Политология (шпаргалка 2002г.)
| |демократии (свобода). Говоря |
| |современным языком, полития — это |
| |правление в интересах среднего класса. |
| | |
| |2. Группы давления или интересов. |
| |Лоббизм. |
| |Наряду с явными формальными |
| |политическими субъектами такими, как |
| |государственный аппарат, партии, |
| |политические элиты, политические лидеры|
| |в политическом процессе участвуют и |
| |скрытые, косвенные неформальные |
| |субъекты. Эти субъекты получили |
| |название «группы давления». Группы |
| |давления — это добровольные |
| |общественные объединения людей, |
| |формирующиеся с целью выражения и |
| |отстаивания своих интересов с помощью |
| |целенаправленного воздействия на |
| |институты публичной власти. |
| |Группы давления известны на протяжении |
| |всей политической истории, однако, |
| |наибольшего распространения они |
| |достигают в условиях рынка и зрелого |
| |гражданского общества. Детальная |
| |стратификация дает множество |
| |заинтересованных групп со своими |
| |экономическими, профессиональными и |
| |иными запросами, политическим |
| |обеспечением которых и занимается |
| |каждая группа давления. |
| |Наиболее яркой формой проявления |
| |деятельности групп давления является |
| |лоббизм. Слово «lobbi» в английском |
| |языке означает крытую прогулочную |
| |площадку, коридор. С XVII века этим |
| |термином стали называть вестибюль, |
| |коридор, прогулочную площадку в палате |
| |общин, иначе говоря, — кулуары |
| |парламента. Политическое значение этот |
| |термин приобрел в США, где он означал |
| |покупку за деньги голосов, деятельность|
| |лиц, оказывающих давление на членов |
| |парламента в пользу того или иного |
| |политического решения, имеющего важные |
| |экономические последствия. Практика |
| |лоббизма нередко выражалась в прямом |
| |или скрытом подкупе представителей |
| |властных структур. Лоббирование |
| |интересов в такой форме ставило под |
| |сомнение легальность статуса подобной |
| |деятельности. В дальнейшем в |
| |большинстве стран мира были установлены|
| |жесткое нормативное регулирование и |
| |контроль деятельности лоббистских |
| |групп. В современном мире группы |
| |давления имеют самое широкое |
| |распространение и оказывают глубокое |
| |влияние на все стороны общественной |
| |жизни. В политической сфере наиболее |
| |сильно ощущается влияние групп |
| |давления, объединяющих различные |
| |категории и социальные слои населения: |
| |союзы предпринимателей, торговцев, |
| |фермеров, молодежи, национальных |
| |меньшинств, женщин, наемных работников |
| |и т. д. Как и массовые партии, массовые|
| |группы давления пытаются объединить |
| |максимально возможное число членов, так|
| |как сила группы принципиально |
| |определяется ее численностью. |
| |Численность группы в тысячи или даже |
| |миллионы людей требует наличия сильной |
| |иерархической организации. |
| |Группы давления действуют на двух |
| |различных уровнях. С одной стороны, они|
| |оказывают прямое давление на |
| |правительственные органы — Кабинет |
| |министров, членов парламента и |
| |высокопоставленных чиновников. С другой|
| |стороны, они оказывают непрямое |
| |давление на общественность с целью |
| |создания общественного мнения. |
|Б 8 |Б 24 |
|1. особ общ-полит. мысли в средние |1. Полит режим |
|века. |Юридически Пол режим – системы |
|В средние века господствовала |конституационных (законных) порядков и |
|теологическая форма мышления. Учение |конкретное воплощение их в жизнь. |
|Фомы Аквинского о божественном |Социологически Пол. Режим( лат.-порядок|
|происхождении государства и власти, |управления) – специальный механизм |
|моральном характере правления и другие |соединения власти, общества и граждан, |
|вопросы оказали заметное влияние на |который функционирует в рамках |
|политическое знание. |политической системы общества, |
|2. личность в политике |преследуя цели ее стабилизации, |
|Личность в политике — субъект |воспроизводства, опираясь на социальные|
|осознанной, целесообразной |интересы и используя различные |
|деятельности, выражающий и реализующий |методы.Политический режим это система |
|интересы политических сил в единстве с |методов приемов, средств осуществления |
|собственными интересами, интегрирующий |гос полит власти. Демократический режим|
|их в единое целое (государственное, |– самый прогрессивный полит порядок, тк|
|партийное, общественно-политическое, |создает условия для свободы личности, |
|международное и др.). |ее творчества, самовыражения во всех |
|Личность является основным субъектом |сферах. Можно выделить признаки : 1. |
|политики, поскольку все политические |народ- источник власти 2. участие |
|силы, субъекты суть человеческие |граждан в принятии полит решений , |
|образования. Субъектность личности в |формирования влати 3. приоритеты прав и|
|политике проистекает из ее способности,|свобод граждан 4. полит равенство всех |
|возможности и потребности участвовать в|граждан 5. верховенство закона 6. |
|политической жизни общества и |разделение властей 7. многопартийность |
|государства в соответствии со своими |8. гласность и свобода СМИ 9. Все что |
|интересами. Но в отличие от других сфер|не запрещено- разрешено |
|общественной жизни, в которых личность |Тоталитарный режим- режим правления |
|может реализовывать свои интересы как |лица и группы лиц во главе с лидером |
|индивидуальные, в политике личность |без контроля со стороны народа. |
|осуществляет их как элемент каких-то |Признаки :1. свехцентрализованная гос |
|общих, т. е. политических, интересов. |власть 2.управление обществом с помощью|
|Даже не понимая данного положения, |репресивных правоохр органов 3. одна |
|например голосуя на выборах, личность, |партия и идеология 4. цензура, контроль|
|опуская бюллетень в урну, совершает |СМИ 5. нет свободы прав человека и |
|индивидуальный акт |др.. |
|коллективно-политической значимости. |Авторитарный – основан на власти |
|Личность в политике участвует в решении|авторитета, власть принадлежит одному |
|общих дел, что вызывает у нее ощущение |лицу, партии , классу во главе с |
|причастности к человеческому роду, его |лидером. Признаки: 1. Власть- в руках |
|институциональным образованиям. Через |лидера(партии) 2. Есть представительные|
|самостоятельную сознательную |органы власть, но под контролем 3. |
|причастность к общему делу личность |Выборы гос органов формальны 4. |
|обретает способность осознать свою |Разделения властей – формально 5. |
|уникальность, значимость, |Единая идеология, плюрализм только без |
|неповторимость, ответственность за свои|угрозы ей 6.права человека |
|поступки. Поэтому можно отметить, что |провозглашаются но не обеспечиваются |
|участие личности в политике есть один |7.МВД на страже закона, но реально |
|из наиболее значимых видов ее |могут использоваться в политических |
|деятельности. |целях. 8. отсутствует террор, репрессии|
|Участие личности в политике проявляется|9. Разрешается то что не имеет |
|во множестве форм и видов: митинг, |отношение к политике |
|демонстрация, манифестация, выбор |2. Понятие вн полит |
|представительных органов власти, |Вн.пол – это сознательная деятельность |
|участие в различных кампаниях, |государств, наций, направленная на |
|проводимых партиями, |достижение поставленных ими целей в |
|общественно-политическими движениями, |междунар отношениях. Вн. Пол. Зависит |
|членство и активная деятельность в |от внутреннего состояния государства. |
|политических организациях и т. п. |Реализуется средствами |
|Высшей формой участия личности в |:дипломатическими, военными, |
|политике является профессиональная |экономическими, |
|политическая деятельность. |информационно-идеологическими. Функции|
| |: решение глобальных проблем, |
| |экономические интересы, защита границы,|
| |шпионаж, создание благоприятного |
| |м\унар. климата (СМИ). |
| |Сущность(??):должна обеспечивать |
| |экономическую и социальную стабильность|
| |внутри государства, внутреннюю |
| |безопасность |
|Б 9 |Б 17 |
|1. Политико-правовая мысль эпохи |1. Концепции элит Моско и Палето |
|возраждения. Макевиавелли. |Полит элита – это внутренне |
|Родоначальником политической науки |дифференцированная относительно |
|считается итальянский философ и |интегрированная группа лиц, которая в |
|социолог Н. Макиавелли, поскольку |большей или меньшей степени обладпет |
|именно он в своих, трактатах «Государь»|качествами лидеров и занимает |
|(1513) и «Размышления о первой декаде |руководящие посты в обществе. |
|Тита Ливия» (1520) первым сформулировал|Теоретические концепции, пытающиеся |
|предмет и метод политологии. Н. |обосновать «элиту»: |
|Макиавелли в течение 14 лет (1498—1512)|1.. элитные теории Моска. Полагал, что |
|работал секретарем правительства |любое общество делится на класс |
|Итальянской--республики (Совета десяти)|управляемых и управленцев, и главный |
|и наблюдал политику изнутри. |путь попадания в этот класс – умение |
|Непосредственное участие в политической|управлять. Считал существование элит – |
|жизни укрепило его во мнении, что |неустранимо. Он рассматривал 2 |
|политическая наука — это наука |тенденции развития элит – |
|практическая, служащая решению жизненно|аристократическая (стремление элит |
|важных задач. Его вклад в политическую |стать наследственными), демократическая|
|науку заключается в следующем. |(обновление элит за счет социума). |
|Во-первых, Н. Макиавелли обосновал |2.. Парето полагал, что миром должно |
|самостоятельность политической сферы, |править меньшинство – элита-, кот |
|ее относительную автономность от других|должна иметь след качества : |
|областей жизни общества (экономики, |психологические, вражденные и |
|культуры и тд.)Он считал, что политика |социальные, как результат влспитания и |
|имеет собственную логику, которую |образования. |
|определяет политическая власть. Именно |Элита: |
|власть во всех ее проявлениях и служит |-правящая (элита Лис) метод их работы |
|предметом политической науки. |переговоры, уговоры, лесть |
|Во-вторых, он изучал политику как |-контрэлита(Львов). Люди, обладающие |
|социальную реальность, а не как |необходимыми качествами, но не имеют |
|воображаемый, идеальный мир. Он перенес|доступа к руководству из-за соц |
|политику из сферы воображаемого и |препонов. |
|желаемого в плоскость объективного, |3..Михельс. изучал соц механизмы, |
|реально существующего среди людей. |порождающие элитарность. Вывел |
|Политическая наука, по Макиавелли, |жизненный закон олигархических |
|должна постигать истинное положение |тенденций. |
|вещей, непосредственно наблюдая за |Современные теории: |
|фактами — поведением политических |1.. теория флюралистических элит. |
|лидеров, масс, их взаимодействием. |Основные концепции: |
|Метод политического реализма, который |-элитарность – нормальное явление |
|он ввел в политологию, помог ей |развития общества |
|окончательно освободиться от религии. |-гл качество для попадания в элиту – |
|В-третьих, Макиавелли различал понятия |подготовленность к управлению |
|«общество» и «государство». Обозначая |-отрицание элиты как единой, сплошной |
|государство термином «Stato»,он |группы |
|рассматривал его как политическую форму|4..отрицание разделения общества на |
|организации общества. Формы |элиту и массу, т.к. между элитой и |
|государства имеют, тенденцию сменять |массой устанавливаются отношения |
|друг друга, отражая тем самым состояние|партнерства и масса контролирует элиту |
|общества. Н. Макиавелли сформулировал |5.. гл в полит жизни не деятельность Э |
|концепцию циклического развития |а социгруппы и их представители. |
|государственных форм, в основе которой |Полным антиподом явл леволиберальная |
|лежит идея кругооборота, |элитная концепция. Тезисы: |
|взаимообращения добра и зла. Выделяя |-гл элитообразующий признак – обладание|
|шесть форм государства, он рассматривал|должностью |
|три из них как «дурные во всех |-элита предст собой сплошную группу и |
|отношениях» (тирания, олигархия и |основа этого сплочения – соц статус |
|охлократия) и три — как «хорошие сами |-глубокое различие между Э и массой |
|по себе» (монархия, аристократия, |-рекрутирование элиты из собственной |
|демократия). Достигнув предела |среды |
|совершенства, форма государства |-гл функция элиты – обеспечить свое |
|клонится к упадку, переходя в свою |господство. |
|противоположность. Это происходит |Причины существования Э: |
|потому, что природа не позволяет вещам |-психологич и соц неравенство людей и |
|пребывать в состоянии покоя. Монархия |разное желание принимать участие в |
|сменяется тиранией, тирания - |полит жизни |
|аристократией; аристократия уступает |-существование разделения труда, треб |
|место олигархии, на смену последней |управленческого труда |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|