МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное пособие: Денежная, кредитная и банковская системы

    С точки зрения собственности на капитал, центральные банки подразделяются на:

    -  государственные - капитал целиком принадлежит государству (Великобритания, Германия, Франция, Канада, Россия);

    -  акционерные - ФРС США;

    -  смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству, а часть - иным юридическим лицам (Япония, Бельгия).

    Независимо от принадлежности капитала, центральный банк является юридически самостоятельным и подотчетен либо законодательному органу страны, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом.

    Независимость центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, что нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер, т.к. в долгосрочном плане политика главного банка страны прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства.

    10.2 Центральный банк РФ: правовой статус, основные цели, принципы и функции деятельности

    Центральный банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

    Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Свои функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным Законом «О ЦБ РФ» осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

    Финансовая независимость ЦБ РФ выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

    Уставный капитал (3 млрд. руб.) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

    В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке, основными целями деятельности Банка России являются:

    -  защита и обеспечение устойчивости рубля;

    -  развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

    -  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

    В соответствии со статьей 4 Федерального Закона о Центральном банке Российской Федерации Банк России выполняет следующие основные функции:

    1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

    2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует наличное денежное обращение и утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

    3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

    4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

    5) устанавливает правила проведения банковских операций;

    6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

    7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

    8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

    9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

    10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

    12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

    14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

    15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

    17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

    18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

    18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

    19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.


    10.3 Организационная и функциональная структура Банка России

    ЦБ РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В соответствии с Федеральным Законом о ЦБ РФ в систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

    В главе 3 Федерального Закона о Центральном банке Российской Федерации представлены органы управления Банком России. Здесь рассмотрены полномочия Национального банковского совета, Совета директоров и Председателя Банка России (статьи 12-20).

    Функциональная структура предполагает существование в Банке России обособленных подразделений (департаментов, управлений), реализующих функции ЦБ РФ в соответствии с делением его деятельности на отдельные части.

    Функциональная структура представляет собой горизонтальный срез структуры Банка России и не содержит иерархию (соподчиненность).

    Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные управления, являющиеся функциональными подразделениями по основным направлениям деятельности. Функциональная структура территориальных учреждений Банка России в основном дублирует структуру центрального аппарата.

    Территориальные учреждения Банка России (ТУ БР) – обособленные подразделения ЦБ РФ, осуществляющие на территории субъектов Федерации часть его функций и входящие в единую централизованную систему Банка России. В состав территориальных учреждений Банка России на правах структурных подразделений входят расчетно-кассовые центры (РКЦ), действующие на основании «Типового положения о расчетно-кассовом центре Банка России». РКЦ могут быть головными (ГРКЦ) и районными (РКЦ). Основной целью деятельности РКЦ, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.

    10.4 Операции Банка России

    Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции - пассивные и активные.

    К основным пассивным операциям центрального банка относятся:

    1) Эмиссия банкнот. Является главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является и составляет от 54 до 85% всех пассивов центрального банка;

    2) Прием средств коммерческих банков и казначейства. Источником ресурсов центрального банка служат вклады казначейства и денежные резервы (так называемы «обязательные резервы») коммерческих банков. В России, как и в США, центральный банк выполняет функцию уполномоченного кассира казначейства, то есть в центральном банке и его местных органах сосредоточены соответствующие бюджетные счета, по которым проводятся денежные операции, связанные с исполнением доходных и расходных частей федерального и местных бюджетов;

    3) Операции по образованию собственного капитала.

    Активные операции центрального банка – это операции по размещению центральным банком своих ресурсов. К основным активным операциям центрального банка относятся:

    -  учетно-ссудные операции;

    -  вложения в государственные ценные бумаги;

    -  операции с золотом и иностранной валютой.

    Глава 8 Федерального Закона о Центральном банке Российской Федерации определяет следующий перечень операций Банка России:

    1) предоставление кредитов на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

    2) покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;

    3) покупка и продажа облигаций, эмитированных Банком России, и депозитных сертификатов;

    4) покупка и продажа иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными кредитными организациями;

    5) покупка, хранение, продажа драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей;

    6) проведение расчетных, кассовых и депозитных операций, прием на хранение и в управление ценных бумаг и других активов;

    7) выдача поручительств и банковских гарантий;

    8) осуществление операций с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

    9) открытие счетов в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

    10) выставление чеков и векселей в любой валюте;

    11) осуществление других банковских операций и сделок от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

    В сводном балансе Банка России отражены операции, связанные с выполнением его основных функций, а также результаты его деятельности за год. Счета сгруппированы в укрупненные статьи в целях предоставления информации о выполнении основных функций ЦБ РФ (см. табл. 3).


    Таблица 3 - Баланс Банка России

    Активы Пассивы

    1. Драгоценные металлы

    2. Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов

    3. Кредиты и депозиты, из них:

    - кредитным организациям-резидентам

    - для обслуживания внешнего долга

    4. Ценные бумаги, из них:

    - ценные бумаги Правительства РФ

    5. Прочие активы, из них:

    - основные средства

    1. Наличные деньги в обращении

    2. Средства на счетах в Банке России, из них:

     Правительства РФ

     кредитных организаций- резидентов

    3. Средства в расчетах

    4. Прочие пассивы, из них:

     - кредит МВФ

    5. Капитал, в т.ч.

    5.1. Уставный капитал

    5.2. Резервы и фонды

    5.3. Убытки отчетного года

    Итого по активу Итого по пассиву

    Тема 11. Денежно-кредитная политика центрального банка

    11.1 Сущность, цели и направления денежно-кредитной политики

    Денежно-кредитная политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

    Денежно-кредитное регулирование – это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

    Основным проводником денежно-кредитной политики и органом, осуществляющим денежно-кредитное регулирование, является центральный банк.

    Проводя денежно-кредитную политику, центральный банк не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная задача – создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующей их трансформации в производительные инвестиции.

    Центральные банки в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают три группы показателей:

    1)  конечные цели ДКП – это глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой: обеспечение стабильности цен (низкая инфляция), полной занятости, рост реального объема производства, равновесие платежного баланса;

    2)  промежуточные цели (ориентиры) ДКП – более конкретные и доступные цели, которые ставятся при проведении текущей денежно-кредитной политики. Их постановка является средством достижения конечных целей: денежная масса, ставка процента, валютный курс;

    3)  инструменты ДКП – совокупность мер, с помощью которых осуществляется корректировка промежуточных целей (минимальные резервы, операции на открытом рынке, ставки по операциям центрального банка и другие).

    Перечисленные показатели образуют своего рода иерархическую структуру, в которой для достижения конечной цели необходимо поставить и решить промежуточные задачи с помощью применения тех или иных инструментов денежно-кредитной политики.

    Основным объектом денежно-кредитного регулирования большинства центральных банков является денежная масса. Дело в том, что этот показатель непосредственно влияет на основные конечные цели ДКП – уровень инфляции и объем национального продукта. Понятие денежной массы в практике денежно-кредитного регулирования тесно связано с понятием «денежное предложение», которое означает общий объем доступных платежных средств в стране.

    Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Ежегодно Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год, который представляет собой важный установочный документ, близкий по значимости к государственному бюджету. Он определяет главные ориентиры и параметры единой государственной ДКП, предусматривает способы и возможные последствия применения различных инструментов ДКП на денежно-кредитную и валютную системы.

    11.2 Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования

    Основным объектом денежно-кредитного регулирования большинства центральных банков является денежная масса, воздействие на которую осуществляется путем проведения денежно-кредитной политики двух типов: рестрикционной (от лат. restrictio – ограничение) и экспансионистской (от лат. expansio – распространение).

    Рестрикционная денежно-кредитная политика (ограничительная или политика «дорогих денег») направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно «подкрепляется» бюджетно-налоговыми мероприятиями: увеличением налогов, сокращением государственных расходов и др.

    Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета. Целями проведения экспансионистской политики выступают стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.

    Методы денежно-кредитного регулирования – это способы воздействия на промежуточные ориентиры денежно-кредитной политики. Их можно разделить на две большие группы: методы прямого контроля и рыночные методы. Методы прямого контроля (административные) заключаются в мерах административного контроля за деятельностью банков и, как правило, имеют форму директив, предписаний, инструкций, издаваемых центральным банком, и направлены на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Рыночные (косвенные) методы влияют на объекты регулирования (денежную массу, процентные ставки, валютный курс) при помощи рыночных механизмов.

    Центральный банк Российской Федерации осуществляет денежно-кредитную политику с помощью инструментов, которые закреплены за ним законодательно:

    1) процентные ставки по операциям Банка России;

    2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

    3) операции на открытом рынке;

    4) рефинансирование кредитных организаций;

    5) валютные интервенции;

    6) установление ориентиров роста денежной массы;

    7) прямые количественные ограничения;

    8) эмиссия облигаций от своего имени.

    В соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. При этом могут устанавливаться одна или несколько процентных ставок по различным видам операций: ломбардным; депозитным; РЕПО; кредитам «овернайт». Повышение или понижение официальных ставок центрального банка означает соответственно ужесточение или смягчение денежно-кредитной политики.

    Резервные требования представляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, находящуюся на открытом в Центральном банке беспроцентном (как правило) счете по его требованию. Такое резервирование средств позволяет обеспечить постоянный уровень ликвидности коммерческих банков за счет аккумуляции минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк имеет возможность регулировать величину и динамику активных операций коммерческих банков.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.