МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    самостоятельно. Самостоятельность означает, что у субъекта есть свои

    потребности и интересы, которые выделяют его среди прочих действующих лиц

    и им осознаются. Такое самосознание участника политической жизни- залог

    его свободы. Свобода означает возможность субъекта определять цели

    своих действий, выбирать средства их достижения, формировать свой курс.

    Без свободы выбора не может быть и свободы действий. В политической науке

    выделяют несколько видов субъектов политики. Первый вид- это

    непосредственные участники политической жизни: государство, партии,

    лидеры, общественные организации и движения. Именно они постоянно

    вращаются на политической арене, с ними массовое сознание связывает

    политику. Однако в политике получают выражение интересы и требования не

    только непосредственных субъектов, но и крупных социальных групп и

    общностей (классов, сословий, межклассовых и внутриклассовых групп и

    т.д.). Это второй вид субъектов политики. Третий вид можно обнаружить

    лишь пристально вглядевшись в функционирование политических организаций.

    Например, в правительстве, других государственных органах не все обладают

    реальной возможностью влиять на политику, в партиях решения

    вырабатываются, а часто и принимаются весьма узкой группой лиц. О таких

    группах, которые выделяются в политике своей способностью концентрировать

    могущество власти, и идет речь. К ним относят политическую элиту и

    бюрократию.

    Социальные общности и их роль в политике

    Политика- сфера столкновения групповых интересов, потребностей, позиций.

    Различие в интересах социальных групп, их стремление к наиболее полному

    удовлетворению своих интересов порождает политическую борьбу и саму сферу

    политики. Именно этим определяется внимание политологов к проблеме

    социальных групп. По мнению некоторых западных политологов, среди

    коллективных участников политических действий можно выделить три категории

    общностей: классовые, территориальные и корпоративные.

    Классовые общности.

    В западной политологии традиционным стало деление современного общества

    на четыре класса: а) высший класс- люди, владеющие собственностью или

    осуществляющие непосредственный контроль за ее распоряжением б) средний

    класс представлен служащими и профессионалами в) рабочий класс- люди

    занятые преимущественно промышленным физическим трудом; г) крестьяне

    Территориальные общности.

    В основе их формирования лежит единство, возникающее как следствие

    географической, пространственной или исторической близости. Принадлежность

    к территориальной общности с особой остротой осознается человеком, потому

    конфликты между такими группами бывают чрезвычайно жестокими! Вспомним

    отечественные и зарубежные межнациональные конфликты, нередко

    перерастающие в войны.

    Корпоративные общности.

    Они образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой по своему

    характеру деятельностью, это профессиональные группы. На базе общностей

    формируются политические интересы, которые объективно вырастают из их

    жизненного положения. Из недр социальных общностей выходят и политические

    партии, объединения, движения. Партии и движения объединяют наиболее

    активных представителей социальных групп. Влияние социальных общностей на

    политику обнаруживается в массовых акциях: забастовках, митингах,

    манифестациях, а также в поддержке или ее отсутствии по отношению к

    государству, его политике. Государство, партии, проводя конкретный

    политический курс, нуждаются в поддержке своих действий.

    Социальные общности в качестве субъектов политики имеют специфические

    свойства:

    1) политические интересы общности, их взаимосвязь с экономическими и

    другими ее интересами.

    2) степень сплоченности и единства социальной группы.

    3) уровень ее политического развития, выраженный в способности к

    созданию своих организаций и умении отстаивать свои интересы.

    4) наличие или отсутствие политических лидеров, авторитетов, характер их

    связи со своими сторонниками.

    5) стратификационное положение социальной группы, ее место в иерархии

    социальных групп, которым в значительной мере определяется политическое

    влияние группы. Наличие массовых, но "отверженных" от официального

    политического процесса групп, например национальных меньшинств,

    обусловливает нестабильную ситуацию, чреватую при определенных условиях

    взрывами и конфликтами.

    6) политический "вес" группы: учитываются ли ее интересы в

    государственной политике или нет, если учитываются, то каким образом и

    в какой степени.

    7) тип и характер политического сознания, политической культуры, присущие

    данной группе и оказывающие сильное влияние на определение целей

    действий и ее поведение, склонность к использованию тех или иных средств

    в политической деятельности (например, применение насилия).

    Совокупность этих свойств дает возможность представить облик

    социальной общности как субъекта политики.

    Вопрос 23. Сущность государства и его основные признаки

    Центральным институтом политической системы является государство. В

    его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин

    “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле

    государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая

    органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно

    тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении

    говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея

    ввиду все представляемое им общество.

    Четкое разграничение государства и общества было обосновано в

    контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и

    другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не

    только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что

    существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии

    индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале

    образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных

    прав договорным путем создали специальный орган - государство. В

    современной науке государство в узком смысле понимания как организация,

    система учреждений, обладающие верховной властью на определенной

    территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями:

    партиями, профсоюзами и т.п.

    Общими для государства являются следующие признаки:

    Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией

    всего населения, появление слоя профессионалом - управленцев. Этот признак

    отличает государство от родо - племенной организации, основанной на

    принципах самоуправления.

    Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия

    государства распространяются на людей, проживающий на определенной

    территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному

    признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

    Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом

    современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная,

    партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех

    граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему

    принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего

    населения.

    Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон

    государственного принуждения простирается от ограничения свободы до

    физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших

    ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую

    действительность государственной власти. Для выполнения функций принуждения

    у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а

    также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

    право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для

    содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения

    государственной политики: оборонительной, экономической, социальной и т.д.

    Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой

    политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и

    необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с

    момента рождения.

    Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов

    и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных

    партий - государств, не претендует на представительство и защиту всех

    граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

    Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и

    практическое политическое значение, особенно для международного права.

    Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания

    качествами государства те или иные организации признаются субъектами

    международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями.

    В современном международном праве выделяются три минимальных признака

    государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан

    (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль

    хотя бы над большинством территории населения.

    Вопрос 24. Составляющие элементы государства.

    Государство - это политическая общность, составляющими элементами

    которой является территория, население и власть. Территория - это

    пространственная основа государства. Следует сказать, что, хотя государство

    - это социальный феномен, он не мог бы существовать без физической,

    материальной опоры. В конечном счете без территории государства не

    существует, хотя она может изменятся во времени. Это случается, например,

    когда в результате войны потерпевшее поражение государство теряет часть

    своей территории. Территория есть пространство государства, занятое его

    населением, где в полной мере действует власть политической элиты,

    реализуемая через политические нормы. Одна из главных целей элит, не

    содержащих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании

    территориальной целостности государства, для чего используются различные

    средства - от дипломатических до военных. Возникновение и исчезновение

    государств связано прежде всего с территорией; именно этим объясняется тот

    факт, что их целостность становится предметом самых острых конфликтов.

    Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и

    территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твердой

    земле. Это означает, что государство в перечисленных средах свою суверенную

    власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других

    государств и частных лиц.

    Вторым составляющим элементом государства является население, т.е.

    человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его

    власти. Здесь мы сталкиваемся с национальной проблематикой, а также с

    проблемой отношений между народом и государством. Народ как родовое понятие

    м.б. охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены

    которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам

    культуры и историческом сознанию. Народ - это коллективный феномен, в

    рамках которого неоднородность подгрупп, обладающих специфическими

    социально-экономическими интересами, может существовать с однородностью

    национальных сознания и чувства. Именно поэтому народ выполняет

    интегрирующие функции по отношению к входящим в него подгруппам. Население

    государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

    Даже в случае когда на различные многонациональные группы, сосуществующие

    на территории одного государства, распространяется его политическая власть,

    отношения между ними часто бывают напряженными, а в особых случаях - и

    конфликтными. В многонациональных государствах внутренний конфликт может

    повлечь опасность для политической стабильности, поскольку возникающие в

    подобных случаях сепаратистские национальные движения стремятся создать

    самостоятельное государство. Для того, чтобы смягчить конфликты между

    национальными группами, политическая элита зачастую создает государство на

    федеральной основе; при этом каждая из национальных групп имеет собственные

    политические органы, управляющие ее делами в рамках определенной автономии.

    Одним из политических феноменов, неоднократно отмечавшихся в истории

    человечества, является национализм, то есть страстная и даже агрессивная

    приверженность к своей национальной общности. Национализм в его различных

    формах по-прежнему остается мощной политической силой, им были вызваны

    многое войны и революции.

    Третьим составляющим элементом государства является власть, иными

    словами, отношение господства и подчинения, существующие между политической

    элитой и остальной частью общества. Политическая элита принудительно

    навязывает власть, используя для этого политические нормы. Юридические

    нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не

    выполняется в полной мере. Таким образом, политическая власть регулятором

    поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют эго

    поведение. В рамках государства люди подчинены юридической системе,

    установленной и применяемой элитой и бюрократическим аппаратом.

    Естественно, что эта система не является нейтральной по отношению к

    интересам различных групп и классов общества. Именно через нее группы,

    обладающие гармонией в конкретном обществе, принудительно навязывают свою

    волю. Власть политической элиты в государстве имеет институционализованный

    характер. Это означает, что не следует смешивать лиц, временно

    осуществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей политической

    общности (государству) и существующих в рамках общего проекта групп,

    которые осуществляют в конкретной ситуации всю гегемонию в обществе. Лица,

    входящие в элиту, меняются, институционализованная власть государства от

    этого не исчезает.

    Итак, государство - это политическая целостность, образуемая

    национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной

    территории, где поддерживающая юридический порядок, установленный элитой,

    которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным

    правом применения принуждения.

    Вопрос 25. Функции государства

    Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической

    организации общества, является ее основой в силу того, что выполняет ряд

    функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы.

    Функции государства (лат. Functio - исполнение, совершение) - это

    обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее

    концентрированной, обобщенной форме. Принято выделять внутренние и внешние

    функции. К внутренним функциям относятся политическая, правовая,

    организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-

    воспитательная. Политическая функция связана с осуществлением политической

    власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике

    класса, обеспечением политической стабильности, установлением отношений с

    политическими партиями, профессиональными союзами, по вопросам формирования

    государственных структур, осуществления властных полномочий, а также

    выработкой програмно-стратегических целей и задач развития общества,

    регулированием национальных отношений. Правовая функция всецело

    принадлежит государству, которое осуществляет правотворчество, устанавливая

    правовые нормы и принимая законы, регулирующие общественные отношения,

    поведение граждан. Правовые нормы - это правила поведения, санкционируемые

    государством, нарушение которых влечет за собой соответствующие меры

    воздействия со стороны государственных, административных органов.

    Организаторская функция государства состоит в использовании совокупности

    организационных рычагов для осуществления властных полномочий, реализации

    выработанной политики: исполнения решений, осуществление контроля

    исполнения законов, предписаний, осуществление мер координации деятельности

    различных субъектов политической системы. Экономическая функция является

    одной из главных. Участие государства в экономике проявляется в выработке и

    осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании

    экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики.,

    непосредственном влиянии на транспорт, энергетику. Социальная функция

    государства включает: удовлетворение людей в работе, жилье, поддержании

    здоровья, осуществлении социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи,

    безработных, страховании. Образовательная функция государства. Качественное

    образование -основа будущего. Государство в первую очередь обеспечивает

    демократизацию образования, его непрерывность, предоставлении людям равных

    возможностей его получения. Культурно-воспитательная функция государства

    направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов

    людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

    Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.