МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная),

    поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а

    также осуществлением внешней торговли, участием в союзах, блоках.

    Содержание, объем и проявление функций обусловлены типом общества, его

    классовой структурой, волей господствующего класса.

    Вопрос 26. Формы государственного правления. Современная типология

    государств

    Государства различаются по формам правления и формам государственного

    устройства. Они разнообразны в силу исторической традиции

    государственности, особенностей ее становления и др.

    Форма правления - внешнее выражение содержания государства,

    обусловленное структурой и правовым положением органов государственной

    власти. От положения и характера высшего органа государственной власти

    зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления -

    монархией (абсолютной, конституционной) и республикой (президентской,

    парламентской).

    Монархия - форма правления, в соответствии с которой высшая власть в

    государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции

    других властей - законодательной, исполнительной, и которая принадлежит

    одному лицу - монарху.

    Среди монархий различаются две разновидности.

    1) абсолютного, имперского, единодержавного типа - в которых монарх в

    своей высшей власти не ограничен конституцией, единодержавно

    осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует

    правосудие, местное самоуправление (Саудовская Аравия, Катар, Оман,

    ОАЭ);

    2) конституционные монархии - в которых власть монарха ограничена

    конституцией. Законодательство осуществляется выборным органом -

    парламентом, под контролем главы государства и парламента создается

    ответственное правительство, формируется независимое правосудие и

    муниципальное самоуправление (Великобритания, Швеция, Испания).

    Республика - форма правления, в соответствии с которой высшая власть в

    государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту; они

    осуществляют контроль над правительством, существует независимое

    правосудие, муниципальное самоуправление.

    В президентской республике, например, США, президент является

    одновременно главой правительства, премьер-министром, осуществляющим подбор

    министров и контроль за их деятельностью. Законодательная и исполнительная

    власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разделены.

    Эта разделенность обеспечивается не только внепарламентским методом

    избрания президента и правительства, но и отсутствием у правительства

    прямой ответственности перед парламентом. В то же время парламент имеет

    солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и

    президента, вплоть до отклонения законопредложений.

    Парламентская республика отличается от президентской наличием одной

    системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший

    законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа

    лидеров партии, одержавшей победу, и имеет ответственность перед

    парламентом. Парламентская республика менее распространена, чем

    президентская, и существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Финляндии,

    Исландии и некоторых других странах.

    Смешанные республиканские формы правления имеют две модели.

    К первому типу относятся такие формы правления (к примеру, современная

    Французская республика), при которой президент получает значительно более

    важную роль, чем при парламентской модели.

    Второй тип: в Швейцарии существует конституция, соединяющая в себе

    черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и

    избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь,

    правительству не принадлежит право решения в отношении парламента.

    Несмотря на отличие этих систем, которые в сущности сводятся к

    отношениям между парламентом и правительством: парламенты везде имеют

    сходные функции, а именно:

    законодательство, включая согласование бюджета;

    контроль над правительством;

    представительство и учет общественных интересов;

    “волеобразование”, т. е. активное влияние на население путем открытого

    изложения аргументов, касающихся принимаемых решений;

    различия между парламентами состоят в типе избирательной системы и,

    естественно, правилах отзыва правительства.

    Форма государственного устройства - это национально-территориальная

    организация государства и взаимоотношения центральных и региональных

    органов. Она дает ответ на вопрос о том: из каких частей состоит территория

    страны и каково их правовое положение: соотношение и взаимосвязи

    иерархических структур государства.

    Существуют две основные формы: унитарная и федеративная.

    Для унитарного государства (Италия, Франция, Дания, Швеция и др.)

    свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без

    ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная

    система, отсутствие политической самостоятельности у административно-

    территориальных единиц.

    Федеративная форма государственного устройства (Австралия, Австрия,

    Индия, Россия, США, ФРГ и др.) это союз государственных образований,

    обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

    Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции

    являются субъектами федерации и имеют собственное административно-

    территориальное деление. Признаками федерации являются следующие:

    территория федерации не представляет единого целого в политико-

    административном отношении. Для федерации характерны наличие двойного

    гражданства, двухпалатная структура парламента.

    Существуют и довольно своеобразные, рыхлые объединения государств. Во-

    первых, это конфедерации, в которые объединяются независимые государства

    для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной,

    внешнеполитической и др.

    Во-вторых, существуют и объединения государств, центром которых

    являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии.

    Преимущественная сфера сотрудничества государств, входящих в эти

    объединения - культура, наряду с которой все большее значение приобретают

    политика и экономика.

    Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преемственность

    определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние

    отличаются частой сменой президентов, правительств, правительств,

    парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов.

    Государства могут быть типологизированы и по выполняемым ими функциям,

    точнее по функциям, имеющим преимущественное, приоритетное значение в их

    деятельности. Так, можно выделить военное или полицейское государство,

    характеризуемое гипертрофированным развитием и значительной частью структур

    государственного насилия - армии, военно-промышленного комплекса, органов

    охраны, порядка и безопасности. Основное назначение правового государства

    усматривается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов

    общества.

    Социальное государство сосредоточивается на проведении активной

    социальной политики, содействующей смягчению и предупреждению социальных

    конфликтов. Таким образом, государство занимает в политической системе

    центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого

    инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть.

    Государство, обладая специальным профессиональным аппаратом, выполняет

    основные функции по управлению делами общества, поддержанию общественного

    порядка.

    Вопрос 27. Гражданское общество и правовое государство

    Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому

    государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже

    интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

    Идея правового государства восходит еще к Платону, а соотношение

    государства и права, политики и закона обосновал Цицерон. Он видел в

    государстве согласованное правовое взаимодействие свободных членов

    общества, а не просто живущих рядом людей, подчиняющихся единым для всех

    правилам.

    Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно

    представлено в трудах И. Канта. Только объединенная воля всех лиц,

    образующих народ, по мнению Канта, может быть источником законов в правовом

    государстве.

    Концепция правового государства в работах русских социологов, юристов

    конца XIX - начала ХХ вв., прежде всего А. И. Петражицкого, П. И.

    Новгородцева, Б. А. Кистяковского, М. Я. Острогорского исходила из теории

    естественного права, что означало в реальной общественной жизни проведение

    социальных реформ только при условии соблюдения правовых гарантий и свобод

    индивида.

    Правовое государство есть само по себе величайшее достижение

    цивилизации. Основные отличительные признаки правового государства:

    верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

    реальность прав и свобод личности;

    взаимная ответственность государства и личности;

    разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную;

    наличие эффективных норм контроля и надзора за осуществлением законов.

    Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного

    суверенитета народа. Это означает, что все публично-властные полномочия

    находятся у государства и его органов, а организация и функционирование

    самой власти строится на правовых началах.

    Каковы же пути формирования правового государства?

    1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами

    жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с

    подзаконными актами в пользу первого.

    2. Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона

    было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень

    правовой культуры населения, его правовую грамотность.

    3. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно

    содействующий становлению правопорядка.

    4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных

    структур власти и органов местного самоуправления, расширение

    компетенции последних.

    Государство, стремящееся к торжеству правопорядка, строит свои

    взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона.

    Во-первых, государство определяет юридическо-правовые условия

    функционирования слагаемых политической системы.

    Во-вторых, государство применяет политические санкции (заявления,

    предупреждения, запрещения и др.) в отношении субъектов политической

    организации общества на основе права, закона.

    В-третьих, обязательными для исполнения всеми субъектами политической

    системы являются Конституция (Основной закон) государства и другие законы.

    В-четвертых, потребности общественного согласия, скоординированного

    развития общества как цельного организма требуют содействия государственной

    политике со стороны всех субъектов политической системы.

    Отношения государства с другими элементами политической системы

    строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета реалий политического

    плюрализма, поиска согласованных усилий в решении проблем и других

    принципов.

    С правовым государством неразрывно связано существование гражданского

    общества. Понятие гражданское общество появилось в XVII в., сначала в

    трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в XVIII в. в

    работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и других ученых.

    Эти мыслители отождествляют с гражданским обществом не всякое

    государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на

    общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они

    отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное

    государство чаще всего подавляет гражданское общество.

    В чем же сущность гражданского общества? При всех различиях,

    существующих в трактовке этого понятия, есть общее главное действующее лицо

    гражданского общества - человек как личность, а не как безликий народ.

    Человек как личность - это индивид, имеющий определенную обусловленную

    систему потребностей, интересов, ценностей. Наличие возможностей реализации

    этой системы и превращает человека в главного участника общественного

    развития, члена гражданского общества.

    Гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в

    котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых

    друг от друга, так и от государства индивидов. Это - система обеспечения

    жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их

    воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система независимых от

    государства общественных институтов и отношений, которые призваны

    обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов,

    реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или

    коллективных.

    Вместе с тем, гражданское общество - это не только определенный

    комплекс институтов, но и система отношений. Поэтому гражданское общество

    невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев,

    мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм, ценностей

    и т. п.

    В качестве основополагающего условия существования как гражданского

    общества, так и правового государства выступает личность, ее право на

    самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной

    свободы.

    Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества

    в России:

    создание экономического фундамента на основе многообразия форм

    собственности и социально ориентированной рыночной экономики;

    формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете

    права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся

    дифференциации интересов различных групп и общностей;

    создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует рождение новых

    форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых

    структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;

    преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической

    культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с

    приданием ему конституционных гарантий.

    Эти процессы, как показывает мировая практика, должны быть синхронными

    и одинаковыми по темпам с формированием правового государства. Правовое

    государство призвано обеспечить условия для функционирования гражданского

    общества, основных его институтов и ценностей.

    Вопрос 29. Понятие и типология политических движений, их динамика

    Под политическим движением понимаются такие общественные силы, которые

    пытаются изменить существующие условия или, наоборот, закрепить их путем

    оказания влияния на правящие структуры или путем борьбы за власть.

    Общественное движение - это совместные стремления людей к реализации

    общественных целей. Характерная черта политического движения - оно

    пользуется политическими средствами, а, следовательно, борется за власть

    или за влияние на способ осуществления власти. А политическая партия - это

    такое политическое движение, которое имеет высокую степень организации.

    К числу главных функций общественных движений можно отнести следующие:

    выражение, представление и защита интересов граждан, привлечение людей к

    управлению государственными и общественными делами (политическая

    социализация). Все движения выполняют также функции связи с другими

    политическими институтами, организации совей внутренней жизни.

    Типология политических движений:

    По определению социальной базы движения (на какие социальные слои оно

    опирается): рабочее, крестьянское - имеют классовый характер; бывают

    имеющие межклассовый характер - движение за мир; внеклассовый характер,

    например, по профессиональному признаку - движение военных; движения

    деклассированных элементов - люмпенов.

    По отношению к существующему политическому и экономическому строю:

    консервативные движения (которые хотят сохранить сложившийся порядок);

    экстремистские движения (террористские, революционные);

    реформаторские (недовольны существующим строем, но, в отличие от

    предыдущего, они за изменение в рамках конституции. Например, “Яблоко”).

    По степени и форме организации:

    стихийные (лишенные организации);

    слабоорганизованные;

    высокая степень организации - партии.

    Политическое движение имеет свою внутреннюю динамику - прохождение

    через определенные стадии в развитии:

    создание предпосылок для его возникновения (неудовлетворенность

    существующим строем, условие угрозы строю, мнимой и реальной и т. д.);

    стадия артикуляции стремлений. Вырабатывается программа, формулируются цели

    движения;

    стадия агитации;

    стадия развитой политической деятельности (пытаются реализовать свою

    программу или путем борьбы за власть или путем оказания влияния на власть).

    Эта стадия может быть длительной или кратковременно. Зависит это от

    расстановки политических сил и т. д.;

    затухание политического движения. Административными средствами уничтожить

    политическое движение невозможно, если одновременно не развивается процесс

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.