МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    мужам», «лучшим», «высшим», «старшим».Тем самым Конфуций выступал за

    аристократическую концепцию правления, т.к. простой народ полностью

    отстраняется от участия в управлении государством.

    Правда его политический идеал состоял в правлении аристократов

    добродетели и знания, а не родовой знати и богатых. Но в целом для Конфуция

    и его последователей характерно скорее примиренческое и компромиссное,

    нежели критическое отношение к существовавшим порядкам.

    Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций

    призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения

    на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, т.к.

    соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет

    господство норм нравственности в поведении подданных.

    Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в

    послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция

    в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами

    общества и стабилизации правления. Отвергая бунты и борьбу за власть,

    Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

    Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к

    завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других

    народов. Не отвергая сами гегемонистские претензии китайских правителей,

    Конфуций следовал им: «людей, живущих далеко и не подчиняющихся»,

    необходимо «завоевывать с помощью образованности и морали».

    Регулирование полит. отношений посредством норм добродетели в учении

    Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. Т.е.

    руководить народом надо посредством добродетели, поддерживать порядок с

    помощью ритуалов, иначе народ будет лишь уклоняться от наказаний и не будет

    испытывать стыда.

    В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс

    этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала,

    человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения к родителям,

    преданности правителю.

    Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам обусловлено их

    традиционно наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями.

    Вместе с тем Конфуций полностью не отвергал значения

    законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь

    вспомогательную роль.

    ПЛАТОН

    Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – один из величайших мыслителей не

    только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых

    учений.

    Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407 –

    399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него

    огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками

    казненного философа покинул Афины.

    Воззрение Платона заметно изменялись на протяжении его долгого

    творческого пути. Так, в его ранних диалогах, называемых «сократическими»

    («Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.), в целом доминируют

    взгляды, метод и подход Сократа – рационализм; поиски общих понятий,

    углубленный интерес к моральной проблематике и т. п. Собственно

    платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах

    («Государство» «Политик» «Софист» «Парменид» и др).

    Смысл платоновского учения об идеях состоит в том, что «истинное бытие

    – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а данные ощущению

    эмпирические тела, вещи и явления – не истинны, поскольку вообще относятся

    не к бытию, а к чему-то подвижному.

    Мир идей – вечно неизменный божественный проект изменчивого

    человеческого мира.

    Истинное познание – это познание бытия, т.е. мира идей. Оно доступно

    лишь «редким людям» – философам. Толпе же, не присуще быть философом.

    Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и

    максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-

    политической жизни – в полисе.

    Платон исходит из того соответствия, которое по его представлениям,

    существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой

    душой. Справедливый человек нисколько не отличается от справедливого

    государства, а, напротив, схож с ним. Трем началам человеческой души –

    разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих

    начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют

    три сословия–правителей, воинов и производителей.

    Справедливость состоит в том чтобы каждое начало занималось своим

    делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того справедливость требует

    соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е.

    философам) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воину) – быть

    вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют

    началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими

    производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

    Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь

    организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма.

    Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются

    стражи сообща, как во время походов. Им запрещается не только пользоваться,

    но даже прикасаться к золоту или серебру.

    Решающее значение для идеального государственного устройства имеет,

    введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве

    уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для

    двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.

    Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность,

    средний достаток.

    Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального

    государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем

    преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство

    «представляет собою множество государств, в них заключены два враждебных

    между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей».

    Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших. Этот

    тип с государственного устройства можно назвать двояко: если среди

    правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью,

    если несколько правителей, тогда это будет аристократия.

    Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон

    противопоставляет четыре других, располагая их в порядке прогрессирующей

    порчи государственности.

    1) Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной

    собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов.

    Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это

    – тимократия. Такое государство будет вечно воевать.

    2) Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства

    приводит–в результате скопления значительного богатства у частных лиц

    – к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти

    стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет

    ненависть против богачей. приводящая к перевороту в государстве и

    установлению демократии.

    3) В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и

    разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при

    демократии уравнивает равных и не равных. То, что в порочном

    государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в

    тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии –

    свобода, именно это и губит данный строй. Другими словами каждая

    форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее

    собственному принципу.

    4) Демократия опьяняет свободой в неразбавленном виде, и из нее

    вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная

    свобода обращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид

    государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и

    насилие.

    Политика – это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания

    и умения управлять людьми. При таких данных у правителей будет уже

    неважно, правят ли они по законам или без них. Во всех иных государствах,

    во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться

    через законы.

    АРИСТОТЕЛЬ

    Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли

    после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля – (384-322

    гг. до н. э.).

    Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся

    его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

    Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о

    политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное

    понимание политики предполагает развитые представления о нравственности

    (добродетелях), знание этики (нравов).

    Этика представляет как начало политики, введение к ней. Аристотель

    различает два вида справедливости, уравнивающую и распределяющую. Критерием

    уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой

    применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения

    ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит из принципа

    «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству,

    пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения.

    Основным итогом этических исследований, существенным для политики,

    является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь

    между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу и

    имеет целью их самоудовлетворенность.

    Государство – продукт, естественного развития. В этом отношении оно

    подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение.

    Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные

    общения. Человек по природе своей существо политическое, но не все люди

    достигли такого уровня развития. Аристотель считал, что «варвары» – люди с

    неразвито человеческой природой, и они не доросли до политической формы

    жизни.

    Отношения господина и раба являются элементом семьи, а не государства.

    Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой

    некое целое и единство составляющих его элементов.

    Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление их

    к единству приводит к уничтожению государства.

    Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе, человека, в

    его естественной любви к себе.

    Государство, замечает Аристотель, понятие сложное, представляет собой

    известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан.

    Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в

    законосовещательной и судебной власти данного государства. Вместе с

    изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства

    изменяется и само государство.

    Форму государства Аристотель характеризовал также как, политическую

    систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом

    плане государственная форма. определяется числом властвующих (один,

    немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и

    неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду

    общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. Тремя

    правильными формами государства являются монархическое правление - царская

    власть, аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями

    от них – тирания, олигархия и демократия.

    Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В

    политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы

    представляют собой то или иное отклонение от политии.

    Из неправильных форм государства тирания наихудшая. Резко критикуя

    крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону

    Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию,

    основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов.

    Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны

    олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития

    – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во

    всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во

    властвовании – средний слой.

    Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в

    отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием

    нарушения относительного, характера равенства и искажения принципа

    политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться

    количественным равенством, в других – равенством по достоинству.

    Вопрос 6. Политические воззрения средневековых мыслителей (Августин

    Блаженный, Фома Аквинский)

    Аврелий Августин (354 – 430 гг.) – один из видных идеологов

    христианской церкви. До принятия христианства (387 г.) он увлекался

    философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став

    христианином, он принял деятельное участие в травле «еретиков». С 395 г. и

    до конца жизни он – епископ Гиппона (Северная Африка). Его политические и

    правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «0 свободной воле» и

    ряде других сочинений.

    В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества

    все социальные, государственные и правовые учреждения и установления

    предстают как следствие греховности человека. Сама эта греховность

    предопределена замыслом бога-творца, наделившего человек сдобной волей, т.

    е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи. При этом само

    пожелание человека жить не «по человеку», а «по Богу» порождается лишь

    божьей благодатью которая ниспосылается только «избранным».

    Разделяя человеческий род во все времена его существования на два

    разряда (живущих по человеку и живущих по богу). Эти разряды он

    символически называл градами. Граждан земного града рождает испорченная

    грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая

    природу от греха; причем те называются сосудами гнева Божия, а эти –

    сосудами милосердия.

    Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и

    становлений в «земном граде») проявляется согласно Августину, в господстве

    «человека над человеком», в существующих отношениях управления и

    повиновения, господства и рабства. Такое положение дел Августин называет

    «естественным порядком» человеческой жизни. В этом смысле «естественным»

    (для жизни «по человеку») оказывается и рабство, хотя оно и противоречит

    первоначально созданной богом человеческой природе и жизни «по Богу».

    Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до

    второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено «царство

    небесное», благочестивые получат «ангельскую жизнь», а нечестивые

    подвергнутся «вторичной смерти», ибо «все мы восстанем, но не все

    изменимся».

    Причина зла, согласно Августину, в свободной воле и ее извращенности.

    Злом является и то что человек совершает, и то что он терпит. Первое наз.

    грехом, а второе – наказанием. Слабость воли человеческой стала

    наследственной после наказания за грех Адама. Единственная надежда человека

    теперь связывается с благодатью, которая не уничтожает свободную волю, а

    оздоровляет ее. Идея связи зла в мире и в человеческих отношениях со

    свободной волей человека в трактовке Августина разработана таким образом,

    чтобы показать: бог не отвечает за зло.

    В вопросе о различных формах человеческой общности Августин разделяет

    воззрения Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство,

    общность языка, человеческое общество и, наконец, универсальная общность,

    объединяющая богов и людей.

    Вместе с тем у Августина встречаются суждения о том, что было бы

    лучше, если бы вместо мировой римской державы возникло бы множество малых

    по размерам «правлений народов», которые жили бы рядом друг с другом в

    мирном соседстве как различные семьи.

    Человек, согласно его воззрениям, существо немощное и совершенно

    неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо

    совершенное общество. В конечном счете добро и справедливость должны

    возобладать благодаря предустановленному вечному порядку и неодолимому

    авторитету божества. Божественный порядок (в том числе здесь, на земле)

    оказывается высшей целесообразностью и благом, абсолютной нормой всего, что

    должно быть. Таким образом, отдельный индивид не цель в себе или для себя,

    а только средство в осуществлении божественного порядка.

    Формы правления различаются Августином в зависимости от тех

    обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них

    он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу

    и уважение к человеку. Он более всего

    чуток к проявлениям «опустошающей души смертных» «похоти господствования» –

    таким как аморальность, несправедливость и жестокость.

    Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует

    тираном, несправедливую аристократию – кликой. Государство, в котором

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.