Политология
мужам», «лучшим», «высшим», «старшим».Тем самым Конфуций выступал за
аристократическую концепцию правления, т.к. простой народ полностью
отстраняется от участия в управлении государством.
Правда его политический идеал состоял в правлении аристократов
добродетели и знания, а не родовой знати и богатых. Но в целом для Конфуция
и его последователей характерно скорее примиренческое и компромиссное,
нежели критическое отношение к существовавшим порядкам.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций
призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения
на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, т.к.
соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет
господство норм нравственности в поведении подданных.
Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в
послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция
в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами
общества и стабилизации правления. Отвергая бунты и борьбу за власть,
Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.
Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к
завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других
народов. Не отвергая сами гегемонистские претензии китайских правителей,
Конфуций следовал им: «людей, живущих далеко и не подчиняющихся»,
необходимо «завоевывать с помощью образованности и морали».
Регулирование полит. отношений посредством норм добродетели в учении
Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. Т.е.
руководить народом надо посредством добродетели, поддерживать порядок с
помощью ритуалов, иначе народ будет лишь уклоняться от наказаний и не будет
испытывать стыда.
В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс
этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала,
человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения к родителям,
преданности правителю.
Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам обусловлено их
традиционно наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями.
Вместе с тем Конфуций полностью не отвергал значения
законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь
вспомогательную роль.
ПЛАТОН
Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – один из величайших мыслителей не
только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых
учений.
Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407 –
399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него
огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками
казненного философа покинул Афины.
Воззрение Платона заметно изменялись на протяжении его долгого
творческого пути. Так, в его ранних диалогах, называемых «сократическими»
(«Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.), в целом доминируют
взгляды, метод и подход Сократа – рационализм; поиски общих понятий,
углубленный интерес к моральной проблематике и т. п. Собственно
платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах
(«Государство» «Политик» «Софист» «Парменид» и др).
Смысл платоновского учения об идеях состоит в том, что «истинное бытие
– это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а данные ощущению
эмпирические тела, вещи и явления – не истинны, поскольку вообще относятся
не к бытию, а к чему-то подвижному.
Мир идей – вечно неизменный божественный проект изменчивого
человеческого мира.
Истинное познание – это познание бытия, т.е. мира идей. Оно доступно
лишь «редким людям» – философам. Толпе же, не присуще быть философом.
Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и
максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-
политической жизни – в полисе.
Платон исходит из того соответствия, которое по его представлениям,
существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой
душой. Справедливый человек нисколько не отличается от справедливого
государства, а, напротив, схож с ним. Трем началам человеческой души –
разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих
начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют
три сословия–правителей, воинов и производителей.
Справедливость состоит в том чтобы каждое начало занималось своим
делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того справедливость требует
соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е.
философам) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воину) – быть
вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют
началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими
производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».
Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь
организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма.
Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются
стражи сообща, как во время походов. Им запрещается не только пользоваться,
но даже прикасаться к золоту или серебру.
Решающее значение для идеального государственного устройства имеет,
введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве
уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для
двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.
Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность,
средний достаток.
Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального
государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем
преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство
«представляет собою множество государств, в них заключены два враждебных
между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей».
Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших. Этот
тип с государственного устройства можно назвать двояко: если среди
правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью,
если несколько правителей, тогда это будет аристократия.
Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон
противопоставляет четыре других, располагая их в порядке прогрессирующей
порчи государственности.
1) Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной
собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов.
Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это
– тимократия. Такое государство будет вечно воевать.
2) Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства
приводит–в результате скопления значительного богатства у частных лиц
– к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти
стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет
ненависть против богачей. приводящая к перевороту в государстве и
установлению демократии.
3) В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и
разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при
демократии уравнивает равных и не равных. То, что в порочном
государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в
тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии –
свобода, именно это и губит данный строй. Другими словами каждая
форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее
собственному принципу.
4) Демократия опьяняет свободой в неразбавленном виде, и из нее
вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная
свобода обращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид
государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и
насилие.
Политика – это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания
и умения управлять людьми. При таких данных у правителей будет уже
неважно, правят ли они по законам или без них. Во всех иных государствах,
во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться
через законы.
АРИСТОТЕЛЬ
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли
после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля – (384-322
гг. до н. э.).
Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся
его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о
политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное
понимание политики предполагает развитые представления о нравственности
(добродетелях), знание этики (нравов).
Этика представляет как начало политики, введение к ней. Аристотель
различает два вида справедливости, уравнивающую и распределяющую. Критерием
уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой
применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения
ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит из принципа
«геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству,
пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения.
Основным итогом этических исследований, существенным для политики,
является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь
между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу и
имеет целью их самоудовлетворенность.
Государство – продукт, естественного развития. В этом отношении оно
подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение.
Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные
общения. Человек по природе своей существо политическое, но не все люди
достигли такого уровня развития. Аристотель считал, что «варвары» – люди с
неразвито человеческой природой, и они не доросли до политической формы
жизни.
Отношения господина и раба являются элементом семьи, а не государства.
Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой
некое целое и единство составляющих его элементов.
Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление их
к единству приводит к уничтожению государства.
Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе, человека, в
его естественной любви к себе.
Государство, замечает Аристотель, понятие сложное, представляет собой
известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан.
Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в
законосовещательной и судебной власти данного государства. Вместе с
изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства
изменяется и само государство.
Форму государства Аристотель характеризовал также как, политическую
систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом
плане государственная форма. определяется числом властвующих (один,
немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и
неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду
общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. Тремя
правильными формами государства являются монархическое правление - царская
власть, аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями
от них – тирания, олигархия и демократия.
Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В
политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы
представляют собой то или иное отклонение от политии.
Из неправильных форм государства тирания наихудшая. Резко критикуя
крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону
Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию,
основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов.
Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны
олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития
– «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во
всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во
властвовании – средний слой.
Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в
отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием
нарушения относительного, характера равенства и искажения принципа
политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться
количественным равенством, в других – равенством по достоинству.
Вопрос 6. Политические воззрения средневековых мыслителей (Августин
Блаженный, Фома Аквинский)
Аврелий Августин (354 – 430 гг.) – один из видных идеологов
христианской церкви. До принятия христианства (387 г.) он увлекался
философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став
христианином, он принял деятельное участие в травле «еретиков». С 395 г. и
до конца жизни он – епископ Гиппона (Северная Африка). Его политические и
правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «0 свободной воле» и
ряде других сочинений.
В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества
все социальные, государственные и правовые учреждения и установления
предстают как следствие греховности человека. Сама эта греховность
предопределена замыслом бога-творца, наделившего человек сдобной волей, т.
е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи. При этом само
пожелание человека жить не «по человеку», а «по Богу» порождается лишь
божьей благодатью которая ниспосылается только «избранным».
Разделяя человеческий род во все времена его существования на два
разряда (живущих по человеку и живущих по богу). Эти разряды он
символически называл градами. Граждан земного града рождает испорченная
грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая
природу от греха; причем те называются сосудами гнева Божия, а эти –
сосудами милосердия.
Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и
становлений в «земном граде») проявляется согласно Августину, в господстве
«человека над человеком», в существующих отношениях управления и
повиновения, господства и рабства. Такое положение дел Августин называет
«естественным порядком» человеческой жизни. В этом смысле «естественным»
(для жизни «по человеку») оказывается и рабство, хотя оно и противоречит
первоначально созданной богом человеческой природе и жизни «по Богу».
Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до
второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено «царство
небесное», благочестивые получат «ангельскую жизнь», а нечестивые
подвергнутся «вторичной смерти», ибо «все мы восстанем, но не все
изменимся».
Причина зла, согласно Августину, в свободной воле и ее извращенности.
Злом является и то что человек совершает, и то что он терпит. Первое наз.
грехом, а второе – наказанием. Слабость воли человеческой стала
наследственной после наказания за грех Адама. Единственная надежда человека
теперь связывается с благодатью, которая не уничтожает свободную волю, а
оздоровляет ее. Идея связи зла в мире и в человеческих отношениях со
свободной волей человека в трактовке Августина разработана таким образом,
чтобы показать: бог не отвечает за зло.
В вопросе о различных формах человеческой общности Августин разделяет
воззрения Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство,
общность языка, человеческое общество и, наконец, универсальная общность,
объединяющая богов и людей.
Вместе с тем у Августина встречаются суждения о том, что было бы
лучше, если бы вместо мировой римской державы возникло бы множество малых
по размерам «правлений народов», которые жили бы рядом друг с другом в
мирном соседстве как различные семьи.
Человек, согласно его воззрениям, существо немощное и совершенно
неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо
совершенное общество. В конечном счете добро и справедливость должны
возобладать благодаря предустановленному вечному порядку и неодолимому
авторитету божества. Божественный порядок (в том числе здесь, на земле)
оказывается высшей целесообразностью и благом, абсолютной нормой всего, что
должно быть. Таким образом, отдельный индивид не цель в себе или для себя,
а только средство в осуществлении божественного порядка.
Формы правления различаются Августином в зависимости от тех
обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них
он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу
и уважение к человеку. Он более всего
чуток к проявлениям «опустошающей души смертных» «похоти господствования» –
таким как аморальность, несправедливость и жестокость.
Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует
тираном, несправедливую аристократию – кликой. Государство, в котором
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|