поргалки По КПЗС. Готовы к распечатке. РАЗДЕЛ:Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
|объединениях, не имеющих главной целью извлечение |условиях некоторые различия |
|прибыли, и об акционерных обществах (товариществах|этих форм стираются. Возникают |
|и т.д.), чья деятельность связана с получением |смешанные формы, в монархии |
|доходов. |появляются черты республики |
| |(например, периодическая, раз в|
|Важнейшим политическим правом граждан является |пять лет, выборность монарха в |
|свобода собраний, митингов (собраний только под |Малайзии, «коллективный монарх»|
|открытым небом) и демонстраций (собраний в |в ОАЭ), а в республике |
|движении, хотя бывают, например, и «сидячие» |складываются, по существу, |
|демонстрации). Это формы выражения коллективного |монархические элементы |
|мнения по общественно значимым вопросам. Многие |(пожизненные президенты); |
|конституции уточняют: это право собираться мирно и|создаются полупрезидентские, |
|без оружия. Для собрания на открытом воздухе |полупарламентарные республики, |
|требуется предварительное уведомление или даже |сочетающие черты различных |
|разрешение властей (в Германии — за 2 дня, во |форм; даже абсолютная монархия |
|Франции — за 3, в Великобритании — за 6 дней). |все чаще принимает внешне |
|Тема собрания на открытом воздухе, фамилии его |конституционную оболочку |
|организаторов, предполагаемое число участников |(дарованные конституции, |
|должны быть сообщены мэрии или полиции при |консультативные парламенты). |
|уведомлении или обращении за разрешением'. Право | |
|петиций. Это индивидуальные и коллективные | |
|обращения граждан к высшим органам государства (в | |
|англосаксонских странах под петициями понимается | |
|прежде всего обращение к парламенту). По своему | |
|характеру петиции — это политическое право, они | |
|могут содержать и чаще всего содержат обращения по| |
|личным вопросам. | |
|--------------------------------------------------+-------------------------------|
| | 18. Монархия: понятие и виды. |
| | |
| |Монархия — это такая форма |
| |правления, когда главой |
| |государства является лицо, |
| |получающее и передающее свой |
| |государственный пост и особый |
| |почетный титул по наследству и |
| |пожизненно (король, император, |
| |султан и др.). |
| | |
| |Хотя монарх — глава |
| |государства, на деле ему не |
| |всегда принадлежит верховная |
| 15. Основные личные права и свободы. |власть, не всегда он реально |
| |правит страной. Верховная |
|Личные права и свободы определяют положение |власть в монархии зачастую |
|личности. Право на жизнь. Юридически это означает,|осуществляется системой высших |
|что человек может быть лишен жизни только по |органов, включая главу |
|приговору суда с обязательным участием присяжных |государства, парламент, |
|заседателей. Однако во многих государствах (в том |правительство, а иногда и |
|числе почти во всех, что входят в Совет Европы) |неформальные структуры. |
|смертная казнь запрещена. Есть, однако, | |
|экстраординарные случаи лишения жизни, например |Абсолютная монархия. В этой |
|применение оружия часовым на посту при охране |стране нет парламента, |
|военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — |правительство формируется |
|лишение жизни детей-уродов, являющихся |королем, ответственно только |
|нежизнеспособными, родившихся без необходимых для |перед ним, а премьер-министром |
|жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных). |обычно является сын, брат или |
| |другой родственник короля. |
|Свобода и личная неприкосновенность, физическая и |Многие министры, а также |
|психическая. Лишение свободы (тюремное заключение |губернаторы провинций |
|и др.) опять-таки возможно лишь по приговору суда.|принадлежат к правящей семье. |
|Личная неприкосновенность означает прежде всего, |По своему социальному характеру|
|что временное лишение человека свободы (арест и |современные абсолютные монархии|
|полицейское задержание) может быть осуществлено |не представляют собой полностью|
|только на определенный срок и с обязательным |феодальные государства. |
|соблюдением установленных законом процедур. |Господствующий класс, хотя он и|
| |сформировался на базе |
|Право на достоинство личности. Запрещаются пытки |феодальной аристократии, |
|(положения об этом содержатся в конституциях ряда |существует не за счет |
|развивающихся стран), жестокое и негуманное |феодальной эксплуатации |
|обращение, унижающее человека, медицинские и иные |крестьянства, а за счет |
|эксперименты без согласия лица. |государственной эксплуатации |
| |нефтяных богатств. Кроме того, |
|Право на свободу совести. Это право исповедовать |значительная доля власти |
|любую религию или не исповедовать никакой |сосредоточена в руках крупной, |
|(относиться к религии нейтрально), вести |преимущественно финансовой, |
|пропаганду религиозных и иных взглядов. |буржуазии. |
| | |
|Неприкосновенность жилища как право личности |В дуалистической монархии есть |
|означает, что вход в жилище посторонних возможен |конституция (нередко она тоже |
|только с разрешения хозяина. Без такого разрешения|даровалась народу монархом), |
|вход в жилище, например для обыска, выемки |парламент, без участия которого|
|каких-либо предметов, документов, возможен лишь на|законы не могут приниматься. |
|основании постановления судьи. |Однако правительство (совет |
| |министров) назначается монархом|
|Право на тайну переписки, телефонных и телеграфных|и ответственно только перед |
|сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и|ним, но не перед парламентом. |
|т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией |Фактически в такой монархии в |
|опять-таки возможно с разрешения судьи (имеется в |результате влияния традиций, |
|виду переписка лиц, подозреваемых с совершении |роли личности монарха, а также |
|преступления). |других, в том числе |
| |религиозных, факторов власть |
|Свобода передвижения по территории страны и выбор |короля даже больше, чем это |
|места жительства — неотъемлемое право человека. |установлено конституцией. |
| | |
| |В парламентарной монархии |
| |действует конституция, принятая|
| |демократическим путем, |
| |законодательной властью |
| |обладает избираемый парламент |
| |(по крайней мере, избирается |
| |его нижняя палата). Монарх |
| |юридически остается главой |
| |государства, но участия в |
| |управлении страной фактически |
| |не принимает. Правительство в |
| |парламентарной монархии |
| |ответственно только перед |
| |парламентом. |
+----------------------------------------------------------------------------------+
+------------------------------------------------------------------------+
| 19. Смешанная форма правления ( | 22. Понятие и виды форм |
| Франция). | государственного устройства. |
| | |
| Смешанная форма правления - | Понятие |
| сочетает в себе элементы как | территориально-политического |
| парламентарной, так и | устройства государства, с позиций |
| президентских республик. Наиболее | международного права: говорится о |
| типичным примером смешанной формы | суше, внутренних водах, о |
| правления является V Республика | 12-мильной полосе территориального |
| Франции. | моря у берегов страны, |
| | континентальном шельфе, воздушном |
| Конституция 1958г Ф-ции сохранив | столбе над этими сухопутными и |
| атрибуты парламентаризма, | водными пространствами на |
| оформила установление режима | практически досягаемую высоту. |
| личной власти.Центральной фигурой | |
| стал президент, наделенный | Территория государства всегда |
| большими полномочиями, избираемый | определенным образом организована, |
| внепарламентским путем. Сначало | разделена на части |
| он избирался выборщиками (81512), | административного или |
| а затем в 1962г стали прямые | политического значения, в которых |
| выборы. Правительство формируется | проживает население, с целью |
| президентом и несет | управления им. |
| ответственность только перед ним. | |
| | Классификация форм |
| Правительство выведено из-под | территориально-политического |
| парламентского контроля. | устройства государства. |
| Фактическое руководство | Традиционно различаются две |
| правительством осуществляется | основные формы |
| президентом, а не | территориально-политического |
| премьер-министром, президент | устройства государства: унитарное |
| председательствует в совете | и федеративное государство. |
| министров, а премьер-министр в | Конфедерация является союзом |
| совете кабинета, который лишь | государств, в основном это |
| готовит решения для совета | международно-правовое объединение, |
| министров. | но в нем есть некоторые |
| | конституционно-правовые элементы, |
| Положение отношений | и потому о конфедерациях тоже |
| премьер-министра с президентом | иногда упоминается в |
| резко изменились в 1986г, после | конституционном праве (хотя в |
| того как социалистическая партия | настоящее время конфедераций в |
| потерпела поражение на выборах в | мире нет). |
| Национальное собрание. Возникла | |
| ситуация «разделенного | Существуют и другие союзы и |
| правления», что привело тогда к | содружества государств |
| фактической независимости | (Европейский союз, британское |
| премьер-министра от президента. | Содружество, СНГ и т.д.). Формой |
| | территориально-политической |
| Президент V Республики наделяется | организации государственности |
| правами и президентской | является также автономия, особенно |
| республики, т.е. правом роспуска | политическая автономия, тем более |
| парламента, обладает большой | если она создана на основе |
| фактической властью, чем глава | самоопределения этнических групп, |
| президентской республики. | национальных меньшинств. |
|-----------------------------------+------------------------------------|
| | 23. Унитарное государство. |
| | |
| | Унитарное государство — это единое |
| | государство, состоящее не из |
| | государственных образований |
| | (штатов и т.д.), хотя в его |
| | составе могут быть и отдельные |
| | автономные государственные |
| | образования, а из |
| 20. Президентская республика. | административно-территориальных |
| | единиц — областей, провинций, |
| Республика — форма правления, при | губерний, которые затем делятся на |
| которой главой государства | районы, уезды, а последние — на |
| является президент, избираемый на | общины, коммуны. Число звеньев |
| определенный срок из числа | административно-территориального |
| граждан, обладающих необходимыми | деления может быть различным. В |
| «квалификациями»(определенный | отдельных очень мелких |
| возраст, рождение в данной стране | государствах (например, в Науру и |
| от граждан этого государства, | Тувалу в Океании, население |
| обладание полными гражданскими и | каждого из которых не достигает 10 |
| политическими правами и др.). | тыс. человек) вообще нет |
| | административно-территориального |
| Президентская республика .В | деления, в одних странах оно |
| президентской республике | двухзвенное (например, области и |
| президент, как правило, | общины в Болгарии), в других — |
| избирается независимо от | четырехзвенное (регионы, |
| парламента. Президент назначает | департаменты, районы, общины во |
| министров, как, например, в США | Франции). Наиболее распространено |
| или Бразилии, и в этом случае | деление типа область — район — |
| отдельного от президента | община. В федеративных |
| правительства нет, существует | государствах |
| кабинет президента, где министры | административно-территориальное |
| имеют только совещательный голос, | деление — это деление субъектов |
| В некоторых президентских | федерации, его устанавливают они |
| республиках он может назначить | сами. Мелкие субъекты (штаты, |
| также премьер-министра. В этом | провинции, земли и др.) имеют в |
| случае есть правительство во | своем составе только один уровень |
| главе с премьером, но фактическим | административно-территориальных |
| руководителем правительства | единиц — общинный, но в крупных |
| остается президент. Кроме того, | субъектах бывает и два звена — |
| ни премьер, ни министры | районное и общинное. Формы |
| политической ответственности | унитарных государств. По степени |
| перед парламентом не несут, не | централизации принято различать |
| могут быть уволены им в отставку. | централизованные, |
| В большинстве президентских | децентрализованные и относительно |
| республик нет особой должности | децентрализованные государства. В |
| премьер-министра, им является | централизованном унитарном |
| президент. Если же такая | государстве во все звенья |
| должность, то это так называемый | административно-территориального |
| административный премьер. | деления, включая общинное звено и |
| Политику правительства определяет | иногда даже деревни, назначаются |
| президент, под руководством | «сверху» чиновники для управления |
| которого проходят заседания | ими или такие чиновники |
| совета министров, где решаются | утверждаются вышестоящими органами |
| наиболее важные вопросы (менее | из числа кандидатур, предложенных |
| важные вопросы решаются под | местным собранием, местным |
| ,председательством | представительным органом. в |
| административного премьера). В | децентрализованном унитарном |
| президентской республике | государстве нет назначенных на |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|