Политология (шпаргалка 2002г.)
|конструированием носит чрезвычайно |государстве как в союзе. |
|противоречивый характер. В истории XX |По мнению Чичерина, основой права |
|века возникло несколько политических |является “гражданская свобода” личности|
|режимов фашистско-тоталитарного |- равноправность, или формальное |
|характера, в которых одной из основных |равенство всех перед законом. |
|задач являлось упорядочение, плановая |“Гражданская” (или личная) свобода |
|организация социально-политического |включает права: занятия любой |
|процесса. |деятельностью, свободы “перемещения и |
|Чем различаются современные |поселения”, “обязанности” по отношению |
|демократические государства? Если |к другому, право собственности - |
|рассматривать государства конца XX |“первого явления свободы в окружающем |
|века, то большинство из них имеет в той|мире”. Чичерин был противником |
|или иной мере демократическую форму. В |социализма и первым критиком марксизма |
|то же время существование современного |в России, полагая, что отрицание |
|демократического государства в |частной собственности навсегда |
|значительной мере зависит от состояния |останется мечтой утопистов, не |
|гражданского процесса. При неразвитости|признающих естественно-нормальное |
|гражданских отношений демократическое |развитие общества. Отстаивая принцип |
|государство приобретает черты |частной собственности, невмешательства|
|тоталитаризма. Этот момент политических|государства в экономику, он выражал |
|отношений связан с тем, что государство|интересы молодой российской буржуазии. |
|вынуждено в этих условиях подменять |Гражданская свобода должна быть |
|гражданские институты. Такое |дополнена политической (в том числе - |
|взаимодействие гражданского и |свободой создания политических партий |
|политического приводит к тому, что |при их непременной подзаконности |
|государство нейтрализует, поглощает |основам конституции). |
|гражданское содержание. Например, в |Главной задачей, целью и условием |
|нашей стране при социализме государство|правового (“правильного”) государства |
|инсти-тупионализировало гражданскую |Чичерин считал охрану гражданских и |
|самодеятельность. Слаборазвитые |политических свобод своих граждан: |
|гражданские отношения создают основу |именно государство как “носитель |
|для авторитаризма, при котором за счет |высшего порядка” и верховной власти, |
|пасси-онарной активности некоторых |как “юридический союз” имеет эту |
|субъектов власти осуществляются |прерогативу. Государство обязано также |
|определенные моменты гражданской |осуществлять “общее благо” |
|самодеятельности. Мы же сейчас |(“общественную пользу”), т.е. помощь |
|рассмотрим классическую форму |обездоленным и малоимущим (идея о |
|демократии при развитом уровне |системе государственного социального |
|гражданской самодеятельности. |обеспечения). |
|Демократическое государство существует |Отличительной для России формой |
|в форме республики или с сохранением |государства он считал конституционную |
|архаичной формы, как, например, |монархию, где монарх воплощает начало |
|конституционная монархия. Республика |власти, дворянство - начало закона, а |
|представляет форму власти, при которой |представители народа - начало свободы. |
|нет ее сословно выделенных субъектов, |Конституционная монархия как |
|источником власти объявляется народ. В |эффективное средство разделения властей|
|то же время достаточно понятно, что |между разными сословиями защищает |
|истинным источником власти будут |общество от политической |
|выступать объекты гражданских |нестабильности. |
|отношений. Народовластие выражается в |2. политическая деятельность |
|том, что высшая власть выбирается |Деятельность — это способ существования|
|всеми. Возможен вариант формирования ее|человека, общества, характеристика всех|
|общенациональным представительным |видов человеческой активности. В ней |
|учреждением. |происходит процесс творческого |
|Государственная власть в республике |преобразования действительности, |
|осуществляется в результате |изменение самих человеческих субъектов.|
|деятельности институтов, к которым |Основными Признаками человеческой |
|относятся президент, парламент, |деятельности являются: |
|правительство, правоохранительные |продуктивно-преобразовательный |
|органы и электорат — население, которое|характер, сознательная целесообразность|
|избирает власть. В зависимости от |и социальность. |
|соотношения законодательных и |Конкретных видов деятельности |
|исполнительных функций и их организации|бесчисленное множество. Они могут быть |
|разделяют республиканское правление на |классифицированы по форме, способу |
|парламентское и президентское. |осуществления, субъектам и объектам, |
|Парламентская республика в максимальной|пространственной и временной |
|мере реализует гражданскую организацию |характеристикам, сферам общественной |
|— она основана на принципе верховенства|жизни и другим критериям. Одним из |
|представительной парламентской власти. |видов человеческой деятельности |
|Правительство формируется парламентом |является политическая. |
|из состава лидеров победившей на |Политическая деятельность — это способ |
|выборах партии и отвечает за свою |включения индивидуальных и коллективных|
|деятельность перед парламентом. |субъектов в политику, форма проявления |
|Правительством руководит |их активности в ней. Ее следует |
|премьер-министр. Власть президента |отличать от политизации. Политизация |
|достаточно ограниченна, она носит |фиксирует отношение масс к структурам |
|представительский характер. |политической власти, лидерам, |
|Правительство нуждается в поддержке |политическим институтам и т. п. |
|большинства парламента, если такой |Политическая деятельность — это |
|поддержки не остается, правительство |реальные действия людей, имеющих |
|уходит в отставку. В то же время |определенные цели и сознательно |
|премьер-министр, как правило, имеет |использующих средства для их |
|право роспуска парламента и объявления |достижения. |
|новых выборов. Такие республики |Политическая деятельность своеобразно |
|существуют в Австрии, Италии, Финляндии|выражается в конкретных формах, видах |
|и других странах. |активности субъектов, имеет свою |
|В президентской республике власть |специфику. Самыми важными |
|концентрируется в руках главы |характеристиками специфических черт |
|исполнительной власти, который |политической деятельности являются: |
|осуществляет роль руководителя |ориентация действий субъектов на |
|государства и руководителя |общеколлективне проблемы; |
|правительства. Должности |использование политической власти как |
|премьер-министра в такой республике |главного средства осуществления целей; |
|нет. Избрание президента осуществляется|основным институтом решения общих |
|электоратом, а не парламентом; |проблем выступает государство. |
|правительство формирует президент, |структура политической деятельности |
|который не имеет полномочий роспуска |Всякая политическая деятельность |
|парламента. Президентская республика |включает в себя цель, средство, |
|характеризуется мощным институтом |результат и сам процесс деятельности. |
|разделения властей. Такая форма |Основанием деятельности является цель, |
|государственной власти существует в |но основание цели лежит вне |
|США, Бразилии, Мексике, Аргентине и |деятельности — в сфере человеческих |
|других странах. |ценностей, интересов и идеалов. Цель |
|Как видим, эти две формы |представляет собой образ желаемого |
|республиканского правления закрепляют |будущего, идеальный результат, к |
|приоритет той или иной структуры |которому стремятся политические |
|власти, возлагая на нее ответственность|субъекты и который является |
|за деятельность всего государства. |побудительным мотивом деятельности. |
|Механизм власти позволяет закреплять в |Цель в политике, кроме мотивационной, |
|той или иной мере гражданскую |выполняет и организующую, |
|активность. Более сложной в этом |мобилизационную функцию. Общая |
|отношении формой власти является |характеристика цели состоит в |
|смешанная прези-дентско-парламентская |интегративном выражении общих |
|или полупрезидентская республика. В ней|интересов, стремлений людей к лучшей |
|в разной форме сочетаются черты двух |жизни, благосостоянию. Но она трудно |
|чистых форм. К странам с такой формой |реализуется, поскольку общая цель при |
|правления, например, относятся Франция,|своей реализации расчленяется на многие|
|Россия, Чехия, Польша. В странах со |конкретные цели, между которыми |
|слаборазвитым гражданским сектором при |существуют противоречия. Гармонизации |
|любой форме власти встает проблема |целей призвано достигать государство, |
|ответственности элиты за свои действия,|ибо оно есть единственный институт |
|поскольку из-за неорганизованности |политической системы общества, который |
|населения контролировать и |в состоянии это сделать. |
|корректировать действия государства |Средства — это способы достижения |
|практически невозможно. |политических целей. Они носят служебный|
|Конституционная монархия по реальному |характер, ^подчиняются» целям, их |
|строению воспроизводит ту или иную |обслуживают. Средства есть конкретные |
|форму республиканской власти, о чем мы |инструменты влияния субъектов политики |
|уже говорили. В дополнение к ним |на объекты. Одна и та же цель может |
|сохраняется фигура монарха, который |осуществляться разными средствами. Если|
|выполняет представительские функции и |общая цель относительно устойчива, то |
|является высшим арбитром в конфликтных |конкретные цели подвижны, а средства |
|ситуациях. |политической деятельности представляют |
|2. Как соотносятся политика и религия? |собой очень изменчивые инструменты |
|Политика и религия на протяжении многих|действий субъектов. |
|тысячелетий тесно связаны друг с |Вопрос о взаимовлиянии целей и средств |
|другом. Исходя из современной |в политике рассматривают, как правило, |
|парадигмальной определенности, под |в зависимости от их нравственной оценки|
|религией можно понимать мировоззрение, |и выделяют три позиции данного |
|которое основано на непосредственном |отношения. Первая заключается в том, |
|сознании, откровении и вере; а также |что нравственный характер политики |
|образ жизни, который регулируется в |определяется ее целью. Основателем |
|основном религиозными нормами. Иногда в|подобного подхода был итальянец Н. |
|истории возникают сакральные популяции,|Макиавелли, который выдвинул тезис: |
|в которых религиозные нормы поглощают |«Цель оправдывает средства». Второй |
|политико-правовые, политика получает |подход исходит из приоритетного влияния|
|религиозное выражение, например Израиль|средств на нравственную значимость |
|или страны с господством мусульманского|политики, ее цели. Третий заключается в|
|фундаментализма. В общем контексте |том, что между целями и средствами |
|истории все же имеет смысл говорить о |существует взаимовлияние, при котором |
|наличии самостоятельных институтов |как цель, так и средства ее достижения |
|политики и религии, которые |взаимодополняют друг друга. С одной |
|взаимодействуют тем или иным образом. |стороны, цель предопределяет |
|Можно выделить три этапа в развитии |используемые средства, а с другой — |
|взаимосвязи религии и политики: |средства определяют как результат цели,|
|дорелигиозный, |так и его качественную характеристику. |
|религиозно-ортодоксальный и |Между целью и средством ее достижения |
|пострелигиозный. Поскольку религиозная |всегда существует противоречие, которое|
|картина мира всегда предполагает |может оперативно разрешаться, но может |
|осознание отношения человека и |и консервироваться на длительное время.|
|абсолюта, она возникает на сравнительно|Поскольку средства являются более |
|позднем этапе развития человека и |конкретными, оперативными и подвижными |
|общества. В доземледельческом обществе |орудиями политической деятельности, то |
|господствовали формы веры локального |они непосредственно влияют на |
|характера, которые, в частности, |результаты политики, могут |
|позволяли ритуализировать |корректировать цель. Отсюда очевидно, |
|социокультурные технологии, придавать |что политик обязан владеть механизмами |
|им сверхъестественный характер. Кроме |использования средств, не |
|того, вера не абсолютного, а |абсолютизировать какое-то одно |
|относительного, особенного характера |средство, быть готовым к быстрой смене |
|позволяла создавать систему социальных |средств. |
|запретов-табу, которые выступали в |Принципы политической деятельности |
|качестве патриархального права. |Принципов политической деятельности |
|Возникновение собственно политической |множество. Назовем только ряд из них: |
|организации, государств совпадает |единство и противоречивость |
|исторически с формированием |общегосударственных, региональных и |
|государственных религий, которые |местных интересов, целей и средств |
|выступали в качестве институтов, |достижения коллективного результата; |
|параллельных политическим. Традиционное|принцип сдер-жек и противовесов |
|право, «обычное» право формировалось на|властей; принцип относительности любого|
|основе культовых традиций и на |института политической власти; |
|религиозных социокультурных кодах, |принципы плюрализма, толерантности, |
|транслирующих организационные |компромисса и другие. |
|технологии. Политическая организация |Плюрализм означает признание |
|укрепляется за счет священного, |правомерности существования и |
|сакрального характера. Например, |реализации разнообразных, множественных|
|иудейская религия имеет ярко выраженный|интересов политических субъектов, |
|политический характер, который |использующих разные средства для |
|сохраняется уже на протяжении почти |достижения общей цели. Толерантность |
|трех тысяч лет. |есть терпимое отношение одного |
|Мировые религии — буддизм, христианство|политического субъекта к другому при |
|и ислам — выполняли, хоть и различные, |возможных несогласиях по отдельным |
|но яркие политические роли. Причем |политическим вопросам. Наиболее |
|сотрудничество религии и политики |распространенным принципом в политике |
|привело, например, к противопоставлению|является принцип компромисса. |
|религии и церкви во многих формах |Компромисс в политике — это сознательно|
|мировоззрения. Это было связано как с |заключенное политическое соглашение |
|политизацией религии, так и с |между противоположными политическими |
|оппозиционным влиянием на политику |силами, выражающими интересы различных |
|через религиозную форму. Например, К. |слоев и групп общества и государства. |
|Юнг свидетельствует, что М. Лютер до | |
|конца жизни мучился проблемой:его |Б12 |
|борьба с католицизмом происходила по |1. Карамзин , Спиранский |
|божественному вдохновению или по |Мысль Р. в первой половине 19в. |
|причинам личностного характера? |Карамзин, Сперанский |
|Христианство неразрывно связано с |“правительственный” либерализм, |
|европейской политической системой. |инициируемый сверху, охватывающий |
|Западная политика соотносится с |периоды царствования Екатерины II и |
|католицизмом и протестантизмом, |Александра I. По содержанию это - |
|восточная — с православием и |просветительский либерализм, уповающий |
|протестантизмом. Западная политика |на просвещенную ограниченную монархию |
|средних веков опиралась на авторитет |(конституционные проекты |
|христианства и католическую церковную |М.М.Сперанского); |
|организацию, носившую универсальный |Представителем “правительственного” |
|характер сис-темообразующего плана. |направления русского либерализма был |
|Восточноевропейская политика |М.М.Сперанский (1772-1839) - |
|использовала тот же авторитет и |государственный деятель эпохи |
|православную духовную традицию |Александра I и Николая I, правовед, |
|соборности.Особо можно говорить о |первый в России теоретик правового |
|морали мировых религий, в том числе и |государства. Считая государственный |
|христианства, которая оказала |строй России деспотическим, он призывал|
|сильнейшее воздействие на организацию |Александра I к установлению |
|общества и его политическую форму. |конституционной монархии “сверху” путем|
|Начиная с Конфуция моральная |реформ и создавал свои конституционные |
|нормативность выступила в качестве |проекты. Их суть: 1) царь назначает |
|системы максим (абсолютных норм), |аристократов-сановников в |
|которая в значительной степени отличает|Государственный совет (типа палаты |
|политическую форму с преобладанием |лордов) как законосовещательный орган |
|языческой религии от формы, пронизанной|при императоре; 2) обязательное |
|мировыми религиями. Зафиксирована связь|разделение властей: исполнительная - у |
|между протестантизмом и его этикой и |Совета министров, законодательная - у |
|промышленной организацией общества (М. |Государственной думы - сверху донизу |
|Вебер). Специфика гражданских |(от центральной до губернской, уездной |
|отношений, которые основаны на частной |и волостной), которая должна быть |
|собственности и индивидуализме, а также|выборной на основе имущественного, а не|
|капиталистические ценности тяготеют к |сословного ценза; 3) судебная власть - |
|религиозной индивидуализации. Развитие |тоже сверху донизу - должна быть |
|протестантских настроений связано |выборной во главе с Судебным Сенатом. |
|политически с необходимостью ослабления|Идеи Сперанского о создании выборных |
|господствующей идеологии, которая |дум и реформе суда не были |
|генерировалась Ватиканом. Поиски |осуществлены, ему удалось лишь |
|естественных основ |преобразовать систему министерств, |
|социально-политической организации в |просуществовавших до 1917 года, и |
|эпоху Просвещения привели к |создать Государственный совет. Он начал|
|распространению атеизма. Кроме того, |формирование просвещенной русской |
|атеизм выступал в качестве момента |бюрократии, осуществил некоторые |
|оппозиционной идеологии третьего |церковные реформы, при Николае I |
|сословия, нарождающейся буржуазии. |впервые провел кодификацию русских |
|Любая оппозиционная идеология |законов, составил проект конституции |
|значительную часть энергии направляет |Финляндии (до сих пор Сперанский - |
|на ослабление и уничтожение идеологии |национальный герой Финляндии). |
|господствующей политической элиты в |2. Типы полит культуры |
|интересах политической победы. |Многообразие типов политических культур|
|Атеистическая реакция получила свое |обусловлено многообразием политических |
|завершение в теоретической идеологии |систем, различием в уровне |
|пролетариата (К. Маркс). Религия была |социально-экономического, |
|объявлена заблуждением, фантастическим |политического, культурного, |
|отражением действительности и «опиумом |исторического развития. Политическая |
|для народа». Было распространено |культура существует в конкретных |
|научное мнение, что с возникновением |формах. Одни и те же ценности, символы,|
|коммунизма отмирает всякая основа для |нормы, образцы поведения у разных людей|
|религиозного сознания, которое |и социальных групп проявляются |
|сменяется научным, атеистическим |по-разному. Теория типов политических |
|мировоззрением. Но религия продолжает |культур исходит из определения базисной|
|существовать, влияя на современную |модели политической культуры, |
|политическую жизнь в самых |проявляющейся в |
|разнообразных формах. |национально-специфических формах.По |
|Сословная политика в Европе была |масштабам выделяют общую (доминирующую)|
|освящена традиционным взаимодействием |политическую культуру — это наиболее |
|политики и религии, которое заключалось|устойчивые, типичные признаки, |
|в огосударствлении религии и придании, |характеризующие политическое сознание и|
|в свою очередь, политике сакрального, |политическое поведение основной массы |
|священного характера. Равноправие, |населения и субкультуры — совокупность |
|демократизация изменяют это |политических организаций и моделей |
|соотношение. С развитием промышленного |политического поведения, характерная |
|общества осуществляется отделение |для определенных политических групп и |
|церкви от государства, политическая |регионов и отличающаяся от доминирующей|
|сфера становится самостоятельной по |в обществе. |
|отношению к религии. В то же время |Она включает в себя ориентации:— |
|конституционально в демократическом |социально-классовые,— |
|обществе провозглашается свобода |национально-этнические,— религиозные,— |
|совести и конфессиональной |политические,— половозрастные,— |
|принадлежности. Взаимодействие политики|региональные. По Отношению к власти |
|и религии приобретает косвенный |выделяют господствующую и контркулътуру|
|характер за счет множества |(совокупность символов, ценностей, норм|
|опосредствующих моментов. Мы здесь не |и образцов поведения, противостоящих |
|можем обсуждать проблемы, связанные с |доминирующей культуре).Широкую |
|будущим религии, и ее отношения с |известность получила типологизация |
|политическими институтами. Ряд |американских политологов С.Верба и |
|мыслителей (М. Вебер, К. Юнг) |Г.Алмонда. Она основана на результатах |
|высказывали соображения, что религия |сравнительного анализа политических |
|обладает глубокой укорененностью в |культур разных стран, в зависимости от |
|человеке и будет существовать долго. |степени ориентации людей на участие в |
|Наверное, проблема сейчас заключается в|политической жизни и обеспечении |
|пропорции разума и веры и способа их |функционирования политической системы. |
|влияния на политическую организацию. |Все политические культуры разделяются |
|В России более девятисот лет |на три «чистых типа». |
|православие оказывало организующее |ПатриархальнаяОриентация на местные |
|воздействие на монархическую власть. |ценности (клана, рода, племени), |
|Царизм как политическая система был |местный патриотизм, семейственность. |
|самым тесным образом связан с религией |Индивид маловосприимчив к глобальной |
|и церковью. Политическая организация |политической культуре и выполнению |
|была инобытием божественной |политических ролей. Типична для молодых|
|организации. Советская власть не |независимых государств с разнообразными|
|выдержала конкуренции с религией, роль |местными субкультурами. |
|церкви была очень сильно ограничена в |ПодданническаяПассивное отношение |
|социокультурном отношении политическими|индивида к политической системе, |
|методами. По мере необходимости |ориентация на традиции и ожидание от |
|церковный авторитет использовался |власти, которой подчиняется, различных |
|властью коммунистов для активизации |благ. |
|политической деятельности народа, |Культура участияГражданская активность,|
|например во время Отечественной войны |вовлеченность в политическую жизнь, |
|В постсоветской России можно отметить |рациональность, стремление активно |
|некоторый ренессанс религии, попытки |воздействовать на власть с помощью |
|оживить положительное влияние церкви на|законных средств — выборы, демонстрации|
|социально-политическую обстановку. |и др. |
|Однако глубокие противоречия, |«Чистые типы» на практике не |
|охватившие как царскую, так и |встречаются, они переплетены друг с |
|социалистическую Россию, сильно |другом. |
|деформировали отношения между политикой| |
|и религией. Изменились и религиозные | |
|установки россиян. Поэтому о новой | |
|форме данного альянса говорить пока | |
|трудно. | |
| | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|