МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Клиническая психология

    Проблема с опосредованным запоминанием, когда вводится дополнительный

    стимул (мет-ка пиктограмм). Ассоциации на предлагаемое слово не

    стандартные, не отражают содержательную сторону задания. Вследствие чего

    больной не способен воспроизвести заданное слово по своему рисунку.

    2. Нарушение внимания. Наблюдается характерный симптом –читаю и ничего не

    запоминаю, не может ухватить и запомнить ни одной фразы. Один из основных

    системных признаков – фрагментарность. Весь мир по кускам, без причинно-

    следственных связей. (не может слепить содержание глав в целую книгу и

    т.д)

    3. Нарушение мышления. Аутистическое мышление (Блейер) противопоставляется

    реалистическому. Реал.- принцип логики и причинно следственных связей,

    подчинено реальности. Аутист.- управляется импульсами и магическим

    мышлением (свойств. Детям и первобыт. Племена.) – это делает мир

    управляемым. Есть инстанция (Бог) – я могу с ним связаться, я могу влиять

    ( я могу управлять. Это защита от страха перед миром.

    4. Мышление.

    . 1-й блок – нар-я м-я на уровне операций.

    Больным свойственно искажение процесса обобщения. Процесс обобщения

    – основной при выведение умозаключения. Больные с легкостью

    выделяют общие признаки, но другие. При выделении выбирают не

    связанный с реальностью, вычурный странный признак. (объединяют

    стол, лопату и вилку по принципу твердости). Больные не продуктивны

    при решении формальных задач, но могут успешно решать задачи

    повышенной сложности, нестандартные. (Н/Р успешно играют в трудные

    шахматные партии).

    . 2-й блок –нар-я динамики темпа и ритма м-я– при шиз-и не встречается.

    . 3-й блок – Нар-е мотивационного звена понятия. Значимым является для ч-ка

    то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть формируется

    устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира включает и

    смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У больных

    Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду с

    актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла

    актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие

    контроля за решением задачи.

    Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении

    протекают в разных плоскостях. Основа классификации не носит единого

    хар-ра: объединяют предметы в течении одного задания то на основании

    св-в предметов, то на основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти

    переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы

    воспоминаний, желаний.

    Резонерство – бесплодное многоречивое мудрствование. Больные

    многословны (монолог) используют слова не в том смысле в кот. их

    следует использовать, с пафосом и эмоц. Вложением, и конечной цели не

    имеется. Они самовыражаются сами для себя. Переживая нарастание

    собственного психич-го дефекта они возмещают себе этот недостаток.

    + см. В5.

    5. Эмоционально-личностная сфера – изначально дети гиперчувствительны.

    Аутизация – единственное спасение от мира. Утрата аппетита, отстраненное

    отношение к тому, как я выгляжу, к правилам личной гигиены. Аутиз-я –

    изоляция от мира от того, что со мной делается «тело – это не я» слабость

    нервной системы – не плачут, а хнычут, не протестуют, а уходят от мира,

    они себя изолируют от факторов раздражения.

    Стресс – манифестация Ш – это пубертатный период (16-18) самый сложный

    возраст.

    5. Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких

    нарушений при различных синдромах.

    Нар-я мышл-я – один из наиболее встречаемых симптомов при псх. Заб-ях. Нек-

    е варианты таких расстройств считаются типичными для той или иной формы

    болезни. Нет единой квалификации, принципа анализа этих расстройств. Можно

    говорить о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты

    изменений мышления, встречающиеся у больных.

    Б.В.Зейгарник выделяет три блока расстройств:

    1. Нарушение операциональной стороны м-я

    2. Нар-я динамики м-я

    3. Нар-я личностного компонента м-я.

    I. Нарушение операциональной стороны м-я

    1).Снижение уровня обобщения.

    В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и

    явлениях. Оперирование общими признаками становится (заменяется)

    установлением сугубо конкретных связей М\у предметами. При ярко выраженном

    снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на

    классификацию. Иногда испытуемый объединяет предметы как элементы сюжета –

    конкретно-ситуационные сочетания (объяснение пословиц, где эта операция

    четко выступает). Такие решения были у олигофренов (95%), рано начавшийся

    эпилептический процесс (86%), у значительной части больных перенесших

    тяжелые формы энцефалита (70%). Часто возникают затруднения в понимании

    переносного смысла пословиц, поговорок. В следствии того, что слово

    выступает для больных в его конкретном значении, они не могут осмыслить

    условность, которая кроется в поговорке. Особенно это проявляется в опыте

    на опосредованное запоминание – пиктограмме. Было обнаружено у больных

    эпилепсией, энцефалитом и олигофренов ситуативный х-р суждений, непонимание

    переноса, условности. Это обнаруживалось и при актуализации ассоциаций.

    Мыслительная д-сть этих больных несовершенно отражает предметы, явления и

    их взаимосвязи, ибо полноценный процесс отражения объективных св-в и

    закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от

    конкретных деталей.

    Эпилепсия : составляет группу слов – петух, козел, собака, лошадь, кошка.

    Объясняет: Собака, петух, козел – все это в хозяйстве. М.Б, кошка ему не

    нужна, хотя нет, если есть собака может быть и кошка». Составленная им

    группа, не группа «животные», а конкретные животные у конкретного хозяина,

    у которого может и не быть кошки.

    Н/Р Олигофрения: исключение четвертого лишнего. Предлагалось выбрать из

    ботинка, туфли, сапога и ноги. «Здесь только одна туфля, один ботинок… пары

    нет. Как же их одеть? Их скорее можно отбросить, ногу обязательно оставить

    надо. Можно и с одной ногой, с костылем».

    2). Искажение процесса обобщения.

    У таких больных отлет от конкретных связей выражен в чрезвычайно

    утрированной форме. Они в своих суждениях отражают лишь случайную сторону

    явлений существенные же отношения м\у предметами часто не учитывают. В

    задании на классификацию предметов руководствуются чрезмерно общими

    признаками неадекватными реальным отношениям м\у предметами. Шизофрения –

    чаще встречается бессодержательные или выхолощенные ответы (объединяют

    вилку, стол и лопату по принципу твердости) – 67%. При выполнении

    пиктограмм – выполняет с большой легкостью, т.к. могут образовать любую

    связь безотносительно к содержанию поставленной задачи. Условность рисунка

    становится столь широкой и беспредметной, что не отражает реального

    содержания слова. Преобладание формальных , случайных ассоциаций создает

    основу для бесплодного мудрствования– резонерства. Возможно этим

    объясняется факт, что речь этих больных не облегчает, а затрудняет

    выполнение задания. Произносимые больными слова вызывают новые, случайные

    ассоциации, к-е больными не оттормаживаются. По данным эксперимента,

    нарушение процесса обобщения происходит потому, что в мышлении доминируют

    связи, неадекватные конкретным отношениям. Резонерские суждения

    определяются не столько нарушением понятий, сколько стремлением подвести

    любое незначительное явление под определенную концепцию . Ш-я: слово,

    предложенное для определения – часы. «Импульс или пульс жизнедеятельности

    всего человечества». «Предмет для обихода, это скопление атомов»

    (резонерство).

    II. нарушение динамики м-я.

    М-е – процесс. Осуществление опосредования, перехода от одних суждений к

    другим, связано с более или менее длинной цепью умозаключений. Эта цепь

    переходящая в рассуждения – истинное проявление м-я как процесса. У ряда

    больных (сосудистые заб-я мозга) колебания умственной работоспособности

    приводили к подобным колебаниям, выступавшим как непоследовательность

    суждений.

    1.Лабильность мышления – хар-я особенность в неустойчивости способа

    выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен, операции

    сравнения и переноса не были нарушены. Но адекватный х-р суждений не был

    устойчивым.

    - при классификации предметов: легко усваивают инструкцию, применяют

    адекватный способ решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному

    признаку, но спустя некоторое время оставляют правильный путь. Эпизодически

    сбиваются на случайные сочетания. (м.б. чередование обобщенных и конкретно-

    ситуационных сочетаний, логические связи могут подменяться случайными

    сочетаниями, образование одноименных групп). Н\Р больной М (закрытая травма

    ГМ) – начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, образуя группы

    растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести Мухомор. «Он

    вредный, отнесу его в сторону» (конкр.-ситуац.) Больная Ш (артериосклероз

    ГМ). Правильно выделив группу инструментов, кладет туда же «кузнеца», т.к.

    он нарисован с молотом и вообще работает пользуясь инструментами. До этого

    выделила группу людей . на вопрос «А что у вас в этой группе?» отвечает

    «люди», и самостоятельно перекладывает кузнеца в группу людей. Такие

    нарушения динамики м-я не приводили к грубым нарушениям строения м-я, лишь

    искажают правильный ход суждения на какой- то отрезок времени. Но в

    некоторых случаях – носит более стойкий хар-р, изменяет само строение

    мышления.

    Лабильность м-я у больных МДП в маниакальной фазе – больные не задумываются

    над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания, импульсивно

    приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический х-р и не

    оттормаживаются. Любое возникающее представление, эмоц. переживание

    получают свое отражение в речи; сосредотачиваются лишь на короткие

    промежутки времени. Неустойчивость способов выполнения работы достигает

    чрезвычайно утрированной формы – повышенной откликаемости. Особенно это

    видно в экспе-те на ассоциации. Часто больные в ответ на слово экспе-ра

    называли предмет, находящийся у них перед глазами. Н\р больной в

    гипоманиакальном состоянии, выделив группу людей, вдруг увидев картинку

    «кузнец», стал декламировать: «Мы кузнецы и друг наш молот… люблю старые

    революционные песни… песня – наш друг. А есть здесь что-то напоминающее

    песню, искусство? Да, картинки неважно нарисованы, рисовал художник от

    слова «худо». Больной смеется и не выполняет задание. Когда э-р просит его

    обратиться к заданию, больной замечает, что хотел отделить людей от

    животных и продолжает раскладывать по обобщенному признаку.

    2. Инертность мышления – антипод лабильности. В основе его лежит инертность

    связей прошлого опыта. Больные не могут менять избранного способа своей

    работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида д-сти на

    другой. Часто встречается при эпилепсии, иногда у больных с отдельными

    последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости.

    Качество их умственной продукции невысока, темп работы замедлен.

    Эксп-но - ( исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их

    интеллектуальных процессов. Даже когда могут обобщить материал, допускают

    ошибочные решения если им необходимо переключиться на новый способ решения

    задачи. Изменение условий затрудняет работу ( решение доступно если оно

    выполняется только одним определенным способом. Конкретные связи прошлого

    опыта инертно доминируют в мысл. Д-сти и определяют весь дальнейший ход их

    суждений. Из-за инерт. связей опыта б-е часто не упускают ни одной детали,

    ни одного св-ва предмета. Это стремление к уточнению своеобразное

    эпилептическое резонерство, проявляющееся в обстоятельности, излишней

    детализации, к-е метафорически обозначается в клинике как «вязкость»м-я.

    При классификации объектов, больные не только не объединяют в одну группу

    диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них

    как единичных экземпляр. В результате само задание классификации не

    выполняется даже на конкретном уровне.

    III. нар-е личностного компонента м-я.

    Обусловлены наруш-ми личности: разноплановость, наруш-е критичности, и

    саморегуляции.

    М-е – сложная саморегулирующаяся форма д-сти, определяется целью,

    поставленной задачей. Существенным этапом явл-ся сличение получаемых

    результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря

    целенаправленности м-я приводит не только к поверхностности и

    незавершенности суждений, но и к тому, что м-е перестает быть регулятором

    действий ч-ка. Связь нарушения м-я с изменением мотивационной сферы

    наблюдаются при разных заб-ях. Уже при искажении уровня обобщения -

    нарушение мотивац. компонента (случайные маловероятные связи

    актуализируются с такой же частотой, как и упроченные). Значимым является

    для ч-ка то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть

    формируется устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира

    включает и смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У

    больных Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду

    с актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла

    актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие

    контроля за решением задачи.

    Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении протекают в

    разных плоскостях. Основа классификации не носит единого хар-ра: объединяют

    предметы в течении одного задания то на основании св-в предметов, то на

    основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти переплетаются логические

    суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.

    Парадоксальность установок таких больных, смысловая смещенность приводили к

    глубокому изменению структуры любой д-сти, как практической, так и

    умственной. В качестве существенного выступало то, что соответствовало

    измененным парадоксальным установкам. Н/Р Г. Ш-я параноидная форма.

    Классификация предметов: слон, лошадь, медведь, бабочка и др. животные –

    животные. Самолет, бабочка – группа летающих. Лопата, кровать, ложка,

    автомобиль, самолет – железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума ч-

    го. Цветок, кастрюля, кровать, уборщица, пила, вишня – предметы, окрашенные

    в красный и синий цвета. Стакан, чашка, кастрюля – посуда. Выделяет группы

    то на основании обобщенного признака, то на основании материала, цвета и

    т.д.

    Резонерство – еще более четко выступает роль измененного личностного

    отношения к структуре. Склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к

    непродуктивным многоречивым рассуждениям. Резонерство для психиатров

    выступает как само нарушение мы-я. Мех-мо рез-ва являются не столько

    нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность,

    неадекватное отношение, стремление подвести любое явление под какую-то

    концепцию. Исследования Тепенициной показали, что резонерство выступало в

    том случае, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение

    круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям.

    Рез-во выражалось в претенциозно – оценочной позиции больного и склонности

    к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность

    проявляется и в самой форме высказываний – многозначительность и неуместный

    пафос. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности

    резонерства. Своеобразен синтаксис, лексика высказываний. Часто

    используются инверсии, вводные слова. Часто встречается разорванность речи

    – больные произносят ряд фраз но в них нет никакой содержательной мысли, не

    устанавливаются никакие связи м\у явлениями. Такая речь не служит функции

    общения. В речи нельзя обнаружить определенного объекта мысли, нет

    логического подлежащего. Больные не заинтересованы во внимании собеседника.

    Речь не является орудием мысли – прослеживается сходство с эгоцентрической

    речью ребенка.

    Нарушение процесса саморегуляции познавательной д-сти- эти нарушения

    выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных

    действий. Подобные формы нарушений не затрагивают осуществления логических

    операций, однако в условиях необходимости организации своих действий (сит-

    ции неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные

    оказываются не способными к осуществлению целенаправленной д-сти. Такие

    нарушения, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются выражением

    дезорганизации м-я.

    Переживание ситуации может стимулировать к дальнейшему продолжению поиска

    или отказа от него. Выделяют еще две функции саморегуляции позн –ой д-сти:

    - мобилизующую (продуктивная с т.зр. регуляции м-я)

    - защитная (непродуктивная).

    У больных шизофренией (вялотекущей) происходит ослабление процесса

    саморегуляции м-я, выражающиеся в нарушении конструктивной и мобилизующей

    функции при относительной сохранности контрольной и активизации защитной.

    Нарушается важнейший м-м саморегуляции основа децентрации и самоанализа –

    способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.

    У больных Ш-ей с преобладанием негативной симптоматики существенным

    фактором нарушения саморегуляции является установка на самоограничение. Это

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.