МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное пособие: Денежная, кредитная и банковская системы

    С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк. Это было вызвано ликвидацией промысловой кооперации, которую он обслуживал. Спустя некоторое время были упразднены Сельхозбанк и Цекомбанк. Их функции были переданы Госбанку и Промбанку. Последний был реорганизован в Стройбанк СССР (Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений). В результате в стране осталось три банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Первые два осуществляли операции на внутреннем рынке, последний - на внешнем.

    В условиях административно-командной системы кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк обладал почти неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Средства этого фонда распределялись централизованно, в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению кредитов между конкретными заемщиками на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность, главным образом, перед вышестоящими организациями, а не клиентами.

    8.5 Реорганизация кредитно-банковской системы в период реформы 80-90-х гг. XX века

    Реорганизация банковской системы 1987 г. предусматривала изменение ее организационной структуры, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.

    На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала создание двухуровневой банковской системы в составе центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство. На Госбанк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, а также разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам СССР.

    Другие банки специализировались на обслуживании различных народнохозяйственных комплексов (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк) или на обслуживании отдельных видов деятельности (Сбербанк, Внешэкономбанк).

    Была создана система банков в следующем составе:

    -  Государственный банк СССР (Госбанк СССР);

    -  Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР);

    -  Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР);

    -  Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);

    -  Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР);

    -  Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сбербанк СССР).

    Главной целью преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Однако реорганизация не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивались экономические отношения.

    Для решения этих задач были изменены статус Госбанка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения Правительства и получил необходимую экономическую независимость.

    В декабре 1990 г. впервые на общегосударственном уровне приняты Законы СССР «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности», определившие новые банковские структуры. После приобретения Россией суверенитета на базе Государственного банка СССР был создан Центральный банк РСФСР (Банк России), который являлся главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР (действовал параллельно с Государственным банком СССР). У ГБ СССР появилась существенная дополнительная функция – организация работы с коммерческими банками различного направления. ГБ устанавливал для них экономические нормативы и следил за их соблюдением.

    Вследствие разрыва в начале 90-х гг. хозяйственных связей СССР 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен, все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы ЦБ РФ – Банку России.

    В результате в России сложилась двухуровневая банковская система, нижний уровень которой представлен совокупностью коммерческих банков, филиалов и представительств иностранных банков.


    Тема 9. Банковская система экономики

    9.1. Банки: сущность, функции, роль в экономике

    Банки представляют собой организационные структуры финансового рынка. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» дает следующие определения основным элементам банковской системы.

    Кредитная организация (КО) - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

    Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

    -  привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

    -  размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

    -  открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

    Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

    Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

    Основными функциями банков считаются: аккумуляция и мобилизация денежного капитала, посредничество в кредите, проведение расчетов и платежей в хозяйстве, создание платежных средств, организация выпуска и размещения ценных бумаг, консультационное обслуживание клиентов.

    В то же время, все функции коммерческих банков можно подразделить на микроэкономические (осуществляемые на уровне одного банка) и макроэкономические (требующие взаимодействия банков в рамках единой банковской системы). К первым относятся перераспределение капитала путем привлечения кредитных ресурсов и их размещения от своего имени и эмиссия кредитных орудий обращения, ко вторым - посредничество в расчетах и платежах и генерация новых денег за счет эффекта мультипликативного расширения денежной массы.

    Можно выделить три конституирующие функции коммерческих банков, выполнение которых и предопределяет исключительную макроэкономическую значимость банковской системы: перераспределение капитала, обеспечение хозяйства средствами платежа, посредничество в расчетах.

    Коммерческие банки не являются единственным каналом перераспределения капитала, кроме них в этом процессе участвуют бюджетная система, рынок ценных бумаг, небанковские институциональные инвесторы (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, ПИФы и др.) и функционирующие торгово-промышленные компании (через механизм коммерческого кредитования).

    9.2 Типы банковских систем

    Практика знает несколько типов банковской системы, различия между которыми представлены в таблице 2:

    -  распределительная централизованная банковская система;

    -  рыночная банковская система;

    -  система переходного периода.

    Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию). Второй ярус состоит из различных коммерческих банков, задача которых – обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

    Необходимо отметить, что рыночная экономика предполагает обязательное наличие двухуровневой банковской системы, основным звеном которой являются коммерческие банки. Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот.

    Правовое регулирование банковской деятельности в РФ осуществляется:

    -  Конституцией РФ;

    -  Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»;

    -  Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

    Таблица 2 - Типы банковских систем

    Централизованная банковская система

    Рыночная банковская система

    I. По типу собственности
    Государство – единственный собственник на банки Многообразие форм собственности
    II. По степени монополизации
    Монополия государства на формирование банков Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк
    III. По количеству уровней системы
    Одноуровневая банковская система Двухуровневая банковская система
    IV. По характеру системы управления
    Централизованная (вертикальная) схема управления Децентрализованная (горизонтальная) схема управления
    V. По характеру банковской политики
    Политика единого банка

    Политика множества банков

    VI. По характеру взаимоотношений банков с государством
    Государство отвечает по обязательствам банков Государство не отвечает по обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам государства
    VII. По характеру подчиненности
    Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности Центральный банк РФ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не правительству
    VIII. По выполнению эмиссионной и кредитной операции
    Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции) Эмиссионные операции сосредоточены только в ЦБ РФ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки
    IX. По способу назначения руководителей банка
    Руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления Руководитель ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка назначается его Советом

    Первые редакции этих законов датируются 1990 г. Они заложили правовую основу для развития банковской системы России в условиях рыночных отношений. До их принятия (а точнее до 1987-88 гг.) в стране существовала государственная монополия банковского дела. Постепенно стали создаваться экономические и правовые основы для отхода от этой монополии, когда вся работа строилась через систему отделений государственного банка СССР. Появление коммерческих и кооперативных банков в конце 80-х гг. трансформировало банковскую систему России в двухуровневую.

    Современная банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

    В банковской системе можно выделить также союзы, ассоциации, консорциумы и иные объединения банков, образованные ими для координации деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ (например, Ассоциация российских банков – АРБ).

    9.3 Типы банков и банковская инфраструктура

    Прежде всего, различают эмиссионные и коммерческие банки. Роль эмиссионных выполняют в настоящее время центральные банки.

    Коммерческие банки различаются:

    1.  По принадлежности уставного капитала и способу его формирования. Банк образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банки могут создаваться и существовать в форме: АО, ООО, с участием иностранного капитала, иностранных банков и др.;

    2. По типу собственности выделяют государственные, акционерные (наиболее типичная форма собственности на коммерческий банк), кооперативные, частные, смешанные;

    3. По видам совершаемых операций – универсальные и специализированные.

    Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.

    Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее, прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной. К специализированным банкам относятся: инвестиционные банки, ипотечные банки, сберегательные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки;

    4. По территории деятельности (сфере обслуживания) выделяют международные, федеральные (национальные), межрегиональные, региональные банки;

    5. По масштабам деятельности: банковские консорциумы, крупные, средние, малые банки;

    6. По обслуживанию различных отраслей экономики – многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей.

    В международной практике можно встретить промышленные банки, торговые банки, либо обслуживающие определенную отрасль (подотрасль) промышленности – автомобильной, нефтехимической, лесной и др.;

    7. По числу филиалов – бесфилиальные и многофилиальные.

    Значительную долю действующих сегодня банков составили их смешанные варианты. Закон предусматривает создание специализированных коммерческих банков для финансирования федеральных, республиканских, региональных и иных программ. Крупным федеральным специализированным комбанком является Сбербанк России, специализирующийся на операциях по привлечению денежных средств населения и их размещению.

    Банковская инфраструктура – совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование банков. Это комплекс учреждений и организаций, профессионально обеспечивающих деятельность любых КО всех уровней, проведение ими банковских операций и сделок. Включает учреждения и организации, обеспечивающие информационное, научное, правовое, методическое, кадровой обеспечение, обеспечение связи, коммуникаций, безопасности.


    Тема 10. Центральные банки

    10.1 Основы деятельности Центральных банков

    Центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы. Центральные банки занимают в ней особое место и являются, как правило, государственными учреждениями.

    Необходимость создания двухуровневой банковской системы, на верхнем ярусе которой располагается центральный банк, обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, это обеспечивается элементами нижнего уровня – коммерческими банками и другими кредитным учреждениями; с другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование. И этот контроль и целенаправленное воздействие осуществляется центральным банком.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.