МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

    межличностного – внутриличностный.

    В подростковом возрасте расхождение между внешним и внутренним

    становится глобальным: собственное Я, каким его воспринимает и осознает

    тринадцатилетний человек, и весь остальной мир разделены пропастью,

    которую, как ему кажется, никак и никогда не преодолеть. Все содержание

    психической жизни становится для подростка объектом осмысления, обобщения,

    внутренний мир – реальностью, которая затмевает настоящую действительность

    [58, с. 105].

    Развитие интереса к себе, собственной внутренней жизни, к личности в

    целом, а не к отдельным ее качествам, осознание противоречивости своих

    устремлений, желаний, потребностей – все это становится содержанием

    конфликтных переживаний подростков [58, с. 108-109].

    Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка,

    игнорирование его важнейших потребностей усугубляет конфликтную ситуацию, в

    которой живет подросток. Психологический дискомфорт в классе, напряженные

    взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что

    отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты

    характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно

    ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть

    общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще [105, с.

    29].

    В оценке младшими подростками сверстников физические недостатки, как

    считает В. Н. Лозовцева, какие либо сложности характера или неуспех в учебе

    отступают на второй план, если они соблюдают коллективные нормы, «кодекс

    товарищества» [105, с. 36].

    Что касается «кодекса товарищества», то В. Н. Лозовцева определяет

    важнейшие его нормы следующим образом: это равенство, честность, верность,

    помощь товарищу, уважение [105, с. 36]. Тех, кто не соблюдает этот кодекс,

    кто не желает вести себя на равных, кто противопоставляет себя коллективу,

    подростки резко осуждают.

    Кроме того, подростки ценят умение постоять за себя. Здесь кроется

    другая проблема – проблема поведения в конфликте, выборе стратегии

    поведения. Стремление кого-то из подростков защитить себя с помощью

    взрослых также вызывает осуждение сверстников.

    Возможным негативным результатом межличностных конфликтов как с

    взрослыми, так и со сверстниками, наряду с недоеданием, недосыпанием,

    эмоциональной холодностью близких подростку людей и ощущением своей

    ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье или обществе

    (группе), можно выделить обострение взаимоотношений со всеми взрослыми, в

    том числе и с учителями (если конфликт происходил с родителями или иными

    близкими людьми), формирование негативного отношения к учебной деятельности

    и к школе в целом. Указанные причины приводят к усилению недоброжелательных

    отношений с ближайшим окружением, в том числе и со сверстниками, создают

    ситуацию хронического психологического дистресса, который, в свою очередь,

    отражается на психическом и физическом состоянии [33, с. 38], приводя к

    неврозам или, в крайнем случае, к суицидам.

    Л. Н. Винокуров источниками неврозов выделяет следующие психологические

    факторы [33, с. 232]:

    1. семейно-бытовые, конфликтные отношения между членами семьи, ее

    дисгармоничное функционирование, дефекты воспитания, создающие

    хроническую психотравмирующую ситуацию, невротичность самих родителей и

    т. п.;

    2. школьные конфликты, связанные с неспособностью ребенка справиться с

    учебной нагрузкой, враждебным отношением педагога, сменой школьного

    класса, неприятием детского коллектива;

    3. острые психические травмы различного происхождения;

    4. алкоголизм, наркомания, психические заболевания родителей.

    Еще одним серьезным возможным последствием конфликта является суицид, в

    основе которого лежит социально-психологическая дезадаптация в условиях

    межличностного конфликта.

    Процесс адаптации каждого человека двоичен. Он для всех один и, в тоже

    время индивидуален и неповторим: существует столько же вариантов, сколько и

    людей. Социальная адаптация не столько борьба с обстоятельствами, сколько

    преодоление себя, труд разума и души, способ самоутверждения, путь к

    истинной свободе даже в самых сложных обстоятельствах: свободен только тот,

    кто сам ощущает себя свободным [36, с. 19].

    Неоднозначна и сложна социальная адаптация в своих индивидуально-

    психологических проявлениях. Одни дети, встретив препятствие, мобилизуются

    на его преодоление, другие – отступаются, быстро сдаются; одни приемлют

    новое с интересом, безоглядно, другие – с опаской, настороженностью; одни

    легко, безболезненно меняют свои привычки, а то и взгляды, оценки, мнения,

    другие, вопреки очевидности, упрямо, упорно, «до победы» стоят за прежнее

    [36, с. 23].

    Одним из наиболее значимых факторов возникновения социальной

    дезадаптации у подростков являются нарушения в общении с референтными для

    него людьми (сверстниками, а также учителями), о чем свидетельствует

    проведенное Н. В. Помазковым и Э. И. Труве исследование [136].

    Последствия дезадаптации трагичны для многих. Это социальная

    неустроенность, что проявляется в увеличении числа бомжей, мигрантов,

    беженцев, детей-сирот, инвалидов. Это несовпадение целей, намерений

    человека и реально достигнутых им результатов, пассивная адаптация, которая

    если не разрушает личность, то гасит ее индивидуальность [36, с. 23-24].

    Это также и самоубийство.

    Психологами давно был отмечен тот факт, что подростки сравнительно

    легко идут на самоубийство. Сама мысль об этой возможности часто является

    для них утешением, как бы снижающим степень риска перед возможными

    жизненными трудностями. Вообще, на протяжении всего подросткового возраста,

    по мнению Ф. Дольто, мысль о суициде часто посещает ребенка. По ее словам,

    «ни одно юное существо не может преодолеть рифы отрочества, не задумавшись

    о смерти, ибо оно должно умереть относительно своего детства – смерть

    представляется ему в метафорической форме суицида» [54, с. 87].

    Проблема суицида, как и других видов саморазрушительного, или

    аутодеструктивного (алкоголизм, наркомания), поведения в настоящее время

    достаточна актуальна, поскольку подобное поведение имеет тенденцию

    распространяться с каждым годом во все более широких слоях [1, 134 и др.].

    Психологический смысл подросткового суицида – стремление привлечь

    внимание окружающих к своему страданию. Смерть им представляется в виде

    желаемого длительного сна, отрешения от проблем, а также в виде средства

    наказать таким образом своих обидчиков: «пусть им будет плохо!» [1].

    Впрочем, суицид у подростков носит не столько завершенный акт (попытка

    самоубийства), сколько замыслы, представления о смерти, а также шантаж.

    Шантажное поведение своей конечной целью предполагает воздействие на

    близких людей или психотравмирующую ситуацию. В этом случае у подростка нет

    истинного желания умереть, но он избирает суицид как способ влияния на свои

    жизненные условия и на людей, от которых зависит исправление этих условий

    [1].

    Аутодеструктивное поведение подростков может являться причиной

    подражания. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг

    себя, которые предлагает им телевидение или массовая литература. Например,

    подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является

    действенным способом нажима на обидчика [1, 134 и др.].

    Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация,

    возникающая под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения

    взаимодействия индивида с ближайшим окружением [1].

    К характерным чертам суицида, касающимся проблемы конфликтного

    взаимоотношения, является следующее: самоубийству предшествует

    межличностный конфликт с референтными для подростка людьми или группой, при

    этом конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая

    внутренний кризис и драматизацию событий [1].

    Таким образом, проблема подросткового суицида нам представляется

    значимой и достаточно актуальной в связи с вышеизложенным.

    Что касается позитивной роли межличностного конфликта в подростковом

    возрасте, то мы хотим отметить, что для развития личности необходимы

    конфликты, о чем неоднократно говорилось выше. Только преодолевая

    конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или

    внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развития. Поэтому нам

    видится необходимой руководяще-контролирующая роль учителя (непосредственно

    в классе) или школьного психолога в разрешении подросткового конфликта с

    одноклассниками, со сверстниками или с взрослыми. Однако важно помнить, что

    несвоевременное или неправильное, неосторожное вмешательство в конфликт или

    попытка руководить или разрешить его сверху не приведут к каким-либо

    позитивным изменениям, и, возможно, только усилят противоречия, добавят к

    существующему новый конфликт – с учителем.

    Несомненно, что усвоение конструктивных или деструктивных способов

    преодоления трудных ситуаций оказывает различное влияние на развитие

    личности ребенка. Преобладание конструктивных способов повышает

    положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в

    своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет

    к становлению важных волевых качеств [144, с. 115].

    И, наоборот, преобладание деструктивных способов поведения, которые не

    приводят к реальному разрешению проблем, может вызвать отклонения и

    деформации в развитии личности и тем самым привести к нарушениям

    психического здоровья ребенка [144].

    В заключение рассмотрения проблемы конфликтности подростков, мы

    вернемся к поведению в конфликтной ситуации, в конфликте. Как мы отметили

    выше, подростки ценят умение постоять за себя. В этом кроется определенная

    проблема. Несомненно, что наиболее продуктивным способом разрешения

    конфликта является сотрудничество, поиск взаимоудовлетворяющих решений.

    Однако, подобная стратегия требует много времени и психических средств

    индивида. Кроме того, она не всегда уместна, когда требуется мгновенное

    решение, от которого зависит, возможно, и жизнь субъекта, стратегия

    сотрудничества бесплодна.

    Человек должен уметь постоять за себя, должен уметь дать отпор,

    защитить свои честь и достоинство, должен уметь обладать навыками

    самообороны. И здесь необходимо руководствоваться стратегией соперничества.

    Однако соперничество не должно носить тотальный характер.

    Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной

    конфликтностью во всех сферах. Однако конфликт является неотъемлемой частью

    становления личности. Без конфликта личность невозможна, так как именно в

    конфликте происходит становление и развитие личности, дающее большой скачок

    в случае разрешения конфликтной ситуации.

    Конфликт невозможен без конфликтных отношений: через конфликтные

    отношения происходит взаимодействие в конфликте. Подросток учится разрешать

    конфликтные ситуации на практике, и ему необходимо ненавязчиво помочь

    разрешить их с максимально позитивным результатом.

    Как было показано, проблема подростков в конфликтах рассмотрена в

    научной литературе и исследована достаточно подробно. Вместе с тем,

    появляются малочисленные исследования, посвященные анализу представлений

    подростков о различных явлениях и феноменах, что было более подробно

    рассмотрено в предыдущем параграфе.

    К таким исследованиям можно отнести изучение социальных представлений

    детей и младших подростков об умном и обычном человеке (A. Vornanen и

    аналогичное исследование Н.Л. Смирновой на российской выборке) [48],

    исследование отношения и оценки младшими подростками сверстников В.Н.

    Лозовцевой [105] и др.

    С другой стороны, появляются исследования, направленные на изучение

    представлений о конфликте на взрослой выборке – содержание понятия

    конфликта в обыденном сознании (изучение прототипа конфликта) Н.В. Гришиной

    [43], исследование семантического поля понятия «конфликт» А.И. Тащевой

    [152].

    Таким образом, одной из актуальных проблем изучения социальных

    представлений является проблема их генезиса, однако в научной литературе

    изучены и рассмотрены различные способы выхода из конфликтных ситуаций и

    способы разрешения конфликтов, в том числе в среде подростков, положено

    начало изучению представлений подростков о социальных явлениях и феноменах,

    изучению представлений людей о конфликте в целом, но практически

    неизученными остаются вопросы осознания самими подростками конфликта, его

    структуры, динамики, переживаний людей в конфликте, оценки конфликта и

    индивидуальных особенностей поведения людей в конфликте.

    Выводы по первой главе

    1. Существуют различные подходы к изучению межличностного конфликта как

    социального явления и научной категории: мотивационный (З. Фрейд, К.

    Хорни, К. Левин и др.), ситуационный (М. Дойч, Р. Мак, Р. Снайдер и др.),

    когнитивный (Ф. Хайдер и др.), аналитический (А.Я. Анцупов, Л.А.

    Петровская, А.И. Шипилов и др.), деятельностный (А.Я. Анцупов, В.М.

    Афонькова, Н.В. Гришина и др.), энерго-эмоциональный (В.В. Бойко, В.И.

    Гарбузов, Н.В. Жутикова и др.), организационный (А.Я. Анцупов, С.И.

    Ерина, Ю.Г. Запрудский и др.), системный (А.Я. Анцупов, Т.С. Сулимова,

    Д.И. Фельдштейн и др.). Отмечается, что, несмотря на многообразие

    определений конфликта в научной литературе, большинство авторов сходятся

    в выделении таких обязательных признаков конфликта, как биполярность,

    активность, наличие субъекта или субъектов конфликта [43].

    2. Структура и динамика конфликта рассматривается в научной литературе

    более однозначно [15, 43, 132 и др.]. В структуре конфликта выделяют

    следующие основные компоненты: стороны (участники) конфликта, условия

    протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия

    участников конфликта, исход конфликтных действий; в динамике конфликта –

    возникновение и осознание конфликтной ситуации, инцидент (инициаторы

    конфликта), эскалация конфликта, завершение конфликта, постконфликтная

    стадия.

    3. Одной из центральных проблем изучения межличностного конфликта является

    проблема его восприятия участниками конфликта. Эта проблема

    рассматривается практически при любом психологическом анализе конфликтов,

    вместе с тем, предметом самостоятельного изучения этот вопрос становится

    нечасто.

    4. Категория «конфликт» является не только научным понятием, но и

    категорией обыденного сознания, разновидностью социальных представлений.

    Проблематика социальных представлений в современной социальной психологии

    стала развиваться в русле решения вопросов социального познания

    французской социологической школой [62, 118, 184, 193, 205, 208 и др.].

    Теория социальных представлений была развита из положений Э. Дюркгейма

    [64], различавшего индивидуальные и коллективные представления.

    Социальные представления, по мнению С. Московичи, – это "универсальный

    социально-психологический феномен, включающий все формы познания",

    объединяющих «идеи, мысли, образы и знание, которыми совместно пользуются

    члены коллектива (общности)» [185, p. 215].

    5. В современной отечественной социальной психологии социальные

    представления изучаются как одно из функционально образующих социальное

    мышление процедур [4, 11, 77 и др.].

    6. С категорией «социальные представления» смыкается категория «житейские

    понятия», разработанная в отечественной психологической науке Л.С.

    Выготским. Житейские понятия противопоставлялись им научным понятиям.

    Первые формируются раньше вторых и образуются на основе собственного

    опыта, вторые – на основе связей с другими понятиями [37].

    7. Анализ социальных представлений проводится со следующих позиций [11, 177

    и др.]: формирование социальных представлений (зацепление, или

    «анкеровка», объектификация, натурализация), структура социальных

    представлений (информация, поле представления, установка), функции

    социальных представлений (познание, опосредование, адаптация).

    8. Проблема социальных представлений в последнее время становится все более

    актуальной, ей уделяют все больше внимания при изучении самых разных

    проблем [21, 25, 50, 63, 104, 108, 112, 142, 157, 159, 178 и др.].

    9. Одной из актуальных проблем изучения социальных представлений является

    проблема их генезиса, однако в научной литературе изучены и рассмотрены

    различные способы выхода из конфликтных ситуаций и способы разрешения

    конфликтов, в том числе в среде подростков, но практически неизученными

    остаются вопросы осознания самими подростками конфликта, его структуры,

    динамики, переживаний людей в конфликте, оценки конфликта и

    индивидуальных особенностей поведения людей в конфликте.

    Глава 2. Исследование

    структуры представлений подростков

    о межличностных конфликтах

    2.1. исследование представлений подростков о содержании и структуре

    межличностных конфликтов

    Первая серия исследования состояла из трех частей. В первой части

    выявлялись представления о конфликте методом «Свободного семантического

    описания» В.А. Лабунской [99]. Во второй части уточнялись результаты

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.