МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    интересы определенных сил и ведущими борьбу за части государственного

    бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы

    власти. Внешнюю напряженность такого рода конфликтов, как правило, удается

    погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной

    диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую игру, можно

    только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в

    обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической

    деятельности конкурирующих субъектов.

    Ко второму основному источнику политических конфликтов относятся

    расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и

    политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также

    в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие

    конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются

    качественно различные мнения о путях реформирования государственности,

    закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути

    выхода из социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти

    компромисс порой весьма трудно. Если же, как, к примеру, в современной

    России, идейные расхождения касаются основополагающих ценностей и

    приоритетов политического развития, достижения согласия между

    конфликтующими сторонами (например приверженцами коммунистических и

    либерально-демократических идей) приходится добиваться в течение весьма и

    весьма длительного времени.

    В последние голы ряд западных теоретиков выдвинули еще одну версию,

    объясняющую природу политических конфликтов – т.н. теорию человеческих

    потребностей. Эта концепция утверждает, что конфликты возникают в

    результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей,

    составляющих самое человеческую личность. Сторонники этой позиции относят к

    базовым источникам конфликтов разные ценности: идентичность, экономический

    рост, трансценденцию (внутреннее самораскрытие); безопасность, общественное

    признание, нравственное совершенствование и проч. Удовлетворение такого

    рода стремлений не может быть предметом купли-продажи, торга с властью,

    которая должна лишь видоизменять и совершенствовать политические структуры

    в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных

    человеческих потребностей.

    И, наконец, третьим источником политических конфликтов в политической

    науке рассматриваются процессы идентификации граждан, осознания ими своей

    принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и

    объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и

    политической системе. Такого рода конфликты характерны прежде всего для

    нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами

    нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам

    взаимоотношений с властью. Такого же характера противоречия возникают и в

    тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами

    вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной,

    религиозной и т.п. группы, стремление повысить ее властный статус.

    Вопрос 35. Типы социальных конфликтов, их функции.

    Характер изменений политических процессов, темпы и направленность

    эволюции системы правления самым непосредственным образом зависят от типа

    доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде в политической

    науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:

    . с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего

    выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою

    очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и

    противоречий. Так, среди международных конфликтов могут выделяться

    кризисы типа «балансирования на грани войны», отражающие выдвижение одним

    государством требований и притязаний к другому в надежде, что противник

    скорее уступит, чем будет бороться; «оправдания враждебности»,

    характеризующие провокационную деятельность государства против

    потенциального противника с тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию

    для выдвижения ему неприемлемых требований и т.д. Внутриполитические

    конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие

    взаимодействие между различными субъектами власти (правящей и

    оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов,

    центральной и местной властью и т.д.), отражающие характер политических

    процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов (в сфере

    государственного управления или массового участия граждан в политике) и

    т.д.;

    . по степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно

    говорить о (целиком или частично) институализированных и

    неинституализированных конфликтах, характеризующих способность или

    неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам

    политической игры;

    . по их качественным характеристикам, отражающим различную степень

    вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и

    противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч.

    Среди конфликтов данного типа можно выделить «глубоко» и «неглубоко

    укорененные» (в сознании людей) конфликты; конфликты «с нулевой суммой»

    (где позиции сторон противоположны, и потолку победа одной из них

    оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых

    существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия);

    антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение

    которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или

    – соответственно – сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;

    . с точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить

    об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия

    конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где

    доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных

    полномочий. Если первый тип подобных конфликтов хорошо различим в

    разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни

    (например в виде манифестаций, забастовок, участия в выборах и т.д.), то

    второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия

    решений (в частности взаимодействий внутри правящей элиты, отношений

    между различными ветвями власти);

    . по временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон –

    долговременные и кратковременные конфликты. Так, возникновение и

    разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в

    течение предельно короткого времени (например отставка министра в связи с

    публикацией сведений о его предосудительных действиях), но может быть

    соотнесено с жизнью целых поколений;

    . в соотнесении со строением и организацией режима правления. В данном

    случае, как правило, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие

    взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти:

    между центральными и местными элитами, органами федерального и местного

    самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи

    однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между

    неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).

    Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и

    характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных

    политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и

    сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и

    непримиримости.

    Вопрос 36. Политически режим: понятие и сущность

    Понятие «политический режим» связано с характеристикой политической

    системы в целом, а не только одного из ее компонентов – государства.

    Понятие «политический режим» отражает состояние классовой демократии в

    стране.

    Политический режим – это также результат деятельности его классовых

    противников (полит. партий, народных фронтов, профсоюзов и т. д.).

    Политический режим – это совокупность средств, методов, которыми

    господствующий класс осуществляет политическую власть.

    Политический режим характеризует не только состояние демократии, но и

    отношение органов власти к правовой основам ее деятельности. В этом смысле

    политический режим включает в себя:

    1) роль, политические функции и место главы государства в системе

    политического руководства;

    2) способ и порядок формирования представительных органов (избирательная

    система);

    3) взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью, между

    ее центральными и местными органами;

    4) взаимоотношения между палатами представительного органа;

    5) положение и деятельность органов подавления и организованного насилия

    в государстве;

    6) роль негосударственных органов господствующего класса;

    7) положение, влияние и условия деятельности политических партий,

    массовых общественных организаций;

    8) реальные права и свободы граждан и т. д.

    В формировании политического режима принимают участие различные

    компоненты и звенья политической системы. Главную роль среди них играет

    государство.

    Наряду с государством важное место в формировании политического режима

    принадлежит политическим партиям, общественным, особенно массовым,

    организациям.

    Вопрос 37. Классификация политических режимов.

    Одни ученые утверждают что можно говорить о наличии трех политических

    режимов – авторитарного, либерального и демократического; другие прибавляют

    к этим трем еще один – тоталитарный политический режим.

    1) Тоталитарный режим – это государственно-политическое устройство

    общества, характеризующееся полным (тотальным) контролем государства

    над всеми сферами жизни общества. Ему свойственно огосударствление не

    только общественной, но и в значительной мере частной жизни,

    максимальное ущемление прав и свобод гражданина. Во-первых,

    тоталитарный режим отличается стремлением контролировать не только

    действия, но даже эмоции и мысли населения. Во-вторых, существенное

    свойство тоталитарного режима – его способность создавать для себя

    массовую поддержку, мобилизуя общество во имя единой, «тотальной»

    цели, имеющей общенациональное значение. Так тоталитарные режимы

    формируют свою легитимность. Другие же черты режимов тоталитарного

    типа – однопартийная система, контроль над средствами массовой

    информации, экономикой, особая функция тайной полиции и так далее.

    2) Авторитарный политический режим устанавливается такой формой власти,

    которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее

    органе и снижает роль других, прежде всего представительных ее

    институтов. При авторитаризме власть единоличного правителя (тирана,

    деспота, фюрера, вождя) или правящей группировки не ограничивается

    правом и учреждениями, избранными широкими народными массами, не

    реализуется принцип разделения властей – законодательной,

    исполнительной и судебной. Существует несколько разновидностей

    авторитарного режима. Но для всех их характерны некоторые главные

    признаки:

    1) ликвидация или существенное ограничение основных

    демократических свобод граждан;

    2) запрещение как правило, всех оппозиционных партий и

    общественных организаций, ликвидация классовых профсоюзов,

    разгром оппозиционной прессы;

    3) срастание правящей (фашистской, авторитарной) партии и

    других реакционных организаций, примыкающих к ней (военных,

    полувоенных), с государственным аппаратом, не только их

    тесная связь, но нередко юридическое признание и закрепление

    этой связи;

    4) ограничение выборности органов государства и превращение

    парламента во второстепенное учреждение;

    5) фактический, а зачастую и юридический отказ от концепции

    «разделения властей». Авторитаризм характеризуется чрезмерным

    централизмом в управлении, монополизацией власти в руках

    небольшой группы, активной опорой на полицейский и военно-

    карательный аппарат, на меры принуждения и наказания,

    террористические методы подавления политической оппозиции.

    3) Олигархический режим (одна из разновидностей авторитарного режима).

    Формально в нем допускается многопартийность, но фактически принцип

    свободы образования и деятельность партий нарушен, разрешается

    деятельность партий, поддерживающих режим; оппозиционные партии

    запрещены. Выборность парламента сохраняется, но фактическое

    положение таково, что в парламент и местные органы самоуправления

    могут быть избраны только представители правящей верхушки; рабочие

    депутаты в парламент не допускаются. В принципе признается разделение

    властей, но фактически главенствующая роль принадлежит не

    законодательной, а исполнительной власти.

    4) Конституционно-авторитарный режим (одна из разновидностью

    авторитаризма). В условиях этого режима антидемократические порядки

    закреплены конституцией. Парламент сохраняется, но зачастую строится

    на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а

    не избирается. Нередко он превращается в совещательное учреждение.

    Здесь безраздельно доминирует исполнительная власть, а ключевые посты

    занимает президент, использующий харизматические традиции отсталой

    части населения.

    5) Военный режим (Особой разновидностью тоталитарного авторитарного

    режима является), устанавливаемый в итоге военного переворота. В

    условиях военного режима конституция отменяется и заменяется актами

    военных властей единоличного лидера переворота или совета,

    директории; парламент, политические партии, общественные организации

    распускаются; местные органы самоуправления заменяются назначенными

    военными чиновниками; действие норм об основных правах граждан

    приостанавливается.

    6) Либеральный режим является промежуточным или переходным между

    авторитарным и демократическими режимами. Этот политический режим

    делает ставку на такую организацию общественной жизни, которая

    построена на признании политических и экономических прав индивида в

    пределах закона; ограничивает возрастание роли государства, ставит

    своей целью защитить от государственного вмешательства частную жизнь

    человека и свободу его действий в рамках закона; провозглашает

    верховенство закона, общего для всех граждан. Выступает за разделение

    властей, усиление выборных начал местной участи для развития

    конкуренции внутри ее и различных гражданских инициатив. В условиях

    либерального режима власть ведет диалог с независимыми группами,

    созревший в этих областях, сама определяет его результат. Либеральная

    политика разрешает любые организации, кроме тех, которые претендуют

    на власть; разрешено все, кроме смены власти.

    7) Демократический режим – это такое государственно-политическое

    устройство общества, управленческие функции в котором основаны на

    признании народа источником власти, его право участвовать в решении

    государственных дел в сочетаний с широким кругом гражданских прав и,

    свобод. Признается равенство всех граждан, выборность

    представительных органов, установление всеобщего избирательного

    права. Здесь разрешено все, кроме того, что запрещено законом.

    Демократический политический режим является основой правового

    государства и служит предпосылкой построения гражданского общества.

    Вопрос 38. Понятие и идейные истоки тоталитаризма

    Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ в. Что же

    касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли

    гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов

    «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В

    неполитическом знании этот термин издавна использовался многими учеными. В

    политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения

    Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета «Таймс» писала о

    тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не

    только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

    Теория тоталитаризма складывалась в 40–50-х гг. и получила развитие в

    последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях

    идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические

    теоретические исследования по проблемам тоталитаризма – работы Ф. Хайека

    «Дорога к рабству» (1944) и Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также

    совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и

    автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать

    тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.