МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Экологическое налогообложение в России

    Сегодня экономика России работает в основном на экспорт полезных ископаемых и сырьевых материалов из страны, отношения в области установления и взимания природоресурсных платежей регулируются Конституцией РФ (статьи 57, 75, 104), Федеральными законами и Законами субъектов РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, инструкциями Министерства по налогам и сборам России и др. Перечислим их: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Закон Российской Федерации "О недрах" (1992 г.); Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.); Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (1995 г.); Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (1995 г.); Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" (1998 г.) (утратил силу с 1 января 2005 г. - введена Глава 25.2 НК РФ "Водный налог"); Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (1999г.); Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты"; Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей"; Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.

    На государственные природоохранительные органы РФ были возложены обязанности по количественному и качественному учету природных ресурсов и вторичного сырья, определению их социально-экономических оценок, ведению государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.

    Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользования осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

    Кроме того, в законодательном порядке предусматривается международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, предполагающее обеспечение свободного и беспрепятственного обмена научно-технической и экологической информацией, оказания помощи в чрезвычайных экологических ситуациях, установления контроля за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на глобальном уровне.

    Полагаем, что для России в условиях выхода из социально-экономического и инвестиционного кризиса экологические проблемы могут подняться на новый уровень сложности и, самое главное, важности, поскольку именно в таких условиях наиболее ярко проявляются недостатки налоговой системы. И, по нашему мнению, очень важным в этих условиях является учет мирового опыта в решении экологических проблем, международное сотрудничество в деле ослабления глобальной экологической угрозы. Необходимо более детально изучить суть проблем, а при проектировании предложений по их решению учитывать как можно больше факторов, отрицательно влияющих на окружающую среду.

      1.2 Опыт различных стран в области экологического налогообложения

    В Европе наибольшее распространение получили транспортные и энергетические налоги. В той или иной форме они введены во всех странах - членах ЕС. При этом транспортные и энергетические налоги по своей сути являются фискальными налогами, то есть предназначены для получения доходов. Ими оказывается определённый положительный эффект на окружающую природную среду. Итак, на основе информации книги В.В. Петрова [8] в Европе приняты следующие акты в области экологического налогообложения: 1-я Программа действий ЕС по охране окружающей среды (1973 г.); проект директивы о введении единого налога на энергоносители (1991г.); специальная Директива ЕС по упаковочным отходам (1994 г.).

    В налоговой системе США налогам, направленным на защиту окружающей природной среды, также уделено большое место, они составляют особую группу местных налогов. В области управления экологической безопасностью в США было принято множество законодательных актов: Закон об охране воздушной среды, Закон об улучшении качества природной среды, Закон об охране вымирающих видов живой природы, Закон об охране питьевой воды, Закон о сохранении и восстановлении ресурсов, Закон о контроле за токсичными веществами, Закон об охране водной среды, Закон о предотвращении выбросов нефти и т.д. Практическая работа по реализации конкретных мероприятий в области природопользования и охраны природы с учетом специфики каждого территориального образования и сложившихся там региональных биогеоценозов перемещается на плечи местных управленческих структур, которые, естественно, должны действовать в рамках различного рода национальных регуляторов, задающихся с верхнего уровня. [9]

    По мнению Б.Х. Краснопольского, основные направления законотворчества в области управления экологической безопасностью в США в настоящее время тесно связаны с новыми экономическими стратегиями, диктуемыми острой необходимостью рационального использования природных ресурсов и существенного сокращения ущерба природе. В июле 1970 г. по совместному решению правительства и Конгресса создано Федеральное министерство (агентство) США по охране природы (The Environmental Protection Agency - EPA). Работа ЕРА строится по 5 основным направлениям:

    1. Инициирование, развитие и осуществление регулирующих и контролирующих функций. Агентство при необходимости инициирует и разрабатывает предложения к законодательным актам в области политики экологической безопасности, контролирует их исполнение, используя соответствующие правовые рычаги.

    2. Предоставление финансовой поддержки. За последние годы примерно 40-50% бюджета агентства расходуется на оказание прямой финансовой поддержки через систему грантов для национальных и региональных экологических программ и проектов.

    экологическое налогообложение россия природоресурсный

    3. Проведение экологических исследований. Через систему лабораторий, распределенных по территории всей страны, агентство изучает состояние экологической обстановки в конкретных регионах и определяет превентивные и оперативные меры по решению возникающих экологических проблем.

    4. Спонсирование добровольного партнерства и программ. Агентство осуществляет свою работу через штаб-квартиру и региональные подразделения с более чем 10 тысячами предприятий промышленности и других отраслей экономики, неприбыльными организациями, правительствами штатов и местными администрациями по примерно 40 крупным программам добровольного сотрудничества по предотвращению выбросов в окружающую среду и сохранению природных ресурсов.

    5. Персональное экологическое обучение граждан. Агентство развивает образовательные программы, ориентированные на воспитание экологического мышления рядовых граждан и чувства ответственности каждого человека и общества за состояние экологической безопасности на каждом конкретном рабочем месте и каждом пункте проживания.

    Итак, в соответствии с целевой направленностью Б.Х. Краснопольский выделяет в налоговой системе США следующие налоги (платежи):

    служащие преимущественно покрытию экологических издержек (cost-covering charges). Они подразделяются на: налоги (платежи) за пользование природными ресурсами и экологическими услугами, например, плата за забор воды из водоёмов или сбор и размещение отходов (user charges) и отложенные платежи, включая налоги (платежи) на шумовое загрязнение, сброс сточных вод, на рельеф местности и доходы от животноводства, специальные налоги на батарейки и т.п.

    стимулирующие экологически релевантное поведение производителей и потребителей;

    экологические налоги, имеющие преимущественно фискальную функцию и служащие пополнению бюджета (бюджетов).

    Транспортные налоги, как правило, налагаются в зависимости от типа двигателя транспортного средства.

    Энергетические налоги, то есть налоги на определённые виды топлива, призваны повлиять на эмиссию углекислого газа, оксидов азота и серы в атмосферу. Уменьшение использования угольного топлива приводит к сокращению выделения загрязняющих веществ, таких как CO2, особенно на территории городов. Налоги на твёрдые отходы стимулируют эффективное управление процессом их образования посредством уменьшения массы отходов, возвращаемых в окружающую природную среду, а также увеличения их рециклирования, включая применение соответствующих технологий в производстве.

    Особый интерес представляет налог на энергоносители, используемые в качестве моторного топлива для отопления и в электроэнергетике. Взимается с нефтепродуктов, угля и газа, произведенных в стране или импортированных для использования в качестве топлива. Ставки налога установлены в зависимости от степени загрязнения атмосферы при сжигании данного энергоносителя.

    Все же основная цель экологических платежей - не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению.

    Интересен опыт Дании. В этой стране за счёт средств, получаемых от уплаты экологических налогов, действует специальная схема по сбору устаревших и вышедших из употребления автомобилей [10] (в России недавно также введены льготы на приобретение новых отечественных автомобилей взамен сданных в утиль старых). В рамках этой схемы владельцам транспортных средств, потребление которых связано с существенной нагрузкой на окружающую природную среду (таковыми считаются автомобили, срок службы которых превышает 10 лет), выплачивается за их "сбор" специальная премия.

    Систему экологических платежей Германии, по мнению В.Н. Гиряева, по сравнению с российской можно назвать устоявшейся. Хотя появляются и новые платежи, повышаются или понижаются ставки уже существующих, отменяются неконституционные (местный налог на упаковку, введенный в г. Кассель) или морально устаревшие, такие, в целом небольшие изменения, не затрагивают прочных теоретических основ. Как и в российском праве, экологические платежи Германии базируются на принципиальных положениях двух отраслей права: экологического и финансового.

    Как отмечает Е.Н. Егорова, экологическое право Германии в свою очередь основывается на принципах, которые особенно важны для теоретического обоснования установления и взимания экологических платежей. В первую очередь это принцип причинения или "причинитель платит", который направлен на материальную ответственность за деятельность, негативно отразившуюся или отражающуюся на состоянии окружающей природной среды. Он является теоретической основой не только экологических платежей, взимаемых в случае правомерного поведения, но и экономических санкций за неправомерное поведения причинителя. В отличие от принципа причинения принцип предусмотрительности, как явствует из названия, нацелен на улучшение качества окружающей среды. Применение этого принципа в экологическом праве связанно с необходимостью избежания новых рисков, опасностей, неблагоприятного воздействия на окружающую среду и сохранения природных ресурсов для будущих поколений путем бережного отношения к ним. Правильно установленные (с экономической точки зрения) экологические платежи в своей управляющей функции мотивируют такое поведение плательщика, которое не влечет за собой возникновения новых угроз для окружающей среды.

    Стоит отметить, что юридически экологические платежи не выходят за рамки системы платежей Германии. Это значит, что для экологических платежей не придумывают новые виды платежей, а используют возможности, предоставляемые действующим финансовым законодательством: налоги, сборы, взносы, специальные платежи. С финансово-правовой точки зрения, налоги - это безусловные денежные платежи; сборы - "законодательно урегулированные платежи за особые услуги административных органов"; взносы - платежи, взимаемые для покрытия расходов, связанных с созданием (например, строительством) каких-либо сооружений, необходимых всей группе плательщиков. Специальные платежи характеризуются 4 основными признаками: гомогенной (однородной) группой плательщиков; общими для плательщиков целями взимания платежа; использованием специальных платежей в интересах группы плательщиков; периодической проверкой законности и обоснованности взимания платежей. [11]

    Классификация экологических платежей. Наиболее популярной из всех возможных классификаций экологических платежей в Германии является классификация по функциональному признаку. Ее приводят в своих работах Вернер Хоппе, Мартин Бекманн, Петра Каух, Фердинанд Кирххоф, Вольфганг Каль, Андреас Фосскуле и другие. Классификация по функциональному признаку обычно объединяет 4 группы экологических платежей:

    1. Платежи за природопользование (Umweltnutzungsabgabe);

    2. Финансирующие экологические платежи (Umweltfinanzierungsabgabe);

    3. Выравнивающие экологические платежи (Umweltausgleichsabgaben);

    4. Управляющие экологические платежи (Umweltlenkungsabgaben). [12]

    Платежи за природопользование. Платежами за природопользование облагается причинитель вреда, в случае если он использует природные ресурсы в своих целях. К этому типу Ф. Кирххоф относит, например, "плату за забор воды". Ее величина в идеале ориентируется на объем "вмешательства" в окружающую среду. Она взимается в целях охраны окружающей среды, т.к. причинитель должен оплачивать природопользование.

    Финансирующие экологические платежи. К финансирующим экологическим платежам относятся платежи, которые не только выполняют "управляюще-мотивировочные" функции, но и финансируют доходную часть бюджета. Отметим, что речь не идет о целевом финансировании охраны окружающей среды. Из финансирующих платежей Ф. Кирххоф называет только уже не взимаемый платеж за отработанное машинное масло.

    Выравнивающие платежи. Они взимаются после произведенного вмешательства в окружающую среду и заменяют компенсационные мероприятия. Примером таких платежей являются выравнивающие платежи земли Гессен, которые взимаются в случае изменения ландшафтов.

    Экологические управляющие платежи. Их цель - уменьшение загрязняющих и ухудшающих окружающую среду процессов. Они основываются на экономическом воздействии на плательщиков и вступают в конкуренцию с экологическим административным правом. Эти платежи преследуют две цели: правовую - урегулирование обязанности платить и экономическую - предложить плательщикам две возможности: выбор между свободным от платежей улучшением окружающей среды и облагаемым платежами ухудшением окружающей среды. К таким платежам Ф. Кирххоф относит налог на минеральные масла. [13]

    C точки зрения экологической политики и экономики окружающей среды классифицируют экологические платежи Вольфганг Бенкерт, Юрген Бунде и Бернд Хансюргенс. Платежи делятся на две группы в зависимости от "привязки" к принципам экологического права и политики. Таким образом, выделяются платежи:

    связанные с принципом "причинитель платит", цель которых - взимание денежных отчислений в связи с уже произведенным загрязнением;

    ориентированные на предупреждение загрязнений, цель которых сделать невыгодным и предотвратить загрязнение окружающей среды.

    Безусловно, такая классификация платежей не является строгой и многие платежи являются смешанными, как например экологический налог, который с одной стороны взимается по факту загрязнения, с другой стороны заставляет плательщиков задуматься о сокращении потребления, например, бензина, чем предотвращает новые загрязнения окружающей среды.

    Экологические налоги в Японии

    По мнению И. Тимониной, в экологической политике Японии еще с начала ее формирования основополагающим являлся принцип "загрязнитель платит", означающий возложение ответственности за ухудшение среды на непосредственных виновников - компании-загрязнители, которые несли значительную часть необходимых расходов. Государство от имени общества также взяло на себя часть финансового бремени по сохранению природного потенциала и на основе прямых и косвенных методов регулирования стремилось обеспечить поддержание нормального состояния окружающей среды.

    Сочетание принципа "загрязнитель платит", прямого государственного контроля и государственной финансовой поддержки природоохранной деятельности компаний дало ощутимые положительные результаты.

    Особенностью использования налогов в качестве инструмента экологического регулирования в Японии на протяжении 70-90-х годов являлось преобладание их стимулирующей функции. Широко применялись система ускоренной амортизации для оборудования и сооружений, связанных с защитой среды и обезвреживанием отходов, а также скидки по некоторым видам государственных и местных налогов для предприятий, устанавливающих такое оборудование. [14]

    В то же время собственно "экологические" налоги, как и пошлины, штрафы, платежи, непосредственно нацеленные на сокращение масштабов загрязнения или улучшение экологических свойств товаров, до последнего времени не получили большого распространения. В разные периоды вводились дифференцированные по отдельным районам налоги на автотранспорт для контроля за выхлопными газами, специальные налоги для электромобилей, надбавки к налогам за опасные производства и товары, платежи за выбросы сверх установленных норм двуокиси серы. Среди нововведений в этой области можно отметить эксперимент на о. Хоккайдо, где начали взимать пошлину за мусор, объемы которого сразу же сократились на 30%. [15]

    В Японии происходит "позеленение" налоговой системы, т.е. переориентация ее на охрану среды и более эффективное использование ресурсов. Наибольшее распространение получили "углеродный" и "серный" налоги, а также налоги на перерабатываемую тару, заставляющие загрязнителей выделять средства на переработку отходов и создавать системы рециклирования.И. Тимонина отмечает, что управление по вопросам окружающей среды (УВОС) Японии также заявило о необходимости принятия и быстрого введения концепции "зеленых" налогов. Она предусматривает налогообложение деятельности, приносящей социальные экологические издержки, и снижение налогов на экологически нейтральные товары и услуги. При налогообложении выпуска продукции, производство или использование которой может наносить вред окружающей среде, эксперты предлагают вводить пошлины, зависящие от объема продукта, а не от его стоимости. При этом уровень налогообложения, по их мнению, должен обеспечить компаниям возможность выбора оптимальных технологий и изменения характера деятельности.

    Исследования многих ученых не подтверждают прямой связи между установлением экологических налогов и международной конкурентоспособностью национальной промышленности, однако не исключается, что с их введением промышленность может устремиться за рубеж, где экологическое регулирование носит менее жесткий характер. Рассматривается вопрос о введении экологически ориентированных таможенных пошлин на экспортные и импортные товары. [16]

    Среди не применяемых пока в стране экономических инструментов экологического регулирования можно отметить систему торговли квотами на загрязнение. Судя по "Белым книгам", УВОС заинтересовано в апробации такого механизма. Планируется также (пока в экспериментальном порядке) введение системы взимания с покупателей залоговой стоимости тары, поскольку сейчас, как правило, население собирает бутылки, банки, а также макулатуру и батарейки добровольно и бесплатно.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.