.

    По истечении часа после начала рабочего времени начинается самое

    продуктивное время для работы. Но за час до обеденного перерыва

    продуктивность работы резко падает.

    Во второй половине дня наиболее продуктивное время, как правило,

    наступает час спустя после обеденного перерыва и заканчивается за час до

    окончания рабочего времени. Это необходимо учитывать для правильного

    распределения своего рабочего времени: самая сложная работа должна

    планироваться в часы наивысшей продуктивности.

    Следователь, как правило, имеет дело с группой людей, которые

    вследствие стечения обстоятельств попали в орбиту следователя. Следователь

    должен уметь быстро организовать всех этих людей, определить каждому свое

    место, создать в считанные минуты монолитный коллектив, подчинив их всех

    своей воле, единой цели.

    Один из важных аспектов деятельности следователя как организатора -

    быстрое укомплектование групп людей, с которыми ему необходимо

    организовать взаимодействие или ему нужно получить дополнительную

    информацию.

    Следователь должен развить у себя умение управлять всех участниками

    осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку,

    принимать решения.

    Основа организаторской деятельности - способность точно

    ориентироваться в действительности, в частности, в начальной ситуации,

    качествах людей и их возможностях.

    Организаторские качества и умения в значительной степени можно

    привить (воспитать) и развить. Сложность проблемы заключается в том, что

    они формируются в условиях профессиональной деятельности.

    На наш взгляд, нужно определять следствие как " реконструктивную"

    деятельность, потому что речь идет о реконструкции событий прошлого по

    следам, которые остались в настоящем. В этой деятельности реализуются

    качества, характеризующие творческое начало следователя: следственное

    воображение, самостоятельность мышления, гибкость мышления, объективность

    мышления (смотреть на себя глазами постороннего человека, критически

    настроенного); интеллектуальный уровень (количество и качество материала,

    из которого создаются модели версий, общая эрудиция), хорошая память, ум

    (система знаний), интуиция.

    Следователь должен убедиться в надежности созданной конструкции. Он

    это делает путем следственных мероприятий, а также с помощью мышления.

    Наукой разработаны этапы следственного мышления:

    1. Определение задач и очередности их решения (выдвижение версий и их

    решение), проверка (путем следственных и оперативных действий);

    2. Определение источников информации, методов решения задач и времени

    для их решения (планирование следственных действий);

    3. Определение требуемой степени точности при решении задач (анализ

    данных, построение системы косвенных и прямых доказательств).

    Одно из профилирующих свойств личности, определяющее высокий уровень

    профессионализма следователя - комплексное чувство перспективы уголовного

    дела. В его основе лежат главным образом качества реконструктивной

    деятельности.

    Талантливого следователя характеризуют:

    1. Экономное (шмультанное) вычленение криминалистически значимой

    информации на месте происшествия и в других условиях;

    2. Быстрый перевод этой информации (перекодирование) в знаковую систему

    криминалистических понятий;

    3. Переработка полученной информации в закодированном виде, создание

    гипотез;

    4. Проверка выдвинутых гипотез путем раскодирования информации на

    предметном уровне. Построение при подтверждении гипотез версии в

    закодированном виде и создание на ее основе плана расследования;

    5. Высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, заключающаяся в

    периодическом сопоставлении выдвинутой версии с реальными

    обстоятельствами. Для этого необходим механизм перекодирования,

    раскодирования и быстрого перехода от одной кодовой системы к другой.

    Это качество может быть названо "Детектором ошибок", которое является

    чрезвычайно значимым для профессиональной деятельности следователя. Еще

    Аристотель сказал: "Сомнение, есть начало мудрости".

    Социальная сторона охватывает политический аспект деятельности

    следователя как организатора борьбы с преступностью на вверенном ему

    участке.

    Социальная сторона отражает профессиональную направленность, то есть

    интерес к профессии, мотивы побуждения к следственной деятельности и

    эмоциональное к ней отношение (любовь, удовлетворенность, потребность и

    т.п.).

    Есть профессии, выбрав которые, человек одновременно приобретает

    постоянное напряжение, постоянную заботу. К каким относится и профессия

    следователя. Он не может вернуться домой и отключиться от своих дел до

    следующего рабочего дня. Ему противопоказана роль пассивного наблюдателя.

    Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к

    творческому поиску истины по каждому уголовному делу.

    Данные исследования показали, что удельный вес каждой из приведенных

    выше групп качеств в структуре конкретной личности следователя может быть

    различен. В этом случае недостаточное развитие качеств одной группы

    компенсируется качествами другой группы. Например, хорошие организаторские

    способности могут несколько компенсировать недостаточность конструктивных

    качеств и наоборот.

    При разделении следователей на две большие категории расследующих:

    преступления против личности;

    преимущественно хозяйственные преступления,

    следует учитывать специальный тип высшей нервной деятельности в личностной

    структуре данного следователя. Так, представляется, специалисты с

    "художественным" складом мышления при прочих равных условиях с большим

    успехом будут расследовать убийства, нежели крупное хозяйственное дело, а,

    например, ярко выраженный "абстрактный" тип следователя с большим успехом

    разбирается в сложном хозяйственном деле, требующим абстрактного

    осмысливания наиболее сложных проблем.

    В нашем исследовании наметились следующие типы следователей:

    "Следователь-организатор" в структуре профессиограммы которого доминируют

    организаторские качества, реализующиеся в его деятельности. Он старается

    большинство вопросов решать коллективными усилиями оперативных работников и

    общественности, экспертов и ревизоров. Такой следователь хорошо руководит

    бригадой, а впоследствии - следственным подразделением;

    "Следователь-собеседник", у которого доминируют коммуникативные качества;

    "Следователь-мыслитель" - доминируют конструктивные качества;

    "Следователь-следопыт" - доминируют поисковые качества;

    "Следователь-воспитатель" - доминируют социальные элементы.

    С 1997 года произошла реорганизация правоохранительных органов, в том

    числе создание ГСК (государственного следственного комитета). При данном

    комитете были созданы отделы:

    1) расследования ДТП - именно в этом направлении должен работать

    следователь-следопыт;

    2) отдел по экономическим преступлениям, в этом направлении должен

    работать следователь-мыслитель, аналитик;

    3) отдел по общеуголовным делам, в этом направлении должен работать

    следователь- собеседник, организатор, следопыт.

    2.2 Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных

    работников

    Осуществляя переход к качественно новому состоянию наша страна как

    никогда нуждается в личности ищущей, умеющей жить и работать в условиях

    демократии и рыночных отношений. Формирование личности работника

    следственных органов необходимо рассматривать с двух сторон: внешней и

    внутренней. Внешняя сторона на наш взгляд заключается в целенаправленном,

    систематическом действии субъекта на объект, а обратное воздействие, то

    есть реакция объекта, его избирательное отношение к внешним воздействиям

    есть внутренний аспект.

    По мере формирования личности следователя должна возрастать роль

    осознания и самосознания. Когда интересы, потребности, мотивы, цели

    совпадают с содержанием работ, это приводит к положительным результатам.

    Изменившиеся социально-экономические условия привели к выявлению

    новых потребностей общества, которое уже не может быть удовлетворено

    уровнем подготовки молодого поколения. Требуется целенаправленно и

    систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление и

    познание. Знание психологии исключительно важно для следственной работы.

    Для того чтобы познать истину, сделать соответствующие выводы недостаточно

    знать и соблюдать законы психологии. Вместе с тем знание психологии дает

    возможность контролировать собственно-познавательные, волевые,

    эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы, правильно

    принимать решения и т.д.

    Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно

    - розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает

    труд сотрудников правоохранительных органов, помогает ему регулировать и

    строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы

    поступков людей, познавать объективную действительность, правильно

    оценивать ее и использовать результаты познания в практической

    деятельности.

    В деятельности сотрудников следственных органов главная работа с

    людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: изучение

    и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов,

    оказание на них своего влияния и т.д.

    Характеризуя результат, уровень сформированности личности, необходимо

    развивать ценностные ориентации на профессию следственных работников.

    Ценностные ориентации, как форма сознания цели оказывает регулирующие

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.