Дипломная работа: Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда и экономический анализ фонда оплаты труда (на примере ООО "МС-компания")
Расчеты
по оплате труда являются самым трудоемким участком бухгалтерской работы. Это
связано с разнообразием применяемых на предприятии форм и систем оплаты труда,
множеством применяемых форм первичных документов, спецификой методики некоторых
расчетов, сжатыми сроками начисления и выдачи заработной платы. Поэтому
проблема автоматизации учета расчетов с персоналом по оплате труда является
особенно актуальной.
Современные
программы по автоматизации бухучета – очень гибкие системы, они позволяют
настраивать на нужды конкретного предприятия буквально все, начиная от плана
счетов и кончая формами отчетности в налоговую инспекцию. Одни программы
требуют от компьютера меньше ресурсов, другие больше. На крупном предприятии
для работы какой-либо программы нужен более мощный компьютер, чем для работы
той же программы на маленьком предприятии. Программные средства автоматизации
бухгалтерского учета можно разделить на программы для автоматизации малой
бухгалтерии, где работают 1-3 человека и крупной, 4 и более человека.
Рассмотрим
характеристики программ "1С:Зарплата и Управление Персоналом",
"Инфо-бухгалтер", "Камин: Расчет заработной платы",
"Парус", "Инфин-Бухгалтерия", "Лайтик-Зарплата",
"Зарплата и кадры - CompSoft", "Система Alfa/ Управление
персоналом", "Галактика", "Бухсофт: Зарплата, Табель, Кадры".
Конфигурация
"Зарплата и Управление Персоналом" системы программ "1С:Предприятие
8" разработана фирмой "1С" и предназначена для ведения
синтетического и аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и
ведения кадрового учета на предприятиях любой формы собственности. Базовая
версия программы предназначена для выполнения следующих задач: ведение учета
нескольких организаций в единой информационной базе; планирование потребностей
в персонале; кадровый учет и анализ кадрового состава; расчет заработной платы
персонала; учет трудовых отношений и кадрового делопроизводства; исчисление
регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда;
подготовка регламентированной отчетности; отражение начисленной зарплаты и
налогов в затратах предприятия.
"Зарплата
и Управление Персоналом" позволяет автоматизировать весь комплекс расчетов
с персоналом: расчет заработной платы для всех систем и форм оплаты труда;
расчет больничных листов и других пособий за счет ФСС; расчеты отпусков, других
документов отклонений (компенсаций за отпуск, праздничных, выходных,
сверхурочных); расчет различного вида удержаний из заработной платы (НДФЛ,
алиментов, удержаний по исполнительным листам, оплата коммунальных услуг и прочее);
формирование документов на выплату зарплаты; отчетность в государственные
надзорные органы.
После
выгрузки данных в «1С: Бухгалтерию» формируются различные ведомости: сводные
проводки; оборотно-сальдовая ведомость; оборотно-сальдовая ведомость по объектам
аналитического учета; карточка счета; анализ счета (аналог главной книги);
анализ объекта аналитического учета по всем счетам; карточка объекта
аналитического учета; журнальный ордер.
В программе существует
режим формирования произвольных отчетов, позволяющий проанализировать
финансовую деятельность организации.
Комплекс
включает в себя полный перечень выходных форм, требуемых бухгалтеру для
отчетности и формирования отчислений, а именно: расчетные листки работников;
платежные ведомости; отчеты и справки о доходах работников и суммах начисленных
налогов и взносов с фонда оплаты труда за расчетный период с начала года;
налоговые карточки; свод по категориям работников и видам оплат; ведомость
распределения заработной платы, включающую в себя суммы отчислений в фонды;
ведомость проводок по всем видам начислений, удержаний и отчислений; платежные
поручения по всем видам отчислений в фонды; штатное расписание, унифицированные
формы по труду, персонифицированному учету для ПФР, воинскому учету.
"Инфо-Бухгалтер"
– это программа для ведения автоматизированного бухгалтерского учета,
налогового учета, кадрового учета, складского учета. "Инфо-Бухгалтер"
используется для полной автоматизации расчетов заработной платы любой
сложности, жилищно-коммунальных расчетов, любых расчетов квартплаты, для
ведения кадрового учета на любых предприятиях. В программе "Инфо-Бухгалтер"
легко разобраться даже без специального обучения. "Инфо-Бухгалтер" используется
для бухгалтерии малого и среднего бизнеса.
Благодаря программе "Инфо-Бухгалтер" в любой
момент для сотрудников готовы: баланс со всеми приложениями; оборотная
ведомость; главная книга; ведомости аналитического учета по счетам; журналы
ордера и ведомости к ним; шахматка; разнообразные ведомости и справки; анализ
финансовой деятельности с построением графиков и диаграмм.
"Камин:
Расчет заработной платы" – это программный
продукт, разработанный фирмой "Камин". Конфигурация "Камин:
Расчет заработной платы" предназначена для автоматизации расчета и
начисления заработной платы; для ведения кадрового учета; штатного расписания
предприятия; ведения многофирменного учета; учета начислений в разрезе статей
затрат; расчета всех видов налогов и отчислений во внебюджетные фонды,
предусмотренных законодательством; получать различные виды отчетов, включая
отчетность в налоговые органы и Пенсионный фонд; переносить данные по расчету
заработной платы и налогов в "1С:Бухгалтерию 7.7" и
"1С:Бухгалтерию 8"; настраивать индивидуальный интерфейс журналов;
осуществлять контроль изменения начислений в предыдущих периодах и
автоматический перерасчет налогов.
Для
работы конфигурации необходима установка платформы "1С:Предприятие
8.1".
"Парус-бухгалтерия"
–
это
система, предназначенная для подготовки и учета документов
финансово-хозяйственной деятельности предприятия, получения внутренней и
внешней отчетности.
В
основные возможности системы входят в том числе: начисление и расчет заработной
платы; расчет налогов и удержаний; оформление возврата сумм и перерасчет
заработной платы; учет приказов по кадрам и оплате труда; формирование справок
и налоговой отчетности; расчет выплат по больничным листам, отпускных, пособий
на детей; печать расчетно-платежных ведомостей, расходных кассовых ордеров;
перечисление зарплаты через банк; формирование сводов по заработной плате и
журналов-ордеров.
Отчеты:
книга учета хозяйственных операций; ведомости аналитического учета
(журналы-ордеры); главная книга; баланс и все формы приложений к балансу
отчетные документы по расчету налогов; справки о наличии и движении денежных
средств и материальных ценностей.
Подсистема
программы "Парус" - "финансовое планирование и анализ"
предназначена для финансовых служб предприятий, главных бухгалтеров, руководителей
и позволяет: планировать предстоящие доходы и расходы (уплата налогов);
контролировать платежи, осуществлять анализ фактического исполнения планов;
осуществлять расчет и анализ итоговых финансово-экономических показателей;
проводить анализ реального финансового состояния предприятия; представлять
результаты обработки информации в графическом виде (графики, диаграммы).
Подсистема
"электронные расчеты с банком", использующая технологию
"Банк-Клиент", позволяет передавать платежные документы, сформированные
в компьютере бухгалтерии, по телефонным каналам связи прямо в компьютер банка и
получать банковскую выписку в бухгалтерскую систему.
"Инфин-Бухгалтерия"
–
это программа, которая ориентирована на средние и крупные
предприятия со сложным учётом и не требует внедрения и обучения. Возможен
многофирменный учет. Работа возможна в любом периоде, как в закрытых месяцах,
так и в любых будущих, что полезно для оперативного ввода первичных документов
и корректировки уже введённой информации. Изменение данных в закрытых месяцах
вызывает автоматический пересчёт остатков.
"Инфин-Бухгалтерия"
– это: полная автоматизация учета; минимальные изменения в настройке программы
под специфику именно конкретного предприятия; возможность настройки на любое
изменение законодательства; возможность работы с любыми валютами; сохранение
данных за любое количество лет.
Программа
"Инфин-Бухгалтерия" выполнена в вариантах "Мини", "Макси",
"Супер" и "Элит", которые отличаются по функциональным
возможностям и по стоимости, что позволяет пользователю выбрать необходимую
конфигурацию программы. Каждый из вариантов исполнения включает в себя все возможности
предыдущего.
"Лайтик-Зарплата"
-
удобная программа для расчета зарплаты с 2010 года (есть версия для расчетов в
2009 году и ранее). Простой и удобный расчет заработной
платы, налогов (НДФЛ), страховых взносов (ПФР, ФСС, ТФОМС, ФФОМС), расчет ЕСН –
в расчетах до 2010 года, учет вычетов, совместителей, составление отчетности, в
том числе сдача 2-НДФЛ. Лайтик-Зарплата – это также автоматическое создание
платежных поручений для оплаты налогов; просмотр итоговых данных (за год) по
любому из взносов, налогов; автоматическое формирование отчетности для сдачи в
наловую инспекцию и Пенсионный фонд; ставки налогов для различных режимов
налогообложения; печать расчетной ведомости на выдачу зар.платы; режим импорта
из предыдущих версий.
В
программе "Зарплата и кадры - CompSoft" реализована удобная и
практичная возможность настройки начислений и удержаний по любому алгоритму. По
умолчанию в программе уже настроены наиболее востребованные начисления и
удержания для расчета зарплаты. Модуль "Учёт рабочего времени" передает
данные табеля в начисление заработной платы. Производится автоматический расчёт
стандартных, социальных, имущественных и других вычетов. В соответствии с
законом о страховых взносах № 212-ФЗ ЕСН заменён страховыми взносами. Вместе с
отменой ЕСН отменена и регрессивная шкала уплаты налога. Применено ограничение
баз для исчисления страховых взносов в отношении каждого физического лица до
415000 рублей нарастающим итогом с начала года. Система бухгалтерского учета
позволяет выполнять следующие операции: аналитический и синтетический учет;
ведение журналов-ордеров, главной книги и баланса; гибкий план счетов,
учитывающий все индивидуальные особенности; формирование сложных проводок.
Программа
"Зарплата и кадры - CompSoft" полностью соответствует действующему
законодательству. Ведется подробный учёт кадровых сведений. Совершается вывод в
MS Excel, в OpenOffice и в электронные файлы бухгалтерской отчётности, ведется
персонифицированный учёт ПФР, 1-НДФЛ, 2-НДФЛ с выводом в файл XML.
"Система
Alfa/ Управление персоналом" ("Alfa –
HRMS") – это комплексное решение для кадрового учета,
табельного учета, ведения штатного расписания, расчета
заработной платы, http://www.alfahrms.ru/raschet_zarabotnoj_platy/построения
унифицированной и произвольной отчетности. Система "Alfa – HRMS"
предназначена для работы на средних и крупных предприятиях, что позволяет не
терять эффективности и быстродействия при обработке персональных данных и
расчете заработной платы по тысячам и десяткам тысяч работников. При этом
поддерживается одновременная работа большого числа пользователей системы.
Системой
Alfa-HRMS пользуются: сложно-структурированные производственные
предприятия; разветвленные торговые сети; многопрофильные компании; управляющие
структуры и холдинги; научно-исследовательские институты и опытно-промышленные
предприятия; предприятия, использующие сложные алгоритмы расчета зарплаты,
сдельных нарядов и распределения себестоимости по ним; многие другие
предприятия со своей спецификой.
Система
"Галактика" имеет очень широкий набор функций, самый большой среди
Российских систем и покрывает широкий спектр запросов заказчиков. Программа
имеет полный набор стандартной и специальной бухгалтерской отчетности, а также
достаточно много параметров настройки на особенности конкретного заказчика.
Система "Галактика" состоит из набора модулей. Это модуль административного
управления (кадровый учет, табельный учет, больничные, рассчитываются стажи –
общий, непрерывный, в данной отрасли – для пенсии). Это также модуль
бухгалтерского учета (главная книга, дебиторы-кредиторы, банк, касса,
бухгалтерский учет материальных ценностей, валютные операции и мультивалютная отчетность,
заработная плата – начисление и расчет зарплаты, налогов, больничных, отпускных,
пособий ФСС, бухгалтерская и налоговая отчетность), модуль оперативного
управления (сбыт, склад, снабжение и работа с поставщиками и покупателями),
модуль управления производством (технико-экономическое планирование). На
основании плана из этого модуля можно рассчитать плановую себестоимость в
разрезе предприятия и цехов.
Программа "Бухсофт:
Зарплата, Табель, Кадры" является частью комплексных программ
серии Бухсофт. Программа "Бухсофт: Зарплата" осуществляет
автоматический расчет любых начислений по кадровым данным и табелю, а
также удержаний. Начисление может производиться как через лицевой счет отдельного
сотрудника, так и с помощью автоматического начисления для всего или выбранного
списка сотрудников. Программа автоматически производит расчет практически всех
известных начислений. По каждому начислению в программу уже произведены
настройки, как именно с него должны считаться налоги. При необходимости
пользователь может добавить любое собственное начисление и произвести настройку
расчета налогов. При наличии исходной информации по расчету зарплаты вся
процедура начисления оплаты труда и формирование необходимых документов
производится в автоматическом режиме за несколько минут даже на крупных
предприятиях. На печать выводятся все необходимые по учету заработной платы и
отчетности по ней документы: ведомости, налоговые карточки, справки о доходах,
расчеты по страховым взносам в налоговые органы, ПФР, ФОМС и ФСС (РСВ-1, РСВ-2, 4-ФСС, 4а-ФСС и т.д.).
В
ООО «МС-компании» используется автоматизированная программа «Зарплата
и Управление Персоналом 8.1». Мы выбрали именно этот программный
продукт еще потому, что он полностью удовлетворяет требованиям современного
бухгалтерского, кадрового и налогового учета.
4.2
Автоматизация
бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «МС-компании»
Работа пользователя в программе «Зарплата и управление персоналом8.1» редакция заключается
во вводе и обработке информации с использованием алгоритмов, созданных при
разработке конфигурации. Открытие нужных форм и выполнение различных действий
выполняется с помощью пунктов главного меню или кнопок панелей инструментов. Открытие форм и переходы по подсистемам выполняется с
использованием команд панелей (разделов, навигации, действий).
В начале работы вводятся значения констант и заполняются справочники.
Учет хозяйственных операций производится с помощью документов, а просмотр
операций - в журналах документов или списках. Хранение информации, формируемой
документами, осуществляется в регистрах. Обработка информации – получение
итоговой, сводной или детальной информации, обмен данными с другими системами и
другие действия выполняются с помощью отчетов. По результатам учета доходов,
исчисленных налогов и взносов формируется регламентированная отчетность.
В рамках описываемой конфигурации все события, влияющие на
расчет заработной платы, оформляются при помощи соответствующих документов. По
сути регистрируемых событий среди документов конфигурации можно выделить
соответствующие группы:
·
кадровые
документы – «Приказ о приеме», «Приказ об увольнении» и др.;
·
регламентные
документы – «Начисление зарплаты» и «Начисление налогов»;
·
документы,
отражающие оплату за отработанное время – табели, наряды, договора, оплата на
комиссионной основе и др.;
·
документы,
регистрирующие оплату за неотработанное время – «Больничный лист», «Начисление
отпуска» и пр.;
·
документы, по
которым начисляются удержания – «Ссуда предприятия», «Исполнительный лист» и
др.;
·
налоговые
документы – регистрируют события, отражаемые в налоговом учете зарплаты по
НДФЛ, ЕСН, страховым взносам – «Возврат НДФЛ», «Перерасчет НДФЛ» и пр.
Проанализируем учет расчетов с персоналом по оплате труда
работников ООО «МС-компании» с использованием программы 1С: «Зарплата и управление персоналом 8.1».
Рассмотрим на примере порядок отражения начислений и
удержаний в апреле 2009 года работникам: секретарю Семеновой А.А., оператору
торгового зала Воробьевой М.С., продавцу-консультанту Бойко Н.Е.
Семеновой А.А. оплата труда начисляется по
повременно-премиальной системе, а Воробьевой М.С. и Бойко Н.Е. – по
комиссионно-повременной системе. Всем работникам предприятия заработная плата
начисляется с учетом штатного расписания, которое приводится в приложениях 5,
6. Семенова А.А. и Воробьева М.С. работают в ООО «МС-компании» уже несколько
лет, а Бойко Н.Е. принят на предприятие 1 апреля 2009 года. Приказ о приеме по
форме № Т-1 помещен в приложении 10. Учет времени, фактически отработанного
каждым работником, ведется в «Табеле учета рабочего времени» по форме № Т-13.
Выписка из табеля предприятия ООО «МС-компания» за апрель 2009 года содержится
в приложении 11. Отработанное время у работников с повременно-премиальной и
комиссионно-повременной оплатой труда определяется как разность между нормой
рабочего времени и отклонениями от обычного графика работы (отпусками,
болезнями и т.д.), пришедшимися на текущий расчетный период. Воробьевой М.С.
расчетный период отработан неполностью в связи с временной нетрудоспособностью
с 28 по 30 апреля 2009 г. С 1 мая по 7 июня 2009 г. Семенова А.А. уходит в
очередной оплачиваемый отпуск. Приказ о предоставлении отпуска по форме № Т-6
помещен в приложении 12. По итогам деятельности за месяц Семеновой А.А.
назначена премия в размере 1800 рублей. Приказ о поощрении работника по форме №
Т-11 находится в приложении 13.
На основании выше перечисленных документов и информации,
внесенной ранее, производится расчет заработной платы в программе «Зарплата и управление персоналом 8.1». Перед
расчетом заработной платы в программу вводятся все
необходимые документы, без которых невозможен расчет.
На основании приказа производится
прием на работу нового сотрудника Бойко Н.Е. В диалоговом окне документа «Прием на работу в
организацию» указывается фамилия, имя, отчество сотрудника, подразделение и
должность, куда принимается сотрудник, дата приема на работу и график работы.
На закладке «Начисления» указываются размеры основного начисления (оклад 10 000
руб.) и надбавки (за увеличение объема выполняемых работ, районный коэффициент
в размере 20%, процентная надбавка за работу в южных районах Иркутской области
в размере 30%, оплата на комиссионной основе), назначенных сотруднику при
приеме на работу. Кроме обязательной информации о работнике в документе можно
дополнительно указать количество занимаемых ставок, принимаются ли сотрудники
на испытательный срок, способ отражения начисленной оплаты труда сотрудника в
учете затрат предприятия.
Вслед за тем в программу вводятся
начисления и удержания сотрудников: оплата на комиссионной основе, премии,
удержания по исполнительным листам, удержания неизрасходованных подотчетных сумм
(если они имеются). Документ «Ввод сведений о плановых начислениях сотрудников организации»
позволяет регистрировать необходимость начисления, изменения или прекращения
постоянных доплат и надбавок работников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|