Политология (шпаргалка 2002г.)
|организации, кот основана на | |
|равноправии, участии всех членов данной| |
|организации в обсуждении, принятии | |
|решений по принципу большинства. | |
|2.Демократия – это идеал общественного | |
|развития и отвечающий этому идеалу | |
|мировоззрение | |
|3.Демократия – движение за установление| |
|социального и политического | |
|народовластия | |
|Характерные черты Д как формы | |
|правления: | |
|1.суверенитет народа, кот имеет юридич | |
|признание и закреплен в опред | |
|институтах (независимость) | |
|2.периодическая выборность осн органов | |
|власти | |
|3.равенство прав граждан на участие в | |
|управлении государством (равенство в | |
|избират правах) | |
|4.принятие решений по большинству и | |
|подчинение меньшинства при реализации | |
|этих решений | |
|Классификация Д: | |
|1.в зависимости от понимания что такое | |
|народ подразделяется на | |
|- социально-ограниченные (в них сущ | |
|демократические или социально классовые| |
|ограничения в классовых правах) | |
|например, не допускаются женщины к | |
|выборам | |
|- всеобщая Д (избир права предост всему| |
|взрослому населению страны) | |
|-охлократия (если под народом понимать | |
|толпу, чернь, нищих). | |
|Если народ – совокупн индивидов, то Д –| |
|индивидуалистическая. Если народ – | |
|совокуп соц групп – плюралистическая. | |
|Если народ – единое целое – | |
|коллективистская. | |
|2.в зависимости от участия народа в | |
|политике: | |
|- прямая Д, народ принимает участие в | |
|обсуждении , в принятии, в контроле. | |
|Например, Афинская демократия – принцип| |
|большинства. Представители поставляют | |
|прямую волю народа. | |
|- плебисцитарная Д. Народ приним | |
|участие лишь в процедуре принятия | |
|решения голосованием (референдумы, | |
|опросы) | |
|- представительная Д | |
|(репрезентативная). Суть в | |
|опосредованном участии народа в | |
|подготовке принятий решений (через | |
|представителей) | |
|3.по порядку формирования института | |
|власти: парламентская, президентская, | |
|смешанные , суперпрезиденсткие, | |
|конституционные монархии. | |
|4.по равенству прав граждан: | |
|-по мере управления, на политической Д,| |
|которая основывается лишь на формальном| |
|равноправии граждан | |
|-соц Д основаны на фактическом | |
|равноправии граждан. | |
|5.В зависимости от подчинения | |
|меньшинства: | |
|-тоталитаризм, т.е. полное подчинение | |
|личности | |
|-конституционные, ограничение законом | |
|воли большинства и обеспечивающие | |
|интересы меньшинства. | |
|2. Социализм | |
|Они выступали с критикой феодального, а| |
|затем и буржуазного строя, пытались с | |
|утопических позиций обосновать новый | |
|общественный идеал-социализм. Полагая, | |
|что защищают общество в целом, они | |
|стремились убедить богатых в | |
|необходимости социальных преобразований| |
|с целью улучшить положение бедных слоев| |
|населения. У них существовала надежда, | |
|что богатые сами добровольно поделятся | |
|своими богатствами с беднотой. | |
|Социалисты-утописты надеялись добиться | |
|практической реализации своих идей | |
|мирным путем и даже с помощью | |
|существовавших правительств. | |
|Разумеется, это были несбыточные, | |
|утопические надежды.В XIX веке по мере | |
|развития капитализма формировался и рос| |
|рабочий класс, проявлялось его | |
|классовое сознание. Рабочие повели | |
|экономическую, а затем и политическую | |
|борьбу за свои права. На базе учения | |
|немецких мыслителей К. Маркса и Ф. | |
|Энгельса сформировалось идеологическое | |
|течение марксизм, которое стало | |
|идеологией пролетариата. | |
|Сказать про СССР и Европу | |
|Б 16 |Б19 |
|1. Макс Вебер (1864—1920) — немецкий |1. Политическая власть. |
|мыслитель, внесший серьезный вклад в |Определение власти. В своем общем |
|развитие самых разных областей |значении понятие “власть” означает |
|обществознания. В его работах |право и возможность одних повелевать, |
|«Хозяйство и общество», «Политика как |распоряжаться и управлять другими; |
|призвание и профессия», «Протестантская|способность и возможность одних |
|этика и дух капитализма» и многих |осуществлять свою волю по отношению к |
|других была предпринята попытка |другим, оказывать определяющее влияние |
|тотальной интерпретации общественных |на их поведение и деятельность, |
|процессов с позиций научного познания. |используя при этом авторитет, право, |
|Вебер исследовал политику, как и все |насилие и др средства. |
|другие сферы общества, с позиций |Полит власть имеет ряд особенностей. Ее|
|«понимающей» социологии. Рациональное |отличительными признаками явл: |
|знание у Вебера не может претендовать |верховенство, обязательность ее решений|
|на объективную истину. Его задача и |для всего общества, и всех других видов|
|возможности ограничиваются |власти; |
|интерпретацией, пониманием, которые |всеобщность, то есть публичность. Это |
|служат цели оптимизации адаптации |означает, что полит власть действует на|
|субъектов познания и деятельности к |основе права от имени всего общества; |
|социальной среде. Средствами такой |легальность в использовании силы и |
|деятельности служат у Вебера «идеальные|других средств властвования в пределах |
|типы» социальных феноменов, которые |страны; |
|выступают в роли эталонных структур, с |моноцентричность, то есть существование|
|которыми сравниваются все особенные |общегосударственного центра (системы |
|явления. |властных органов) принятия решений; |
|С этих позиций мыслитель, анализируя |широчайший спектр используемых средств |
|политическую сферу, выделяет феномен |для завоевания, удержания и реализации |
|власти. Она интерпретируется как |власти. |
|власть, которая базируется на |Легитимность политической власти. |
|экономическом потенциале, и власть, |Легитимность власти - это общественное |
|основанная на публичном насилии, или |признание, доверие и поддержка, кот |
|легальная, законная власть. Власть |оказывают ей общество, народ. |
|политическая выступает в совокупности |В науку понятие “легитимность власти” |
|отношений господства и подчинения. |впервые было введено Максом Вебером. Он|
|Вебер приходит к выводу, что |выделил три основных источника |
|государственная власть основана на |(основания) законности, правомерности |
|насилии и готовности подданных |полит власти: |
|подчиняться этому насилию. Признание |в соответствии с традицией (монархия); |
|насилия законным и оправданным получает|харизматический тип (в связи с огромной|
|название легитимности. |популярностью и культом личности полит |
|К идеальным типам господства Вебер |деятеля); |
|относит: традиционный, харизматический |рационально-правовой тип - эта власть |
|и легальный. Традиционное осуществление|признается народом потому, что она |
|власти опирается на ритуал, на |опирается на рациональные, признаваемые|
|устойчивый стереотип управления. |им законы. |
|Харизматический тип ориентирован на |Структура политической власти. Как и |
|сверхъествен-ные свойства вождя. |любое отношение полит власть |
|Легальный — на закон, который |предполагает как минимум две стороны. |
|признается как властью, так и |На одной стороне - властвующие |
|подданными. |(субъект). На другой стороне - |
|Демократическая организация |подвластные, подчиненные (объект). |
|промышленной культуры предполагает |Ресурсы политической власти. Среди них |
|господство закона, которое реализуется |экономические, социальные, силовые, |
|на рациональном основании. Вебер |информационные и др. |
|приходит к выводу, что современное |Экономические ресурсы нужны и для |
|общество имеет тенденцию ко всеобщей |завоевания власти, и для реализации ее |
|рационализации, проникновению во все |целей, и для ее поддержания. |
|сферы научной организации и господства |Силовые ресурсы выполняют функцию |
|бюрократии в структурах власти. В то же|обеспечения обороны страны, охраны |
|время вывод о рационализации политики |внутреннего порядка, в том числе |
|противоречит исходной посылке Вебера о |обеспечения безопасности полит власти, |
|«понимающей» сущности сознания. |недопущение каких-либо поползновений на|
|2. Сущность и значение конф в политике |власть в целях ее свержения. |
|Общественная жизнь насыщена |Социальные ресурсы. Социальная политика|
|многообразными конфликтами. Существует |в больших современных западных странах |
|множество типологий конфликтов. В |строится таким образом, что в |
|зависимости от сферы проявления |сохранении существующей полит власти |
|различают экономические, социальные, |заинтересовано большинство населения: |
|культурные, конфессиональные, |здесь широкая система страхования, |
|политические конфликты. Политические |высокий уровень пенсионного |
|конфликты представляют собой вид |обеспечения, широко развита система |
|социальных отношений, где |благотворительных организаций и т д. |
|взаимодействуют политические интересы и|Информационные ресурсы - это средства |
|их носители, а также применяются |массовой информации. |
|политические методы борьбы и разрешения|Основные функции, формы и уровни полит |
|конфликтов. Политический конфликт — это|власти. Основная функция полит власти -|
|столкновение, противоборство |управление, руководство обществом в |
|политических субъектов, обусловленное |целом и каждой его сферой. Она |
|противоположностью их политических |заключается в постоянном разрешении |
|интересов, ценностей взглядов. |противоречия между необходимостью |
|В самом широком плане источники или |порядка в обществе и различными |
|причины политических конфликтов |интересами разных слоев, национальных и|
|подразделяются на внесоциальные, |других групп, отдельных личностей. |
|социальные и комбинированные. К первым |Вторая функция - функция оптимизации |
|относятся многочисленные источники |самой полит системы, приспособление ее |
|политической напряженности, которые |институтов к целям, задачам и самой |
|базируются на определенных чертах |сути тех сил, кот пришли к власти. |
|агрессивности человека, чувствах |Третья функция - обеспечение |
|страха, паники, голода и других |стабильности в стране. |
|инстинктивных мотивациях его поведения.|Существуют две формы полит власти: |
|Обусловленные такими факторами |индивидуальная и институализированная. |
|политические конфликты выступают в виде|В системе полит власти различают три |
|народных самосудов, голодных бунтов, |функциональных взаимодействующих ее |
|террористических акций фанатиков, иных |уровня: |
|нерациональных и внешне мало или вовсе |высший уровень - макрополит система |
|не мотивированных акций. |высших органов власти; |
|Специфическим источником политических |средний, или промежуточный уровень - |
|конфликтов являются и противоречия |это аппарат полит власти среднего |
|промежуточного характера, отражающие |звена, бюрократия разных рангов; |
|взаимосвязи человека и природы, где обе|третий уровень - это микроуровень полит|
|стороны вносят свой вклад в развитие |власти. Он включает непосредственное |
|конфликта. В частности, это конфликты, |полит общение людей, малых групп. |
|вызванные политическими последствиями |2. Либерализм |
|экологических катастроф, аварий на |Либерализм является одним из самых |
|крупных предприятиях, стихийных |распространенных идеологических |
|бедствий. Такие масштабные конфликты |течений. Он сформировался на рубеже |
|связаны с урегулированием социальных |XVII — XVIII веков как идеология |
|последствий, вызванных не только самими|буржуазии на базе идей эпохи |
|стихийными бедствиями, но и самим |Просвещения. В основу либерализма |
|человеком, усугубляющим эти события. |положен принцип свободы личности, ее |
|Однако в качестве основной причины |ответственности как перед самой собой, |
|политических конфликтов следует |так и перед обществом, признание права |
|назвать, прежде всего, социальную |на индивидуальную свободу, |
|дифференциацию общества, определяющую |самореализацию всех людей. Либерализм |
|несовпадение статусов субъектов |довольно гармонично сочетал в своей |
|политики, их ролевых назначений и |идеологии принципы индивидуализма и |
|функций, интересов и потребностей. |гуманизма. В общественной жизни принцип|
|Неравенство социальных позиций означает|свободы трактуется либералами как |
|неодинаковый доступ к ресурсам развития|свобода от ограничений, регулирования |
|индивидов, социальных групп и сообществ|со стороны государства. |
|людей. Один из центральных вопросов |Рассматривая отношения государства и |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|