МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические особенности работы следователя

    следователь может правильно и уместно употреблять слова, но эффект от его

    беседы будет совсем иной, если он в разговоре с крестьянином будет свободно

    пользоваться его словарём, в разговоре с бухгалтером - его профессиональной

    лексикой, а разговоре с профессиональным уголовником покажет знание

    "блата". Вместе с А.Р. Ратиковым мы считаем, что следователь обязан

    понимать "блат", но не должен, кроме как в самых исключительных случаях сам

    его употреблять.

    В-третьих, это умение адекватно понять речь свидетеля или

    подследственного, то есть умение поставить себя на его место и "услышать" в

    этой речи то, что хотел вложить в неё говорящий, а не следователь сам имел

    бы в виду, говоря те же слова и употребляя те же выражения. Чем выше

    квалификация следователя, тем объективнее его понимание речи свидетеля или

    подследственного, тем меньше он "вкладывает" в это понимание от своего

    личного речевого опыта, от своих собственных речевых особенностей.

    Общее требование к речи следователя можно сформулировать так: она

    должна быть максимально краткой, ясной и простой по выбору слов и

    синтаксическому строю.

    Иной характер носит письменная речь, используемая в деловых бумагах и

    профессиональных актов следователя. Она ограничивается фактической

    информацией, обращена к рассудку и не рассчитана на пробуждение эмоций.

    Язык документов отличается сжатостью и лаконичностью, он более

    экономичен, чем многословная устная речь. Вместе с тем, структурно он более

    развернут, ибо всё, что в устной речи заменяется и возмещается общей

    ситуацией и взаимным восприятием собеседников, должно быть выражено и

    зафиксировано в документе.

    В связи с этим следует особо остановиться на технике протоколирования,

    которой зачастую не уделяется должного внимания. Протокол служит источником

    доказательств, и от его качества зависит возможность использования

    установленных данных в ходе дальнейшего расследования и судебного

    разбирательства.

    При составлении протоколов допросов, в которых фиксируются показания,

    то есть живая речь свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемого,

    перед следователем возникает нелегкая задача: запечатлеть полученные

    сообщения по возможности дословно. На практике же постоянно приходится

    встречать "стилизированные" протоколы, в которых все говорят одинаково. Это

    происходит оттого, что следователь неправильно вкладывает в их уста свою

    собственную, несвойственную им речь. В результате на суде порой это

    дискредитирует материалы расследования, стирает их доказательную ценность.

    Помня о такой опасности, надлежит по возможности придерживаться

    формулировок, оборотов речи и стиля допрашиваемых.

    Что же касается процессуальных актов, не связанных с фиксацией чьих-

    либо показаний (протоколы осмотра, обыска и пр.), то их язык должен быть

    строго документальным, как и язык иных деловых бумаг следователя.

    Следователю необходимо постоянно упражняться в точности передачи чужой

    речи, в полном, ясном, правильном и последовательном описании событий и

    предметов с использованием минимального количества слов, регулярно

    критически разбирать составленные документы.

    Сколько бы ни говорилось о необходимости критической оценки материалов

    следствия и дознания, мы не можем избежать такого психического явления, как

    "гипнотическое действие" документа. Написанное или напечатанное слово

    зачастую воспринимается как наиболее авторитетное, заслуживающее полного

    доверия.

    В обеспечении полноты и точности протоколирования большое значение

    имеет использование стенографии и звукозаписи, являющиеся средствами

    контроля и самоконтроля, технически упрощающее труд следователя (человек

    может написать 20-30 слов в минуту, продиктовать же в 2-3 раза больше).

    Воображение следователя.

    Воображение, то есть создание новых образов, представлений или идей,

    ранее не воспринимавшихся человеком, имеет огромное значение в следственной

    работе. Бесконечное разнообразие жизненных явлений, с которыми приходится

    иметь дело следователю, придает его фантазии универсальный характер,

    формирует у него создание любых образов, отражающих и повседневные

    житейские ситуации, и различные формы человеческого поведения, и явления,

    относящиеся ко многим специальным областям человеческой практики.

    Основным условием развития воображения следователя является накопление

    и обобщение его опыта и знаний.

    Расследование как познавательный процесс, в первую очередь, опирается

    на воссоздающее воображение, то есть представления чего-либо (ранее не

    воспринимавшегося человеком, на основе словесного описания и условного

    изображения - чертежи, схемы, карты). Воссоздающее воображение связано с

    перекодировкой информации со слов, условных знаков или графических

    изображений в наглядные представления, живые образы действительности.

    Большую часть информации следователь черпает из устных и письменных

    заявлений, сообщений и описаний, из актов, протоколов и других документов.

    Этот материал отражается в сознании следователя не только в форме понятий и

    суждений, но и в форме образов, более или менее адекватных описанию.

    Отсутствие же наглядно-образных представлений крайне отрицательно

    сказывается на расследовании.

    Значительно облегчает работу следственного воображения введение

    наглядной демонстрации, использование разного рода наглядных опор:

    рисунков, фотоснимков, чертежей, графических схем и иных изображений, а

    также слепков, макетов, моделей.

    Поэтому очень важно иметь в следственных органах все необходимое для

    макетирования, проекционную аппаратуру, различные муляжи, наглядные

    пособия.

    Точность отражения еще больше возрастает, когда мы имеем возможность

    воспринять хотя бы часть подлинной ситуации путем ознакомления с

    обстановкой места происшедшего и отдельными вещественными доказательствами.

    В таких случаях, полученные представления включаются в общую систему

    образов и обогащает воображение.

    До сих пор речь, в основном, шла о воссоздании воображения

    следователя, которое является предпосылкой более сложного творческого

    воображения. Это последнее воссоздает новые образы и представления без

    опоры на их описание или условное обозначение, путем творческой переработки

    имеющихся знаний и материала прежних восприятий.

    Обращаясь в прошлое, воображение следователя на основе отрывочных

    сведений, почерпнутых из различных источников, создает цельное

    представление о расследуемом событии во всех его существенных чертах.

    Отражая явление настоящего времени, воображение следователя рождает

    предположения об имеющихся следах, остатках, отпечатках и иных отображениях

    расследуемого события, при помощи которых оно может быть установлено и

    доказано. Наконец, регулируя и направляя свои действия, планируя

    расследование, следователь смотрит в будущее, предвидит результаты своего

    труда. Предвидеть - значит вообразить.

    Качества ума следователя

    Психологическая сторона умственной деятельности следователя - одна из

    наиболее интересных и наименее исследованных проблем.

    Следственное мышление имеет свою специфику. В нем своеобразно

    реализуются общие закономерности. Мышление - не только логический, но и

    психический процесс. Анализ содержания самих умственных процессов относится

    к компетенции психологической науки, и, в частности, того ее раздела,

    который именуется психологией мышления.

    Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют

    оперативным. Термин "оперативное" допускает различные толкования:

    оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо

    протекающую особенно быстро, а если иметь в виду, что по латыни "опера"

    означает труд, то оперативным можно назвать мышление, непосредственно

    вплетенное в трудовой процесс. Все эти оттенки применимы к мышлению

    следователя.

    Различая наглядно-действенное, образное и абстрактное мышление, в

    психологии иногда неправомерно связывали практический интеллект с наглядно-

    действенным мышлением как с генетически более ранней и более элементарной

    формой умственной работы. При этом предполагалось, что наиболее высокие

    требования к уму предъявляет теоретическая деятельность, которая

    связывалась только с абстрактным мышлением, практический же ум, даже на

    самых высоких его ступенях, расценивался как менее квалифицированный. Ныне

    уже бесспорно доказано, что высшие проявления человеческого разума в

    одинаковой мере присущи и теоретически и практически.

    Вряд ли можно говорить о преобладании в деятельности следователя

    наглядно-действенного, образного или абстрактного мышления. Все эти виды

    здесь взаимосвязаны и непрерывно переходят друг в друга. В самом наглядно-

    действенном мышлении существуют разные уровни от простейших манипуляций до

    сложнейших умственных действий с конкретными образами и обобщенными

    представлениями, которые свойственны интеллектуальной работе следователя.

    Да и абстрактное мышление обозначает две разновидности умственной

    работы:

    во-первых, оперирование готовыми абстрактными категориями;

    во-вторых, самостоятельное абстрагирование, необходимое для перехода к

    действию с отвлеченными понятиями.

    Вторая разновидность, тесно связанная с наглядно-действенным и

    образным мышлением, значительно сложней.

    Следователь, который имеет дело с конкретными предметами и явлениями,

    оторваться от чувственных данных бывает труднее, чем оперировать готовыми

    идеями.

    Различая ум конкретный и ум абстрактный, обычно считают, что

    конкретный видит детали, проявляя внимание к мелочам, от которых

    абстрактный ум отличается отвлечением от несущественного.

    Искусство расследования - это в значительной степени умение видеть и

    понимать мелочи. Полная очевидность события - дело довольно редкое, чаще

    следователю достаются скрытые и незаметные следы, при помощи которых

    достигается опосредованное познание расследуемого события. Однако, ведение

    этих отдельных деталей ничего не дает без обобщения и скачкообразного

    перехода к событию в целом, а это требует конкретного равновесия и

    абстрактного в следственном мышлении, которое должно и охватить картину в

    целом, и видеть штрихи её образующие.

    С этим связана и такая черта следственного мышления, как равнодействие

    анализа и синтеза. Почти в каждой работе по тактике и методике говорится об

    аналитической деятельности следователя: анализе исходных данных, анализе

    доказательств и тому подобное, но в редких случаях о синтетической работе

    ума. Это создает впечатление, что ведущей умственной операцией для

    следователя является анализ.

    Однако понимание материала, подготавливаемое анализом достигается в

    результате синтеза. Версии, план расследования, оценка доказательств - всё

    это синтетические образования. Без синтеза остаются лишь частности,

    механический набор знаний, не организованных в единую систему.

    Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и

    синтеза.

    Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, иногда называется

    причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление следователя.

    Можно сказать, что основным содержанием его умственной работы является

    выведение следствий. Эта операция применяется в двух планах.

    Во-первых, установление причин каких-либо явлений по наличным данным,

    которые рассматриваются как последствия или результаты действия этих

    причин.

    Во-вторых, установление последствий по наличным данным, которые

    рассматриваются как причины, приводящие к определенному результату.

    В первом случае мы имеем дело с объяснением, во втором - с

    предвидением.

    Отличительной чертой умственной работы следователя является то, что

    ему зачастую приходится действовать при крайней неполноте исходных данных,

    как бы в потемках, при самом приблизительном знании того, что нужно

    установить и конкретно какими средствами это может быть достигнуто. Его ум

    постоянно работает с ненадежной, недостаточной, вероятностной информацией.

    Следователь должен учитывать степень её вероятности и меру надежности,

    опираясь на опыт и знания, отражающие "несчитанную статистику" реальной

    жизни.

    В каждом случае следователю необходимо продумывать свои действия и

    действия своих партнеров "на много ходов вперед", а поскольку имеющиеся

    данные допускают различные варианты и каждом из них возможны различные

    отклонения, то приходится учитывать огромное количество возможностей,

    рассчитывая промежуточные операции и действия. Умение видеть перспективу

    дела вплоть до судебного разбирательства - одна из существенных

    особенностей следственного мышления.

    Отмеченные особенности следственного мышления предполагают наличие у

    следователя следующих качеств ума:

    глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность

    фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные,

    прямые и побочные результаты явлений и поступков;

    широты - умения охватить мыслью большой круг вопросов и фактов, привлекая

    знания из различных областей науки и практики;

    мобильности - способности продуктивного мышления, мобилизации и

    использования знаний в сложных условиях, в критической обстановке;

    быстроты - умения решать задачи в минимальное время, производя ускоренную

    оценку обстановки и принимая неотложные меры;

    целеустремленности - волевой направленности мышления на решение

    определенной задачи, способности длительно время удерживать её в сознании и

    организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;

    самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить

    их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;

    критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая

    ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;

    гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения,

    устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже

    усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и

    изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

    Для развития этих качеств ума при подготовке следователей

    целесообразно практиковать решение специальных задач - упражнений,

    основанных на психологических принципах.

    Мышление следователя

    Любой предмет обладает бесконечным множеством свойств, признаков,

    сторон и отношений, исчерпывающее познание которых за короткий срок

    невозможно. Отражение их органами чувств и человеческой мыслью всегда

    избирательно, оно беднее действительности, но тем не менее несет в себе

    достоверное знание, необходимое для достижение той или иной цели.

    В зависимости от цели исследования, мы абстрагируемся от многих

    несущественных в данной ситуации сторон и взаимосвязей, что позволяет

    глубже, вернее и полнее установить все то, что имеет значение для дела.

    Говоря о полном, объективном и всестороннем исследовании в уголовном

    процессе, имеют ввиду именно такие существенные и юридически значимые

    обстоятельства.

    Но как достигается знание этих обстоятельств, как осуществляется

    движение человеческой мысли от незнания к неполному знанию, а от него - к

    знанию достоверному? Этот общий методологический вопрос имеет огромное

    значение в деятельности следователя.

    При ответе на поставленный выше вопрос в юридической литературе

    обычно ограничиваются рассматриванием логической стороны мыслительных

    процессов, не касаясь их конкретного содержания. В таком освещении

    расследование выглядит как процесс выдвижения и проверки различных версий.

    Но ведь версия - это только логическая форма мысли, сама же мысль

    намного богаче и содержательнее. Между логическими операциями и отражаемой

    действительностью в сознании следователя находятся важные посредствующие

    звенья, протекают сложные познавательные процессы. Поэтому было бы слишком

    упрощенным представлять себе мыслительную деятельность следователя только

    как систему логически развернутых рассуждений, именуемых в психологической

    науке дискурсивным мышлением.

    Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность и в

    первую очередь окружающие люди требуют от человека решить какую-либо

    задачу, ответить на какой-либо вопрос и т.д.

    Мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования.

    Мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с

    возникновением у него у него задачи, вопроса и даже удивления. Следователю

    постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним

    расследование уголовного дела. Однако мышление - это не просто процесс

    решения задачи, хотя мышление возникает обычно из проблемной ситуации и

    направлено на ее разрешение.

    Эти задачи стоят перед следователем с того момента, когда он получил

    первую информацию о совершении преступления, и до окончания расследования

    уголовного дела, которое тождественно решению проблемных ситуаций. Чем

    острее проблемность ситуации, тем активнее бывает процесс мышления. Таким

    образом, приходится мысленно восстановить картину действительности в ее

    конкретности.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.