Политология
абсолютизирующее роль психологических факторов. Его представители
однозначно сводят все причины возникновения революций и тираний,
демократизаций или реформирования к психологическим основам политич.
поведения людей.Даже массовые политич. процессы объясняются
психологическими качествами индивида или малой группы (Э.Фром, Г.Олпорт,
Е.Богарус). В таком случае “человек политический” понимается как продукт
личностных психологических мотивов, перенесенных в публичную сферу
(Г.Ласуэлл). Принципиальное значение имеет представление о психологических
типах взаимодействующих с гос-вом людей. Ведь от того, является человек
более склонным к экзольтации или рационализму, стремится он жестко
придерживаться жестко установленных правил (регидность) или он обладает
подвижной, пластично изменяющейся в соответствии с обстановкой системой
чувств (лабильность) в значительной мере зависят и содержания политич.
требований людей к власти, и хар-р их реального взаимодействия с гос-вом.
Пример внутреннего соответствия властных и личностных структур в жестких
режимах правления стала хар-ка американским ученным Т.Адорно
“авторитарного” типа личности, поддерживающего систему власти своим
догматизмом, регидностью, агрессивностью, некритическим восприятием
групповых ценностей и шаблонным мышлением. Нельзя не отметить и громадное
значение для политики психологических св-в политич. лидеров. Например,
компульсивность (выражающаяся в навязчивом стремлении все сделать наилучшим
образом) или демонстративность (хар-щая стремление лидера прежде всего
привлечь внимание общественности к собственной персоне) как доминанты стиля
политич. лидера могут существенно повлиять на хар-р принимаемых в гос-ве
решений и даже изменить некоторые параметры политич. системы в целом.
Осн. типы политич. поведения.
Эмоционально-чувственное преломление идеалов и нормативных требований
политич. идеологии представляет соответствующие формы целенаправленного
политич. поведения граждан. Идейносориентированные поступки последних
относятся к автономному типу политич. поведения, отображающему относительно
свободный выбор людьми политич. целей и средств их достижения. Этот тип
поведения противостоит мобилизованным формам активности, хар-щим
вынужденность совершаемых человеком поступков под давлением внешних
обстоятельств. (Напр., в тоталитарном режиме источником такого давления на
сознание личности выступают постулаты идеальной моно идеологии, подчиняющей
себе все институты власти.) В зависимости от типа мотивации можно выделить
открытые формы поведения власти (носящие хар-р прямого политич. действия,
напр.. участие в выборах, демонстрациях. пикетах) и закрытые (хар-щие
уклонение людей от выполнения своих гражданских и политич. обязанностей). С
точки зрения соответствия направленности гражданских поступков общепринятым
в политич. системе ценностям и нормам “политич. игры” говорят о нормативных
формах политич. поведения (ориентирующихся на господствующие принципы) и
девиантных (отклоняющихся от них). Там, где воздействие идеологии
стимулирует рутинные, постоянно повторяющиеся мотивы и действия гражданБ
принято выделять традиционные формы и противостоящие им инновационные
способы практического достижения политич. целей.
Политич. социализация.
Формирование, воспроизводство и развитие политич. культуры осущ-ся
через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов
поведения, традиций. Усвоение человеком требований статусного и ролевого
поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущая к формированию у него
качеств и св-в, позволяющих адаптироваться в данной политич. системе и
выполнять там определенные функции, называется политич.
социализацией.Человек, лишенный такого рода св-в, включаясь в политику,
зачастую не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить себя от
жестких политич. взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы.
Единого подхода к пониманию процесса полити. социализации нет. Так,
классическая теория, разработанная чекагскими учеными под руководством
Д.Истона, трактовала ее как процесс обучения человека спец. ролям, которые
ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту
теорию ученых (Липтон, Парсонс) акцентрировали внимание на взаимодействии
человека с политич системой и ее институтами. Др. авторитетное направление
(Хабермас,Луман) рассматривает политич. социализацию как аккультуцию (т.е.
освоение человеком новых для себя ценностей), выдвигая на первый план
внутриличностные, психологические механизмы формирования политич. сознания
и поведения человека. Ученые же, работающие в русле психоанализа (Эриксон,
Фромм), главное внимание уделяют исследованию бессознательных мотивов
политич. деятельности, понимая политич. социализацию как скрытый процесс
политизации человеческих чувств и представлений. Политич. ценности,
традиции, образцы поведения и проч. эл-ты политич. культуры осваиваются
человеком непрерывно, и процесс этот может быть ограничен только
продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то
же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя
способы общения с властью. Т. обр., политич. социализация - это процесс
одновременного обретения и утраты человеком политич. св-в. Различают
первичные и вторичные этапы социолизации личности. Первичная хар-ет
первоначальное (обычно с 3-х - 5 лет) восприятие человеком политич.
категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное
отношение к явлениям политич. жизни. По мнению амер. ученых Истона и
Дениса, здесь необходимо различать 4 аспекта процесса социализации:
непосредственное “восприятие” ребенком политич. жизни, информацию о которой
он черпает в оценках родителей,. их отношениях, реакциях и чувствах;
“персонализация” политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие
к сфере власти (напр., президент, полицейский, которых он часто видит по
телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с
политич. системой; “идеализация” этих политич. образов, т.е. образование на
их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике; “институализация”
обретенных св-в, сведетельствующих об усложнении политич. картины мира
ребенка и его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики.
Вторичная политич. социализация хар-ет тот этап деятельности чловека,
когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей,
способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к
индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных
норм и традиций.
Осн. типы политич. социализации:
1.Гармонический тип, отражающий психологически нормальное взаимодействие
чкловека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение
индивида к правопорядку, гос-ву, осознание им своих гражданских
обязанностей;
2.Гегемонистский тип, хар-щий негативное отношение человека к любым
социальным и политич. системам, кроме своей;
3.Плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия
с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои
политич. пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам;
4.Конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и
противостояния взаимозависимых интересов.
Вопрос 45. Политическая культура : содержание понятия и структурные
элементы.
Термин политич. культура появился впервые в 18 в. в трудах немецкого
философа-просветителя И.Гердера . Теория же, описывающая эту группу
политич. явлений, сформировалась только в 50-х нач. 60-х г. нынешнего
столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее
разработку внесли американские ученные Г.Алмонд, С.Верба, У.Розенбаум,
англичане Р.Роуз, Д. Каванах, французы М.Дюверже и Р.Ж.Шварценберг и др. В
науке сложились два осн. подхода к трактовке политич. культуры. Одни ученые
отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней
всю совокупность духовных явлений(Г.Алмонд, С.Верба,Д. Девайн,Краснов) и
символов (Диттмер) . Другая группа ученых, видя в политич. культуре
проявление нормативных требований (Вайт), совокупность типичных образцов
поведения (Плейно), способ политич. деятельности (Розенбаум), считают, что
это особый, специфический субъективный ракурс политики. Наиболее
последовательно такой подход выражается в понимании политич. культуры как
явление, базирующегося на ценностных, т. е. глубинных представлениях
человека о политич. власти, которые воплощаются в самых типичных для него
способах взаимодействия с гос-вом, формах практической деятельности.
Характеризуюя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные
формы его взаимодействий с властью, стиль его политич. деятельности
демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнаные нормы и
традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются
творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и
свобод. В то же время сосуществование ценностной и сиюминутной
(чувственной) мотиваций поступков, известное несовпадение намерений и
действий человека придают политичю культуре внутреннюю противоречивость,
позволяют сосуществовать в ней “логичным”,”нелогичным” и “внелогичным” эл-
там (Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и
пассивных форм политич. участия индивида. Особой сложностью отличается
стиль массового политич. поведения граждан, поддерживаемый строением
институтов власти, т.е. политич. культура общ-ва в целом. Эта политич.
культура , закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политич.
языке (соотв. терминах, символах) , придает особую значимость атрибутам
государственности (флагу,гербу, гимну) Тем самым политич. культура
стремится интегрировать общ-во, обеспечить стабильность отношений элиты и
электората.
Политич. культура - явление полиструктурное, многоуровневое. Одна из
стр-р раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на
мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою
индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая
возможности органов гос. власти и, в соотв. с этим, собственные возможности
защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый
уровень понимания своего политич. статуса), а также на собственно
политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает
отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и
оппонентам). Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и
способов политич. поведения в немалой степени зависят от их принадлежности
к соц. (классы,слои,страны) , национальным (этнос, нация, народ),
демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным
(население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и
др.(религиозные и проч.) группам. Выборка людьми ценностных ориентаций (и
соотв. форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает
политич. культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих
наличие у них носителей существенных (несущественных) различий в отношении
к власти и гос-ву, правящим партиям, способах политич. участия. В целом же
наибольшим значением для жизни и политич. развития общества обладает
субкультура лидеров и элит, определяющая хар-р исполнения ее носителями
специализированных функций по управлению политич. системой. В этом смысле
наиболее важными эл-ми данной субкультуры явл. способности лидеров и
представителей элит выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не
превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо
индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также
те черты и св-ва, которые позволят им приобрести и поддержать авторитет,
убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной
иерархии принадлежит им по праву.
К важнейшим из функций политич. культуры можно отнести след.:
1. Идентификации, аскрывающей постоянную потребность человека в понимании
своей группрврй принадлежности и определении приемлемых для себя способов
участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; 2. Ориентации,
хар-щей стремление человека к смысловому отображению политич. явлений,
пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в
конкретной политич. системе; 3.Адаптации, выражающей потребность человека в
приспособлении к изменяющейся политич. среде, условиям осуществления его
прав и властных полномочий; 4.Социализация, хар-щей обретение человеком
определенных навыков и св-в, позволяющих ему реализовать в той или иной
системе власти свои гражданские права, политич. ф-ции и интересы;
5.Интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность
сосуществования в рамках определенной политич. системы, сохранение
целостности гос-ва и его взаимоотношений с обществом в целом;
6.Коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов
власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стериотипов и
др. средств информации и языка общения.
Вопрос 46. Типология политических культур.
В основании типологии оплит. культур могут лежать достаточно
приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразия полит.
систем, типов ориентации граждан в полит. игре, идеалогические различия и
др.
Особую из вестность в науке получила классификация полит. культуры,
предложенная Г. Алмонтом и С. Вербой в книге “Гражданская культура”. Они
выделяют три “чистых” типа полит. культуры: патриархальный, для которого
характерно отсутствие интереса граждан к полит. жизни; подданический, где
сильная ориентация на полит. институты и невысок уровень индивидуальной
активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтерисованности
граждан в полит. участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы
подчеркивали, что на првктике данные типы полит. культуры взаимодействуют
между собой, образуя смешанные формы с преобладением тех ил иных
компонентов (патриархально-подданический, патриархально-активный,
подданическо-активный). Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с
точки зрения обеспечения стабильности полит. режима, является синтетическая
культура “гражданственности”, где преобладают подданнические установки и
соответствующие формы участия людей в политике.
Наряду с типами полит. культуры в общечеловеческом политико-культурном
пространстве наблюдаются и политические субкультуры. К числу наиболее
важных и ярко выраженных из них относятся слудующие:
а) политич. субкультура Запада. Ориентированна на либерально-
демократические ценности и нормы. Отличается широким диапозоном полит.
выбора и полит. пристрастий. Статус гражданина как субъекта политики в ее
пределах относительно высок. Полит. жизнь регулируется детальной правовой
регламентацией, отличается многообразием.
б) политическая субкультура Востока. Ориентированна на историко-
религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченного политического
выбора. Харизматична. В ее пределах многие слои общества, большая часть
женщин и молодежи изолированы от полит. жизни. Эта субкультура отличается
отчетливой политической субориентацией. Характеризуется превосходством
административной власти над представительной и судебной.
в) региональные политические субкультуры. Выделяются по регионально-
государственным признакам. По этим признакам наблюдаются различия в стилях
полит. мышления и поведения, например, граждан США и России,
ближневосточных и заподноевропейских государств, африканских и
латиноамериканских стран и т.п.
Так, полит. культуре граждан США свойственны: индивидуализм; высокое
гражданское самосознание; склонность к политической состязательности;
относительная толератность(терпимость) к иным полит. позициям;
приверженность к легитимным (законным) формам полит поведения; ориентация
на общественное мнение; взыскательность электората (избирателей) к
политикам и властям.
Полит. культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской
сорали; идеологизированность; склонность к политическому радикализму,
политическим крайностям; ограниченность личных притязаний на власть;
политическая лояльность и подданическое отношение к гос-ву;
предрасположенность к политическому конформизму (т.е. приспособление к
конкретному полит. режиму); политическая наивность, доверчивость и др.
г)религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплитением
религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием
религиозных установок на полит. ориентации и поведение субъектов политики.
д)Этнополитические. Характерны для государств, имеющих неоднородный
национальный состав. Носителями таких субкультур являются напрмер индейцы и
отчасти негры в США.
е) Молодежная политическая. Ее основными носителями является учащаяся
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|