поргалки По КПЗС. Готовы к распечатке. РАЗДЕЛ:Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
|большинстве стран (кроме | | |
|некоторых мусульманских | | |
|государств). К другим | | |
|источникам относятся: | | |
|законы - конституционные | | |
|(вносят изменения в | | |
|конституцию или дополняют | | |
|ее), органические | 5.Виды конституций. Порядок их принятия и | |
|(принимаются в усложненном | изменения. | |
|порядке и обычно регулируют| | |
|какой - либо институт КП в |Классификация конституций по социальным | |
|целом), обыкновенные |признакам: различаются конституции буржуазного и| |
|(регулируют отдельные |социалистического типов, а также конституции | |
|вопросы, например закон о |переходные к буржуазному типу (в странах | |
|выборах президента), |капиталистической ориентации) и переходные к | |
|чрезвычайные ( могут |социалистическому типу (в | |
|отступать от положений |революционно-демократических государствах). В | |
|конституции, но принимаются|основу такой классификации положены социальные | |
|только на короткий срок, |признаки: характер закрепляемого основным | |
|обычно на несколько |законом общественного строя и природа | |
|месяцев, хотя и с правом |политической власти. Классификация конституций | |
|парламента продлить этот |по юридическим признакам: в зависимости от формы| |
|срок); |различают 2 вида конституций: писаные и | |
|внутригосударственные |неписаные. Писаная - особый законодательный акт | |
|публично-правовые договоры |или несколько нередко разновременных актов | |
|(например: соглашение о |(Финляндия, Швеция), которые официально | |
|разделе Чехословакии с 1 |провозглашены основными законами данной страны. | |
|января 1993г, |Неписаная - совокупность различных законов, | |
|Конституционное соглашение |судебных прецедентов и обычаев. Эти акты и нормы| |
|между президентом и |в своей совокупности закрепляют в какой-то мере | |
|парламентом Украины 1995г.;|основы существующего строя, но формально не | |
|регламенты парламентов и их|провозглашены в качестве основных законов | |
|палат, устанавливающие |(Великобритания, Новая Зеландия). По порядку | |
|внутреннюю организацию и |издания: подразделяются на: октроированные | |
|процедуру работы |(дарованные); принятые представительным органом | |
|парламентов. Они |(учредительным собранием, парламентом); | |
|принимаются либо в форме |одобренные на референдуме. По способу изменения:| |
|постановлений каждой палаты|гибкие и жесткие. Гибкие изменяются в том же | |
|для себя и не требуют |порядке, что и другие законы (Великобритания). | |
|одобрения другой палаты |Для внесения изменений в жесткие конституции | |
|(Германия), либо в форме |требуется (квалифицированное большинство | |
|закона при однопалатном |голосов, двойной вотум и т.д.). В зависимости от| |
|парламенте (Китай); акты |периода действия: постоянные и временные. | |
|глав государств и |Постоянная - в ней не устанавливается заранее | |
|исполнительной власти |каких-либо сроков ее действия. Временная | |
|(указы монархов, декреты |ограничивает срок своего действия или | |
|президентов, постановления |устанавливает условия, при наступлении которых | |
|правительства, акты |она заменяется постоянной (временная конституция| |
|министров, некоторых |ОАЭ 1971г., Судана 1985г. Принятие конституции. | |
|ведомств); акты органов |Одним из демократических способов принятия | |
|конституционного контроля |конституции считается принятие ее учредительным | |
|(конституционных судов) |собранием. Это однопалатный орган, после | |
|проверяют соответствие тех |принятия конституции распускается и заменяется | |
|или иных законов |на парламент. Некоторые конституции приняты | |
|конституции; судебные |парламентами, провозгласившие себя учредительным| |
|прецеденты - решение судов |собранием (в Шри-Ланке 1972г., Нидерландах | |
|высоких инстанций, |1983г.). Конституции нередко принимаются путем | |
|публикуемые ими и |референдума - общегосударственным голосованием | |
|становящиеся основой для |избирателей (Франция 1958г., Белоруссия 1996г.).| |
|принятия другими судами |В ряде монархических государств происходило | |
|аналогичных решений по |октроирование конституций: они даровались | |
|подобным делам; |монархом своему народу (Непал 1962г., Саудовская| |
|конституционный обычай - |Аравия в 1992г.). Изменение конституции. Лучшим | |
|сложившееся в практики |средством, способным обеспечить необходимую | |
|органов государственной |стабильность конституционных норм, считается | |
|власти правило, имеющее |более сложный порядок внесения изменений в | |
|устный характер, |конституцию по сравнению с обычным законом. | |
|опирающийся на согласие |Поправки вносятся по решению парламента или на | |
|участников отношений и не |основе итогов референдума. Проект об изменении | |
|пользующееся судебной |вносится только главой государства, | |
|защитой в случае его |правительством, определенной группой депутатов. | |
|нарушения. (распространены |Поправка должна быть принята квалифицированным | |
|в Великобритании, Новой |большинством в каждой палате парламента. В | |
|Зеландии; религиозные |большинстве случаев поправки к конституции не | |
|источники, особенно в |подлежат вето главы государства и должны быть | |
|монархических государствах |опубликованы. Почти всегда в новую конституцию | |
|с феодальными и родовыми |включаются нормы, запрещающие пересматривать | |
|пережитками. В единичных |некоторые положения (Португалия - право на | |
|мусульманских странах |демократическую оппозицию), в некоторых странах | |
|конституцию заменяет Коран,|неизменными объявлены целые разделы (Греция, | |
|в других же Коран считается|Румыния). | |
|актом, стоящим выше | | |
|конституции; международно -| | |
|правовые акты, например | | |
|Европейская конвенция о | | |
|правах человека 1950г., | | |
|Маастрихтский договор | | |
|1992г. о Европейском | | |
|союзе, предусматривающий | | |
|наряду с национальным | | |
|гражданством единое | | |
|европейское гражданство в | | |
|государствах-членах. В | | |
|некоторых конституциях | | |
|содержатся ссылки на | | |
|важнейшие международные | | |
|акты, например на Всеобщую | | |
|декларацию прав человека | | |
|1948г., принятую ООН. | | |
|---------------------------+------------------------------------------------| |
| 3.Конституционно-правовые | | |
| отношения, субъекты КПЗС | | |
| | | |
|В результате юридических | | |
|фактов на основе действия | | |
|норм КП между различными | | |
|сторонами возникают | | |
|конституционно- правовые | | |
|отношения. Их участники | | |
|называются субъектами КП. В| | |
|КП не используется деление | | |
|субъектов на физические и | | |
|юридические лица. В | 6. Характерные черты и особенности конституций | |
|наиболее обобщенном виде в | стран запада, принятых после 1945 года. | |
|число субъектов входит: | | |
|социальные и национальные |Характерные черты и особенности конституций | |
|общности (народ, нации, |стран запада, принятых после 1945 года состоят в| |
|классы); государство и его |том, что они так или иначе несли на себе | |
|составные части (например, |отпечаток Второй Мировой Войны. | |
|субъекты федерации в | | |
|Германии или автономные |Во первых конституции закрепляли суверенность, | |
|образования в Китае); |т.е. независимость от других стран, особенно это| |
|основные органы государства|касалось стран, которые были подчинены | |
|(глава государства - |фашистской германии, и другие страны, которые | |
|император в Японии, |испытывали давление в период войны, и не имели | |
|президент в США, парламент |полной самостоятельности. | |
|в Великобритании); | | |
|общественные объединения и |Во вторых закреплялись положения запрета | |
|коллективы граждан |фашистских партий и фашистской пропаганды, | |
|публичного характера, т.е. |отныне фашизм стал наказуемым. | |
|те, которые участвуют в | | |
|политике (партии, |В третих обьявлялся призыв к объединению, и | |
|выдвигающие кандидатов на |осуществления мира на земле. | |
|выборах в органы | | |
|государства, в Бразилии или|Оговаривалось и то, что отныне вооруженные силы | |
|группы избирателей в |страны должны служить только обороне , а не как | |
|Швейцарии, обладающие |не в целях нападения. | |
|правом народной | | |
|законодательной |Страны полностью отказывались от агрессии. | |
|инициативой); органы МСУ | | |
|(советы графств в | | |
|Великобритании, мэры | | |
|городов во Франции); | | |
|индивиды (граждане, | | |
|иностранцы, лица без | | |
|гражданства, лица с | | |
|множественным гражданством | | |
|- каждая из этих категорий | | |
|населения обладает своим | | |
|объемом конституционных | | |
|прав. | | |
|----------------------------------------------------------------------------------|
| | 10. Типология политической |
| | партии. |
| | |
| |При изучении конституционного |
| |права называют также несколько |
| |разновидностей партий, |
| |связанных главным образом с |
| |содержательными, |
| |политологическими |
| |характеристиками: 1) |
| |консервативные партии, |
| |выступающие за сохранение |
| |прежних порядков, против реформ|
| |(например, Консервативная |
| |партия в Великобритании); 2) |
| |клерикальные (религиозные) |
| |партии |
| |(Христианско-демократический |
| |союз в Германии, Мусульманская |
| |лига в Пакистане и др.), |
| 7. Понятие и механизм конституционного надзора и |которые требуют, чтобы |
| контроля. |общественная жизнь и управление|
| |государством сообразовывались с|
|Юридическое верховенство конституции предполагает |догматами религии; 3) |
|контроль за ее соблюдением. Существуют |либеральные партии (Либеральная|
|специализированные и неспециализированные органы, |партия в Великобритании, Партия|
|которые обязаны не допускать применения законов и |центра в Швеции), выступающие |
|других актов, противоречащих конституции. |за свободу экономической |
|Специализированный конституционный контроль |деятельности, невмешательство |
|(надзор) - важнейший способ защиты конституции |государства в общественную |
|юридическими средствами. Органы конституционного |жизнь; 4) реформистские партии,|
|контроля. В социалистических странах функции |которые (особенно в |
|конституционного контроля возложены на парламент, |развивающихся странах) |
|в ряде других стран некоторые функции К.К. |выступают под лозунгами |
|выполняет президент, как гарант конституции. |национального социализма, за |
|Особое значение имеет судебный и квазисудебный |социальную справедливость при |
|К.К. В большинстве стран (Австралия, Индия, США) |сохранении частной |
|эту функцию выполняют общие суды, т.е. те суды, |собственности |
|основная цель которых рассмотрение уголовных и |(социал-демократические партии |
|гражданских дел. В ряде стран функции К.К. |в Европе, Индийский |
|выполняет конституционный суд (Германия, Италия). |национальный конгресс, |
|Обычно он формируется при участии разных ветвей |Институционно-революционная |
|власти (законодательной - парламента, |партия в Мексике, некоторые |
|исполнительной - президента), а также судейского |партии социалистического |
|корпуса (высшего совета магистратуры). В |возрождения в арабских |
|Казахстане, Тунисе, Франции создаются |странах); 5) радикалистские |
|конституционные советы. Формируются без участия |партии, выступающие за коренное|
|судебного корпуса. Обращаться в органы К.К. высшие|переустройство общества с |
|органы государства и должностные лица, субъекты |применением, как правило, |
|федерации, автономные образования, суды, граждане,|насильственных мер. С точки |
|если нарушены их конституционные права. Формы К.К.|зрения организационной |
|К.К. называется предварительным, когда |структуры принято различать |
|уполномоченные на то органы дают свои заключения о|партии кадровые, массовые и |
|соответствии конституции тех или иных актов до |партии-движения. Кадровые |
|вступления их в силу - такой контроль осуществляют|партии имеют фиксированное |
|конституционные советы. При последующем К.К. спор |членство, прием в них связан с |
|о конституционности того или иного акта |определенными условиями, иногда|
|рассматривается лишь после того, как этот акт |даже требуется письменная |
|вступил в силу (Германия, США).Различают |рекомендация от лиц, уже |
|конкретный и абстрактный К.К. Конкретный - решение|состоящих в данной партии. В |
|выносится по конкретному делу, абстрактный - не |массовых партиях, как правило, |
|связано с таким делом. Бывает обязательный и |нет фиксированного членства или|
|факультативный К.К. Обязательному подлежат |оно недостаточно строго |
|определенные виды законов, например органические |учитывается. Партии-движения — |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|