МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические особенности работы следователя

    А это по самому существу - задача анализа и синтеза, которые

    являются составными частями процесса мышления. Анализ и синтез - это две

    стороны, или два аспекта, единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны

    и взаимообусловлены. Анализ по большей части совершается через синтез.

    Правильный анализ любого дела всегда является анализом не только частей,

    элементов, свойств, но и их связей или отношений. Он поэтому ведет не к

    распаду целого, а к его преобразованию. Это же преобразование целого, новое

    соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез.

    Синтез непрерывно переходит в анализ и наоборот. Анализ помогает

    следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

    Через сравнение - конкретную форму взаимосвязи синтеза и анализа -

    следователь приходит к обобщению, что фактически является решением данной

    конкретной задачи. Сравнение - это анализ, который осуществляется

    посредством синтеза и, в свою очередь, ведет к обобщению, к новому синтезу.

    Сравнение - это способ проявления взаимодействия анализа и синтеза. Именно

    через сравнение следователь приходит к обобщению - становлению определенных

    версий.

    Мыслительные действия связывают прошлый опыт и знания с вновь

    полученной информацией, помогая анализировать ее. Анализируя новую

    информацию, отбирая из нее самое необходимое, следователь тем самым

    дополняет свои знания, которые сыграют свою роль при решении очередной

    мыслительной задачи.

    Следует также остановиться на качествах творческого мышления:

    1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям -

    это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы,

    подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где

    многим кажется, что все в расследуемом деле просто.

    К проблемному характеру мышления примыкает такое его свойство, как

    "определенность мышления". Проблемный характер мышления следователь

    использует при реконструктивной деятельности и поисковой, вернее на их

    стыке.

    2. Оперативность мышления - приурочение умственных операций

    (наблюдательность, воображение), которые в исследовании вещественных

    доказательств и других юридических фактов наиболее значимы. В оперативность

    мышления входит также гибкость в применении различных методов и приемов,

    при помощи которых данное дело может быть расследовано в более короткие

    сроки и более качественно. Оперативность мышления обеспечивает оптимальное

    сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.

    3. Динамичность мышления - умение быстро, творчески ориентироваться в

    расследуемом деле, установить, на что именно нужно обратить внимание и от

    чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и

    взвешивание оснований, которыми нужно разумно руководствоваться в

    последующем развитии дела (версии).

    4. Широта мышления - проявляется в продуктивности творческой работы

    при решении многих проблем. Это качество особенно необходимо следователям,

    расследующим хозяйственные преступления, где нужна большая

    разносторонность, рациональное применение знаний и умений, прошлого опыта в

    процессе познавательной деятельности.

    5. Глубина мышления - выражается в выявлении существенных свойств,

    связей и отношениями между предметами и явлениями. Следователь не оставляет

    без внимания каждую, даже еле заметную связь, особенно при первых шагах

    расследования, и старается выяснить причины, их породившие; благодаря этому

    он приобретает новые знания. В процессе выяснения причин, породивших эти

    связи, процесс мышления имеет ценный характер, звеньями которого являются

    мысленные пробы.

    Каждая мысленная проба - это аналитико-синтетический процесс.

    Следователь, изучая доказательства, ставит различные мысленные пробы

    по отношению к конкретному этюду, вещественному доказательству. В

    частности, пробу - сможет ли эту дверь, находящуюся на запоре открыть один

    человек? Ответив на этот вопрос отрицательно, следователь идет дальше:

    можно ли открыть эту дверь, не нарушив сигнализацию, идущую на пульт в

    отдел охраны и т.д. Мысленные пробы касаются признаков одного явления,

    предмета или вещественного доказательства, а версия в целом состоит из

    множества этих проб, которые, переплетаясь между собой, создают её.

    6. Смелость, оригинальность, а главное, обоснованность выдвижения

    версий по расследуемому делу - в их решении.

    Следователь обладая этими качествами, гораздо скорее составит

    вероятную версию. Эти качества в процессе творчества постоянно

    "накладываются" друг на друга. Например, какой бы смелой и оригинальной ни

    была версия по делу, она с самого начала должна быть обоснованна.

    7. Логичность мышления - развитие последовательности мыслительного

    процесса, строгость и "проницательность" доказательства, умение делать

    обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов - всё это

    присуще мышлению следователя.

    Следственное мышление строится по такой модели: вначале определяются

    задачи о очередность их решения (выдвигаются версии и проверяются путем

    следственных и оперативных действий), затем определяются источники

    информации, методы решения задач (анализируется и создается система прямых

    и косвенных доказательств, учитываются все противоречия и возражения).

    8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления - это стержень

    мыслительного процесса следователя, без которой он не может установить

    истину.

    Составной частью творческого мышления являются интуиция - это

    стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с таким

    обширным проскакиванием отдельных звеньев рассуждения, что посылки и

    промежуточные процессы не заполняются, хотя при остановлении хода мыслей их

    можно было бы обнаружить.

    Основное назначение интуиции в процессе расследования состоит в том,

    что она создает гипотезы. Она играет важную, вспомогательную роль в

    процессе доказывания, но совершенно безразлична с очки зрения конечных

    результатов этого процесса для принятия процессуальных решений.

    Однако, для отыскания истины, собирания доказательств, выбора наиболее

    эффективных приемов расследования профессиональная интуиция необходима.

    Вопрос о следственной интуиции тесно связан с проблемой внутреннего

    убеждения следователя при оценке доказательств.

    Внутренне убеждение следователя - это, во-первых, знание, во-вторых,

    вера в правильность этого знания и, в-третьих, волевой стимул, побуждающий

    к определенным практическим действиям.

    Теорией и практикой выработаны требования, которые должны

    удовлетворять в смысле обоснованности внутренние убеждения.

    Оно должно быть основано:

    на фактических данных, собранных в установленном законом порядке;

    на доказательствах, проверенных и основанных в установленном законом

    порядке;

    на всестороннем полном и объективном рассмотрении материалов дела;

    на рассмотрении каждого из доказательств отдельно и всех в совокупности;

    на таких доказательствах, которые позволяли бы сделать единственно

    возможный вывод из материалов дела.

    Для полного понимания мыслительного процесса при расследовании

    необходим механизм этого процесса, который основывается на теории

    мысленного моделирования.

    Информация, которой пользуется следователь в процессе доказывания,

    можно рассматривать как модель исследуемого события.

    В зависимости от формы отражения действительности различают

    материальные, или физические, и идеальные, или воображаемые модели.

    Всякая материальная модель, прежде чем воплотиться в

    действительность, обязательно проходит идеальную стадию в качестве замысла,

    плана или схемы будущего действия и его результатов.

    В процессе мышления следователь оперирует некоторым умственным

    материалом, который имеет двоякую психологическую природу. Это, во-первых,

    более или менее яркие образы, во-вторых, смысловое значение образов,

    выраженное в понятиях и суждениях. Характеристика мыслительного процесса

    будет неполной, если не упомянуть об еще одной важной особенности

    информационных моделей: существование их зачастую не осознается

    следователем. Модель как бы независима от его воли и продолжает действовать

    тогда, когда человек сосредоточен на другом и не размышляет о предмете

    данного исследования.

    Логические операции являются органической частью любой мыслительной

    деятельности. Одной из таких форм является гипотеза, как говорят

    криминалисты, версия, которая может рассматриваться как идеальная

    информационно-логическая модель.

    Особое значение в моделировании расследования имеет принятие

    тактических решений, под которыми мы понимаем нахождение следователем линии

    поведения в конкретной ситуации. Принятие тактического решения - сложный

    волевой акт, в котором синтезируются знания и опыт, умение четко определить

    цель деятельности и оценить ситуацию. Главными условиями принятия и

    выработки тактического решения являются:

    наличие минимума информации;

    определение цели деятельности;

    наличие критериев оценки информации и всей ситуации.

    Основываясь на положение науки управления, можно моделировать

    процесс принятия решения по уголовному делу, например, решения о задержке

    подозреваемого: см. таблицу - "Модель принятия тактического решения".

    Мыслительная работа следователя находит наиболее обобщенное

    выражение в версиях и планах.

    Версия - это предположение о прошлых событиях, план - это

    предположение о событиях будущего. Первое - есть мысленное отражение

    возможных действий преступника и других обстоятельств, по поводу которых

    ведется расследование, второе - мысленное отражение собственных действий

    следователя, намеченные для выяснения этих обстоятельств и выполнения иных

    задач расследования.

    Планирование - это мысленный процесс, определяющий порядок,

    последовательность и ожидаемые результаты предстоящих действий.

    Известно несколько видов планирования следователем своей работы:

    В зависимости от периода и сроков деятельности, охватываемой планом,

    различается перспективное и текущее планирование.

    По степени детализации и конкретности различаются схематические и

    детальные планы.

    По широте планирования различаются планирование отдельного следственного

    действия и планирование системы мероприятий.

    В психологии труда сложный процесс планирования рекомендуется строить

    по этапам, которые полезно освоить и следователю.

    Первый этап - ориентировочное планирование. На этой стадии

    предварительно осознаются, взвешиваются и оцениваются возможности решения

    задачи, достижения поставленной цели. Если достижимость цели и выполнимость

    необходимости действий установлена, наступает следующий этап -

    организационное планирование. Здесь уже обдумываются все условия и

    организационные формы предстоящей деятельности. После решения

    организационных вопросов переходят к планированию исполнения, то есть

    мысленному построению деятельности из составляющих ее компонентов: приемов,

    операций, действий. Эти компоненты согласуются с промежуточными действиями

    и целями, отбираются по возможным результатам, сопоставляются по признакам

    одновременности, последовательности, логической зависимости и иным

    характеристикам и, наконец, объединяются в единую систему будущего

    поведения.

    В дальнейшем происходит допланирование - постоянное дополнение и

    уточнение плана.

    Одной из обязательных сторон психической деятельности следователя

    является планирование самоконтроля.

    Под самоконтролем понимают сознательные процессы, которые состоят в

    том, что следователь, учитывая цель и намеченный план работы, следит за

    собственными действиями и их результатами, сопоставляет их с тем, что

    планировалось и предполагалось достигнуть, и на этой основе регулирует свою

    дальнейшую деятельность. Связь самоконтроля с регуляцией своих действий

    базируется на учете и самоучете выполняемой работы, устойчивом внимании и

    наблюдении за ее ходом, а также своевременной реакции на изменение

    ситуации, допущенные ошибки и нежелательные отклонения, систематической

    оценке результатов своих действий. При планировании самоконтроля необходимо

    предусматривать его непрерывность и вариативность.

    Наукой и практикой выработаны требования, которым должен

    удовлетворять план работы:

    1. Максимальная обоснованность плана, имеющегося в распоряжении

    следователя информацией относительно существенных компонентов будущего

    действия: условий предстоящей работы, участников, препятствий,

    способствующих факторов, ожидаемых событий.

    2. Реальность, выполнимость плана. Он должен исходить не из благих

    пожеланий, а из точного расчета и учета реальных возможностей.

    3. Индивидуальность плана, его пригодность для данной работы, для

    расследования определенного дела или группы дел.

    4. Гибкость и подвижность плана.

    5. Непрерывность плана.

    6. Последовательность, согласованность и взаимосвязь отдельных его частей

    по месту, времени, исполнителям, ожидаемым результатам и иным

    показателям.

    Эффективность, способность обеспечить решение тех задач, для которых он

    разрабатывается.

    2. Процесс формирования и подготовки работников

    следственного аппарата

    2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного

    следствия

    В результате, наши исследования позволили нам воссоздать модель

    личности следователя, которая представляет собой сложную иерархическую

    структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также

    личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и

    зависимости, что можно выразить Каждая из сторон профессиограммы отражает,

    во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в

    ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания,

    которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности:. .

    В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая

    реализует стремление к раскрытию преступлений и заключается в собирании

    исходной информации для решения профессиональных задач.

    Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на

    первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из

    окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника,

    потерпевшего, оружия или орудий преступления и т.д.), которая дает

    возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой

    степенью точности, как это требует закон.

    Велика роль личностных качеств: это задатки и способности следователя,

    далее имеют место криминалистические знания (учения о следах, способы

    совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных

    точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность

    собирания доказательств в значительной степени зависит от знаний

    следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его

    индивидуального запаса.

    Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с

    преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

    Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия -

    это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое

    восприятие в психологии называют наблюдением.

    Высокий уровень наблюдательности следователя обусловлен следующим:

    Таблица 1

    Инвариантная модель личности следователя

    |Психологическая |Содержательная характеристика |

    |характеристика | |

    |1. Реконструктивная |память, воображение, мышление, интуиция, |

    |деятельность |интеллектуальный уровень |

    |2.Поисково-познавательная |наблюдательность, любознательность, объем |

    |деятельность |внимания, внимание |

    |3. Коммуникативная |общительность, эмоциональность, |

    |деятельность |устойчивость, чуткость, выдержанность, |

    | |вежливость |

    |4. Организационная |самоорганизованность, воля, собранность, |

    |деятельность |целеустремленность, настойчивость |

    1) Установкой на восприятие информации, имеющей значение для

    раскрытия преступления и расследования дела: эта установка помогает

    преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа),

    усталость и апатию (при длительном, безрезультатном обыске и т.д.).

    2) Специфическим концентрированием внимания на тех именно

    объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию;

    обнаружения следов сопротивления на трупе потерпевшего, следов подделки при

    осмотре документов, констатация улик поведения при наблюдении за

    допрашиваемым и т.д.

    3)Длительным сохранением устойчивого внимания, обеспечивающего

    готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент необходимой

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.