МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    политические режимы.

    Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную базе реальных,

    верифицируемых фактов теорию тоталитаризма имели особого успеха, поскольку,

    отображая самые одиозные политические системы ХХ в., они, по мере

    смягчения, либерализации стран командного социализма, все больше

    расходились с действительностью и к тому же не отражали принципиальных

    отличий различных тоталитарных систем. «В целом концепции тоталитаризма

    показали себя как слишком упрощенные аналитические модели», адекватные

    главным образом лишь эпохе сталинского террора.

    Ввиду ограниченной применимости эмпирических теорий тоталитаризма

    представляется более плодотворным трактовать его как преимущественно

    нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение,

    в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. Общими

    отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей

    организованности общества и полному контролю за личностью со стороны

    власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в

    соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не

    оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

    Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в ХХ в., его идейные

    истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего

    идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а

    также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий.

    Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью,

    совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно

    детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона,

    Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо. В более позднее время

    они развиваются в трудах Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина и других мыслителей.

    Несмотря на глубокие содержательные различия, тоталитарные концепции

    имеют общую логику. Как отмечал Н. А. Бердяев, первоистоки тоталитаризма

    следует искать в политизации утопии. Идеальные образы совершенного,

    гармоничного строя – утопии – играют огромную роль в истории. И они в

    большей части осуществимы, но непременно в извращенной форме.

    В тоталитарной модели привлекательная утопия отождествляется с

    абсолютной истиной. Это позволяет рассматривать все остальные теории и

    взгляды как заблуждения или сознательную ложь, а их носителей – либо как

    врагов, либо как темных или заблудших людей, требующих перевоспитания.

    Именно с вопроса об отношении к собственному учению, его критике, к другим

    социальным идеям начинается разрыв тоталитаризма с рационализмом, на почве

    чего вырастает тоталитарное стремление к «математически совершенной жизни

    Единого Государства», к «математически безошибочному счастью». Претензия на

    монопольное обладание истиной обусловливает в конечном счете историческую

    обреченность тоталитаризма, его невосприимчивость к идем и требованиям, не

    укладывающимся в рамки официальных догм.

    Тоталитарная утопия представляется в форме идеологии, обосновывающей

    цели коллективных действий. Дальнейшая логика формирования тоталитарного

    строя примерно такова. Общие цели конкретизируются и реализуются с помощью

    экономического и социального планирования. Всеобъемлющее планирование в

    свою очередь нуждается в надежной гарантии реализации планов – всесильной

    власти и массовой поддержке, что обеспечивается с помощью как

    гипертрофированного роста институтов власти и социального контроля, так и в

    систематической идеологической обработке населения и его мобилизации на

    исполнение планов. При этом подавляется всякое инакомыслие, ибо без единой

    идеологической веры невозможно массовое послушание. Управляемая из центра

    сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы

    граждан-винтиков, так как это угрожает сглаженности всего целого. Ради

    достижения великой общей цели позволительно использовать любые средства, не

    считаясь с затратами и жертвами.

    Вопрос 39. Социальные предпосылки тоталитаризма, его основные черты и

    разновидности

    Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к

    всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со

    стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в

    соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не

    оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

    Предпосылки тоталитаризма. Реальное воплощение тоталитарных моделей и

    логики стало возможным лишь в определенных общественных условиях. Главной

    общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития

    общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила

    общественные связи и организацию, сделала технически возможными

    систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение

    идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий

    контроль за личностью.

    На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные

    монстры – монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие

    тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство,

    расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности,

    организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные

    успехи в развитии науки техники и образования, порождали иллюзии

    возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой

    форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной

    организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная

    власть.

    Порождением индустриализма и этатизма (резкого расширения

    государственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма

    коллективистско - механистическое мировоззрение. Его суть состоит в

    восприятии мира как огромной механической системы, и совершенного,

    идеального государства как единой, хорошо организованной фабрики, машины,

    состоящей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой

    команде.

    Тоталитарные коллективистские представления значительно расходятся у

    элит и масс. Если для политической элиты характерно преимущественно

    рационалистическо - индустриальное видение общей цели, то у масс сознание

    может носить общинно- коллективистский характер. Однако в любом случае

    тоталитаризм базируется на сознании, исходящем из безусловного подчинения

    индивида коллективу.

    Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является

    психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в

    индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и

    религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это

    приводит желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от

    одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и

    страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых

    идеологических ценностях и коллективистских формах организации.

    Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности

    психологическую привлекательность. Он дает надежду помощью новой веры и

    организации утвердить себя в чем-то вечном, несравненно более значительном

    во времени и пространстве, чем отдельный индивид, – в классе, нации,

    государе, партии и т.п. С помощью приобщения к всемогущей Власти человек

    преодолевает одиночество и получает социальную защиту.

    Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать

    выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс

    собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью

    принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или

    партии.

    Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также

    привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-

    экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в

    тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство

    населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных

    предпосылок – появления значительных по численности и влиянию социальных

    слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или

    поддерживающих ее. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма

    выступают маргинальные группы - промежуточные слои, не имеющие устойчивого

    положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившее

    культурную и социально-этническую идентификацию.

    Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому, не

    дорожат им и склонны к различным политическим авантюрам. Они больше, чем

    кто либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями.

    С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут

    использовать в своих целях недовольство различных слоев.

    Итак, общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Это –

    индустриальная стадия развития; нарастание рациональности и

    организованности в жизни общества; появление монополий и их срастание с

    государством (с этой точки зрения тоталитаризм – всеобщая государственная

    монополия); этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн:

    массовое коллективистско-механистическое мировоззрение; эмоциональная

    уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных

    общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным

    отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество; острый социально-

    экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения;

    появление многочисленных маргинальных слоев.

    Эти и другие благоприятные для тоталитаризма факторы могут быть

    использованы лишь при наличии соответствующих политических условий. К ним

    относятся уже упомянутая этатизация общества, а также появление

    тоталитарных движений и партий нового типа – предельно идеологизированных

    достаточно массовых организаций с жесткой, полувоенной структурой,

    претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и их

    выразителям – вождям, руководству в целом. Именно эти организации и

    движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главным,

    непосредственным творцом тоталитаризма как реального политического строя.

    Основные черты тоталитаризма.

    1. Политические черты. В соответствии с логикой тоталитарной системы

    всеобъемлющая идеологизация общества дополняет его тоталитарной

    политизацией, проникновением власти во все сферы социального организма.

    Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля

    над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского

    общества, независимой от власти частной жизни. Политическая система

    служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической

    организации, которая отличается жесткой иерархической структурой. Ядром

    тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное

    политическое движение за новый порядок во главе с партией нового,

    тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и

    концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещаются всякая

    политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций.

    В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение

    народной воли, воплощение высшей народности. Она использует

    безальтернативные форы демократии, предполагающие принятие решений без

    голосования на основе непосредственной реакции участников собрания и

    создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать

    реальное влияние на процесс принятия решений . К политическим чертам

    тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата

    социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция

    и т. п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх –

    главные ресурсы тоталитарного управления. Создается культ вождей.

    2. Социальные и экономические черты. Стремясь найти массовую опору,

    тоталитаризм провозглашает превосходство определенного класса, нации,

    расы. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг -

    буржуазия, империализм, евреи. В процессе ликвидации или ограничения

    частной собственности индивид попадает в тотальную зависимость от

    государства, без которого большинство людей не может получить работу,

    жилье. Личность утрачивает всякую автономию и права , становится

    полностью беззащитной перед всесильной властью. Делается попытка

    сформировать «нового человека», чертами которого являются преданность

    идеологии и вождям, исполнительность, готовность на любые жертвы ради

    «общего дела». Обладание властью или влияние на нее становится основой

    соц. стратификации, экономических и социальных привилегий. Господство

    идеологии проявляется и в экономике. Отличительными чертами тоталитаризма

    являются социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной

    собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирования и командно-

    административные методы управления. Устанавливается монополия государства

    на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим

    человеком.

    Разновидности тоталитаризма.

    В зависимости от господствующей идеологии тотал. политич. системы

    подразделяют на коммунизм (социализм), фашизм и национал-социализм.

    Коммунистический тоталитаризм в большей степени выражает основные черты

    тоталитаризма, поскольку предполагает полное устранение частной

    собственности и всякой автономии личности, абсолютную власть государства.

    Несмотря на преимущественно тотал. формы политич. организации

    социалистической системе присущи и гуманные политич. цели. Напр., в СССР

    резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него

    достижения науки и культуры, была обеспечена соц. защищенность населения,

    развивались экономика, космическая и военная промышленность, резко

    сократился уровень преступности, на протяжении десятилетий система почти не

    прибегала к массовым репрессиям. Фашизм впервые был установлен в Италии в

    1922 году. Здесь тотал. черты были выражены не в полной мере. Фашизм

    претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение

    коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидация

    массовой преступности. Национал-социализм как реальный политич. и

    общественный строй возник в Германии в 1933 г. Национал-социализм имеет

    родство с фашизмом, хотя много заимствует от советского коммунизма и прежде

    всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тотал.

    партии государства. Место класса здесь занимает нация, место классовой

    ненависти - ненависть национальная и расовая. агрессивность национал-

    социализма направлена против других народов. Любые тоталитарные государства

    примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой

    из этих групп имеются существенные различия.

    Вопрос 40. Особенности авторитарных политических систем.

    Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное

    положение между тоталитаризмом и демократией. С тотал. его роднит

    неограниченный законами хар-р власти, с демократией - наличие автономных,

    не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и

    частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарной

    политич. системе присущи след. черты:

    1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими

    могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц(олигархическая

    группа).

    2. Неограниченность власти , ее неподконтрольность гражданам. При этом

    власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему

    усмотрению.

    3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не

    прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди

    широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в

    случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить

    граждан к повиновению.

    4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политич. оппозиции

    и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-

    институциональное однообразие не всегда результат законодательных

    запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется

    неготовностью общества к созданию политич. организаций, отсутствием у

    населения потребности к этому, как это было, напр., в течении многих

    веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно

    существование ограниченного числа партий, профсоюзов и др. организаций,

    но лишь при условии их подконтрольности властям.

    5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или

    ограниченное вмешательство во вне политические сферы и прежде всего в

    экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения

    собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней

    политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.