Психологические особенности работы следователя
следователь может правильно и уместно употреблять слова, но эффект от его
беседы будет совсем иной, если он в разговоре с крестьянином будет свободно
пользоваться его словарём, в разговоре с бухгалтером - его профессиональной
лексикой, а разговоре с профессиональным уголовником покажет знание
"блата". Вместе с А.Р. Ратиковым мы считаем, что следователь обязан
понимать "блат", но не должен, кроме как в самых исключительных случаях сам
его употреблять.
В-третьих, это умение адекватно понять речь свидетеля или
подследственного, то есть умение поставить себя на его место и "услышать" в
этой речи то, что хотел вложить в неё говорящий, а не следователь сам имел
бы в виду, говоря те же слова и употребляя те же выражения. Чем выше
квалификация следователя, тем объективнее его понимание речи свидетеля или
подследственного, тем меньше он "вкладывает" в это понимание от своего
личного речевого опыта, от своих собственных речевых особенностей.
Общее требование к речи следователя можно сформулировать так: она
должна быть максимально краткой, ясной и простой по выбору слов и
синтаксическому строю.
Иной характер носит письменная речь, используемая в деловых бумагах и
профессиональных актов следователя. Она ограничивается фактической
информацией, обращена к рассудку и не рассчитана на пробуждение эмоций.
Язык документов отличается сжатостью и лаконичностью, он более
экономичен, чем многословная устная речь. Вместе с тем, структурно он более
развернут, ибо всё, что в устной речи заменяется и возмещается общей
ситуацией и взаимным восприятием собеседников, должно быть выражено и
зафиксировано в документе.
В связи с этим следует особо остановиться на технике протоколирования,
которой зачастую не уделяется должного внимания. Протокол служит источником
доказательств, и от его качества зависит возможность использования
установленных данных в ходе дальнейшего расследования и судебного
разбирательства.
При составлении протоколов допросов, в которых фиксируются показания,
то есть живая речь свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемого,
перед следователем возникает нелегкая задача: запечатлеть полученные
сообщения по возможности дословно. На практике же постоянно приходится
встречать "стилизированные" протоколы, в которых все говорят одинаково. Это
происходит оттого, что следователь неправильно вкладывает в их уста свою
собственную, несвойственную им речь. В результате на суде порой это
дискредитирует материалы расследования, стирает их доказательную ценность.
Помня о такой опасности, надлежит по возможности придерживаться
формулировок, оборотов речи и стиля допрашиваемых.
Что же касается процессуальных актов, не связанных с фиксацией чьих-
либо показаний (протоколы осмотра, обыска и пр.), то их язык должен быть
строго документальным, как и язык иных деловых бумаг следователя.
Следователю необходимо постоянно упражняться в точности передачи чужой
речи, в полном, ясном, правильном и последовательном описании событий и
предметов с использованием минимального количества слов, регулярно
критически разбирать составленные документы.
Сколько бы ни говорилось о необходимости критической оценки материалов
следствия и дознания, мы не можем избежать такого психического явления, как
"гипнотическое действие" документа. Написанное или напечатанное слово
зачастую воспринимается как наиболее авторитетное, заслуживающее полного
доверия.
В обеспечении полноты и точности протоколирования большое значение
имеет использование стенографии и звукозаписи, являющиеся средствами
контроля и самоконтроля, технически упрощающее труд следователя (человек
может написать 20-30 слов в минуту, продиктовать же в 2-3 раза больше).
Воображение следователя.
Воображение, то есть создание новых образов, представлений или идей,
ранее не воспринимавшихся человеком, имеет огромное значение в следственной
работе. Бесконечное разнообразие жизненных явлений, с которыми приходится
иметь дело следователю, придает его фантазии универсальный характер,
формирует у него создание любых образов, отражающих и повседневные
житейские ситуации, и различные формы человеческого поведения, и явления,
относящиеся ко многим специальным областям человеческой практики.
Основным условием развития воображения следователя является накопление
и обобщение его опыта и знаний.
Расследование как познавательный процесс, в первую очередь, опирается
на воссоздающее воображение, то есть представления чего-либо (ранее не
воспринимавшегося человеком, на основе словесного описания и условного
изображения - чертежи, схемы, карты). Воссоздающее воображение связано с
перекодировкой информации со слов, условных знаков или графических
изображений в наглядные представления, живые образы действительности.
Большую часть информации следователь черпает из устных и письменных
заявлений, сообщений и описаний, из актов, протоколов и других документов.
Этот материал отражается в сознании следователя не только в форме понятий и
суждений, но и в форме образов, более или менее адекватных описанию.
Отсутствие же наглядно-образных представлений крайне отрицательно
сказывается на расследовании.
Значительно облегчает работу следственного воображения введение
наглядной демонстрации, использование разного рода наглядных опор:
рисунков, фотоснимков, чертежей, графических схем и иных изображений, а
также слепков, макетов, моделей.
Поэтому очень важно иметь в следственных органах все необходимое для
макетирования, проекционную аппаратуру, различные муляжи, наглядные
пособия.
Точность отражения еще больше возрастает, когда мы имеем возможность
воспринять хотя бы часть подлинной ситуации путем ознакомления с
обстановкой места происшедшего и отдельными вещественными доказательствами.
В таких случаях, полученные представления включаются в общую систему
образов и обогащает воображение.
До сих пор речь, в основном, шла о воссоздании воображения
следователя, которое является предпосылкой более сложного творческого
воображения. Это последнее воссоздает новые образы и представления без
опоры на их описание или условное обозначение, путем творческой переработки
имеющихся знаний и материала прежних восприятий.
Обращаясь в прошлое, воображение следователя на основе отрывочных
сведений, почерпнутых из различных источников, создает цельное
представление о расследуемом событии во всех его существенных чертах.
Отражая явление настоящего времени, воображение следователя рождает
предположения об имеющихся следах, остатках, отпечатках и иных отображениях
расследуемого события, при помощи которых оно может быть установлено и
доказано. Наконец, регулируя и направляя свои действия, планируя
расследование, следователь смотрит в будущее, предвидит результаты своего
труда. Предвидеть - значит вообразить.
Качества ума следователя
Психологическая сторона умственной деятельности следователя - одна из
наиболее интересных и наименее исследованных проблем.
Следственное мышление имеет свою специфику. В нем своеобразно
реализуются общие закономерности. Мышление - не только логический, но и
психический процесс. Анализ содержания самих умственных процессов относится
к компетенции психологической науки, и, в частности, того ее раздела,
который именуется психологией мышления.
Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют
оперативным. Термин "оперативное" допускает различные толкования:
оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо
протекающую особенно быстро, а если иметь в виду, что по латыни "опера"
означает труд, то оперативным можно назвать мышление, непосредственно
вплетенное в трудовой процесс. Все эти оттенки применимы к мышлению
следователя.
Различая наглядно-действенное, образное и абстрактное мышление, в
психологии иногда неправомерно связывали практический интеллект с наглядно-
действенным мышлением как с генетически более ранней и более элементарной
формой умственной работы. При этом предполагалось, что наиболее высокие
требования к уму предъявляет теоретическая деятельность, которая
связывалась только с абстрактным мышлением, практический же ум, даже на
самых высоких его ступенях, расценивался как менее квалифицированный. Ныне
уже бесспорно доказано, что высшие проявления человеческого разума в
одинаковой мере присущи и теоретически и практически.
Вряд ли можно говорить о преобладании в деятельности следователя
наглядно-действенного, образного или абстрактного мышления. Все эти виды
здесь взаимосвязаны и непрерывно переходят друг в друга. В самом наглядно-
действенном мышлении существуют разные уровни от простейших манипуляций до
сложнейших умственных действий с конкретными образами и обобщенными
представлениями, которые свойственны интеллектуальной работе следователя.
Да и абстрактное мышление обозначает две разновидности умственной
работы:
во-первых, оперирование готовыми абстрактными категориями;
во-вторых, самостоятельное абстрагирование, необходимое для перехода к
действию с отвлеченными понятиями.
Вторая разновидность, тесно связанная с наглядно-действенным и
образным мышлением, значительно сложней.
Следователь, который имеет дело с конкретными предметами и явлениями,
оторваться от чувственных данных бывает труднее, чем оперировать готовыми
идеями.
Различая ум конкретный и ум абстрактный, обычно считают, что
конкретный видит детали, проявляя внимание к мелочам, от которых
абстрактный ум отличается отвлечением от несущественного.
Искусство расследования - это в значительной степени умение видеть и
понимать мелочи. Полная очевидность события - дело довольно редкое, чаще
следователю достаются скрытые и незаметные следы, при помощи которых
достигается опосредованное познание расследуемого события. Однако, ведение
этих отдельных деталей ничего не дает без обобщения и скачкообразного
перехода к событию в целом, а это требует конкретного равновесия и
абстрактного в следственном мышлении, которое должно и охватить картину в
целом, и видеть штрихи её образующие.
С этим связана и такая черта следственного мышления, как равнодействие
анализа и синтеза. Почти в каждой работе по тактике и методике говорится об
аналитической деятельности следователя: анализе исходных данных, анализе
доказательств и тому подобное, но в редких случаях о синтетической работе
ума. Это создает впечатление, что ведущей умственной операцией для
следователя является анализ.
Однако понимание материала, подготавливаемое анализом достигается в
результате синтеза. Версии, план расследования, оценка доказательств - всё
это синтетические образования. Без синтеза остаются лишь частности,
механический набор знаний, не организованных в единую систему.
Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и
синтеза.
Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, иногда называется
причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление следователя.
Можно сказать, что основным содержанием его умственной работы является
выведение следствий. Эта операция применяется в двух планах.
Во-первых, установление причин каких-либо явлений по наличным данным,
которые рассматриваются как последствия или результаты действия этих
причин.
Во-вторых, установление последствий по наличным данным, которые
рассматриваются как причины, приводящие к определенному результату.
В первом случае мы имеем дело с объяснением, во втором - с
предвидением.
Отличительной чертой умственной работы следователя является то, что
ему зачастую приходится действовать при крайней неполноте исходных данных,
как бы в потемках, при самом приблизительном знании того, что нужно
установить и конкретно какими средствами это может быть достигнуто. Его ум
постоянно работает с ненадежной, недостаточной, вероятностной информацией.
Следователь должен учитывать степень её вероятности и меру надежности,
опираясь на опыт и знания, отражающие "несчитанную статистику" реальной
жизни.
В каждом случае следователю необходимо продумывать свои действия и
действия своих партнеров "на много ходов вперед", а поскольку имеющиеся
данные допускают различные варианты и каждом из них возможны различные
отклонения, то приходится учитывать огромное количество возможностей,
рассчитывая промежуточные операции и действия. Умение видеть перспективу
дела вплоть до судебного разбирательства - одна из существенных
особенностей следственного мышления.
Отмеченные особенности следственного мышления предполагают наличие у
следователя следующих качеств ума:
глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность
фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные,
прямые и побочные результаты явлений и поступков;
широты - умения охватить мыслью большой круг вопросов и фактов, привлекая
знания из различных областей науки и практики;
мобильности - способности продуктивного мышления, мобилизации и
использования знаний в сложных условиях, в критической обстановке;
быстроты - умения решать задачи в минимальное время, производя ускоренную
оценку обстановки и принимая неотложные меры;
целеустремленности - волевой направленности мышления на решение
определенной задачи, способности длительно время удерживать её в сознании и
организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;
самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить
их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;
критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая
ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;
гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения,
устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже
усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и
изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.
Для развития этих качеств ума при подготовке следователей
целесообразно практиковать решение специальных задач - упражнений,
основанных на психологических принципах.
Мышление следователя
Любой предмет обладает бесконечным множеством свойств, признаков,
сторон и отношений, исчерпывающее познание которых за короткий срок
невозможно. Отражение их органами чувств и человеческой мыслью всегда
избирательно, оно беднее действительности, но тем не менее несет в себе
достоверное знание, необходимое для достижение той или иной цели.
В зависимости от цели исследования, мы абстрагируемся от многих
несущественных в данной ситуации сторон и взаимосвязей, что позволяет
глубже, вернее и полнее установить все то, что имеет значение для дела.
Говоря о полном, объективном и всестороннем исследовании в уголовном
процессе, имеют ввиду именно такие существенные и юридически значимые
обстоятельства.
Но как достигается знание этих обстоятельств, как осуществляется
движение человеческой мысли от незнания к неполному знанию, а от него - к
знанию достоверному? Этот общий методологический вопрос имеет огромное
значение в деятельности следователя.
При ответе на поставленный выше вопрос в юридической литературе
обычно ограничиваются рассматриванием логической стороны мыслительных
процессов, не касаясь их конкретного содержания. В таком освещении
расследование выглядит как процесс выдвижения и проверки различных версий.
Но ведь версия - это только логическая форма мысли, сама же мысль
намного богаче и содержательнее. Между логическими операциями и отражаемой
действительностью в сознании следователя находятся важные посредствующие
звенья, протекают сложные познавательные процессы. Поэтому было бы слишком
упрощенным представлять себе мыслительную деятельность следователя только
как систему логически развернутых рассуждений, именуемых в психологической
науке дискурсивным мышлением.
Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность и в
первую очередь окружающие люди требуют от человека решить какую-либо
задачу, ответить на какой-либо вопрос и т.д.
Мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования.
Мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с
возникновением у него у него задачи, вопроса и даже удивления. Следователю
постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним
расследование уголовного дела. Однако мышление - это не просто процесс
решения задачи, хотя мышление возникает обычно из проблемной ситуации и
направлено на ее разрешение.
Эти задачи стоят перед следователем с того момента, когда он получил
первую информацию о совершении преступления, и до окончания расследования
уголовного дела, которое тождественно решению проблемных ситуаций. Чем
острее проблемность ситуации, тем активнее бывает процесс мышления. Таким
образом, приходится мысленно восстановить картину действительности в ее
конкретности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|