Политология (шпаргалка 2002г.)
|структуру и весьма многочисленных |порядок |
|последователей. Преимущественным |4..протеста – выдвижение требований |
|источником финансирования явл членские |5.. реформаторские – ратование за |
|взносы. Центр парт власти находится не |проведение реформ сверху |
|в парламенте, а в самой партии. |-насильственная |
|Кадровые партии немногочисленны, и |-ненасильственная. |
|состоят из пользующихся авторитетом |Разделяются по половозрастным |
|деятелей. Членство в такой партии |признакам: |
|аморфно, отсутствует механизм приема, |-движение женщин |
|нет фиксированных членских взносов. |-дети в борьбе за мир. |
|Кадровые партии действуют преимущ в |Общ организации не правительственные, |
|период изб кампаний. |не государственные институты, которые |
|Мобилизующие партии. Их цель - |создаются для реализации общ интересов.|
|мобилизовать население на выполнение |Их отличия от общественных движений: |
|каких-либо задач. |-постоянное членство |
|Патронажные партии создают преимущества|-устав |
|для лидера и его окружения. |-наличие аппарата управления |
|Классово-сословные партии направляют |-централизованное руководство. |
|свою деятельность на защиту интересов |Лобби – группа интересов, кот |
|определенных соц слоев или групп. |отстаивает один, чаще всего узкий |
|По отношению к сущ действительности |интерес и создается с целью давления на|
|партии подразделяются на |власть. |
|консервативные, реформистские и | |
|революционные. | |
|Есть партии с индивидуальным или | |
|коллективным членством. | |
|По месту в полит системе - правящие и | |
|оппозиционные. | |
|По характеру полит действий - | |
|умеренные, радикальные и | |
|экстремистские. | |
|По месту в полит спектре - левые, | |
|центристские и правые. | |
|Б1 |Б 4 |
|1. Политика как социальное явление |1. особ. Ант. Пол мысли |
|Природа политики как относительно |Слово о политике в античности |
|самостоятельной сферы общества связана |понималось как усвоение человеком |
|с ее пониманием как явления, |определенных качеств, развитие |
|порожденного соц.дефференциацией |ораторских способностей, практика |
|общества, т.е политика есть способ |законодательной деятельности, |
|регуляции соц. Отношений через |непосредственная, прямая демократия и |
|нахождение социального баланса |др. «Естественность» политики для |
|общества. Политика-это такой вид |многих античных мыслителей очевидна, но|
|социального взаимодействия который |вопрос о том, кто должен управлять |
|ориентирован на согласование интересов |государством, каковы формы, механизмы |
|и выражение общественно-значимых целей |этого управления и другие вопросы |
|на координацию основных видов |политического бытия решались ими |
|деятельности людей. В политике надо |по-разному. Политика была интегрирована|
|видеть 2 стороны:1)Интегративный 2) |в общественную жизнь, и поэтому |
|Дифференцирующий. 1)-примат |политическая философия как |
|общезначимого,общенационального над |универсальная область знания |
|частным. 2)- выражается в линии на |сопровождала человека всю жизнь, ведя |
|обострение противоречий, столкновение |поиск оптимального политического строя.|
|интересов различных групп. | |
|2. Правовое государство и его основные | |
|принципы |2. Партийные системы. В зависимости от |
|Правовое государство – это такой тип |положения полит партий в полит системе,|
|гос, в котором функционирует режим |взаимодействия между ними, типа самих |
|конституционного правления, сущ |полит партий складывается партийная |
|непротивореч правовая система и эффект |система, под которой понимается совок |
|судебная власть, а так же развит соц |всех полит партий, действующих в данной|
|контроль политики и власти. Признаки: |стране, их взаимоотношения друг с |
|1.. верховенство законов, выражающих |другом. |
|волю народа |Итальянский политолог Дж.Сартори |
|2.. суверенитет народа |предлагает семиступенчатую |
|3.. гарантия осн прав и свобод граждан.|классификацию: |
|Осн гарантия – наличие частной |система с одной партией; |
|собственности |система с партией, осуществляющей |
|4.. разделение властей |гегемонию; |
|5.. иерархия юриспруденции. |система с преобладающей партией; |
|Условия правового гос: |двухпартийная система; |
|1.. наличие гражданского общества . |система ограниченного плюрализма; |
|с 60-х годов возникает новый тип |система крайнего плюрализма; |
|правового гос – это социальное гос. Оно|система атомизирования. |
|стремится обеспечить каждому гражданину|Классификацию Сартори целесообразно |
|достойное существованиеи одинаковые |дополнить двухпартийной |
|жизненные шансы для самореализации. |модифицированной системой. Именно такая|
|Основа – индивид. Соц гос выполняет |система существует в Германии, где |
|след функции: |ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут |
|1.. перераспределяет доход в пользу |сформировать правительство, только |
|менее обеспеч |вступив в блок со Свободными |
|2.. реализует политику занятости и |демократами. |
|охраны прав | |
|3.. соц сирахование, поддерж семью и | |
|материнство | |
|4.. доступны для всех образование, | |
|культуру, здравоохранение. | |
|Б 10 |Б 14 |
|1. Концепция общественного договора |1. Народничество |
|Окончательный разрыв со средневековыми |Народничество - это и идеология, |
|представлениями о божественном |включающая комплекс философских, |
|происхождении власти происходит с |экономических и политических теорий, и |
|созданием и развитием теорий |политическое движение разночинной |
|естественного права и общественного |интеллигенции и студенчества. Так, |
|договора. |наиболее крупной народнической |
|Первой попыткой схематического |организацией была “Народная воля” |
|изложения теории естественного права |(1879-1883). |
|считается учение Гуго Гроция |Острота дилеммы самодержавие - |
|(1583-1645). Дальнейшее развитие теория|социализм в теориях народников была |
|естественного права и общественного |снята приоритетом идеала |
|договора получила в политических |некапиталистического пути развития |
|доктринах английских ученых Томаса |России, ее перехода к социализму через |
|Гоббса и Джона Локка. |использование коллективистских традиций|
|В борьбе короля и парламента, которая |докапиталистических институтов (общины,|
|развернулась в Англии накануне |артелей). Это была теория, претендующая|
|буржуазной революции XVII века, Т.Гоббс|на обоснование самобытного развития |
|(1588-1679) сразу стал на сторону |России. |
|короля. В 1640 году через несколько |В вопросах политической программы |
|дней после роспуска Короткого |различные течения внутри революционного|
|парламента и накануне созыва Долгого, |народничества объединяла исторически |
|Гоббс опубликовал небольшой трактат |выработанная формула лозунга “Земля и |
|“Защита власти и прав короля, |воля”. По вопросам тактики |
|необходимых для сохранения мира в |революционные народники делились на три|
|государстве”. После этой публикации |основных направления: пропагандисты во |
|Гоббс был вынужден покинуть Англию, |главе с П.Л.Лавровым, выступавших за |
|опасаясь преследований. Уже во Франции |путь длительной социалистической |
|он пишет свое самое значительное |пропаганды в народе как предварительной|
|произведение “Левиафан” (1651). Однако,|работы для свершения революции; |
|несмотря на определенно монархические |заговорщики (бланкисты) во главе с |
|взгляды Т.Гоббса, в период реставрации |П.Н.Ткачевым, которого Бердяев считал |
|он подвергался травле, а после его |“якобинцем, подобно партии большевиков |
|смерти написанное им было публично |проповедующим захват власти |
|сожжено. |“революционным меньшинством”; |
|По своим философским взглядам Гоббс был|народники-анархисты, теоретиками |
|представителем механистического |которых были М.А.Бакунин и |
|материализма и естественнонаучного |П.А.Кропоткин. |
|метода познания. Механистические |П.Л.Лавров (1823-1900) одним из главных|
|воззрения Гоббса обнаруживаются и в его|факторов исторического прогресса и |
|учении о государстве. Государство он |основой общества считал солидарность и |
|представляет себе как большой механизм,|кооперацию, заменяющих конкуренцию. |
|образовавшийся в результате движения и |Социология на основе субъективного |
|столкновения человеческих стремлений и |метода способна выявлять эволюцию форм |
|страстей. Первоначальным элементом |солидарности, исследовать общественные |
|государства, из которого надо исходить |идеалы, выдвигаемые наиболее развитыми,|
|при его изучении, по мнению Гоббса, |“критически мыслящими личностями” из |
|является отдельный, изолированный |среды интеллигенции. Такие личности - |
|человек, находящийся в естественном |двигатели социального и культурного |
|состоянии. Полемизируя с Аристотелем, |прогресса, и именно они призваны |
|Гоббс подчеркивает, что человек |работать в народе во имя его духовного |
|становится склонным к общественной |пробуждения и политического |
|жизни не по природе, а вследствие |освобождения. |
|воспитания. Он не согласен также и с |Развивая в “Исторических письмах” |
|Гуго Гроцием, утверждавшим, что по |теорию договорного происхождения |
|природе человеку свойственно стремление|государства, Лавров отвергал буржуазное|
|к общению с другими людьми. Гоббс |государство как недемократическое и |
|утверждает, что страх, а не |предлагал в качестве его альтернативы |
|“общежительный” инстинкт порождает |“рабочий социализм” - “царство |
|общество, что человек по своей природе,|солидарности трудящихся”. |
|сущности эгоистичен. Он считает, что |П.Н.Ткачев (1844-1885) также считал, |
|человек ищет не общения, а господства и|что крестьянская община является |
|что к другим людям его влечет не |готовым элементом социализма и что |
|любовь, а жажда славы и удовольствия. |русский народ гораздо ближе к нему, чем|
|Повсюду человек добивается только своей|народы Запада. Он отмечал: “Подготовить|
|выгоды и стремится избегать страданий, |революцию - это совсем не дело |
|но так как у всех людей, по словам |революционера. Ее подготовляют |
|Гоббса, силы одинаковы, то отсюда он |капиталисты, помещики, попы, полиция, |
|делает вывод, что по природе все люди |чиновники, консерваторы, прогрессисты. |
|равны: каждый в естественном состоянии |Революционер делает революцию”. |
|имеет право на все. Природа дала всем |Среди основных политических требований |
|все. Следуя логике Гоббса, можно |народовольцев были следующие: “замена |
|сделать вывод: люди в естественном |царской власти народоправлением”, созыв|
|состоянии пребывают в постоянной вражде|Учредительного собрания, всеобщее |
|друг с другом. Человек боится другого |избирательное право, демократические |
|человека как своего врага, ненавидит |свободы, передача земли крестьянам, |
|его, старается ему навредить. По словам|демократическое самоуправление |
|Гоббса (ставшим впоследствии |независимых общин и их союзный договор,|
|крылатыми), естественное состояние есть|национальное равноправие. Народники |
|состояние всеобщей войны - “войны всех |утверждали, что главным двигателем |
|против всех”. |прогресса являются “критически мыслящие|
|Жизнь человека в естественном состоянии|личности”. Теория “героев и толпы”, |
|одинока, бедна, груба, кратковременна. |автором которой был Н.К.Михайловский, |
|И если человек следует разуму, он |была очень популярна среди членов |
|должен стремиться выйти из |организации народников - |
|естественного состояния и искать мира |по-преимуществу молодых людей. В ней |
|во что бы то ни стало. |рассматривалась одинокая личность |
|Эти требования разума Т.Гоббс называет |“героя” как главного творца истории и |
|естественными законами. По его мнению, |революции, а “толпе” отводилась |
|первый естественный закон гласит: нужно|пассивная роль. Это была попытка |
|искать мира, нужно положить конец этому|объяснения возникновения массовых |
|состоянию всеобщей вражды человека к |движений через их подражание и |
|человеку. А для этого нужно заключить |психологическое “заражение” от сильной |
|общественный договор, который позволит |личности, своеобразная |
|выйти из естественного состояния и |социально-психологическая интерпретация|
|послужит основанием для новой формы |взаимоотношений лидера и массы. |
|взаимного общения людей - государства. |М.А.Бакунин (1814-1876) - основатель и |
|Но этот договор может стать средством |теоретик русского анархизма - приобрел |
|устранения всеобщей войны лишь в том |мировую известность на Западе. Наряду с|
|случае, если он будет выполняться. |вытеснением имени и идей Бакунина из |
|Поэтому второй естественный закон |философской литературы в советский |
|гласит: нужно соблюдать договоры. Это |период (что отчасти было вызвано его |
|соответствует естественному праву. Из |резким расхождением с Марксом по |
|этого закона природы Гоббс выводит ряд |проблемам революции, государства и |
|других законов, устанавливающих |диктатуры пролетариата), в массовом |
|обязанности человека, соблюдение |сознании происходило формирование |
|которых необходимо для достижения мира.|полукарикатурного облика анархиста как |
|Среди них он называет обязанность |“террориста”. Ошибочно отождествлять |
|проявлять благодарность, прощать |понятия “анархизм” и “анархия”. |
|прошлые обиды, проявлять уважение к |Анархизм противоположен не порядку и |
|другим, признавать равенство людей по |гармонии, а власти, насилию. “Анархия |
|природе и т.д. Таким образом, у Гоббса |есть хаос и дисгармония, т.е. уродство.|
|совпадают естественные законы |Анархизм есть идеал свободной, изнутри |
|нравственности с гражданскими |определяемой гармонии и лада”, - |
|добродетелями. |отмечал Н.А. Бердяев. |
|В естественном состоянии нет никаких |Философско-мировоззренческий принцип |
|запретов и права человека не |Бакунина, без которого невозможно |
|обеспечены. И чтобы избавиться от |понять его концепцию о государстве, - |
|невыносимого состояния всеобщей войны, |это “органическое”, целостное |
|люди, по мнению Гоббса, должны |восприятие организации жизни на основе |
|заключить договор, отказавшись от всех |единства человека, общества и |
|своих естественных прав в пользу одного|Вселенной. Нарушение этой гармонии |
|лица или одного собрания, безоговорочно|приводит к централизации аппарата |
|подчиняясь создаваемой ими |власти. Бакунин считал государство |
|государственной власти. |“самым циничным отрицанием |
|По мнению Гоббса, общественный договор |человечности, разрывающим солидарность |
|приводит к образованию общества и |наций, с рождением которого мир |
|государства одновременно. Общественный |политики стал ареной мошенничества и |
|договор представляет собой объединение |разбоя”. |
|каждого с каждым, это своего рода |Можно сказать, что у Бакунина |
|договор объединения, посредством |представлена доктрина “антивласти”, но |
|которого масса, толпа превращается в |не безвластия, а самоуправляющегося |
|организованное общество и образует |безгосударственного анархического |
|единое лицо. Так возникает государство |общества. Централизму власти |
|- новое лицо, “воля которого в силу |государства, различным формам |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|