МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая психология

    Опора на феноменологический метод (фиксация феномена): наравне с его

    описанием дается и объяснение. Описать=объяснить, раскрыть внутреннюю

    сущность.

    Келер: понятие инсайт – понимание (на основе изучения мышления животных).

    Стадии поведения:

    1) хаотическое движение

    2) стадия бездействия

    3) инсайт – качественное изменение в поведении

    Идея целостности для терапии, фигура и фон – Перлз.

    8. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм.

    Изучение сознания – только в самонаблюдении. Это субъективно и ненаучно.

    Сознания как предмета науки не существует - нужно изучать поведение.

    Джон Уотсон 1913 - объективный метод:

    1) изучаемое явление дб наблюдаемо извне

    2) оно должно быть воспроизводимым в одних и тех же условиях

    3) желательно фиксировать с помощью прибора

    Поведение – это совокупность элементарных двигательных реакций, возникающих

    в ответ на воздействие определенного стимула: S-R - это единица анализа

    поведения. Любой сложный поведенческий акт надо разложить на простые связи

    (S – физическое событие, R – элементарное движение). Нет разницы между

    человеком и животным. Нет внутренней активности субъекта – только реакция.

    Ближайшие задачи:

    - выявить и описать типы реакций

    - исследовать процесс их образования

    - изучить законы их комбинаций (образование сложного поведения)

    Задачи психологии:

    По стимулу предсказывать поведение и по реакции заключать о стимуле.

    Итак, задачи классического бихевиоризма:

    1. Изучение поведения

    2. Управление поведением – научение

    Типы реакций: врожденные и приобретенные. Основа для изучения – врожденные

    безусловные реакции.

    Первый вид научения – обусловленные реакции (классическое обусловливание по

    Уотсону и Павлову): сочетание 2-х стимулов б/у (подкрепление) и

    нейтрального (затем условного).

    Закономерности классического обусловл-ивания:

    1) прочность усл реакции зависит от интенсивности подкрепления и кол-ва

    сочетаний

    2) сначала генерализация, а затем дифференциация

    3) при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем возможно спонтанное

    восстановление

    4 стадии: выработка усл р-ии, угасание, спонтанное восстановление,

    повторное угасание.

    Сложные реакции – путем образования комплексов б/у реакций.

    Опыт с маленьким Альбертом: усл р-ю нельзя снять, можно на ее месте создать

    другую.

    Инструментальное или оперантное обусловливание: если подкрепляется какое-

    либо действие, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большим

    постоянством - проблемный ящик (Торндайк, Скиннер)

    Теория проб и ошибок – научение есть постепенное исчезновение ошибок.

    Проба, приводящая к успешному результату, закрепляется в поведении (рычаг –

    дверца).

    Оперантное научение: положит и отриц подкрепление – повышение вероятности

    соотв способа поведения; угасание и наказание – снижение вероятности соотв

    способа поведения.

    Когнитивное научение: Толмен

    Промежуточная переменная S – V – R. Это внутренние условия поведения –

    активность субъекта: цели, намерения, гипотезы, познавательные карты. О

    наличии цели можно судить, если животное:

    - обнаруживает поисковую активность

    - при получении объекта прекращает активность

    - при повторных пробах находит путь быстрее

    Опыты с латентным научением: за 10 дней у крыс образуется когнитивная карта

    лабиринта (представление о местности).

    Мышление в бихевиоризме (прочитать!!)

    Заслуги бихевиоризма:

    1. материалистический дух

    2. объективный метод – развитие инструментальных приемов исследования

    3. расширение класса исследуемых объектов (дети, животные)

    9. Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ и теория установки.

    Лейбниц: идея непрерывности психики, ее несводимости к сознанию – область

    б/с: б/с и сознание состоят из одного содержания, границы между ними

    проницаемы.

    Гербарт: содержание психики – представления. Они борются между собой за

    центр сознания. Слабые подвергаются вытеснению в б/с, а также слиянию,

    ассимиляции, диссимиляции и компликации. Пороги сознания: фокус –

    сознаваемое – б/с.

    Гельмгольц – гипотеза б/с умозаключений.

    Вундт – исключение б/с, так как его нельзя изучать путем интроспекции

    (сведение всей психики к сознанию).

    Неосознаваемые процессы:

    1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

    - неосознаваемые автоматизмы + навыки (иллюзии – окно Эймса)

    - явления неосознаваемой установки: готовность организма или субъекта к

    совершению определенного действия или к реагированию в определенном

    направлении (Узнадзе)

    - моторная

    - перцептивная

    - умственная (Лачинс)

    Эксперименты с фиксированной установкой: 15 проб с разными шарами, 16-

    я – одинаковые шары:

    контрастные иллюзии установки (гиперкомпенсация) или ассимилятивные

    иллюзии. То же под гипнозом – неосознаваемые.

    Эксп-т с бумажными кружками и монетами: влияние смысловой уст-ки на

    перцептивную.

    Установка может усиливаться со временем (мешок Деда Мороза)

    Уровневая концепция установки:

    1.Смысловые – формируют стереотип

    2. Целевые – построение привычек

    3. Операциональные – поведенческие манеры, наименее осознаваемые.

    - неосознаваемые сопровождения сознательных действий: сопряженная моторная

    методика Лурии.

    2. Неосознаваемые побудители сознательных действий

    Фрейд: 4 этапа эволюции теории

    1. Концепция травматического происхождения невроза 1881-87

    2. Топографическая концепция психики – 1897-1923

    3. Структурная концепция психики 1923-39

    4. Постфрейдистская концепция (неофрейдизм) с 1939 г.

    1. Идея диссоциации 2-х областей – сознание и б/с. Это характерно не только

    для сна или гипноза, но и для нормы. Невротические симптомы – рез-т

    неадекватного выражения б/с в сознании. За симптомом стоит заряд аффекта,

    а за ним – реальное травматическое переживание. 3 формы проявления б/с

    (артефакты): сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы.

    Единица б/с – аффективный комплекс: аффект обобщает ситуацию,

    распространяется на нее в целом (сцепляется со значимой деталью

    ситуации). Комплекс состоит из 2 частей – явная и скрытая. Комплекс есть

    отсутствие понимания ситуации. Психоанализ – это сознательный путь от

    симптома к причине.

    Лечение: восстановление в памяти пациента патогенного события и разрядка

    аффекта – катарсис: подъем комплекса и его изживание путем вторичного

    переживания. Метод - гипноз. Затем отказ от гипноза.

    2. 3 сферы псих аппарата: б/с, сознательное и предсознательное. Б/с –

    основа структуры психики, определитель поведения. Основная роль –

    энергетическая. Б/с – совокупность влечений, резервуар энергии – угроза

    сознанию, принцип удовольствия. Сознание – логика и принцип реальности.

    Метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочных действий.

    3. Я, Оно, Сверх-Я – топография второго порядка. Основной конфликт в б/с –

    между Оно и Сверх-Я.

    Терапия: воспроизведение забытых связей в форме трансферентного невроза,

    интерпретации.

    Разработка системы защитных механизмов.

    Заслуги Фрейда:

    - до Ф. б/с – эпифеномен, не имеющий своей функции. По Ф. роль б/с –

    энергетическая + освобождение сознания от лишней работы. Б/с явления –

    норма

    - связал клинический материал с психологией

    - качественная неоднородность психики; конфликтность

    - х-р барьера между созн и б/с

    - теория влечений

    - теория инфантильной сексуальности

    - защитные механизмы в развитии

    - методы исследования (своб асс, асс эксп-т, сновидения)

    - адаптивная функция психики

    Юнг: коллективное б/с, личное б/с, сознание. Психика не только

    индивидуальна. Содержание ЛБ – влечения, вытесненные из сознания.

    Содержание ЛБ – архетипы. Центральный – Самость (одновременное переживание

    собственной уникальности и единства с человечеством). Цель терапии –

    индивидуация: установление контакта между Эго и самостью. Самоценность

    религиозных переживаний. Ограничение пансексуализма. Либидо – это энергия

    вообще. Личность: Я-Тень-Персона.

    3.Надсознательные процессы

    12. Критерии психики. Гипотеза о возникновении и развитии психики. (+13,

    14, 15)

    Критерии психики:

    |Классические |Современные |

    |Антропопсихизм (Декарт) – возможность|Структурный критерий: нейропсихизм – |

    |дать отчет о своем состоянии - |наличие нервной системы |

    |интроспекция | |

    |Панпсихизм (Демокрит) – нет критерия |Функциональный критерий (Леонтьев) |

    |психики, это эпифеномен, у него нет | |

    |функции. | |

    |Биопсихизм (Аристотель) | |

    Северцов: психика есть фактор эволюции. В какой среде обитает организм,

    каковы его жизненные задачи и нужна ли для их решения психика.

    Гипотеза о происхождении чувствительности:

    2 типа среды

    |Гомогенная |Гетерогенная |

    |Всегда есть контакт с жизненноважным |Необходим поиск контакта с |

    |веществом. Нужно избегать вредного и |биотическим веществом. Для этого |

    |находить полезное – нужна |необходимо отражать предметы, выделяя|

    |раздражимость, способность отвечать |их отдельные признаки. |

    |на внешние воздействия. | |

    Первая форма психики – чувствительность, способность ощущать. Это частный

    случай раздражимости.

    Раздражимость – способность отражать что-то жизненно важное.

    Чувствительность – способность отражать биологически нейтральные

    (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биотическими

    свойствами и как бы указывают на них.

    Психика выполняет сигнальную функцию.

    3 части действия (Гальперин):

    1. Ориентировочная – здесь уже нужна психика для подготовки движения

    2. Исполнительная

    3. Контрольная

    Прогностическая функция психики – необходима для управления своим

    поведением.

    Более высокий вид чувствительности – дифференцированные ощущения.

    Переход от раздражимости к чувств-ти – усложнение и сужение функций

    органов, их специализация в качестве органов чувств.

    Стадии развития психики:

    | |Тип |Форма отражения |Форма поведения |

    | |среды/содержание | | |

    | |отражения | | |

    |Элементарная |Предметная |Ощущение |Инстинкт (б/у |

    |сенсорная (все |среда/отражение | |рефлекс), условные|

    |беспозвоночные, |свойств (тесная | |рефлексы лабильны |

    |простейшие, |связь с | | |

    |инфузории, черви, |биотическими | | |

    |ракообразные, |ф-рами) | | |

    |рыбы) | | | |

    |Перцептивная |Среда отношений |Чувственный образ |Навык |

    |(высшие |между |и образная память |(усл.рефлекс), |

    |позвоночные – |предметами/отражен| |операция |

    |птицы, |ие предметов в | |(зависимость |

    |млекопитающие) |целом (способность| |способа достижения|

    | |к различению | |от условий) |

    | |формы!) | | |

    |Интеллект |Отношения между |Целостные |Интеллект |

    |(антропоиды + |предметами |предметные |(мышление в |

    |высшие | |ситуации; |действии): |

    |млекопитающие) | |способность к |1) двухфазность 2)|

    | | |переносу в другие |функц. |

    | | |ситуации; |использование |

    | | |функциональные |орудий 3) |

    | | |понятия |инсайтное |

    | | | |поведение |

    1. Стадия элементарной сенсорной психики

    Отражение отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными

    воздействиями. Инстинкт – жесткая последовательность элементарных движений,

    каждое из которых возникает в ответ на воздействие определенного свойства

    среды. Имеет врожденную основу, но достраивается при жизни – это некая

    предрасположенность, которая дооопределяется в первые часы жизни

    (импринтинг). Это квинтессенция видового опыта. В инстинкте жестко задан

    результат, а не путь его достижения, это адаптивное, целенаправленное

    поведение. В этологии – облигатное научение.

    Генетически передается предрасположенность к инст. поведению, но содержание

    инстинкта меняется.

    Эксперимент с сомиком: сомик не различает приманку и перегородку – нет

    операций. Но: обнаружено, что землеройки могут поступать также в сходной

    ситуации. Возможен переход на более низкую модель отражения.

    1) низший уровень - простейшие. Строение: ядро, пищеварит и выделит

    вакуоли, протоплазматическая нить. Нет преследования пищи. Промежуточная

    форма между допсих и псих (кинезы – ортокинез и плинекинез, клинотаксис,

    термотаксис, тигмотаксис – прикосновение, реутотаксис – ориентация в

    потоке воды). Нет активного поиска и избегания раздражителя, низкая

    пластичность, низкие адаптивные возможности – сторожевая функция психики.

    Низшая форма научения (неаассоциативное) – привыкание (вибрации для

    инфузории). Надо отличать от утомления (у растений). Для проверки –

    изменить х-р раздражителя. Слитность чуствительности и раздражимости.

    Зачатки ассоциативного научения.

    2) высший – кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски (улитки).

    Появление органов и тканей, нс. Симметричные органы чувств, нервная

    система – четчатая, кольцевая, лестница + цефализация. Ф-ии нс:

    координация работы органов, обеспечение поведения, быстрота реакции.

    Развитое таксисное поведение (научение в Т-лабиринте – 120 проб). Тропизм

    – особенность растения менять положение по отн к биотическим факторам

    Таксис – направленность на абиотический фактор, не может осуществляться

    без психики.

    Активный поиск положительных раздражителей. Точная локализация объекта в

    пространстве. Первые ассоциативные связи между биот и абиот факторам, но

    медленно формируются и быстро разрушаются). У червей – ассоциативное

    научение (сокращение при воздействии света), сохраняется несколько дней.

    Агрессивное поведение, брачные игры, конструктивная деятельность.

    2. Перцептивная стадия

    1) низший уровень – членистоногие, насекомые, головоногие моллюски. Сложная

    мускулатура и нс, фасеточное зрение Специализация органов чувств.

    Ориентация на отдельные свойства среды, сложная локомоция, появления

    манипулятивной активности. Различение форм (эксперимент со стрекозами).

    Замечают изменение обстановки и проявляют к ним исследовательское

    поведение. Появление мнемотаксисов – передвижение по индивидуально

    выученным ориентирам (научение). Территориальное поведение, ритуалы,

    бескорыстное любопытство. Групповое поведение (сигнальные действия),

    научение – пищедобывание и избегание. 2 вида научения: облигатное

    (видовое) и факультативное. Членистоногие: преобладание облигатного.

    Подражание без научения – аллеломиметическое поведение. Выработка

    ассоциативных связей (краб).

    2) высший – птицы, рыбы, млекопитающие + все позвоночные (по Фабри).

    Целостные образы – в пространстве и во сремени (экстраполяция, поиск

    обходных путей). Манипулирование, общение, научение. Пластичность,

    перенос навыка. Рыбы: семейно-групповой образ жизни. Способность к

    подражанию и специальному научению (рыба нажимает рычаг головой в

    скиннеровской камере). Различение геометрических форм, но трудность

    переделки навыков, не решают задачу на экстраполяцию. Птицы: игра,

    сложное исследовательское поведение.

    Млекопитающие – иерархии, традиции, орудийная деят-ть. Тенденция к

    увеличению детства.

    Навык – это форма индивидуально изменчивого опыта, формируется при жизни.

    Операция – составная часть навыка, конкретный способ поведения. Операции

    – могут возникать только на перцептивной стадии, т.к. необходимо

    различать предметы (цель и условия).

    3. Стадия интеллекта (Фабри не выделяет)

    1) наличие орудийного и двухфазного поведения

    2) инсайт – проигрывание ситуации в воображении

    Келер: интеллектуальный акт совершается внезапно (в отличие от навыка). 2

    фазы: подготовка и реализация. Обходное движение: от приманки. Затем к

    приманке.

    Функциональное использование орудий, наличие ситуативных, функциональных

    понятий (представление о достижении результата). Интеллект животных

    всегда связан с конкретной ситуацией.

    Но: неспособность к созданию орудий с помощью других орудий и их

    хранению.

    Длительный период детства, стадия социализации.

    Критерии интеллектуального поведения по Фабри:

    1. развитая манипулятивная активность – высшая орудийная деят-ть.

    2. легкость переноса решения в несходные ситуации (интеллект основан на

    прошлом опыте)

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.