Общая психология
|принцип специфичности кодирования; | | |
|мотивация; углубление в изучаемый материал | | |
|. | | |
|диапазонов сознания, точно так же как человеческое | |Процессы памяти |
|зрение не может охватить все цветовые оттенки, а | |Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, |
|человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество| |углубляется во время передачи информации в |
|звуков и цветов, которые находятся выше или ниже | |кратковременную память и укрепляется в долговременной |
|доступного человеку диапазона, которые человек не может | |памяти (где происходит анализ и идентификация |
|видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания | |информации). |
|выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не| |Хранение – накопление материала в памяти. Хранение |
|имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными | |по-разному осуществляется для эпизодической |
|сознания – супраментальный или глобально-ментальный и | |(автобиографической) и семантической памяти. В |
|субментальный планы. ...То, что мы называем | |эпизодической памяти хранится информация о различных |
|"несознанием" – это просто иное сознание. ...На самом | |событиях нашей жизни. Семантическая память содержит |
|деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы| |правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных|
|находимся под влиянием наркотиков, или когда мы | |действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные |
|"мертвы", или находимся в любом другом состоянии – в это| |данной культуре. Семантическая память служит своего рода|
|время мы не более бессознательны, чем при глубокой | |каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в |
|внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы| |эпизодической памяти. |
|не замечаем ни нашего физического "Я", ни того, что нас | |Способы организации информации в памяти: |
|окружает... По мере того как мы продвигаемся вперед и | |пространственная организация, лежащая в основе |
|пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам | |построения "когнитивных карт" (позволяет установить |
|становится ясно, что сознание присутствует и в | |связи и "опорные точки" в физическом пространстве); |
|растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в| |ассоциативная организация (группировка элементов с |
|любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, | |какими-либо общими признаками); |
|что оно ни в каком отношении не является низшей или | |иерархическая организация (каждый элемент информации |
|более ограниченной формой по сравнению с ментальной; | |относится к определенному уровню в зависимости от того, |
|наоборот, во многих "неживых" формах оно является более | |какой категории – более общей или более частной – он |
|интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в | |соответствует). |
|направлении к поверхности". | |Воспроизведение (извлечение). Информация всегда |
|По мнению ряда авторов (например, представителей | |воспроизводится на основе той структуры, в составе |
|трансперсональной психологии), возможен выход человека | |которой она запоминалась. Извлечение информации может |
|за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За | |осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.|
|пределами мозга. – М., 1993. | | |
|Литература: | |Поскольку очень важную роль в извлечении информации из |
|Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.| |памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать |
|– М.: Наука, 1977. | |какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а |
|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.3, Л.: | |не воспоминание считают более чувствительным показателем|
|ЛГУ, 1974-1981. | |фактического объема усвоенного материала. |
|Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. | |Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы |
|– М., 1960. | |памяти. С помощью забывания человек поднимается над |
|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | |бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает |
|М.: МГУ, 1975. | |себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.|
|Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957. | | |
|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: | |Факторы, влияющие на забывание: |
|Педагогика, 1973. | |возраст; |
|Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – | |характер информации и степень ее использования; |
|СПб., 1992. | | |
|интерференция: проактивная интерференция, связанная с | |Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского |
|событиями, происходящими до запоминания информации; | |на сознание. Он пишет о том, что сознание – это |
|ретроактивная интерференция, связанная с событиями, | |рефлексия субъектом действительности, своей |
|происходящими после запоминания материала; | |деятельности, самого себя. "Сознательно то, что |
|подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение | |передается в качестве раздражителя на другие системы |
|следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в | |рефлексов и вызывает в них отклик". "Сознание есть как |
|область бессознательного. Современные психологи | |бы контакт с самим со-бой". Сознание есть со-знание, но |
|предпочитают говорить о мотивированном забывании. С | |лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может |
|помощью него человек пытается "уйти" от неприятных | |существовать только при наличии общественного сознания и|
|сторон той или иной ситуации). См.: Годфруа Ж. Что такое| |языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не |
|психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: Мир, 1992. С. 353-358. | |дано изначально и не порождается природой, сознание |
|О процессах памяти см.: | |порождается обществом, оно производится. Поэтому |
|Выготский Л. С. История развития высших психических | |сознание не постулат и не условие психологии, а ее |
|функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – Т. 3, М., 1984. | |проблема – предмет конкретно-научного психологического |
|Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1981. | |исследования. При этом процесс интериоризации (то есть |
|Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., | |вращивания внешней деятельности во внутренюю) состоит не|
|1978. | |в том, что внешняя деятельность перемещается в |
|Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., | |предсуществующий внутренний "план сознания"; это |
|1968. | |процесс, в котором этот внутренний план формируется. |
|Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная | |Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, |
|анатомия головного мозга. – М., 1958. | |являются словесные значениясистема, работающая как |
|По происхождению различают два вида памяти: генетическую| |единое целое и определяющая каждое отдельное знание.. |
|(наследственную) и прижизненную. В прижизненную память | |Эта работающая система есть состояние бодрствования |
|входят двигательная, образная (зрительная, слуховая, | |человека, или, другими словами, специфически |
|кинестетическая и т.д.), эмоциональная, символическая | |человеческая характеристика бодрствования и есть |
|(словесная и логическая) и волевая память. | |сознание" По Ананьеву, со-знание выступает как |
|О видах памяти см.: | |составная часть эффекта действия. Первоначальные факты |
|Блонский П. П. Память и мышление. //Избр. психолог. | |сознания – это восприятие и переживание ребенком |
|произведения. – М., 1964. | |результатов своего собственного действия. Постепенно |
|Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1974. | |начинают осознаваться не только эффекты действий, но и |
|Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978. | |процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие |
|Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. | |сознания осуществляется путем перехода от сознания |
| | |отдельных моментов действия к целенаправленной |
|Внимание | |планомерной деятельности. При этом все состояние |
|Вниманием называется выделение, выбор актуальных, | |бодрствования становится сплошным "потоком сознания", |
|личностно значимых сигналов. Как и память, внимание | |переключаемого с одного вида деятельности на другой. |
|относится к так называемым "сквозным" психическим | |"Сознание как активное отражение объективной |
|процессам, так как присутствует на всех уровнях | |действительности есть регулирование практической |
|психической организации. | |деятельности человека в окружающем его мире" |
| | |По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле |
| | |охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, |
| | |эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более |
| | |узком смысле сознание представляет собой итог интеграции|
| | |когнитивных и эмоциональных процессов. |
| | |Совершенно иной взгляд на сознание характерен для |
| | |представителей восточных учений. Вот выдержка из работы |
| | |основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: |
| | |"Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он |
| | |отнюдь не охватывает всех возможных |
|сознания | |Традиционно внимание связывают прежде всего с |
|Определение сознания | |ограничением поля восприятия, то есть с такой |
|Определение сознания сталкивается с большим количеством | |организацией восприятия, при которой человек |
|трудностей, связанных с очень разными подходами к этой | |воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), |
|проблеме. Проблема сознания является одной из | |предвосхищая структуру информации, которая будет при |
|глобальнейших и сложнейших проблем в психологии | |этом получена. |
|Основные подходы к проблеме | |Внимание осуществляет выбор той информации, которая |
|"Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, | |будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки |
|что мы вообще находим в себе какие бы то ни было | |информации у человека могут иметь дело в данный момент |
|психические состояния". Сознание психологически | |времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем |
|представляет собой, с этой точки зрения, как бы | |является основной характеристикой внимания. Объем |
|внутреннее свечение, которое бывает ярким или | |внимания нельзя изменить с помощью обучения и |
|помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при| |тренировки. |
|глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только| |Последовательность анализа среды (направление внимания) |
|чисто формальные свойства; их и выражают так называемые | |зависит от двух групп факторов: |
|психологические законы сознания: единства, | |структура внешних раздражителей (физические параметры |
|непрерывности, узости и т.д. | |сигнала: интенсивность, частота и т.д.); |
|По мнению У. Джеймса, сознание есть "хозяин психических | |структура внутреннего поля, определяемой деятельностью |
|функций", то есть фактически сознание отождествляется с | |человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и |
|субъектом. | |т.д.). |
|Сознание – это особое психическое пространство, "сцена" | |Внимание сопровождается приспособительными движениями, |
|(К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но| |но не сводится к ним. Сущность внимания в избирательном |
|не ее предметом (Наторп). Хотя его существование | |характере психической деятельности. |
|представляет собой основной и вполне достоверный | |Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность|
|психологический факт, оно не поддается определению и | |психической деятельности. |
|выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно,| |Виды внимания |
|потому что оно само есть качество – качество психических| |Если направленность и сосредоточенность носят |
|явлений и процессов; это качество выражается в их | |непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном |
|презентированности (представленности) субъекту (Стаут). | |внимании. По мнению К. К. Платонова, одной из форм |
|Качество это не раскрываемо, оно может только быть или | |непроизвольного внимания является установка (состояние |
|не быть. | |готовности или предрасположенности личности к действию |
|Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент | |определенным образом). |
|на психологической бескачественности сознания. | |Если направленность и сосредоточенность внимания связаны|
|Несколько иная точка зрения у представителей французской| |с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.|
|социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). | | |
|Психологическая бескачественность сознания здесь | |Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – |
|сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на | |послепроизвольное внимание (это внимание, естественно |
|которую проецируются понятия, концепты, составляющие | |сопровождающее деятельность личности; возникает оно, |
|содержание общественного сознания. Этим сознание | |если личность поглощена деятельностью; связано с |
|отождествляется со знанием: сознание – это "со-знание", | |наличной системой ассоциаций). |
|продукт общения знаний. | |Одни авторы склонны отождествлять внимание с |
| | |ориентировочной деятельностью (А. Н. Леонтьев, |
| | |А. В. Запорожец, А. И. Розов, Ж. Годфруа и др.). Другие |
| | |(П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) считают внимание |
| | |самостоятельной формой психической деятельности, а |
| | |именно психологической формой контроля. При этом не |
| | |всякий контроль можно считать вниманием. |
|Пока контроль выполняется как развернутая предметная | |Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование |
|деятельность, он сам требует внимания. Контроль | |начинается там, где имеется как минимум двухуровневая |
|становится вниманием, когда достигает уровня идеального,| |иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести|
|сокращенного и автоматизированного действия. | |уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, |
|Н. Ф. Добрынин считает внимание определенной | |который отвечает критериям интеллектуальной, |
|организацией психической деятельности. | |эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности . |
|Характеристики внимания | |Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли |
|Устойчивость – длительность привлечения внимания к | |И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная |
|одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. | |сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|