Политология (шпаргалка 2002г.)
|соглашения многих людей считается за |“государственного социализма” - |
|волю их всех, с тем, чтобы государство |авторитарного и регламентированного (к |
|могло распоряжаться силами и |которому он причислял и марксизм), |
|способностями отдельных членов в |противостоит в его концепции идеал |
|интересах общего мира и защиты”. “Тот, |безгосударственного анархического |
|кто является носителем этого лица, |социализма на началах самоуправления. |
|называется сувереном, и о нем говорят, |Бакунин понимал свой идеал |
|что он обладает верховной властью, а |“анархического социализма” как “новую |
|всякий другой является подданным” |организацию отечеств... на принципах |
|(Левиафан, гл.XVII). |свободной федерации индивидов - в |
|Люди устанавливают государственную |коммуны, коммун - в провинции, |
|власть на условиях полного и |провинций - в нации, наций - в |
|безоговорочного подчинения. Или |Соединенные Штаты Европы, СШЕ - в |
|неограниченная, абсолютная |соединенность всего мира”. Такая |
|государственная власть, или то |организация общества в его модели |
|состояние анархии, которое существовало|мыслилась на началах свободы, |
|до возникновения государства, ничего |равенства, справедливости всех |
|третьего не дано. |трудящихся, а “весь социальный вопрос |
|Государственная власть, по учению |социально-революционных анархистов” |
|Гоббса, едина и ничем не ограничена. |заключался в воспитании и образовании |
|Она действует бесконтрольно и |народа. Возможно, некоторые идеи |
|безответственно. Она стоит над законами|Бакунина - утопичны, но он обозначил |
|гражданскими, которые от нее только и |важную проблему политологии: о |
|могут получить силу. Она подобна душе в|соотношении государственной власти, |
|теле человека. |местного управления и самоуправления, |
|Организация государственной власти |т.е. “вертикального” и |
|может быть, по Гоббсу, различной. |“горизонтального” управления. |
|Верховная власть может принадлежать |2. Избирательная система |
|одному лицу (монархия), лучшим |Избирательная система - это совок |
|(аристократия), может быть организована|правил, приемов и процессов, |
|и демократически. Но во всех случаях |обеспечивающих и регулирующих |
|вся полнота власти целиком должна |легитимное становление гос |
|находиться в руках того лица или того |представительных органов полит власти. |
|органа, которому она передана. Никаких |В каждой стране избирательная система |
|“смешанных” правлений, при которых |формируется на основе зак-ва, кот |
|король делил бы свою власть с властью |детализирует основные положения |
|одного собрания, Гоббс не допускает. Он|относительно данной системы, |
|также считает невозможным какое-либо |зафиксированные в конституции страны. |
|разделение власти между различными |Типы избирательных систем. Существуют |
|органами государства. |два основных типа изб систем: |
|2. Политическое сознание и его типы |мажоритарная и пропорциональная. |
|Политическое сознание - это осознание |Мажоритарная характер тем, что |
|сферы политики социальными субъектами |избранным в тот или иной выборный орган|
|(индивидами, группами, общностями и |считается кандидат (список кандидатов),|
|др.). |набравший предусмотренное законом |
|Политическое сознание взаимосвязано и |большинство голосов. Большинство бывает|
|взаимодействует с другими формами |разным. Существуют изб системы, |
|общественного сознания: экономическими |требующие абсолютного большинства (50% |
|воззрениями, правовыми теориями и |+ 1 голос и более). Мажорит система |
|нормами, философскими учениями, |относит большинства означает, что |
|нравственными концепциями, |побеждает на выборах тот, кто набирает |
|эстетическими ценностями, |голосов больше, чем каждый из его |
|художественными взглядами. |соперников. |
|Можно выделить следующие функции |Пропорциональная система означает, что |
|политического сознания: |мандаты распределяются четко |
|Регулятивная функция. Политическое |пропорционально числу поданных голосов.|
|сознание регулирует социальное |Существуют два вида пропорциональных |
|поведение людей на основе восприятия |систем: |
|действительности, а также на основе |пропорциональная система на общегос |
|совокупности вырабатываемых им |уровне. В этом случае изб голосуют за |
|политических идей, норм, представлений |полит партии в масштабах всей страны. |
|и убеждений. |Изб округа не выделяются; система, |
|Познавательно-информационная функция. |основывающаяся на многомандатных |
|Механизм современной жизни таков, что |округах. В этом случае депутатские |
|люди вынуждены постоянно делать выбор, |мандаты распределяются на основе |
|в том числе и политический. Все это |влияния полит партий в изб округах. |
|подталкивает их к познанию мира | |
|политики, к получению политической | |
|информации. Политическое сознание в | |
|этом плане признано помочь людям | |
|усвоить политические знания и | |
|информацию, определить свое место в | |
|общественно-политической жизни и | |
|правильно в ней ориентироваться. | |
|Оценочная функция. Именно на основе | |
|оценки политической действительности | |
|люди формулируют свои политические | |
|взгляды, убеждения, позиции. | |
|Мобилизующая функция. Посредством этой | |
|функции политическое сознание побуждает| |
|людей к политически ориентированному | |
|поведению, к участию в общественной | |
|жизни ради отстаивания своих социально-| |
|политических интересов . | |
|Политическое сознание существует на | |
|различных уровнях и в различных формах.| |
| | |
|В политическом сознании можно выделить | |
|следующие уровни: | |
|Государственный: на данном уровне | |
|осуществляются выработка и обоснование | |
|официальной политики. “Государственное”| |
|сознание регулирует политические | |
|отношения путем выработки различных | |
|законопроектов, программ, конституций и| |
|т.д. На данном уровне политического | |
|сознания наиболее последовательно | |
|защищаются существующие политические | |
|порядки и принципы управления. | |
|Теоретический: данный уровень | |
|политического сознания представлен | |
|различного рода концепциями, идеями, | |
|воззрениями, имеющими политический | |
|характер. Осознание политики на | |
|теоретическом уровне позволяет: | |
|а) ставить и решать ее важнейшие цели и| |
|задачи - как фундаментальные | |
|(стратегические), так и текущие | |
|(тактические); | |
|б) определять средства и методы их | |
|достижения; | |
|в) определять направления и пути | |
|организационно-политического | |
|обеспечения в ходе решения назревших | |
|проблем; | |
|г) вырабатывать концептуальные подходы | |
|к социальному контролю за ходом | |
|выполнения политических решений и | |
|целевых программ; | |
|д) корректировать политику с учетом | |
|данных практического опыта. | |
|Эмпирический: этот уровень | |
|политического сознания базируется на | |
|непосредственной практике, участии в | |
|политическом процессе различных | |
|социальных общностей. Данный уровень | |
|отражает политическую действительность | |
|в форме ощущений, иллюзий, переживаний,| |
|представлений. | |
|Обыденный: данный уровень тесно связан | |
|с эмпирическим уровнем, но в то же | |
|время в сравнении с ним имеет ряд | |
|отличий. Так, эмпирический уровень | |
|характеризует практический опыт | |
|субъекта. Обыденный же уровень | |
|характеризует совокупность возникающих | |
|непосредственно из будничной жизни | |
|идей, взглядов общественного класса, | |
|социального слоя или группы людей. | |
|Обыденный уровень политического | |
|сознания отличается от эмпирического и | |
|тем, что имеет идеологические и | |
|теоретические элементы. Данному уровню | |
|присущи ярко выраженные | |
|социально-психологические черты: | |
|настроения, чувства, эмоции. Это | |
|придает ему особую динамичность, | |
|способность чутко реагировать на | |
|изменения политической ситуации. | |
|Формами политического сознания | |
|выступают специализированное и массовое| |
|политическое сознание. | |
|Специализированное сознание - это, как | |
|правило, идеологически однородное | |
|сознание. Главное в этой форме - | |
|выработка, развитие и внедрение в | |
|сознание рядовых представителей | |
|общественного класса, социальной группы| |
|и т.д. определенных ориентаций и | |
|установок. Носители специализированного| |
|сознания - прежде всего политические | |
|партии и иные политические организации | |
|и объединения. | |
|Массовое политическое сознание выражает| |
|опосредованно уровень и содержание | |
|потребностей общества. Оно отражает | |
|также характер знаний общества о | |
|политической действительности. Массовое| |
|политическое сознание весьма динамично.| |
|Оно испытывает на себе воздействие | |
|множества факторов: различные | |
|социальные потрясения, содержание | |
|конкретной исторической ситуации и | |
|многое другое. | |
| |Б 6 |
| |1. Аристотель о происхождении |
| |государства и формах гос устройств |
| |Учеником Платона был Аристотель. Его |
| |учение более реалистично, чем учение |
| |Платона — его учителя, поскольку он |
| |обобщил опыт функционирования 158 |
| |греческих полисов. Свои выводы он |
| |изложил в работе «Политика». |
| |Аристотель отрицал возможность |
| |существования идеального государства, |
| |так как полагал, что, государство есть |
| |результат естественного развития, а не |
| |божественного промысла. Философ считал,|
| |город-государство высшей формой общения|
| |людей, отражением сущности человека как|
| |«политического животного», в котором |
| |заложено инстинктивное стремление к |
| |совместному проживанию, отражением чего|
| |являются семья, община и, наконец, |
| |государство. Главная цель государства -|
| |достижение «лучшей жизни», общего блага|
| |для всех граждан. Государство |
| |Аристотеля менее едино, чем у Платона. |
| |В нем есть место частной собственности,|
| |семье. По Аристотелю государство |
| |воплощение справедливости, закона, |
| |сфера выражения общего интереса |
| |свободных, граждан. Однако не все |
| |существующие формы государства способны|
| |в равной мере справедливо распределять |
| |блага согласно достоинству лиц. Формы |
| |государственного устройства Аристотель |
| |классифицировал по двум критериям: 1) |
| |количество правящих и 2) цели |
| |правления. Монархию, аристократию и |
| |политию он считал правильными формами, |
| |поскольку в них правители преследуют |
| |общее благо всех граждан. Неправильные |
| |формы государства (тирания, олигархия, |
| |демократия) служат корыстным интересам |
| |правителей. Лучшей формой государства |
| |Аристотель называя политию — правление |
| |большинства, обладающего имущественным |
| |и образовательным цензом. Политая была |
| |конкретной формой воплощения идеи о |
| |смешанном режиме, который воплощает все|
| |лучшие черты аристократии (добродетель |
| |правителей), олигархия (богатство), |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|