МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая психология

    оценки его удаленности.

    Коэффициент конст-ти: мера компенсаторного изменения сетчаточного размера в

    зависимости от удаленности.

    КК=величина осуществленной компенсации/величина требуемой

    КК=1 полная константность; КК=0 аконстантность

    Законы перцептивного взаимодействия (S – видимая величина, D – видимая

    удаленность, @ - угол зрения):

    1) Закон Эммерта S=kD

    2) Закон угла зрения S=k@ если D const. При редукции признаков – тенденция

    к равноудаленности

    3) D=k@-1 если S const.

    2. константность формы – псевдоскоп (человеческое лицо константно)

    6. Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины.

    Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения.

    Восприятие пространства – функция от 2-х составляющих:

    1) сетчаточный образ

    2) признаки удаленности

    - движения глаз

    - изобразительные

    - признаки параллакса (уклонение)

    1. Монокулярное наблюдение (только сетчатка, мир неподвижен)

    1) аккомодация – изменение кривизны хрусталика

    2) изобразительные, зрительные признаки:

    - линейная перспектива: близки объекты увеличиваются по размеру

    - воздушная перспектива: изменение цветности

    - градиент: изменение плотности текстуры

    - равпределение света и тени: рельеф, глубина объекта

    - прекрытия

    Также двигательный параллакс и сетчаточный размер (для знакомых объектов).

    В случае противоречия побеждают более сильные признаки.

    2. Бинокулярное наблюдение (мир неподвижен)

    1) конвергенция (сведение зрительных осей на определенной фиксирующей

    точке): зная угол сведения можно определить расстояние

    2) бинокулярный параллакс:

    2 типа точек сетчатки:

    - корреспондирующие: равно отстоят от центра обеих сетчаток

    - диспаратные

    Теоретический гороптер: геметрическое место точек пространства, которые

    проецируются на корреспондирующие точки сетчаток при данном угле.

    Диспаратность: разность углов попадания точки на сетчатки глаз – мера

    диспаратности.

    Диспаратность есть мера параллакса – объемность изображения. Стереограммы

    Юлеша: смещение квадратика – глубина.

    Эмпирический гороптер: сетчатки фиксируют не точку, а фронтальную

    плоскость. Зона Панума: точки попадают на диспаратные точки сетчатки. В

    гороптере нет пространственного впечатления: оно есть рядом с гороптером

    в зоне Панума.

    Двигательный параллакс: смещение изображения на сетчатке с связи с

    движением наблюдателя (степень углового смещения – изменение степени

    диспаратности). Не позволяет различить движение набл-я и движение объекта

    – необходимо принятие решения.

    3. Бинокулярное зрение (мир движется)

    Х-р изменения точек пространства в связи с движением наблюдателя: быстро

    смещаются в противоположную сторону. За точкой фиксации – медленное

    движение в ту же сторону, что и наблюдатель.

    Теории стабильности мира:

    Восприятие движения зависит от 2 факторов:

    1. изображение – сетчатка (движение изображения по сетчатке – движене

    самого объекта)

    2. глаз – голова (движение глаза по отношению к голове)

    Эти 2 системы компенсируют др др – в зрительную кору поступают сразу 2

    сообщения, взаимное торможение.

    Шеррингтон: афферентная теория стабильности мира

    2 сообщения от 2 систем поступают в ЦНС (центральный блок сличения). Мир

    стабилен, т.к. есть постоянное сообщение о том, что глаз движется по

    отношению к голове.

    Гельмгольц: эфферентная теория стабильности мира

    Командный блок управляет движениями глаз и сообщает об этом в ЦБ, туда же

    поступает инфо от изображения-сетчатки.

    Иллюзии движения:

    1. Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта (точка

    внутри движ прямоуг-ка). Движение вызвано контекстом (фигура – фон).

    Зависит от того, какая система отчета победит:

    - прям-к движется в гориз плоскости – воспринимаем движение точки

    - прям-к помещен в круг: круг движется вверх-вниз – точка движется по

    диагонали (перцептивный конфликт)

    2. Автокинетический эффект: движения зафиксированной точки в темноте

    Гипотезы:

    - точка неподвижна, глаз движется

    - точка помещена вне системы отчета, потеря ею стабильности.

    3. Стробоскопический эффект: фи-феномен по Вертгаймеру – полоска между

    точками.

    4. Эффект водопада: если долго смотреть на водопад, а потом перевести взор,

    то кажется, что водопад идет в обратном направлении. Связан с утомлением

    канала И-С – перестает реагировать на стимул, активизация рецепторов,

    фиксирующих неподвижную часть. Иллюзия увеличения черной спирали на белом

    фоне.

    8. Основные резульлтаты исследований восприятия в условиях оптических

    искажений. Исследование восприятия в школе «New Look».

    Процесс построения предметности образа восприятия:

    1) создание перцептивных конфликтов: превращение восприятия образа из

    операции в действие. Стрэттон: инвертирующие очки. Адаптация начинается с

    периферии: мир сначала теряет реальность, затем восстанавливает

    предметность (животное не может адаптироваться – призмы на глазах кур).

    Но при фиксации внимания – эффект неправильности. Эксп-т с зеркалом: свое

    тело видится вынесенным вперед.

    Статья Грегори:

    Гельмгольц: для правильного восприятия необходимо перцептивное обучение!

    Эксп-ты Хелда: важность активных движений животного для формирования

    зрительного восприятия (котята росли в темноте – корзинки).

    Гибсон: отклоняющие призмы, искажения сетчаточных изображений, которые

    восстанавливаются по мере ношения призм. Сходный эффект структурного

    последействия (линия кажется изогнутой в другую сторону). Предположение о

    существовании у человека особого вида адаптации: изменение механизмов

    зрительного восприятия пространства.

    Колер: окрашивающие очки. После их снятия мир окрашивается наоборот!

    Видимо, это рез-т процессов компенсации в мозге.

    Смит: камера, монитор – испытуемый наблюдает за своей рукой при письме.

    Инверсия вызывает расстройство письма. Временная отсрочка: еще большее

    нарушение.

    Логвиненко: инвертоскоп – разрушение видимого мира:

    - потеря констанстности видимого положения предметов

    - исчезновение константности формы

    - нереальность предметов

    Адаптация – в форме построения нового видимого мира. 3 стратегии

    адаптации:

    - игнорирование перевернутости зрит пространства

    - разрыв с логикой предметного мира

    - восстановление константности.

    В ходе перцептивной адаптации возникает новое восприятие как некое

    новообразовние не вместо прежнего, а наряду с ним: образование новых

    нервных связей.

    2) псевдоскопическое восприятие: псевдоскоп – смена знака диспаратности

    (левая и правая сетчатки меняются местами). Линейная перспектива меняет

    знак. Влияние сознания при оценке пространственных форм:

    - объект неопределенной формы: у нас возникают различные объект-гипотезы

    - объект с определенной формой:

    - стакан с водой: при переворачивании – правило подобия (желе).

    Необходимость соблюдения предметной нормы.

    - жгуты на руке – уходят под кожу

    - бумажный конус: превращается в воронку. Его тень начинает

    восприниматься как чернильное пятно.

    - маска лица: лицо не оборачивается (константность восприятия формы), но

    кукольное – да.

    - 2 объекта: один оборачивается (конус), другой – нет (игрушечный слоник).

    Они одинаковой высоты, на них положен карандаш – перцептивный конфликт:

    - карандаш удерживает предметную ситуацию

    - конус оборачивается – карандаш делится пополам: семантико-

    логическая регуляция внутри процесса порождения пространственного

    образа.

    Возможность создания искусственных органов чувств: феномен кожного зрения

    (зрение без сетчатки) – Варньеро. Помещение на тело вибрационных датчиков с

    телеизображением – постепенное различение форм объектов (ощущения

    объективируются и выносятся вовне). Но трудно определить объем.

    Брунер «новый взгляд»: потребности и ценности как организующие факторы

    восприятия.

    2 типа детерминант восприятия:

    1. автохтонные – св-ва нс, законы перцептивной организации

    2. поведенческие – научение, мотивации ценности

    Море стимулов – индивид осуществляет отбор: перцептивная гипотеза. Она

    складывается под влиянием потребности и фиксируется при подкреплении.

    3 гипотезы:

    1) чем выше социальная ценность объекта, тем выше действие поведенческих

    детерминант

    2) чем выше потребность индивида в объекте, тем выше действие повед д-т

    3) неопределенность восприятия облегчает действие повед д-т

    1. 30 детей, 10 лет - 2 группы – регулирование размера круга света ручкой:

    - сопоставление с размерами монет различной ценности по памяти

    - при предъявлении монет

    В контрольной группе – картонные кружки вместо монет.

    Рез-т:

    - величина монет оценивается выше величины кружков.

    - с увеличением достоинства монет растет отклонение величины

    2. 2 группы: богатая и бедная: бедная сильнее пеероценивает величину монет.

    3. У богатых детей: завышение больше при оценке по памяти, у бедных – по

    предъявлению.

    Гипотеза: у бедных ослаблена фантазия, подавлена деят-ть воображения; у

    богатых неопределенность восприятия дает свободу воображению.

    9. Определение мышления. Классификации видов мышления.

    Дункер: мышление есть процесс постановки и решения творческих задач.

    Леонтьев: мышление есть процесс отражения объективной реальности, в

    результате которого происходит переход от явления к сущности. Мышление

    человека имеет общественную природу.

    Ассоцианизм: мышление есть сложная цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

    Но проблема целенаправленности – учение об апперцепции.

    Вюрцбюргская школа:

    - несводимость к простому ассоциированию

    - подчиненность цели (детерминирующая тенденция)

    - безобразность.

    Но отрыв от чувственности и практики.

    Гештальтпсихология: мышление как непосредственное усматривание искомого

    решения, выражающееся изменением стр-ры проблемной ситуации в сознании сб.

    Это автохтонный, самопорождающийся процесс.

    Леви-Брюль: идея о качественных изменениях мышления в ходе исторического

    развития.

    Келер: изучение генетических корней мышления в животном мире –

    интеллектуальное поведение обезьян (орудийный интеллект).

    Выготский: мышление животных превращается в человеческое под влиянием

    перекрещивания линии развития практических предметных действий и линии

    развития голосовых реакций в трудовой деят-ти.

    Валлон и Пиаже: словесно-логическое мышление развивается из практических

    интеллектуальных операций путем интериоризации в условиях общения со

    взрослыми и развития речи.

    Выготский: развитие мышления в онтогенезе есть процесс усвоения р-ком

    общественно-исторически выработанных действий и операций.

    При взаимодействии с предметами труда возникновение действий, подчиненных

    познавательной цели – закрепление с помощью языка в содержании сознания

    общества. Редукция произносительной стороны речи – переход к внутренней

    словесной мыслительной деят-ти. Разделение труда – отделение умственного

    труда от физического. Мыслительная деят-ть имеет то же строение, что и

    предметная.

    Рубинштейн: процесс мышления – это прежде всего анализирование и

    синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и

    обобщение, являющиеся производными от них. Анализ выделяет существенное,

    вычленяет явление в чистом виде в существенных для него закономерностях. В

    этом случае анализ переходит в абстракцию. Синтез – установление связи

    между различными элементами. Это две стороны единого процесса. Основным

    признаком ума вообще является умение выделить существенное.

    3 типа классификаций:

    1. Типологии: 2 противоположных типа по одному критерию

    1) Образное и речевое – по наличию предпочитаемых средств (образ – знак)

    2) Первобытное и современное – по типу ориентации в среде.

    Люсьен Леви-Брюль: оба типа сосуществуют. Единица первобытного:

    коллективное представление (синкретический образ). Свойства: мистичность

    (нет деления между фактом и оценкой) и пра-логичность (эмпирический

    критерий достоверности).

    3) Реалистическое и аутистическое – по отношению субъекта к реальности.

    Блейлер: принятие и неприятие суб реальности. Аутистическое есть и у

    детей. По Пиаже: аутистическое первично, развитие мышления – от аутизма к

    реализму (социализация). При патологии сильнее страдает реалистическое.

    По Блейлеру первоначальным является реалистическое: обладая аутистическим

    мышлением нельзя выжить, приспособиться к реальности. Но оно необходимо

    при принятии решения в неопределенной ситуации, прогнозирование,

    воображение, антиципация удовольствия. Преобладает у детей и при сильных

    аффектах.

    |Реалистическое |Аутистическое |

    |Представление действительности |Представляет себе то, что |

    | |соответствует аффекту |

    |Цель- нахождение истины |Вытеснение неприятных представлений |

    |Регулирование отношения к внешнему |Создание удовольствия |

    |миру | |

    4) интуитивное и аналитическое

    2. Функциональные классификации

    1) Теоретическое и практическое – по типу задач (Теплов). Практическое

    связано с принятием решения.

    2) Конкретное и абстрактное - по типу установки (Гольдштейн). В норме обе

    установки постоянно взаимодействуют. Конкретная – предназначена для

    данной ситуации, которая рассматривается как типовая. В неопределенной

    ситуации – абстрактная. Необходима для понимания мира, позволяет

    обобщать, планировать в уме, основа произвольности.

    3) Творческое и критическое – по порождению и отбору идей (Осборн). Техника

    мозгового штурма. Критическая установка не только завершает творческий

    процесс, но и предшествует ему (взаимодействие):

    Схема творческого процесса (Уоллес):

    1. Анализ предыдущих сходных ситуаций, условий и требований задачи

    2. Созревание – б/с работа, порождение гипотез

    3. Озарение – нахождение принципа решения

    4. Проверка истинности

    3. Генетические классификации:

    1) наглядно-действенное

    2) наглядно-образное

    3) словесно-логическое

    2 критерия:

    - форма представления объекта мышления

    - способ оперирования с объектом (действие, образ, знак)

    - по генезу

    11. Язык и речь. Виды и функции речи. Значение слова как единица речевого

    мышления. Стадии развития значений слов.

    Выготский: выделение единицы, обладающей всеми св-вами целого (в отличие от

    элемента). Единица речевого мышления – значение слова (в будущем –

    понятие).

    Речь: коммуникация и мышление.

    Значение слова:

    - Обобщение (признак мышления)

    - Общение (первая функция речи)

    Различные генетические корни мышления и речи:

    Интеллект обезьян – в оптически актуальной ситуации, связан с употреблением

    орудий. Речь – эмоциональное выражение, общение. Нет связи между этими

    системами.

    3 возможности:

    1. Наложение мышления и речи – бихевиоризм

    2. Разделение мышления и речи – вюрцбюргская школа: мысль не зависит от

    речи, может быть выражена разными способами.

    3. Наложение:

    - доречевое мышление (животное, ребенок)

    - речь без мышления (сигнальная)

    - речевое мышление: мысль не выражается, а совершенствуется в слове.

    Мышление и речь: качественно различные направления развития:

    Мысль – от общего к частному

    Речь – от частного к общему

    Выводы: мышление и речь – частично пересекаются. Речевое мышление – этап в

    развитии обоих процессов. Это мышление в понятиях – результат социального

    развития.

    Виды речи:

    1. Знаковая и сигнальная.

    2. Знаковая: внешняя и внутреняя

    3. Внешняя: монолог и диалог

    4. Монолог: устный и письменный

    5. Эгоцентрическая речь – ранняя форма внутренней речи

    Функции речи:

    1. Коммуникативная

    2. Экспрессивная (сигнальная)

    Внешняя:

    3. Индикативная (указание на объект)

    4. Номинативная

    5. Сигнификативная (приписывание значений)

    6. Гностическая (хранение и передача знаний)

    Внутренняя:

    7. Планирование собственных действий

    8. Регулирование

    Психологическая структура понятия:

    Конституирующий признак понятия – значение.

    Имя относится к единичному объекту, понятие – к классу объектов. Понятие

    состоит из существенных признаков. Понятие есть единство слова (знак) и

    класса объектов.

    Формирование понятия:

    1. Много объектов – наложение (ассоциации)

    2. Сначала абстрактное понятие, затем наполнение его конкр. объектами.

    Речевое мышление:

    1. внешний план (звук) и

    2. внутренний план (семантика). Взаимосвязаны, но свои законы движения.

    3. Еще глубже – план внутренней речи:

    - абсолютаня предикативность

    - фонетическое редуцирование

    - преобладание смысла слов над значениями

    Это диалог по своей психологической сущности. Значение социально, смысл

    индивидуален. Смысл может существовать без слова. Смысл – совокупность

    всех возможных психологических содержаний, связанных с ним. Смысл слова

    есть резерв развития значения.

    Особенности сементики внутренней речи:

    1) агглютинация (асинтаксическое слипание слов)

    2) идиоматичность: одно слово может выражать огромное смысловое содержание

    |Внешняя речь |Внутренняя |

    |Развернутость |Свернутость |

    |Коммуникация |Саморегуляция |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.