поргалки По КПЗС. Готовы к распечатке. РАЗДЕЛ:Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
| осуществляется «жесткое» | места (в |
| разделение властей: президент не | административно-территориальные |
| вправе досрочно распустить | единицы) представителей |
| парламент, но и парламент не | правительства, обладающих общей |
| вправе смещать министров путем | компетенцией по управлению. На |
| вотума недоверия. Ответственность | местах, в мелких |
| правительства (министров) перед | административно-территориальных |
| президентом — главный признак | единицах, созываются сходы |
| президентской республики. Правда, | граждан, в более крупных |
| парламент в такой республике | избираются советы (Великобритания, |
| имеет определенные полномочия | штаты США, провинции Канады и др. |
| (нередко весьма значительные) по | |
| контролю над управлением, но | Относительно децентрализованное |
| все-таки он не вправе уволить в | унитарное государство |
| отставку не угодных ему | характеризуется тем, что в высших |
| министров. | звеньях |
| | административно-территориального |
| | деления (обычно кроме районного |
| | звена) есть два органа: |
| | назначенный сверху чиновник общей |
| | компетенции (комиссар, префект) — |
| | представитель государственной |
| | власти и избранный населением |
| | совет — орган местного |
| | самоуправления. |
|-----------------------------------+------------------------------------|
| | 24. Федерация: понятие и признаки. |
| | |
| | 'Это сложное |
| | государство,составными частями |
| | федерации являются |
| | государства-члены или |
| | государственные образования. Они |
| | называются по-разному: штаты (США, |
| | Индия и др.), земли (Австрия, |
| | Германия), провинции (Канада, |
| | Пакистан и др.), кантоны |
| | (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. |
| | Обобщенно их называют обычно |
| | субъектами федерации. Большинство |
| 21. Парламентская форма | федераций — крупные и средние |
| правления. | государства, в которых в |
| | совокупности проживает около трети |
| Парламентарная республика. | населения Земли. Среди них есть |
| Парламентарная республика, | мощные в экономическом отношении |
| особенно в ее «чистом» виде, | страны (Германия, США и др.), |
| распространена гораздо меньше, | небольшие государства с высоким |
| чем президентская. Это Австрия, | уровнем развития (Австрия, Бельгия |
| Германия, Индия, Ирландия, | и др.), но есть и отсталые |
| Италия. | государства, где промышленность |
| | развита крайне слабо (Нигерия). |
| В парламентарной республике | Подавляющую часть территории |
| президент обычно избирается таким | федеративных государств занимают |
| образом, чтобы он не получал свой | субъекты федерации. Субъекты |
| мандат непосредственно от народа | федерации часто имеют свои |
| (граждан-избирателей) и не мог | конституции (в США, Мексике — все |
| противопоставлять себя | штаты). В отличие от автономии |
| парламенту, депутаты которого | субъекты федераций сами принимают |
| избираются непосредственно | свои конституции, которые не |
| гражданами. Применяются различные | нуждаются в утверждении |
| способы непрямых выборов | центральных органов. Субъекты |
| президента. Он избирается либо | федераций создают свои парламенты. |
| парламентом (Греция, Ливан, | Эти парламенты могут быть и |
| Турция), либо особой коллегией. | однопалатными, и двухпалатными. |
| Способ выборов президента не | Субъекты федераций представлены во |
| является, однако, решающим | второй палате федерального |
| критерием отличий парламентарной | парламента, которая считается |
| республики от президентской или | специфическим органом выражения их |
| полупрезидентской. Главное | интересов. Они имеют в этой палате |
| состоит в порядке назначения | или равное представительство, |
| правительства и его политической | независимо от численности |
| ответственности. В парламентарной | населения (по 2 сенатора от |
| республике по тексту конституции, | каждого штата США, по 3 — в |
| как и в республике президентской, | Бразилии), или неравное, которое |
| правительство назначается | зависит от численности населения, |
| президентом. Но в отличие от | хотя и не пропорционально ему |
| президентской республики это | (например, от 3 до 6 от каждой |
| формальный акт. Глава государства | земли в Германии). Наряду с |
| не является главой правительства | субъектами в состав многих |
| и не свободен в выборе | федеративных государств входят |
| премьер-министра, который потом | территориальные образования, не |
| определяет состав правительства | являющиеся субъектами федерации. |
| (кабинета) и вносит его на | Это федеральный округ — столица с |
| утверждение парламента. | прилегающими окрестностями (округ |
| Президенту приходится назначать | Колумбия со столицей Вашингтоном в |
| лидером правительства лицо, | США федеральные территории |
| которое пользуется доверием | (например, остров Гуам в США), |
| парламента (его нижней палаты), | федеральные владения (обычно это |
| иначе правительство не будет | прибрежные острова, которые не |
| утверждено парламентом. | населены или население которых |
| | имеет переменный состав — служба |
| В парламентарной республике | маяков, метеостанций и т.д.). |
| президент по конституции нередко | Составные части федераций, не |
| наделяется широкими полномочиями, | являющиеся субъектами, своих |
| но осуществлять их может лишь по | конституций не имеют. Размежевание |
| предложению («совету») | предметов ведения федерации и ее |
| правительства. В такой республике | субъектов. Первый способ состоит в |
| он не правит, но это не значит, | том, что конституция устанавливает |
| что его роль в государстве | исключительную компетенцию |
| незначительна. Некоторые вопросы | федерации, а все остальные вопросы |
| государственного значения | относит к ведению ее субъектов. |
| президент решает самостоятельно. | Второй способ размежевания |
| В парламентарной республике | предметов ведения заключается в |
| правительство несет, | том, что устанавливается |
| ответственность только перед | исключительная компетенция |
| парламентом, но не перед | субъектов федерации, в которую |
| президентом. | федеральные органы не могут |
| | вмешиваться. При третьем способе |
| | конституции устанавливают две |
| | сферы компетенции: федерации и ее |
| | субъектов (Аргентина, Канада и |
| | др.). Четвертый способ |
| | размежевания предметов ведения |
| | состоит в том, что указываются три |
| | их сферы: компетенция федерации, |
| | ее субъектов и совместная |
| | компетенция федерации и субъектов. |
| | Сфера совместной компетенции часто |
| | называется в конституциях и теории |
| | совпадающей, конкурирующей |
| | компетенцией. |
+------------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------------+
| 25. Автономия в зарубежных | | |
| странах. | | |
| | | |
|Атономия в конституционном праве | | |
|означает предоставление | | |
|какой-либо части государства | | |
|(например, Аландским островам в | | |
|Финляндии, Крыму на Украине), | | |
|нескольким частям'(двум округам, | | |
|населенным индейскими племенами в| | |
|Никарагуа, двум округам, | | |
|населенным в основном гагаузами в| | |
|Молдавии), всем однопорядковым | | |
|единицам (например, областям в | | |
|Италии), наконец, всем | | |
|разнопорядковым | | |
|административно-территориальным | | |
|единицам (в Японии) внутреннего | | |
|самоуправления, самостоятельности| | |
|в решении местных вопросов. | | |
|Автономные образования иногда | | |
|создаются законом сверху (в | | |
|Ираке), иногда предварительно | | |
|проводится референдум в районах | | |
|предполагаемой автономии, после |28. Фашизм: понятие, сущность, причины | |
|чего издается соответствующий |появления. | |
|закон (Филиппины). Виды | | |
|автономии. Три характеристики |Фашизм - как политический режим | |
|автономии: персональная, |обладает рядом особенностей, отличающих| |
|корпоративная и территориальная. |его от иных авторитарных режимов. | |
|Персональная автономия обычно | | |
|создается, когда какие-либо |Фашизм не только целиком уничтожает | |
|этнические группы, национальные |демократию, но и теоретически | |
|меньшинства проживают разрозненно|обосновывает необходимость установления| |
|(например, в Австрии, в Венгрии) |тоталитаризма. | |
|и создают свои объединения, | | |
|которые в основном занимаются |Вместо либерально-демократической | |
|вопросами культуры, быта, но |концепции индивидуализма фашизм | |
|могут участвовать в политической |выдвигает концепцию нации, народа, | |
|жизни путем представительства (с |интересы которого всегда, везде и во | |
|правом совещательного голоса) при|всем превалируютт над интересами | |
|некоторых центральных органах |отдельных личностей. | |
|государства. Корпоративная | | |
|автономия обычно связывается с |Фашизм просто уничтожает такие принципы| |
|существованием лингвистических |- как народный суверенитет, | |
|общностей, для которых нередко |верховенство парламента, разделение | |
|резервируется определенная доля |властей, выборность, местное | |
|мест в государственном аппарате, |самоуправление, гарантии прав личности,| |
|а государственные служащие других|господство права. | |
|этнических групп, работающие в | | |
|данном районе, должны знать язык |Установление открыто-террористического | |
|и быт местного населения, |режима вместе с социальной демагогией, | |
|живущего небольшими группами |фашизм выдвигает лозунги «национального| |
|вперемежку с другими народностями|социализма», обосновывает отсутствие | |
|(существует экзамен по языку для |антагонистических классов в обществе. | |
|государственных служащих). |Вводит понятие корпораций. Каждая | |
|Территориальная автономия обычно |корпорация осуществляет свойственную ей| |
|бывает |важнейшую функцию. | |
|национально-территориальной или | | |
|этнотерриториальной (первое |При фашизме: возраждается кастовая | |
|название в литературе зарубежных |система, при которой все граждане | |
|стран почти не применяется), но |распределяются по подчиненным | |
|бывает и основанной не на |фашистскому государству корпорациям, а | |
|этнических признаках, а на учете |социалньная борьба и профсоюзная | |
|особенностей культуры, традиций, |деятельность запрещаются и объявляются | |
|быта населения данной территории.|государственным преступлением. | |
|Территориальная | | |
|(этнотерритори-альная) автономия |В настоящее время фашизм в его | |
|образуется только в случае |«классической форме» не существует | |
|компактного расселения этнических|нигде, однако достаточно широкое | |
|групп или иных групп, |распространение получили различного | |
|отличающихся другими |рода тиранические режимы, при которых | |
|особенностями. В зависимости от |полностью уничтожаюются все институты | |
|объема полномочий существуют две |демократии. | |
|формы национально-территориальной| | |
|(этнотерриториальной) автономии: |В некоторых странах действуют | |
|политическая (ее часто называют |неофашистские партии и организации, | |
|еще государственной, |ставящие своей задачей уничтожение | |
|законодательной) и |демократии и замену её фашистским | |
|административная. Политическая |режимом. Фашистские партии и | |
|автономия имеет некоторые |организации предпринимают попытки к | |
|признаки государственности. Она |объединению не только в национальных, | |
|(ее органы) обладает правом |но и в международных масштабах. | |
|законодательства по местным | | |
|вопросам (перечень этих | | |
|полномочий указан в конституции, | | |
|например в Италии, или | | |
|определяется специальным законом:| | |
| | | |
|в Ираке — законом об Иракском | | |
|Курдистане 1974 г.). Иногда ей | | |
|принадлежит также право участия в| | |
|решении некоторых | | |
|общегосударственных вопросов, в | | |
|том числе при переговорах о | | |
|международных соглашениях, если | | |
|они затрагивают вопросы | | |
|автономных образований. | | |
|Политическая автономия образует | | |
|свой орган местной исполнительной| | |
|власти. | | |
| | | |
|Административная автономия не | | |
|обладает правом издавать свои | | |
|местные законы, хотя ее | | |
|представительные органы издают | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|