Политология (шпаргалка 2002г.)
|большинства политических конфликтов: |гражданского общества, идеологи |
|кто и каким образом распоряжается |либерализма выдвигают идею приоритета |
|ресурсами? Борьба за обладание |общества над государством. Идеология |
|ресурсами детерминирует конфликтные |либерализма основана на отождествлении |
|взаимоотношения между правящей элитой и|свободы и частной собственности. Из |
|контрэлитой, различными политическими |экономической свободы, по их мнению, |
|партиями и группами давления, |вытекает и политическая свобода. В |
|представляющими интересы определенных |области экономики либерализм выдвигает |
|сил и ведущими борьбу за |установку на свободу рынка и |
|перераспределение собственности, |конкуренции. |
|национального достояния, |В 30-е годы XX века формируется |
|государственного бюджета и т. д. Таким |идеология неолиберализма. Появление |
|образом, основным субъектом |этой идеологии связано с экономическим |
|политического конфликта являются |курсом президента США Ф. Д. Рузвельта, |
|крупные со- |который в период острого экономического|
|циальные группы. Поскольку их |кризиса по-новому определил роль |
|потребности, интересы, цели, притязания|государства в регулировании экономики. |
|могут реализоваться только через |Для выхода из кризиса неолибералы |
|использование власти, постольку в |сформировали мобилизационную экономику,|
|конфликтах непосредственное участие |регулирование которой происходило через|
|принимают такие политические |определенные государственные структуры.|
|организации, как государственный |Одновременно стала проводиться активная|
|аппарат, парламентские фракции, группы |социальная политика. Власть монополий |
|давления и т. д. |была ограничена. Через налоговую |
|Наиболее яркими формами политических |систему материальные богатства общества|
|конфликтов выступают массовые действия:|в большей степени стали |
|революция, мятеж, восстание, |перераспределяться в пользу народа. В |
|гражданская война. |50 — 60-е годы на Западе в обстановке |
|Политический конфликт можно определить |значительного экономического подъема |
|как теоретическое и практическое |возникла неолиберальная концепция |
|противоборство субъектов политики за |«государства всеобщего благосостояния».|
|возможность трансформировать или |В странах Запада действует так |
|сохранить социальный порядок. |называемая «социальная рыночная |
|Реализации этой возможности |экономика», предполагающая |
|способствует обладание инструментами |перераспределение национального дохода |
|государственной власти — финансами, |через госбюджет и социальные программы |
|репрессивным аппаратом и т. д. Поэтому |для повышения жизненного уровня народа.|
|первейшей задачей участников |Таким образом, государство, участвуя в |
|политического конфликта является |воспроизводстве капитала, с другой |
|удержание или завоевание |стороны, через перераспределение |
|государственной власти. Вместе с тем |национального дохода снижает такие |
|политический конфликт не ограничивается|негативные последствия рыночных |
|только завоеванием и удержанием власти,|отношений, как ухудшение окружающей |
|не сводитсяк нему. В нем развертывается|среды, отсутствие стимулов для развития|
|борьба между различными картинами мира,|общественного здравоохранения и |
|отстаиваемыми различными |образования, общественных дорог и |
|общественно-политическими группами и их|транспорта, может обеспечивать |
|лидерами. |социальную защиту граждан. |
|Б 20 |Б 26 |
|1. Политическая элита. |1. Основные формы правления |
|Понятие “политическая элита”. Это |Форма правления определяется структурой|
|определенная группа, слой общества, кот|и правовым положением высших органов |
|концентрирует в своих руках гос власть |государственной власти. Характер формы |
|и занимает властные посты, управляя |правления зависит от организации |
|обществом. В основном это |верховной государственной власти, а |
|профессиональные политики высокого |точнее - от определения правового |
|ранга, наделенные властными функциями и|положения главы государства. |
|полномочиями. Это также высшие гос |Принято различать две основные формы |
|служащие, профессионально |правления - республику и монархию. |
|подготовленные к участию в разработке и|Республика представляет собой форму |
|реализации полит программ, в выработке |правления, при которой все высшие |
|стратегии общественного развития. |органы государственной власти либо |
|По объему властных функций различают: |избираются, либо формируются |
|высшую (непоср окружение президента, |общенациональным представительным |
|премьер-министра, спикера парламента, |учреждением. Республиканская форма |
|руководители органов гос власти, |правления была известна еще |
|ведущих полит партий), среднюю |рабовладельческому государству, но |
|(парламентарии, сенаторы, депутаты, |наибольшее развитие она получила в |
|губернаторы, мэры и т д.) и |условиях более совершенных общественных|
|административную (высший слой гос |структур. |
|служащих, занимающих высшие позиции в |Различают два основных вида |
|министерствах, департаментах и др |республиканских форм правления: |
|органах гос управления) элиты. |президентскую и парламентскую. |
|Функции политической элиты. |Президентская форма правления. |
|На первом месте стоит стратегическая |Представляет собой такую |
|функция. Ее содержание заключается в |республиканскую форму правления, |
|разработке стратегии и тактики развития|которая прежде всего характеризуется |
|общества, определении полит программы |соединением в руках президента |
|действий. |полномочий главы государства и главы |
|Коммуникативная функция предусматривает|правительства. Формальной отличительной|
|эффективное представление, выражение и |особенностью является отсутствие |
|отражение в полит программах интересов |должности премьер-министра. |
|и потребностей различных соц групп и |Президентская республика отличается |
|слоев населения и реализацию их в |такими характерными особенностями: |
|практических действиях. |внепарламентский метод формирования |
|Организаторская функция. Полит элита во|правительства и отсутствие у |
|все времена сталкивалась и будет |правительства института парламентской |
|сталкиваться с необходимостью |ответственности; отсутствие у |
|организовывать массы. Среди |президента права роспуска парламента и |
|потенциальных полит элит наиболее |др. |
|эффективными будут те, кот в большей |Президентская республика строится по |
|мере способны обеспечить поддержку |принципу жесткого разделения властей: в|
|своих программ массами. Эта функция |конституции закрепляется разграничение |
|предусматривает осуществление на |компетенций между высшими органами |
|практике выработанного курса, |законодательной, исполнительной и |
|воплощение полит решений в жизнь. |судебной власти, которые функционируют |
|Интегративная функция состоит в |в течение всего срока полномочий. |
|укреплении стабильности общества, |Наряду с классической президентской |
|устойчивости его полит и эк систем, в |республикой имеется немало смешанных |
|недопущении конфликтов, непримиримых |форм правления, т.н. полупрезидентских.|
|антагонизмов, острых противоречий, |Основными признаками данной формы |
|деформации полит структур. Важными |правления являются: избрание президента|
|содержательными элементами этой функции|всеобщим голосованием; президент |
|явл: сплочение различных слоев |располагает собственными прерогативами,|
|населения, гармонизация их соц |позволяющими ему действовать независимо|
|интересов, достижение консенсуса, |от правительства; наряду с президентом |
|сотрудничества и тесного полит |действуют премьер-министр и министры, |
|взаимодействия всех сил в обществе. |образующие правительство, ответственное|
|Механизм формирования политической |перед парламентом. |
|элиты. |Парламентская республика и ее |
|В мире существуют две тенденции в |особенности. Она характеризуется |
|формировании и воспроизводстве полит |провозглашением верховенства |
|элиты. |парламента, перед которым правительство|
|Первая типична для государств с |несет политическую ответственность за |
|недемократическими режимами и |свою деятельность. Формальной |
|характеризуется закрытостью, узкой соц |отличительной особенностью является |
|базой формирования кругом лиц, |наличие должности премьер-министра. |
|осуществляющих отбор. |В парламентской республике |
|Вторая типична для демократических |правительство формируется только |
|гос-в и прямо противоположна первой. |парламентским путем из числа лидеров |
|Властвующая элита: понятие и структура.|партии, располагающей большинством в |
|Кроме полит элиты, властвующая элита |нижней палате. Участие главы |
|включает также экономическую, |государства в формировании |
|культурную, идеологическую, научную, |правительства носит чисто номинальный |
|информационную и военную элиты. |характер. Правительство остается у |
|Экономическая элита - соц слой, |власти до тех пор, пока оно располагает|
|включающий представителей крупного |поддержкой парламентского большинства. |
|капитал, крупных собственников. |В парламентской республике правление |
|Идеологическая, информационная элита - |носит партийный характер, что вовсе не |
|ведущие представители гуманитарных |является обязательным для президентской|
|наук, образования, СМИ, кот выполняют в|республики. |
|обществе функцию формирования |Для парламентской республики в |
|мировоззренческих позиций, ценностных |значительно большей степени, чем для |
|ориентаций, идей и убеждений людей. |президентской, характерен разрыв между |
|Военная элита. Степень ее влияния на |юридическим и фактическим положением |
|общественную жизнь определяется уровнем|всех высших органов государственной |
|милитаризации страны, характером полит |власти. Провозглашается верховенство |
|режима. |парламента, но фактически он работает |
|Культурная элита включает наиболее |под жестким контролем правительства. |
|авторитетных и влиятельных деятелей |Устанавливается ответственность |
|искусства, просвещения, литературы, |правительства за свою деятельность |
|представителей творческой |перед парламентом, но фактически |
|интеллигенции. |парламент почти всегда может быть |
|Научная элита включает наиболее |распущен правительством, утратившим его|
|одаренную часть интеллектуальной элиты.|доверие. Президент наделяется обширными|
|Ее роль определяется степенью |полномочиями, но они осуществляются не |
|воздействия на такие процессы, как |им, а правительством. |
|развитие науки и техники, научный и |Монархия представляет собой такую форму|
|технический прогресс. |правления, при которой верховная |
|2. консерваторы |государственная власть юридически |
|Мы установили, что при изменении |принадлежит одному лицу, занимающему |
|социокультурных условий политическая |свою должность в установленном порядке |
|организация может вступить в |престолонаследия. Различают монархию |
|противоречие с условиями жизни. Это |абсолютную и конституционную. |
|противоречие выражается в неспособности|Абсолютная монархия сформировалась как |
|государства управлять обществом. Для |политическое учреждение в поздний |
|восстановления соответствия требуются |период развития средневековья. Для него|
|определенные изменения в общественной |характерно полное бесправие народа, |
|системе. Возможны два основных пути: |отсутствие каких-либо представительных |
|усиление политической власти, |органов, сосредоточение государственной|
|достаточное для организации |власти в руках монарха. |
|изменившихся людей и их |По мере развития |
|взаимоотношений, и преобразование |социально-экономических отношений |
|политической организации общества в |абсолютная монархия в целом ряде стран |
|соответствии с новой культурной |эволюционировала в конституционную |
|ситуацией. Первый путь обычно называют |монархию, которая условно |
|реакционным, или консервативным, а |подразделяется на дуалистическую и |
|второй — прогрессивным. Консервативная |парламентскую. Дуалистическая монархия |
|форма восстановления единства |является переходной формой правления, |
|социокультурной и политической |характерной для того периода, когда |
|составляющих обычно связана с ростом |экономически и политически слабая |
|насилия и используется, как правило, |буржуазия вынуждена делить власть с |
|популярностью. В том случае, если |феодалами (Иордания, Марокко). При ней |
|инновации социокультурной сферы носят |одновременно существует монарх и |
|прогрессивный и необходимый, |парламент, которые делят между собой |
|необратимый характер, то консервация |государственную власть. Парламент, |
|политики не разрешает возникшей |которому конституция формально |
|проблемы, а лишь откладывает ее. При |предоставляет законодательные |
|чрезмерном усилении сдерживающих |полномочия, никакого влияния ни на |
|моментов политической системы возникают|формирование правительства, ни на его |
|реакционные режимы, например |состав, ни на его деятельность не |
|тиранические или тоталитарные, которые |оказывает. Законодательные полномочия |
|мы будем анализировать позже. |парламента сильно урезаны монархом, |
|Исторически оправданным способом |которому предоставляется право “вето”, |
|восстановления соответствия общества и |право назначения в нижнюю палату и |
|политики выступает преобразование |право роспуска парламента. |
|политической структуры, которое, как мы|2. В чем суть идеологии |
|установили, в общем и целом увеличивает|постиндустриального общества О. |
|долю политической свободы, |Тоффлера? |
|субъективируя, активизируя |Олвин Тоффлер (род. 1928) — |
|деятельностную сторону человека. По |американский социолог и футуролог, |
|поводу способов политических |соавтор идеологии «сверхиндустриальной |
|преобразований нет единого мнения до |революции». |
|сих пор. Приверженцев разных способов |Тоффлер одним из первых пришел к |
|осуществления политических инноваций |выводу, что в современном мире |
|можно разделить на консерваторов и |происходит серьезное столкновение |
|радикалов. Причем в термин |старой и новой культур. Старая культура|
|«консерватор» в современной |представляет собой тот уклад жизни, к |
|мен-тальности вкладывается два разных |которому мы привыкли, которая кажется |
|значения. Консерватор — это политик, |современному человеку хотя и |
|являющийся сторонником традиционных |противоречивой, но естественной. К |
|политических отношений, которые |новой культуре подобные Тоффлеру |
|воспринимаются уже как изжившие себя. |идеологи относят те моменты открытости,|
|Например, к ним относили сторонников |которые возникают в результате |
|аристократии при распространении |осуществления современных |
|буржуазных отношений. После того как |технотронно-инфор-мационных процессов. |
|промышленное общество получило развитие|Они происходят достаточно спонтанно, |
|и промышленная культура стала |бесконтрольно. Осмысление этих |
|доминировать, консерваторами стали |инноваций затруднено, включение в |
|называть политиков, которые отдавали |культуру значительно отстает от волны |
|предпочтение естественным способам |их возникновения. Для того, чтобы не |
|разрешения социально-политических |погибнуть под грузом собственных |
|противоречий. Поскольку естественным |достижений, человечеству, как считает |
|механизмом разрешения противоречий в |футуролог, необходимо изменить |
|промышленном обществе считают |традиционное мировоззрение, |
|конкуренцию, то лозунгом консерваторов |приспособить его к скорости и |
|можно считать тезис «выигрывает |содержанию потока преобразований |
|сильнейший». Такая политика получила |постиндустриального общества. К |
|название неоконсервативной, мы же будем|проблемам, которые необходимо |
|здесь называть ее просто |ассимилировать, включить в культуру, в |
|консервативной, отличая тем самым ее от|первую очередь, относятся рост знания и|
|радикальной политики. Радикальная |объем потока информации, которые |
|политика, в отличие от консервативной, |выступают основой технотрон-ного |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|