Общая психология
| | |Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., |
| | |1961. |
| | |Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – |
| | |Служебный перевод. |
| | |Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др.|
| | |– М.: МГУ, 1976. |
| | |Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – |
| | |М.: МГУ, 1981. |
| | |Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. |
| | |Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975. |
| | |Юнг К. Психологические типы. – М., 1928. |
|Характер формируется на основе темперамента под влиянием| |Функциональная структура психики человека в общенаучных |
|условий жизни. В характере черты темперамента содержатся| |категориях |
|в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не | |(по В. А. Ганзену) |
|приняты человеком. Особое значение для формирования | |[pic] |
|характера имеют первые годы жизни человека (см. | | |
|З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б. Г. Ананьев). | |Функциональная структура психики человека в |
|Структура характера | |психологических понятиях |
|В структуре характера разные авторы выделяют различные | |(по В. А. Ганзену) |
|свойства. | | |
|Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и | | |
|условием цельности личности и к основным его свойствам | | |
|относит направленность, привычки, коммуникативные | | |
|свойства, эмоционально-динамические проявления, | | |
|сформированные на основе темперамента. | | |
|А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру | | |
|характера такие пары свойств: | | |
|уравновешенность – неуравновешенность; | | |
|сензитивность – агрессивность; | | |
|широту – узость; | | |
|глубину – поверхностность; | | |
|богатство, содержательность – бедность; | | |
|силу – слабость. | | |
|Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его | | |
|цельность, сложность, динамичность, оригинальность, | | |
|силу, твердость. Эти и множество других попыток | | |
|выделения структурных свойств характера требуют анализа | | |
|и обобщения. | | |
|Литература: | | |
|Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. //Избр. | | |
|психол. труды. – М.: Педагогика, 1980. | | |
|Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском | | |
|возрасте. – М.: Просвещение, 1968. | | |
|Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности | | |
|человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. | | |
|Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924. | | |
|Лазурский А. Ф. Очерк науки о характере. – Пб., 1917. | | |
|Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, | | |
|1969. | | |
|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | | |
|М.: МГУ, 1975. | | |
|Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. | | |
|[pic] | |Литература: |
| | |Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности |
| | |человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. |
| | |Крутецкий В. А. Психология математических способностей |
| | |школьников. – М.: Просвещение, 1968. |
| | |Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922. |
| | |Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии |
| | |личности. Вып. 6. – Пермь, 1970. |
| | |Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. |
| | |Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.|
| | | |
| | |Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.|
| | | |
| | |Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., |
| | |1961. |
| | |Характер |
| | |Характер – совокупность устойчивых индивидуальных |
| | |особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в |
| | |деятельности и общении, обусловливая типичные для нее |
| | |способы поведения. |
| | |Понятие характера весьма различается в различных |
| | |теоретических построениях. В современной зарубежной |
| | |характеро-логии можно выделить три направления: |
| | |конституционно-биологическое (связано с именем |
| | |Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме |
| | |конституции и темперамента); |
| | |психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д.|
| | |Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений|
| | |человека); |
| | |идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер |
| | |заключается в торможении инстинктов, которое определяет |
| | |этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и |
| | |какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних |
| | |имманентных свойств личности. Бауд: характер |
| | |определяется социальным положением человека и т.д.). |
| | |В отечественной психологии исследование характера |
| | |связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, |
| | |А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, |
| | |Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.). Здесь также |
| | |можно выделить различные направления: идеалистические, |
| | |биологизаторские, материалистические. Опираясь на |
| | |различные подходы к этой теме, можно отметить |
| | |социально-оценочный оттенок при определении характера; |
| | |значительную устойчивость психологических характеристик.|
|Для способностей характерна возможность переноса | |Функциональная структура психики (в психологических |
|выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом| |категориях), |
|новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее | |представленная в радиально-круговой системе координат |
|задачами не последовательностью способов действия, а | |(По В. А. Ганзену) |
|требованиями к тем же психическим свойствам человека. | |[pic] |
|Основу способностей составляют задатки. Задатки – это | |Форма представления функциональной структуры психики в |
|природные предпосылки, которые являются условием | |радиально-круговой системе координат имеет явные |
|развития способностей не только в смысле того, что они | |преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше |
|придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле | |согласована с возможностями отражающей системы человека,|
|того, что они в известных пределах могут определять | |здесь значительно нагляднее проявляются соотношения |
|содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К| |между компонентами психики. |
|задаткам относятся не только анатомо-морфологические и | |Приведенные схемы структуры психики касаются прежде |
|физиологические свойства мозга, но и психические | |всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о |
|свойства в той степени, в которой они прямо и | |наличии бессознательного уровня в структуре психики. |
|непосредственно обусловлены наследственностью. | |Бессознательными могут быть как процессы психического |
|Способности – понятие динамическое. Они формируются, | |отражения, так и процессы регулирования. В понятие |
|развиваются и проявляются в деятельности. | |бессознательного разные авторы вносят различный смысл |
|Общие и специальные способности | |(например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т.д.) |
|Специальные способности – способности к определенным | | |
|видам деятельности (математические способности, | | |
|музыкальные способности, педагогические и т.д.). | | |
|Общие способности – это способность к развитию | | |
|специальных способностей. | | |
|Одаренность – это качественно своеобразное сочетание | | |
|способностей, от которого зависит возможность достижения| | |
|большего или меньшего успеха в выполнении той или другой| | |
|деятельности. | | |
|Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной | | |
|деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования| | |
|способностей нет, хотя традиционно именно сфера | | |
|умственной деятельности исследовалась и продолжает | | |
|исследоваться в связи со способностями. | | |
|Высокое общее умственное развитие может не | | |
|сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной | | |
|области способностей или каким-либо видом специальной | | |
|одаренности. Однако проявление и достижение высоких | | |
|специальных способностей, специальной одаренности | | |
|немыслимо без наличия общих способностей, общей | | |
|одаренности. См.: Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. | | |
|Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – | | |
|Л.: ЛГУ, 1960. | | |
|В соответствии с этим по-разному выглядит структура | |Темперамент |
|бессознательного. Фрейдовское "Ид" – это совокупность | |Темперамент – биологический фундамент, на котором |
|биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, | |формируется личность. Он отражает динамические аспекты |
|желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура | |поведения, преимущественно врожденного характера. |
|бессознательного. Она включает в себя такие элементы: | |В. С. Мерлин считает свойствами темперамента |
| | |индивидуальные особенности, которые |
|Индивидуальное бессознательное: | |регулируют динамику психической деятельности в целом; |
|тень (аналог фрейдовского "Ид") | |характеризуют особенности динамики отдельных психических|
|Анима и Анимус | |процессов; |
|самость | |имеют устойчивый и постоянный характер; |
|Коллективное бессознательное | |находятся в строго закономерных соотношениях, |
| | |характеризующих тип темперамента; |
|С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного | |однозначно обусловлены общим типом нервной системы. |
|следует свести или даже заменить понятием психической | | |
|установки. | |Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические |
|Литература: | |особенности, если они представляют собой особенности |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|