Клиническая психология
Проблема с опосредованным запоминанием, когда вводится дополнительный
стимул (мет-ка пиктограмм). Ассоциации на предлагаемое слово не
стандартные, не отражают содержательную сторону задания. Вследствие чего
больной не способен воспроизвести заданное слово по своему рисунку.
2. Нарушение внимания. Наблюдается характерный симптом –читаю и ничего не
запоминаю, не может ухватить и запомнить ни одной фразы. Один из основных
системных признаков – фрагментарность. Весь мир по кускам, без причинно-
следственных связей. (не может слепить содержание глав в целую книгу и
т.д)
3. Нарушение мышления. Аутистическое мышление (Блейер) противопоставляется
реалистическому. Реал.- принцип логики и причинно следственных связей,
подчинено реальности. Аутист.- управляется импульсами и магическим
мышлением (свойств. Детям и первобыт. Племена.) – это делает мир
управляемым. Есть инстанция (Бог) – я могу с ним связаться, я могу влиять
( я могу управлять. Это защита от страха перед миром.
4. Мышление.
. 1-й блок – нар-я м-я на уровне операций.
Больным свойственно искажение процесса обобщения. Процесс обобщения
– основной при выведение умозаключения. Больные с легкостью
выделяют общие признаки, но другие. При выделении выбирают не
связанный с реальностью, вычурный странный признак. (объединяют
стол, лопату и вилку по принципу твердости). Больные не продуктивны
при решении формальных задач, но могут успешно решать задачи
повышенной сложности, нестандартные. (Н/Р успешно играют в трудные
шахматные партии).
. 2-й блок –нар-я динамики темпа и ритма м-я– при шиз-и не встречается.
. 3-й блок – Нар-е мотивационного звена понятия. Значимым является для ч-ка
то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть формируется
устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира включает и
смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У больных
Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду с
актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла
актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие
контроля за решением задачи.
Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении
протекают в разных плоскостях. Основа классификации не носит единого
хар-ра: объединяют предметы в течении одного задания то на основании
св-в предметов, то на основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти
переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы
воспоминаний, желаний.
Резонерство – бесплодное многоречивое мудрствование. Больные
многословны (монолог) используют слова не в том смысле в кот. их
следует использовать, с пафосом и эмоц. Вложением, и конечной цели не
имеется. Они самовыражаются сами для себя. Переживая нарастание
собственного психич-го дефекта они возмещают себе этот недостаток.
+ см. В5.
5. Эмоционально-личностная сфера – изначально дети гиперчувствительны.
Аутизация – единственное спасение от мира. Утрата аппетита, отстраненное
отношение к тому, как я выгляжу, к правилам личной гигиены. Аутиз-я –
изоляция от мира от того, что со мной делается «тело – это не я» слабость
нервной системы – не плачут, а хнычут, не протестуют, а уходят от мира,
они себя изолируют от факторов раздражения.
Стресс – манифестация Ш – это пубертатный период (16-18) самый сложный
возраст.
5. Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких
нарушений при различных синдромах.
Нар-я мышл-я – один из наиболее встречаемых симптомов при псх. Заб-ях. Нек-
е варианты таких расстройств считаются типичными для той или иной формы
болезни. Нет единой квалификации, принципа анализа этих расстройств. Можно
говорить о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты
изменений мышления, встречающиеся у больных.
Б.В.Зейгарник выделяет три блока расстройств:
1. Нарушение операциональной стороны м-я
2. Нар-я динамики м-я
3. Нар-я личностного компонента м-я.
I. Нарушение операциональной стороны м-я
1).Снижение уровня обобщения.
В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и
явлениях. Оперирование общими признаками становится (заменяется)
установлением сугубо конкретных связей М\у предметами. При ярко выраженном
снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на
классификацию. Иногда испытуемый объединяет предметы как элементы сюжета –
конкретно-ситуационные сочетания (объяснение пословиц, где эта операция
четко выступает). Такие решения были у олигофренов (95%), рано начавшийся
эпилептический процесс (86%), у значительной части больных перенесших
тяжелые формы энцефалита (70%). Часто возникают затруднения в понимании
переносного смысла пословиц, поговорок. В следствии того, что слово
выступает для больных в его конкретном значении, они не могут осмыслить
условность, которая кроется в поговорке. Особенно это проявляется в опыте
на опосредованное запоминание – пиктограмме. Было обнаружено у больных
эпилепсией, энцефалитом и олигофренов ситуативный х-р суждений, непонимание
переноса, условности. Это обнаруживалось и при актуализации ассоциаций.
Мыслительная д-сть этих больных несовершенно отражает предметы, явления и
их взаимосвязи, ибо полноценный процесс отражения объективных св-в и
закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от
конкретных деталей.
Эпилепсия : составляет группу слов – петух, козел, собака, лошадь, кошка.
Объясняет: Собака, петух, козел – все это в хозяйстве. М.Б, кошка ему не
нужна, хотя нет, если есть собака может быть и кошка». Составленная им
группа, не группа «животные», а конкретные животные у конкретного хозяина,
у которого может и не быть кошки.
Н/Р Олигофрения: исключение четвертого лишнего. Предлагалось выбрать из
ботинка, туфли, сапога и ноги. «Здесь только одна туфля, один ботинок… пары
нет. Как же их одеть? Их скорее можно отбросить, ногу обязательно оставить
надо. Можно и с одной ногой, с костылем».
2). Искажение процесса обобщения.
У таких больных отлет от конкретных связей выражен в чрезвычайно
утрированной форме. Они в своих суждениях отражают лишь случайную сторону
явлений существенные же отношения м\у предметами часто не учитывают. В
задании на классификацию предметов руководствуются чрезмерно общими
признаками неадекватными реальным отношениям м\у предметами. Шизофрения –
чаще встречается бессодержательные или выхолощенные ответы (объединяют
вилку, стол и лопату по принципу твердости) – 67%. При выполнении
пиктограмм – выполняет с большой легкостью, т.к. могут образовать любую
связь безотносительно к содержанию поставленной задачи. Условность рисунка
становится столь широкой и беспредметной, что не отражает реального
содержания слова. Преобладание формальных , случайных ассоциаций создает
основу для бесплодного мудрствования– резонерства. Возможно этим
объясняется факт, что речь этих больных не облегчает, а затрудняет
выполнение задания. Произносимые больными слова вызывают новые, случайные
ассоциации, к-е больными не оттормаживаются. По данным эксперимента,
нарушение процесса обобщения происходит потому, что в мышлении доминируют
связи, неадекватные конкретным отношениям. Резонерские суждения
определяются не столько нарушением понятий, сколько стремлением подвести
любое незначительное явление под определенную концепцию . Ш-я: слово,
предложенное для определения – часы. «Импульс или пульс жизнедеятельности
всего человечества». «Предмет для обихода, это скопление атомов»
(резонерство).
II. нарушение динамики м-я.
М-е – процесс. Осуществление опосредования, перехода от одних суждений к
другим, связано с более или менее длинной цепью умозаключений. Эта цепь
переходящая в рассуждения – истинное проявление м-я как процесса. У ряда
больных (сосудистые заб-я мозга) колебания умственной работоспособности
приводили к подобным колебаниям, выступавшим как непоследовательность
суждений.
1.Лабильность мышления – хар-я особенность в неустойчивости способа
выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен, операции
сравнения и переноса не были нарушены. Но адекватный х-р суждений не был
устойчивым.
- при классификации предметов: легко усваивают инструкцию, применяют
адекватный способ решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному
признаку, но спустя некоторое время оставляют правильный путь. Эпизодически
сбиваются на случайные сочетания. (м.б. чередование обобщенных и конкретно-
ситуационных сочетаний, логические связи могут подменяться случайными
сочетаниями, образование одноименных групп). Н\Р больной М (закрытая травма
ГМ) – начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, образуя группы
растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести Мухомор. «Он
вредный, отнесу его в сторону» (конкр.-ситуац.) Больная Ш (артериосклероз
ГМ). Правильно выделив группу инструментов, кладет туда же «кузнеца», т.к.
он нарисован с молотом и вообще работает пользуясь инструментами. До этого
выделила группу людей . на вопрос «А что у вас в этой группе?» отвечает
«люди», и самостоятельно перекладывает кузнеца в группу людей. Такие
нарушения динамики м-я не приводили к грубым нарушениям строения м-я, лишь
искажают правильный ход суждения на какой- то отрезок времени. Но в
некоторых случаях – носит более стойкий хар-р, изменяет само строение
мышления.
Лабильность м-я у больных МДП в маниакальной фазе – больные не задумываются
над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания, импульсивно
приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический х-р и не
оттормаживаются. Любое возникающее представление, эмоц. переживание
получают свое отражение в речи; сосредотачиваются лишь на короткие
промежутки времени. Неустойчивость способов выполнения работы достигает
чрезвычайно утрированной формы – повышенной откликаемости. Особенно это
видно в экспе-те на ассоциации. Часто больные в ответ на слово экспе-ра
называли предмет, находящийся у них перед глазами. Н\р больной в
гипоманиакальном состоянии, выделив группу людей, вдруг увидев картинку
«кузнец», стал декламировать: «Мы кузнецы и друг наш молот… люблю старые
революционные песни… песня – наш друг. А есть здесь что-то напоминающее
песню, искусство? Да, картинки неважно нарисованы, рисовал художник от
слова «худо». Больной смеется и не выполняет задание. Когда э-р просит его
обратиться к заданию, больной замечает, что хотел отделить людей от
животных и продолжает раскладывать по обобщенному признаку.
2. Инертность мышления – антипод лабильности. В основе его лежит инертность
связей прошлого опыта. Больные не могут менять избранного способа своей
работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида д-сти на
другой. Часто встречается при эпилепсии, иногда у больных с отдельными
последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости.
Качество их умственной продукции невысока, темп работы замедлен.
Эксп-но - ( исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их
интеллектуальных процессов. Даже когда могут обобщить материал, допускают
ошибочные решения если им необходимо переключиться на новый способ решения
задачи. Изменение условий затрудняет работу ( решение доступно если оно
выполняется только одним определенным способом. Конкретные связи прошлого
опыта инертно доминируют в мысл. Д-сти и определяют весь дальнейший ход их
суждений. Из-за инерт. связей опыта б-е часто не упускают ни одной детали,
ни одного св-ва предмета. Это стремление к уточнению своеобразное
эпилептическое резонерство, проявляющееся в обстоятельности, излишней
детализации, к-е метафорически обозначается в клинике как «вязкость»м-я.
При классификации объектов, больные не только не объединяют в одну группу
диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них
как единичных экземпляр. В результате само задание классификации не
выполняется даже на конкретном уровне.
III. нар-е личностного компонента м-я.
Обусловлены наруш-ми личности: разноплановость, наруш-е критичности, и
саморегуляции.
М-е – сложная саморегулирующаяся форма д-сти, определяется целью,
поставленной задачей. Существенным этапом явл-ся сличение получаемых
результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря
целенаправленности м-я приводит не только к поверхностности и
незавершенности суждений, но и к тому, что м-е перестает быть регулятором
действий ч-ка. Связь нарушения м-я с изменением мотивационной сферы
наблюдаются при разных заб-ях. Уже при искажении уровня обобщения -
нарушение мотивац. компонента (случайные маловероятные связи
актуализируются с такой же частотой, как и упроченные). Значимым является
для ч-ка то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть
формируется устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира
включает и смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У
больных Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду
с актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла
актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие
контроля за решением задачи.
Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении протекают в
разных плоскостях. Основа классификации не носит единого хар-ра: объединяют
предметы в течении одного задания то на основании св-в предметов, то на
основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти переплетаются логические
суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.
Парадоксальность установок таких больных, смысловая смещенность приводили к
глубокому изменению структуры любой д-сти, как практической, так и
умственной. В качестве существенного выступало то, что соответствовало
измененным парадоксальным установкам. Н/Р Г. Ш-я параноидная форма.
Классификация предметов: слон, лошадь, медведь, бабочка и др. животные –
животные. Самолет, бабочка – группа летающих. Лопата, кровать, ложка,
автомобиль, самолет – железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума ч-
го. Цветок, кастрюля, кровать, уборщица, пила, вишня – предметы, окрашенные
в красный и синий цвета. Стакан, чашка, кастрюля – посуда. Выделяет группы
то на основании обобщенного признака, то на основании материала, цвета и
т.д.
Резонерство – еще более четко выступает роль измененного личностного
отношения к структуре. Склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к
непродуктивным многоречивым рассуждениям. Резонерство для психиатров
выступает как само нарушение мы-я. Мех-мо рез-ва являются не столько
нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность,
неадекватное отношение, стремление подвести любое явление под какую-то
концепцию. Исследования Тепенициной показали, что резонерство выступало в
том случае, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение
круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям.
Рез-во выражалось в претенциозно – оценочной позиции больного и склонности
к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность
проявляется и в самой форме высказываний – многозначительность и неуместный
пафос. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности
резонерства. Своеобразен синтаксис, лексика высказываний. Часто
используются инверсии, вводные слова. Часто встречается разорванность речи
– больные произносят ряд фраз но в них нет никакой содержательной мысли, не
устанавливаются никакие связи м\у явлениями. Такая речь не служит функции
общения. В речи нельзя обнаружить определенного объекта мысли, нет
логического подлежащего. Больные не заинтересованы во внимании собеседника.
Речь не является орудием мысли – прослеживается сходство с эгоцентрической
речью ребенка.
Нарушение процесса саморегуляции познавательной д-сти- эти нарушения
выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных
действий. Подобные формы нарушений не затрагивают осуществления логических
операций, однако в условиях необходимости организации своих действий (сит-
ции неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные
оказываются не способными к осуществлению целенаправленной д-сти. Такие
нарушения, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются выражением
дезорганизации м-я.
Переживание ситуации может стимулировать к дальнейшему продолжению поиска
или отказа от него. Выделяют еще две функции саморегуляции позн –ой д-сти:
- мобилизующую (продуктивная с т.зр. регуляции м-я)
- защитная (непродуктивная).
У больных шизофренией (вялотекущей) происходит ослабление процесса
саморегуляции м-я, выражающиеся в нарушении конструктивной и мобилизующей
функции при относительной сохранности контрольной и активизации защитной.
Нарушается важнейший м-м саморегуляции основа децентрации и самоанализа –
способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.
У больных Ш-ей с преобладанием негативной симптоматики существенным
фактором нарушения саморегуляции является установка на самоограничение. Это
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|