МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    молодежь. Данной субкультуре присуще: эмоциональное восприятие полит. жизни

    об-ва; противоречивое разнообразие полит. интересов и поведения.

    Вопрос 47. Политическое сознание: уровни, культура, функции

    Между целями политической системы и действиями граждан есть

    промежуточная инстанция, которая включена в систему политической

    деятельности, предшествует ей и опосредует ее. Такой инстанцией является

    политическое сознание.

    Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными

    субъектами (индивидами, группами, классами, общностями). Оно выступает как

    совокупность соответствующих знаний и оценок.

    Все политические партии и движения, организации и объединения стремятся

    воздействовать на политическое поведение граждан, обращаясь к их сознанию,

    формируя их мнения, установки, потребности и ценности.

    Таким образом, можно сделать вывод, что если общественное сознание

    рассматривается как отражение общественного бытия, политическое сознание

    выступает как отражение политического бытия, т. е. формируется под

    воздействием всей системы политической жизни, практики, политических

    отношений. Кроме этого, характер политического сознания, как и сама

    политическая жизнь, во многом определяется складывающимися в обществе

    социально-экономическими, историческими, национальными, культурными и

    другими предпосылками.

    Однако следует учитывать, что политическое сознание носит прежде всего

    классовый характер, ибо политика представляет собой отношение между

    классами по поводу государственной власти. Исходя из этого, марксистская

    наука выделяет классовые типы политического сознания: пролетарское,

    буржуазное, мелкобуржуазное и др.

    Содержание и характер политического сознания обусловливаются и

    национальными интересами, которые при определенных условиях могут

    выдвигаться на передний план и доминировать над классами.

    Представители западной политологии в политическом сознании чаще всего

    выделяют содержательный характер типов сознания: консервативный,

    либеральный, реформистский, революционный, религиозный и т. д.

    Политическое сознание фиксируется в политических взглядах, настроениях,

    чувствах, мнениях и т. д., которые образуют определенный комплекс (более

    или менее систематизированный).

    Анализ психологических механизмов, управляющих функционированием

    политического сознания, позволяет выделить в нем два блока элементов:

    мотивационные и познавательные. К мотивационным относятся политические

    потребности, ценности, установки, чувства; к познавательным - знания,

    информированность, интерес к политике, убеждения. Разделение это условно,

    так как оба эти блока элементов в жизни часто переплетаются.

    Политическое сознание - весьма противоречивое явление, связанное с

    противоречивым характером развития всех сторон жизни. В нем можно выделить

    несколько уровней. Оно может выступать на уровнях эмпирического и

    теоретического, обыденного и научного, идеологического и социально-

    политического.

    Необходимо различать эмпирическое политическое сознание и обыденное.

    Первое характеризует непосредственно практический опыт субъекта, второе -

    совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей и взглядов

    класса, социального слоя или группы людей. Оно отличается от первого тем,

    что имеет идеологические и теоретические элементы. Обоим присущи ярко

    выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции,

    импульсивность, острота восприятия политических процессов и действий, что

    придает им особую динамичность, гибкость, способность чутко реагировать на

    изменившиеся политические условия.

    Особенно рельефно социально-политический уровень политического сознания

    проявляется в поведении индивидов там, где действуют стихийно образующиеся

    общности людей, легко поддающиеся манипулированию со стороны организованных

    сил.

    Политическое теоретическое сознание представляет собой более высокий

    уровень. Это совокупность идей, взглядов, учений, возникающих на основе

    научных исследований политических отношений, процессов, институтов и

    проникновения в их сущность, выявления глубинных взаимосвязей и

    противоречий, закономерностей развития.

    Теоретическое сознание выступает стержнем политической идеологии.

    Необходимо различать теоретический и идеологический уровни

    политического сознания. Наука дает знание о предметах или явлениях

    действительности, будучи совершенно беспристрастной, объективной.

    Идеология, давая знания, вместе с тем выражает определенное отношение к

    предмету знания. Это обусловлено социальными интересами классов, с позиций

    которых в идеологии отражается действительность.

    В научно-политической литературе нередко можно встретить термин

    “массовое сознание”. Это широкая совокупность самых различных духовных

    образований на уровнях психологии и идеологии, эмоций и логики, обыденного

    и теоретического знания, рациональных и далеких от науки представлений. По

    мнению российских и зарубежных ученых, появление массового политического

    сознания связано с ростом массы людей, участвующих в политической жизни, с

    неоднородных составом участников, с современными условиями социальных и

    политических отношений.

    Вопрос 48. Социально-политические взгляды Л. Гумпловича и Э.Дюркгейма.

    Людвиг Гумплович(1838-1909). Его основные труды по вопросам

    государства: “Раса и гос-во. Исследование о законе формирования гос-ва”,

    “Общее гос-венное право”. Свое мировозрение гумплович называет

    реалистическим. В его рамках и с позиции социологии он рассматривает

    проблемы, связанные с происхождением, сущностью, организацией и ролью гос-

    ва.

    Борьба за существование явл-ся, по Г., главным фактором соц. жизни.

    Гос-во полностью находится в сфере действия данного фактора. Эта борьба -

    вычный спутник чел-ва и главный стимулятор общественного развития.

    Практически она выливается в борьбу между различными чел-кими группами.

    Каждая из них стремится подчинить седе другую группу и установить над ней

    господство. Очевидень высший закон истории:”Сильнейшие побеждают слабейших,

    сильные немедленно объединяются, чтобы в единении превзойти третьего, тоже

    сильного, и так далее. Г. утверждает: “Если мы четко осознаем этот простой

    закон, то кажущаяся неразрешимой загадка пол-кой истории будет разгадана

    нами”.

    Истоки постоянной беспощадной борьбы чел-ких групп между собой Г.

    объесняет неоднозначно. С одной стороны, он указывает в качестве ее причины

    расовые различия между ними. С другой стороны, он усматривает конечную

    причину соц. конфликтов в стремлении людей к удовлетворению своих

    материальных потребностей.

    В самую отдпленную эпоху, полагает Г., конфликты, войны между

    отдельными родами за владением тем или иным имуществом завершались

    уничтожением побежденной группы. Позднее людей из таких групп стали

    оставлять в живых и превращать в рабов, эксплуатировать. Победители, чтобы

    упрочить свое господствующее положение и держать в повиновении повержанных

    должгы были предпринимать ряд организационных и иных мер. Их результатом

    являлось возникновение гос-ва.

    Отныне к войнам между расами и гос-вами прибавилась еще борьба внутри

    самого гос-ва. То, что некогда было борьбой антропологически различных орд,

    на стадии цивилизации трансформируется в борьбу соц. групп, классов,

    сословий, полит. партий. (Сопоставление конфликтов первобытных орд с

    взаимоотношениями современных классов и полит. партий никак нельзя признать

    научно корректным.

    Посчитав, что гос-во формируется в рез-те подчинения одной чел-кой

    группы другой группе в качестве средства удержания порядка господства -

    повиновения, Г. выступает категорически против того, чтобы характеризовать

    гос-во как орган умиротворения, примерения противоположных интересов. Ему

    суждено быть органом принуждения, насилия. Согласно Г., сущ-ние об-ва без

    госуд-ного принуждения невозможно.

    Г. квалифицирует гос-во так: “Естественно выросшая организация

    господства, призванная поддержать определенный правовой порядок”.

    Активность гос-ва по Г. не ограничивается гарантированием определенного

    правопорядка. Он чрезвычайно преувеличивает роль гос-ва. Он говорит:”То,

    чем человек обладает как своим высшим достоянием: свободой и

    собственностью, семьей и личными правами - всем этим он обязан гос-ву”.

    “Для гос-ва,- пишет Г., - право и правопорядок, если на них смотреть с

    высоты истории, суть лишь средства”. С его точки зрения, право и

    првопорядок - иллюзия, плод самообожествления индивида, привознесение

    ценности жизни чел-ка. Бытие гос-ва совершенно несовместимо с ними. Люди

    должны выбирать: или гос-во с характерной для него властью, или анархия.

    Однако Г. слишком сузил диапазон полит. выбора, в наше время люди имеют

    возможность выбирать не между государственностью и анархией, а между

    разными конкретными формами гос-ва и типами властвования

    Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг) был одним из основателей совр.

    социологии.Его работы: “Оракзделении общественного труда” и “Метод

    социологии” или “Правила соц. метода”. В первую очередь Д. интересовало

    применение философии в политике и общественной жизни. Эти обл-ти знаний

    тесно связаны с социологией, и в 1887г. Д. стал первым профессором

    социологии во Франции в Бордо. В 1902г. он стал профессором социологии и

    педагогики в Сорбонне. Основное значение в своей научной деятельности Д.

    придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям

    возм-ть жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается стр-ра

    общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию

    коллективного сознания, или совокупности убеждений или мнений, разделяемых

    всеми членами данного общества. Социальная интеграция сеществует, когда

    члены общества(или др. группы) придают важное значение его нормам и

    руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать

    общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может создаваться в результате

    любого резкого изменения соц. структуры, например. при внезапных экономич.

    подъемах и спадах. Многие идеи Д. сформировались на основе его знаменитого

    исследования проблемы самоубийства. Используя обширные статистические

    данные, он установил связь между самоубийством и такими факторами, как

    национальность, религия, возраст, пол, и даже время года. Что еще более

    важно, он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно

    пропорционально соц. интеграции. Др. словами, самоубийство представляет

    собой нечто большее, чем индивидуальный поступок; оно характерно для

    представителей определенных групп и поэтому становится соц. явлением или,

    как выражался Д., (социальным фактом). Такие явления наблюдаются в течение

    длительного времени и существуют независимо от ундивидуальных особенностей

    людей, поэтому их нелдьзя объяснить на биологическом и психологическом

    уровне. Концепция Д. представляет собой функциональный подход к иследованию

    соц. явлений. “Чтобы объяснить соц. факт, - писал Д., - мы должны выявить

    его функцию в создании соц. порядка”. Поэтому, когда большенство

    криминологов считали, что преступление обусловлено индивидуальной

    потологией, Д. рассматривал его как общественное явление, которое даже

    использует некоторые позитивные соц. функции. Ни одно общество не может

    обеспечить всеобщее соблюдение норм, и дивиация необходима, чтобы общество

    было гибким и готовым к переменам. Как и многих ученых в области

    общественных наук, Д. глубоко волновали нравственные проблемы его времени.

    Однако он считал, что формирование и функционирование соц. институтов

    следует изучать в высшей степени объективно; лишь после тщательного

    научного исследования социолог вправе вмешиваться в дела общества. Научный

    подход Д. оказал значительное влияние на развитие науч. мысли.

    Вопрос 49. Политическая жизнь общества и его демократические

    параметры.

    Политич. жизнь - совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и

    практических предметных форм политич. бытия человека и общества, которая

    хар -ет их отношения к политике и участие в ней. Понятие политич.жизнь

    аналогично понятиям общественной, экономической, культурной, духовной,

    материальной, религиозной жизни и др. ее видам. Оно исп-ся для обобщенной

    оценки политич. и соц. обстановки конкретных эпох, стран, обществ.

    деятельности и политич. поведения классов, соц. слоев и групп и отдельного

    человека. Ближайшим образом политич. жизнь определяют осн. соц. и политич.

    институциональные структуры власти, ее аппаратов и органов, тип политич.

    системы. партийных систем, образ правления, состояние общественого порядка

    и др. формализованные измерения политич. отношений, а также неформальные -

    хар-р самоуправления, наличие и уровень гражданского общества, отношения

    пола и поколений, семейные отношения. Немалое влияние на условия и

    проявления политич. жизни оказывают массовые эмоциональные настроения -

    ожидания, протесты, тревоги, общественные движения, пресса, поведение

    лидеров. Политич. жизнь формируется не в последнюю очередь культурно-

    историческими традициями, национальными особенностями народа (напр.,

    сохраняющимися племенными, кровнородственными, общинными, земляческими и

    семейными отношениями, которые проникают в политич. быт государственных,

    общественных структур или самоуправления). Политич. жизнь непосредственно

    обусловлена состоянием гражданских и политич. свобод и прав (свобода

    слова, собраний, совести) и сама существенно влияет на их формирование и

    защиту. Политич. жизнь изменчива и динамична, она знает подъемы и спады,

    периды апатии и бурные взрывы. Политич. жизнь общества в качестве аспекта

    обществ. жизни непосредственно вовлечена в решение политич. и общественных

    задач, и ее организация служит их реализации. Поэтому политич. жизнь

    образует арену состязания самых различных конкурирующих политич. сил за

    влияние и лидерство. Она дифференцируется по самым различным признакам:

    политич. убеждениям, соц. и культурным укладам, жизни в центре и на

    периферии и т.д., а также по двум уровням - индивидуальному и

    общественному, по признаку участия , т.е. отношения к политике - активному

    или пассивному. Профессионально вовлеченные (ангажированные) в политич.

    деятельность слои, образующие осн. часть политич. активных граждан, обычно

    окружены поддерживающей их или противостоящей им политич. активной частью

    общества. Центры политич. активности (партии, обществ. движения,

    инициативные группы), обладающие властью или оппозиционные по отношению к

    ней, как правило, стремятся распространить свое влияние на остающуюся вне

    политике часть общества, в том числе и политич. нейтральную и пассивную.

    Демократически политизированное общество привлекает к активному и

    добровольному политич. участию (выбору представительных учреждений, работе

    в ассоциациях, партиях, самоуправлении, массовых или групповых политич.

    акциях) значительную часть политически самодеятельного населения, и его

    пассивная доля может оказаться сравнительно незначительной. Политич. жизнь

    такого общества может быть стабильной или дономичной, ее эмоциональный

    тонус может спадать и повышаться. но так или иначе политич. культура его

    достаточно высока, значительная часть граждан быстро отзывается на политич.

    мобилизации в периоды повышенной политич. активности (периоды выборов,

    кризисов, конфликтов).

    Вопрос 50.Сущность и основные принципы демократии как общечеловеческой

    ценности.

    В мировой политич. мысли существуют ценностные обоснования демократии,

    которые рассматривают демократию как самоценность (независимо от ее

    экономического и социального влияния), как реальное воплощение в гос-ном

    устройстве важнейших общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, соц.

    справедливости. Одной из наиболее почитаемых демократических ценностей явл-

    ся свобода. На протяжении тысячелетий многие из проявлений свободы не

    являлись благом. Аристотель считал предоставление людям возможности так,

    как это им заблагорассудится, признаком неправильных, плохих форм

    правления. Некоторые цивилизации вообще не знали понятия свободы в его

    либеральном толковании,т.е. как независимости от гос-ва и общества. Так, в

    Китае либеральное понимание свободы принесли европейские миссионеры лишь в

    19 в. Наиболее далеко в отрицании свободы, трактовки ее как антиценности

    зашла тоталитарная мысль, отождествляя свободу с неограниченным, диким

    состоянием человека, оборотной стороной которого являются преступления и

    несчастия. И хотя в совр. мире тяга к свободе значительно усилилась, очень

    многие люди, если не подавляющее большинство, не раздумывая поменяют

    свободу,особенно политич., на материальное благополучие, безопасность и

    порядок. Массовость такого отношения к свободе ставит под сомнение

    ценностное обоснование демократии. Не отличаются убедительностью и др.

    широко распространенные ценностные обоснования демократии, напр., ее

    отождествление с равенством и соц. справедливостью. В совр. мире в качестве

    почитаемой большинством граждан ценности выступает понимание равенства как

    одинаковых для каждого человака шансов, возможности для самореализации

    личности, ее развития или же как получение каждым воздаяния по заслугам.

    Такое равенство считается справедливым в противоположность соц. уравниловке

    и несправедливому неравенству. Демократия весьма слабо связана с

    обеспечением равенства возможностей и воздаянием по заслугам. Она означает

    лишь формальное равенство всех граждан.т.е. их равноправие как юридических

    лиц. Обеспечиваемое ею политич. равенство очень далеко от фактического

    равенства жизненных шансов людей и может использоваться в качестве ширмы,

    прекрывающей глубокие соц. неравенства. Учитывая весьма слабую связь

    демократии со свободой, равенством и гуманизмом в целом, нет никаких

    оснований отждествлять ее и с соц. справедливостью, являющейся одной из

    основополагающих ценностей. Если демократия сама по себе не является сколь-

    нидудь общественной ценностью, то, можетбыть, она имеет инструментальную

    ценность,т.е. способна принести обществу и людям наибольшую по сравнения с

    др. формами правления пользу? Вторая, рационально-утилитарная группа

    аргументов в пользу демократии абстраг ируется от ценностного подхода и

    трактует ее как наиболее рациональную, полезную для граждан форм

    организации. Утверждается, что демократическое правление позволяет всем

    общественным группам гармонично сочетать свои интересы. Оно увеличивает

    восприимчивость общества к веяниям, требованиям времени и разл. соц. сил,

    повышает вероятность нахождения оптимальных решений. Демократия

    представляет собой механизм выявления и отбора соц. альтернатив. Совместно

    с конкурентными рыночными структурами она делает общество открытым для

    любых идей и вариантов развития, предпочитаемых народом. История учит, что

    демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политич. культуре и

    менталитету народа, имеет необходимые экономические и соц. предпосылки

    развития. В противном случае она выраждается в олхократию - власть толпы,

    направляемой демагогами, приводит к хаосу и анархии и в конечном счете к

    диктаторским режимам. Уязвимость для критики как ценностных, так и

    рационально-утилитарных обоснований демократии означает, что она не

    является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой

    правления.

    Вопрос 51. Основы конституционного строя РФ

    Конституция - это политико-правовая форма волеизъявления народа, орудие

    реализации этой воли, ее гарант.

    Конституция России - это политико-правовой документ, выражающий волю

    многонационального народа Российской Федерации и определяющий основные

    принципы и нормы организации общественной и государственной жизни.

    Конституция России принята в результате всенародного голосования 12 декабря

    1993 г. Она состоит из двух разделов, девяти глав и ста тридцати семи

    статей, определяющих основы конституционного строя, права и свободы

    человека и гражданина, федеративного устройства и полномочия высших органов

    государственной власти, местное самоуправление.

    Под основами конституционного строя понимается система коренных

    принципов организации общественной и государственной жизни.

    Основы конституционного строя сформулированы в первой главе, содержащей

    16 статей.

    Устанавливается, что “Российская Федерация - Россия есть

    демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой

    правления” (статья 1).

    Основы охватывают все сферы общественной жизни - политико-правовую,

    социально-экономическую, культурно-идеологическую, международную.

    I. Политико-правовая сфера включает:

    принцип народовластия: “Носителем суверенитета и единственным источником

    власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ” (статья

    3, п. 1);

    принцип приоритета прав и свобод человека: “Человек, его права и свободы

    являются высшей ценностью...” (статья 2, п. 1);

    принцип правового характера государства (статья 1);

    принцип республиканизма (статья 1);

    принцип федерализма (статья);

    принцип разделения властей: “Государственная в Российской Федерации

    осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и

    судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

    самостоятельны” (статья 10);

    принцип местного самоуправления: “В Российской Федерации признается и

    гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах

    своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в

    систему органов государственной власти.” (статья 12);

    принцип отделения религии от государства: “Российская Федерация - светское

    государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве

    государственной или обязательной” (статья 14);

    I. Социально-экономическая сфера включает:

    принцип многообразия и равенства форм собственности: “В Российской

    Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная,

    муниципальная и иные формы собственности” (статья 8, п. 2) “Земля и другие

    природные ресурсы могут находиться в частной, государственной ,

    муниципальной и иных формах собственности” (статья 9, п. 2);

    принцип единого экономического пространства: “В Российской Федерации

    гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение

    товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода

    экономической деятельности” (статья 8, п. 1);

    принцип социальной направленности политики государства (статья 7).

    I. В культурно-идеологической сфере реализуются:

    принцип идеологического плюрализма: “В Российской Федерации признается

    идеологическое многообразие.” (статья 13, п. 1);

    принцип отделения идеологии от государства: “Никакая идеология не может

    устанавливаться в качестве государственной или обязательной” (статья 13, п.

    2);

    принцип равенства религий и религиозных объединений: “Религиозные

    объединения отделены от государства и равны перед законом” (статья 14, п.

    2).

    I. К международной сфере относятся:

    принцип открытости российской правовой системы к общепризнанным принципам и

    нормам международного права (статья 15, п. 4);

    принцип приоритета правил международных договоров Российской Федерации над

    внутренними законами (статья 15, п. 4).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.