Курсовая работа: Экологическое налогообложение в России
Таблица
3 - Текущие затраты на охрану окружающей среды по
Российской Федерации (в фактически действовавших ценах; млрд. рублей)
Всего
в том числе:
на охрану и рациональное использование водных ресурсов
на охрану атмосферного воздуха
на охрану окружающей среды от отходов производства
и потребления
на рекультивацию земель
2003
110,7
67,2
26,5
13,8
3,2
2004
126,6
77,0
29,7
16,7
3,1
2005
142,7
84,9
33,8
20,0
4,1
2006
162,9
93,0
40,6
24,0
5,3
2007
177,3
104,8
41,9
25,1
5,6
20082)
183,9
103,5
43,4
30,5
6,5
20092)
183,7
112,8
32,9
30,5
7,4
1) Млрд. руб. 2) Без амортизационных
отчислений
Источник: Федеральная налоговая служба - www.nalog.ru
Таблица
4 - Сравнительная характеристика поступления
доходов природоресурсных платежей в бюджеты РФ с затратами на охрану окружающей
среды (включая НДПИ и без НДПИ, млрд. руб.
Год
Поступило
налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета (с НДПИ)
Поступило
налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы консолидированного бюджета(С НДПИ)
НДПИ,
поступивший в федеральный бюджет
НДПИ,
поступивший в консолидированный бюджет
Поступило
налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета (без
НДПИ)
Поступило
налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы консолидированного бюджета
(без НДПИ)
Доходы
(всего) - фактические затраты (всего)
2007
1 157, 3
77, 7
1 122, 9
74, 4
34,4
3,3
939,8
2008
1 637, 5
105, 0
1 604, 6
103, 3
32,9
1,7
1373,9
2009
1 006, 2
74,6
981, 5
72, 3
2,1
2,3
737,5
Сравнивая данные представленных таблиц, можно сделать вывод о
том, что поступления от сбора налогов и платежей за пользование природными ресурсами
в значительной степени превышают расходы на охрану окружающей среды. Динамика показывает
колебание в поступлении доходов в бюджеты (за 2006-2010гг. наибольшие сборы отмечены
в 2008г. - 1 637 515, 095 млн.). Такая же тенденция наблюдается и в расходах - наибольшие
затраты в 2008 году - 368627 млн. Получается, что доходов в бюджет природоресурсные
платежи приносят значительно больше, чем расходов. Однако нельзя не отметить то,
что доходы от поступлений НДПИ составляют большую часть общей суммы платежей за
пользование природными ресурсами (около 97%), а все остальные налоги и сборы - лишь
около 3%. По нашему мнению, не должен существовать столь весомый перекос в сторону
НДПИ, поскольку в этом случае бюджеты оказываются слишком зависимыми от цен на полезные
ископаемые, что приводит к нестабильности денежных поступлений в них. Сложившаяся
ситуация может говорить еще и о том, что нормативы платы по природоресурсным платежам
сравнительно невысоки. Поэтому необходимо увеличить размеры платы, особенно в части
загрязнения окружающей среды, так как в максимальной степени должен возмещаться
вред природе.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждается
Государственной налоговой службой РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
Несколько слов следует сказать об особенностях уплаты платежей
отдельными категориями налогоплательщиков.
В связи с введением упрощенной системы налогообложения и единого
налога на вмененный доход для определенных видов деятельности часто возникает вопрос
о том, должны ли предприятия, перешедшие на указанные системы налогообложения, вносить
экологические платежи. [51]
Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения
в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства",
не вносят плату за загрязнение природной среды, так как данные платежи не указаны
в перечне налогов и других обязательных платежей, для которых сохранен действующий
порядок уплаты.
Что касается особенностей исчисления платы при аварийных выбросах
и сбросах загрязняющих веществ, то в этом случае ведутся две формы расчета по платежам.
В первой рассчитывается вся масса аварийного выброса (сброса) по 5-кратному коэффициенту,
так как этот выброс превышает, как правило, все установленные лимиты и нормативы.
Во второй рассчитывается сумма ущерба, нанесенного многим видам природных
ресурсов. В связи с этим приходится применять различные методы определения степени
загрязнения и ущерба, нанесенного почвенному слою, водным ресурсам, животному миру.
(При организации и проведении мероприятий по определению ущерба природной среде
рекомендуется использовать приказ Госкомэкологии России от 23.07.98 № 448, которым
утвержден Перечень нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию
при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате
экологических правонарушений).