МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Анализ процесса банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг

    Незначительные по объему, но весьма существенные изменения внесены в порядок исполнения и обжалования итогового судебного акта по результатам конкурсного производства, а именно определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (ст. 149 Закона о банкротстве).

    Как и прежде, после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению. Однако если ранее конкурсному управляющему предписывалось представить указанное определение арбитражного суда в течение пяти дней с даты его получения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника, то теперь согласно новой редакции п. 2 ст. 149 Закона о банкротстве конкурсный управляющий должен представить определение о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по истечении 30, но не позднее 60 дней с даты получения соответствующего определения арбитражного суда.

    Увеличение промежутка времени между принятием арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства и внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника (такую запись орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен внести в реестр, как и ранее, не позднее чем через пять дней с даты представления ему конкурсным управляющим определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства) направлено на расширение возможностей лиц, участвующих в деле о банкротстве, по обжалованию указанного определения арбитражного суда. Дело в том, что определение о завершении конкурсного производства может быть обжаловано лишь до даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Этой же цели служит новая норма, внесенная в п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, согласно которой обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.

    В связи с отмеченными новыми законоположениями, внесенными в ст. 149 Закона о банкротстве, Пленум ВАС РФ (п. 42 Постановления от 23.07.2009 N 60) разъяснил арбитражным судам, что до истечения 30-дневного срока со дня получения конкурсным управляющим определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства последний не вправе представлять указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Арбитражным судам также рекомендовано учитывать, что предусмотренное п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве приостановление исполнения определения о завершении конкурсного производства происходит непосредственно в силу прямого указания Закона и не требует заявления какого-либо ходатайства об этом. На приостановление исполнения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства арбитражный суд указывает в определении о принятии жалобы на определение о завершении конкурсного производства, каковое (определение о принятии жалобы) арбитражный суд также направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

    Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

    1. Законодатель уделяет особое внимание именно процедурам внешнего управления и конкурсного производства, что можно объяснить существенностью последствий их введения для дееспособности профессионального участника фондового рынка. Отмеченные последствия в гораздо большей степени, нежели при наблюдении и финансовом оздоровлении, влияют на правоспособность профессиональных участников фондового рынка.

    2. Специальные правила, предусмотренные для внешнего управления и конкурсного производства профучастников в зависимости от стадии их применения условно можно разделить на три группы: применяемые только при внешнем управлении, применяемые только в рамках конкурсного производства и применяемые на обеих стадиях процедуры банкротства.

    3. В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов профучастника вправе передать ценные бумаги, находящиеся у последнего в управлении, во владении, на хранении и (или) учете другому профучастнику, имеющему соответствующую лицензию. При этом дать согласие на передачу ценных бумаг в контексте распоряжений, направляемых арбитражному управляющему в ответ на уведомление о введении внешнего управления или конкурсного производства, клиенты профучастника не могут.

    4. В рамках конкурсного производства профучастников специальные правила о передачи ценных бумаг установлены только в отношении депозитариев и регистраторов. Передаче подлежат, во-первых, ценные бумаги, находящиеся на хранении у депозитария, или ценные бумаги, права по которым учитываются депозитарием или регистратором; во-вторых, информация и документы, входящие в состав реестров владельцев именных ценных бумаг, владельцев паев паевых инвестиционных фондов, участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов. Подобная передача является уже не правом, а обязанностью профучастника или арбитражного управляющего.

    5. В конкурсную массу, формируемую при проведении конкурсного производства профучастников не включается следующее имущество: 1) ценные бумаги и иное имущество клиентов, включая ценные бумаги и денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, находящиеся у управляющего, а также ценные бумаги депонентов; 2) денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.

    6. Ключевым институтом при проведении внешнего управления и конкурсного производства в отношении профучастников является возврат находящихся у профучастников ценных бумаг клиентов. Данный возврат своим юридическим последствием имеет отказ от договоров с клиентами профучастника и имеет ряд отличий от отказа от исполнения договора в соответствии со ст. 102 Закона о банкротстве.

    7. Возврат ценных бумаг может последовать и по требованию самих клиентов. Требования должны исполняться по мере их поступления. В случае, если они удовлетворены быть не могут, то в неудовлетворенной части они признаются денежными обязательствами. На них распространяется режим текущих обязательств.

    8. Законодатель не уделяет должного внимания правовому регулированию заключения мирового соглашения при банкротстве профучастников. В рамках данной процедуры имеют место общие особенности банкротства профучастников.


    Заключение

    Обобщая результаты проведенного исследования, можно прийти к нескольким выводам.

    Правое регулирование банкротства и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг являются самостоятельными сферами действующего законодательства и не могут применяться по принципу простого «суммирования» необходимых норм при упорядочивании отношений, возникающих в процессе банкротства профучастников.

    И если в отношении целей и задач, построения и изложения правовых норм, регулирующих общие вопросы и общий порядок применения процедур, институт банкротства представляется ученым вполне совершенным[120], то в отношении специальных правил банкротства профучастников следует сделать прямо противоположный вывод – положения Закона о несостоятельности 2002 г. весьма скупо и чрезмерно казуистично регламентируют данные отношения. Это приводит, в свою очередь, к определенному противоречию как с общими положениями банкротного законодательства, так и внутри самих норм права, специально посвященных банкротству профучастников.

    Выходом из сложившейся проблемы может послужить скорейшее принятие федерального закона, регулирующего отношения, возникающие при банкротстве финансовых организаций. О необходимости подобного нормативного правового акта говорит сам законодатель в статье 180 Закона о несостоятельности 2002 г. В этом законе отдельная глава должна быть посвящена банкротству профучастников. При чем в ней должны найти отражение не только вопросы применения процедур банкротства, но и общие вопросы – в частности о признаках несостоятельности профучастников.

    В настоящий момент банкротство последних в большей части проходит по правилам банкротства юридических лиц. Соответственно и признаки несостоятельности профучастников почти полностью аналогичны признакам для юридических лиц.

    Профессиональные участники как самостоятельные субъекты гражданского оборота могут быть определены как участники рынка ценных бумаг посреднического характера, действующие в качестве юридических лиц, осуществляющие виды профессиональной, в основном предпринимательской деятельности, указанные в главе второй Закона о рынке ценных бумаг, и получившие соответствующую лицензию в установленном законом порядке.

    Можно выделить следующие их виды: основные (брокер, дилер, управляющий ценными бумагами, клиринговая организация, депозитарий, реестродержатель, организатор торговли на рынке ценных бумаг) и производные (андеррайтер, финансовый консультант, агент по управлению капиталом, управляющая компания инвестиционных фондов, специализированный депозитарий, номинальный держатель, фондовая биржа).

    Признаками предполагаемой несостоятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг являются: наличие профучастника как самостоятельного субъекта гражданского права; неспособность в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей; срок просрочки исполнения должен, по общему правилу, составлять более трех месяцев, а для профучастника - кредитной организации, за исключением депозитария, - 14 дней; минимальный размер требований кредиторов должен составлять в совокупности не менее ста тысяч рублей (для профучастника – кредитной организации, за исключением депозитария); отзыв у кредитной организации – профучастника, за исключением депозитария, лицензии на осуществление банковских операций; стоимость имущества (активов) профучастника - кредитной организации, за исключением депозитария, недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (данный признак может использоваться в качестве альтернативы признаку четырнадцатидневной просрочки исполнения).

    К признакам фактической несостоятельности, помимо признаков предыдущей группы, следует отнести: отсутствие возможности восстановления платежеспособности профучастника; признание в установленном порядке несостоятельности профучастника арбитражным судом.

    При определении признаков несостоятельности профучастников используется как критерий неплатежеспособности (общее правило), так и критерий неоплатности (для профучастников - кредитных организаций, за исключением депозитариев, в качестве альтернативы критерию неплатежеспособности).

    В Законе о несостоятельности 2002 г. отсутствует комплексное специальное регулирование процедур, применяемых в деле о банкротстве профессиональных участников фондового рынка. Предусмотренные некоторые особенности применения этих процедур должны рассматриваться в качестве некоего дополнения, не изменяющего общего порядка.

    Следует указать на следующие особенности проведения наблюдения и финансового оздоровления применительно к профучастникам фондового рынка: наличие специального субъектного состава, при введении процедур арбитражный управляющий должен направить об этом специальное уведомление, ограничение совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.

    Рассмотренные особенности проведения наблюдения и финансового оздоровления в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг справедливы для любых процедур, применяемых в деле об их банкротстве, за исключением правила, не применимого к конкурсному производству.

    Законодатель уделяет особое внимание процедурам внешнего управления и конкурсного производства, что можно объяснить существенностью последствий их введения для дееспособности профессионального участника фондового рынка. Отмеченные последствия в гораздо большей степени, нежели при наблюдении и финансовом оздоровлении, влияют на правоспособность профессиональных участников фондового рынка.

    Специальные правила, предусмотренные для внешнего управления и конкурсного производства профучастников в зависимости от стадии их применения условно можно разделить на три группы: применяемые только при внешнем управлении, применяемые только в рамках конкурсного производства и применяемые на обеих стадиях процедуры банкротства.

    Наиболее существенными и сложными как в рамках их теоретического анализа, так и при их применении на практике являются следующие институты (особенности):

    - передачи ценных бумаг принадлежащих клиентам и находящиеся у профучастников в управлении, во владении, на хранении и (или) учете, другим профучастникам;

    - возврата ценных бумаг по требования клиентов или по желанию самого профучастника или арбитражного управляющего клиентам, как разновидности отказа от исполнения договоров.

    В конкурсную массу, формируемую при проведении конкурсного производства профучастников не включаются: ценные бумаги и иное имущество клиентов, включая ценные бумаги и денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, находящиеся у управляющего, а также ценные бумаги депонентов; денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.

    Законодатель не уделяет должного внимания правовому регулированию заключения мирового соглашения при банкротстве профучастников. В рамках данной процедуры имеют место общие особенности банкротства профучастников.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Законодательные и нормативные правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства РФ.-2009.-№4.-Ст.445

    2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 24 декабря 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

    4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

    5. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 (с изменениями от 07 февраля 2011 года) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

    6. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями от 07 апреля 2011 года) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

    7. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ (с изменениями от 04 октября 2010 года) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4562.

    8. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (с изменениями от 07 апреля 2008 года) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

    9. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 3 января 2006 года № 6-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 2. Ст. 171.

    10. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 4.

    11. Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации: Постановление ФКЦБ РФ от 14 августа 2002 года (с изменениями от 15 декабря 2004 года.). // опубликовано

    12. Об утверждении Положения о системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг: Постановление ФКЦБ РФ от 9 января 1997 года.

    13. Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 317. // опубликовано

    14. Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг: Постановление ФКЦБ РФ от 11 октября 1999 года. // опубликовано

    15. Приказ ФСФР РФ от 03.04.2007г. № 07-37/пз-н "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2007.- № 26.

    16. Приказ ФСФР РФ от 09.10.2007г. № 07-102/пз-н "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2008.- № 8.

    Научная литература и материалы периодического издания

    17. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. – М.: БЕК, 2008.

    18. Абдулкадыров С.С. Ценная бумага как объект гражданского оборота // Российский судья.- 2009.- № 6.

    19. Арбитражный управляющий как участник процедур банкротства: Краткое практическое пособие / Гусева Т.А., Владыка Е.Е. – М: Волтерс Клувер, 2009.

    20. Базовый курс по рынку ценных бумаг. – М.: Финансовый издательский дом Деловой экспресс, 2010.

    21. Витрянский В.В. Банкротство: ожидания и реальность // Экономика и жизнь. - 2009. - № 49.

    22. Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник ВАС РФ (спец. прил. к № 3). - 2008.

    23. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие.-М.: ИНФА-М, 2009

    24. Грызунов В., Подольный Н. Профессиональная и предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг // Хозяйство и право. - 20077. - №3.

    25. Гущин А., Гущин В. Правовое регулирование брокерской деятельности на фондовом рынке ценных бумаг // Право и экономика. - 2010. - № 7.

    26. Гнедина И.С. Российское предпринимательское право.-М.: Юрист, 2009

    27. Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебное пособие. – М.: Издталество Брандес, 2007.

    28. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. – М.: Юриспруденция, 2009.

    29. Ершов В.А. Рынок ценных бумаг.-М., 2009

    30. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008.

    31. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

    32. Калкан Р. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ (спец. прил. к № 3). - 2001.

    33. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебно-практическое пособие. – М.; Волтерс Клувер, 2009.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.