Дипломная работа: Пути повышения эффективности сбытовой деятельности предприятия (на примере ОАО "Славянка")
Исходя из
приведенной таблицы 2.11, можно сделать следующие выводы:
а) Численность работников ОАО «Славянка» в
динамике за последние три г. стабилизировалась на уровне 1 636 человек.
б) Общая численность работающих на ОАО «Славянка»
в 2008 г. сократилась на 2 чел., изменения в структуре:
промышленно-производственный персонал увеличился на 2 чел., персонал
неосновной деятельности сократился на 4 чел. Общая численность работающих
на ОАО «Славянка» в 2009 увеличилась на 32 чел., изменения в структуре:
промышленно-производственный персонал увеличился на 30 чел., персонал
неосновной деятельности сократился на 2 чел.
в) Текучесть кадров на ОАО «Славянка»
является относительно низкой, что свидетельствует о высоком постоянстве
трудового коллектива.
Основной состав работающих – это женщины и
работники со средним специальным образованием, имеющие опыт работы в этой
области. Административно-управленческий персонал преимущественно имеет высшее
техническое и экономическое образование.
2.5 Анализ сбытовой деятельности предприятия
Одной из важнейших сторон деятельности ОАО «Славянка»»
является сбыт и реализация продукции. Номенклатура выпускаемой продукции на
предприятии достаточно большая – это более 50 видов различных изделий. Все виды
этих изделий востребованы потребителем.
В 2009 г. ОАО «Славянка» заключила 658 договоров на
поставку продукции.
Целью деятельности ОАО «Славянка» является:
– выпуск продукции, полностью отвечающей требованиям и ожиданиям потребителей;
– достижение уровня качества продукции, позволяющего быть первыми
и конкурентоспособными на рынке товаров легкой промышленности;
– улучшение благополучия работников ОАО «Славянка».
Деятельность ОАО «Славянка» в области сбыта и распределения
продукции подчинена определенным целям.
Во-первых, обеспечивать доставку произведенных товаров в необходимом
количестве в такое место и в такое время, которые более всего устраивают
потребителей. Во-вторых, способствовать привлечению внимания покупателей к
продукции предприятия и всемерно стимулировать расширение ее продажи.
Задачами сбытовой политики предприятия являются увеличение объёмов
продаж продукции собственного производства; сокращение товарных складских
запасов и более эффективное управление ими; повышение экономической
эффективности деятельности фирменных магазинов и увеличение товарооборота
основного ассортимента; более качественное удовлетворение потребностей покупателей.
Продукция предприятия пользуется покупательским спросом, так как
предприятие ориентируется на выпуск современных модных изделий. Предприятие
считается одним из лучших производителей одежды в Республике Беларусь и СНГ.
Основная задача, которую ставит предприятие на рынке – защита существующей
доли рынка и её увеличение. На сегодня ОАО «Славянка» занимает по основным
своим изделиям от 48% до 70% рынка РБ.
Отгрузка продукции в основном осуществляется напрямую заказчикам, т.е.
без посредников. Это является основным положительным моментом в сбытовой
политике предприятия.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает
ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. При
формирования ассортимента и структуры выпуска предприятия должно учитывать, с
одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее
эффективное соотношение трудовых, сырьевых, технических, технологических и др.
ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. Система формирования
ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой
к выпуску продукции;
– изучение жизненного цикла и принятия, своевременных мер по внедрению
новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной
программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в
ассортименте продукции.
Работой по сбыту и реализации продукции на предприятии занимается
отдел маркетинга. Отдел маркетинга является связующим звеном между предприятием
и покупателем. Занимается налаживанием каналов сбыта, осуществляет продажу
товаров оптовым клиентам, которые находятся как в республике Беларусь, так и на
внешнем рынке.
Отдел проводит анализ продаж продукции предприятия, составляет техническое
задание на разработку новой коллекции, составляет заявки на производство,
разрабатывает стратегии проведения рекламных мероприятий, участия в
специализированных выставках. Участвует в формировании рекламной стратегии,
основанной на перспективных направлениях дальнейшего организационного развития,
инновационной и инвестиционной деятельности.
Отдел маркетинга состоит из трех маркетологов. Руководство отделом
маркетинга осуществляет начальник отдела маркетинга. Отдел маркетинга
непосредственно подчиняется заместителю директора по коммерческим вопросам.
В своей деятельности отдел маркетинга руководствуется:
– политикой ОАО «Славянка» в области качества;
– политикой отдела маркетинга в области качества;
– приказами и распоряжениями по ОАО «Славянка»;
– гражданским кодексом Республики Беларусь;
– КЗОТ РБ;
– правилами внутреннего трудового распорядка;
– положениями и инструкциями, действующими в ОАО «Славянка».
Основными задачами отдела маркетинга являются:
– проработка и заключение договоров с покупателями;
– оформление документов и отгрузка готовой продукции;
– обеспечение реализации готовой продукции;
– постоянная работа по расширению объёмов продаж;
– планирование выпуска готовой продукции с учётом ежемесячных
корректировок заявок потребителей.
При построении структуры управления сбытом на предприятии необходимо
ориентироваться на цели его деятельности, а также влияние и внутренние условия
его функционирования.
Работа по сбыту и реализации для каждого работника предприятия
распределена строго со своими обязанностями, что позволяет всем быстро и четко
выполнять свои обязанности.
Функции всех работников четко распределены, благодаря этому работу
по сбыту и реализации продукции удается хорошо выполнять, но политика
предприятия такова, что хорошего выполнения не достаточно, нужно постоянно совершенствовать
свою работу.
Отрицательным на предприятии является то, что отсутствует стимулирование
работников отдела маркетинга:
– зарплата работников не зависит от объема реализованной
продукции.
Положительным является факт равномерного распределения обязанностей
как между руководителями, так между работниками отдела. Вместе с тем на предприятии:
– ведется работа по изучению объемов продаж;
– номенклатура планируемой продукции определяется заранее, т. к.
предприятие работает по заявкам торговых организаций;
– объемы производства ориентированы на потребность рынка;
– проводятся маркетинговые исследования;
– активно ведутся работы по продвижению товара на рынок.
Оперативно-сбытовая деятельность на ОАО «Славянка» имеет свои
особенности, которые определяются назначением выпускаемой продукции, организационной
структурой сбыта, отраслевой спецификой предприятия. Вместе с тем на
предприятии оперативно-сбытовая деятельность является завершением процесса
реализации произведенной продукции.
Оперативно-сбытовая работа на предприятии включает:
– разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции
покупателя;
– приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и
подготовку ее к отправке покупателям;
– организацию отгрузки продукции покупателям и оформление
документов, связанных с отгрузкой и контроль выполнения заказов покупателей и
за платежеспособностью клиентов.
Планы-графики отгрузки готовой продукции разрабатываются на
короткие периоды времени (декада или неделя), с их помощью осуществляется координация
планов сбыта с планом производства.
Продукция, изготовленная цехами, поступает в комплектовочный цех,
который должен принять ее от цехов по количеству и качеству.
При подготовке продукции к отгрузке покупателям особое внимание на
предприятии уделяется строгому соблюдению правил упаковки и маркировки, установлению
количества отгружаемой продукции (наименования, количества и т.п.).
При отгрузке продукции покупателям особенно важен правильный выбор
упаковки.
Упаковка выполняет следующие функции:
– предохраняет товар от порчи и повреждений;
– обеспечивает создание условий для транспортировки, погрузки и
выгрузки товаров, их складирования и продажи.
Упаковка товаров соответствует транспортным средствам, которые
используются при их перевозке, а также средствам механизации и автоматизации
при погрузке, разгрузке и складировании.
Упаковка имеет отличия от упаковки конкурентов, т.е. имеет
свойства, отличающие товар предприятия от конкурентов.
Изделия упаковываются в полиэтиленовые пакеты на вешалках. Перед
отправкой упаковывают в короба.
При подготовке продукции к отправке покупателям также большое внимание
уделяется правильному оформлению документов, используемых при расчетах с
покупателями. К ним в первую очередь относятся документы, удостоверяющие
количество, качество и комплектность отгружаемых товаров:
– спецификация, подтверждающая, что товар поставлен по
номенклатуре и в количестве, предусмотренным договором;
– сертификат качества, подтверждающий, что товар перед отправкой
проверен поставщиком на соответствии техническим требованиям;
– упаковочный лист, в котором указывается, в какой упаковке
содержится товар и в каких количествах;
– транспортный документ, подтверждающий принятие товара к перевозке;
– счет на оплату отгружаемых товаров.
В процессе оперативно-сбытовой деятельности определяется
потребность в транспортных средствах. Расчет потребности в транспортных
средствах осуществляется с помощью показателя общего объема поставок продукции
за определенный период времени.
Широкий ассортимент своей продукции предприятие предлагает как на
внутреннем рынке, так и на внешнем рынке.
Внутренний рынок сегментирован следующим образом:
а) Рынок г. Минска,
б) Рынок г. Могилева,
в) Рынок г. Бобруйска,
г) Региональные рынки:
– Могилевская область,
– Минская область,
– Витебская область,
– Гродненская область,
– Брестская область,
– Гомельская область.
Внешний рынок представлен следующими направлениями:
– Рынок Российской Федерации:
а) Рынок г. Москвы;
б) Рынок г. Санкт-Петербурга;
в) Рынок регионов РФ.
– Страны дальнего зарубежья
По уровню продаж продукции ОАО «Славянка» лидирует г. Минск
(32,7%) и Могилевская область (27,8%) за ними идет Гомельская область (12,7%),
далее Минская и Брестская области на них приходится соответственно 9,4 и 6,9
процентов отгруженной продукции, Витебская область (6,3%) и самый маленький
процент потребления приходится на Гродненскую область (4,2%).
Рисунок 2.5 – Отгрузка продукции по
областям в 2009 г.
Потребителями продукции предприятия являются торгующие организации
разных уровней и форм собственности: государственные, акционерные, частные – от
крупнейших универмагов до маленьких магазинов в селах и районных центрах. Согласно
заключенным договорам, основными покупателями продукции, выпускаемой ОАО «Славянка»
в 2007–2009 гг. стали: г. Минск СП «ТД на Немиге», г. Минск ГУМ,
г. Минск ЦУМ, г. Минск универмаг «Беларусь», г. Брест ЦУМ, г. Витебск
«Универмаг», г. Могилев «Центральный» и многие другие.
Фирменная торговая сеть на ОАО «Славянка» представлена тремя
магазинами в г. Бобруйске и одним магазином в г. Гомель.
Основную конкуренцию ОАО «Славянка»
составляют: ОАО «Элема» г. Минск, ЗАО «Калинка» г. Солигорск,
ЗАО «Веснянка» г. Могилёв. Эти предприятия динамично развиваются, расширяя
свои доли на рынке, применяют новые материалы и технологии, производят новые коллекции
продукции к сезону продаж, что очень хорошо сказывается на их реализации.
В самом общем виде система сбытовой деятельности рассматриваемого
нами предприятия – ОАО «Славянка», с функциональной точки зрения,
представляющей собой деятельность всех подразделений компании с целью поиска
покупателя и доставки ему товара нужного качества, в требуемом количестве и в
оговоренные сроки, состоит из сбытовой структуры (органы и каналы сбыта), а
также из логистической инфраструктуры сбыта (склады, транспорт). В данной связи
целесообразным представляется краткая характеристика следующих основных и
значимых составляющих элементов сбытовой политики данного предприятия.
В настоящий момент на предприятии используются прямые и косвенные
каналы товародвижения, представляющие собой такие каналы распределения, при
которых производимая продукция распределяется и доставляется от производителя к
потребителю с участием одного или нескольких посредников.
Основными дилерами продукции ОАО «Славянка» являются
следующие предприятия:
а) г. Гродно ОАО «Торгодежда»;
б) г. Минск ОАО «Торгодежда»;
в) г. Бобруйск ОАО «Торговый Центр»;
г) г. Можайск ЗАО «Франт».
С этими предприятиями заключены долгосрочные договора на поставку
продукции. Предусмотрена 8% скидка. Оплата по данным договорам производится с
отсрочкой платежа 45 календарных дней. Товарооборот по оптовым организациям
представлен в таблице 2.12.
Таблица 2.12 – Объем реализации продукции по оптовым организациям
Наименование организации |
Объем реализованной продукции, млн. р. |
Темп роста, % |
Объем реализованной продукции, млн. р. |
Темп роста, % |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
г. Гродно ОАО «Торгодежда» |
220,8 |
250,5 |
113,4 |
260,4 |
104,0 |
г. Минск ОАО «Торгодежда» |
270,8 |
315,4 |
116,4 |
324,1 |
102,8 |
г. Бобруйск ОАО «Торговый Центр» |
85,9 |
115,4 |
134,3 |
126,8 |
134,34 |
г. Можайск ЗАО «Франт» |
380,2 |
420,4 |
110,5 |
440,2 |
104,7 |
ИТОГО |
957,7 |
1101,7 |
115,0 |
1151,5 |
104,5 |
По данным таблицы 2.12 можно увидеть, что объем реализованной
продукции по косвенным каналам сбыта увеличился в 2008 г. по сравнению с
2007 г. на 15%, и составляет 1 101,7 млн. р. А также, исходя из
данных таблицы 2.1 и таблицы 2.12 доля отгрузки по дилерским договорам составляет
в 2007 г. – 4,7%, в 2008 г. – 4,3%, в 2009 г. – 4,2% от общей
отгрузки продукции в отпускных ценах. Это свидетельствует о слаборазвитой
дилерской сети предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|