Дипломная работа: Пути повышения эффективности сбытовой деятельности предприятия (на примере ОАО "Славянка")
Изменение
суммы прибыли за счет:
а) объема
реализации продукции
тыс. р. (2.9)
б) структуры
товарной продукции
тыс. р. (2.10)
в) средних
цен реализации
тыс. р. (2.11)
г)
себестоимости реализованной продукции
тыс. р. (2.12)
Проведенный факторный анализ прибыли подтвердил
рост данного показателя в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 213 826
тыс. р.
Результаты расчетов показывают, что увеличение
прибыли в 2008 г. по сравнению с 2007 г. произошло в основном за счет
увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции
также способствовало увеличению суммы прибыли на 188 тыс. р., так как в общем
объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции.
Изменение объема реализации также способствовало увеличению суммы прибыли на 3 199
тыс. р., так как увеличился оборот продукции, что привело к увеличению прибыли.
В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 4 565
235 тыс. р.
Таблица 2.7 –
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2008 г.
по сравнению с 2009 г., тыс. р.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение,
(+,–)
|
Темп роста,
%
|
Объем реализованной продукции (РП),
тыс. шт.
|
713 |
719 |
6 |
100,8 |
Выручка от реализации продукции за
вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР),
тыс. р.
|
23 418 496 |
27 744 471 |
4 325 975 |
118,5 |
Полная себестоимость реализованной продукции
(ПС), тыс. р.
|
20 919 327 |
22 866 709 |
1 947 382 |
109,3 |
Прибыль от реализации продукции (П),
тыс. р.
|
2 499 169 |
2 615 973 |
116 804 |
104,7 |
Прибыль от реализации
продукции в 2008 г. по сравнению с 2009 г. возросла на 116 804 тыс. р.
(2 615 973–2 499 169), или на 4,7%.
Проведем факторный анализ
методом цепных подстановок, последовательно заменяя величину 2008 г.
каждого фактора величиной 2009 г. (см. таблицу 2.9).
На данном предприятии
выполнение плана по реализации (2008–2009 гг.) составляет:
. (2.12)
Если бы не изменилась
величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 0,8% и
составить 2 519 162 тыс. р. (2 499 169
·100,8%).
Затем следует определить
сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции по данным 2009 г.,
но при себестоимости и ценах 2008 г. Для этого необходимо от условной
выручки вычесть условную сумму затрат:
. (2.13)
Прибыль при таких
условиях составит: 2 520 095 тыс. р. (719·32 845–719·29 340).
Нужно подсчитать также,
сколько прибыли предприятие могло бы получить при объеме реализации, структуре
и ценах 2009 г., но при себестоимости продукции 2008 г. Для этого от
суммы выручки 2009 г. следует вычесть условную сумму затрат:
(2.14)
Сумма прибыли в данном
случае получится 6 649 312 тыс. р. (719·38 588–719·29 340).
Таблица 2.9 – Расчет влияния
факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. р. |
Объем реализации |
Структура продукции |
Цена единицы продукции |
Себестоимость единицы продукции |
2008 г. |
2008 |
2008 |
2008 |
2008 |
|
2499169 |
Усл1 |
2009 |
2008 |
2008 |
2008 |
|
2519162 |
Усл2 |
2009 |
2009 |
2008 |
2008 |
|
2520095 |
Усл3 |
2009 |
2009 |
2009 |
2008 |
|
6649312 |
2009 г. |
2009 |
2009 |
2009 |
2009 |
|
2615973 |
Изменение
суммы прибыли за счет:
а) объема
реализации продукции
тыс. р. (2.15)
б) структуры
товарной продукции
тыс. р. (2.16)
в) средних
цен реализации
тыс. р. (2.17)
г)
себестоимости реализованной продукции
тыс. р. (2.18)
Проведенный факторный анализ прибыли подтвердил
рост данного показателя в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 116 804
тыс. р.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли
в 2009 г. по сравнению с 2008 г. отмечен в основном за счет
увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции
также способствовало увеличению суммы прибыли на 933 тыс. р., так как в общем
объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции.
Изменение объема реализации также способствовало увеличению суммы прибыли на 1 993
тыс. р., так как увеличился оборот продукции, что привело к увеличению прибыли.
В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 4 033
339 тыс. р.
Рентабельность
в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской
деятельности, характеризует эффективность этой деятельности.
Рентабельность
– это показатель, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации продукции
к затратам, он характеризует окупаемость затрат и более полно, чем
прибыль характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что его
величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами. Показатель рентабельности
характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных
уровней направлений деятельности (производство и оптовая торговля.).
Поскольку
получение прибыли является обязательным условием коммерческой деятельности, а
финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяется размером
полученной прибыли, анализ финансовых результатов становится весьма актуальным.
Таблица 2.10 –
Расчет рентабельности
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
Темп роста, % |
2009 г. |
Темп роста, % |
1 Прибыль (убыток) от реализации, тыс. р. |
2 285 343 |
2 499 169 |
109,4 |
2 615 973 |
104,7 |
2 Себестоимость реализованной продукции,
тыс. р. |
16 331 430 |
20 919 327 |
128,1 |
22 866 709 |
109,2 |
3 Среднегодовая стоимость ОПФ и НА, тыс.
р. |
10 662 464 |
10 472 403 |
98,2 |
10 256 594 |
97,9 |
4 Рентабельность производства (стр. 1 /
стр. 3·100), % |
21,4 |
24,9 |
116,4 |
25,5 |
102,4 |
5 Рентабельность продукции (стр. 1 /
стр. 2·100), % |
14 |
11,9 |
85 |
11,4 |
95,8 |
Динамика
рентабельности отражена на рисунке 2.4.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|