МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    абсолютизирующее роль психологических факторов. Его представители

    однозначно сводят все причины возникновения революций и тираний,

    демократизаций или реформирования к психологическим основам политич.

    поведения людей.Даже массовые политич. процессы объясняются

    психологическими качествами индивида или малой группы (Э.Фром, Г.Олпорт,

    Е.Богарус). В таком случае “человек политический” понимается как продукт

    личностных психологических мотивов, перенесенных в публичную сферу

    (Г.Ласуэлл). Принципиальное значение имеет представление о психологических

    типах взаимодействующих с гос-вом людей. Ведь от того, является человек

    более склонным к экзольтации или рационализму, стремится он жестко

    придерживаться жестко установленных правил (регидность) или он обладает

    подвижной, пластично изменяющейся в соответствии с обстановкой системой

    чувств (лабильность) в значительной мере зависят и содержания политич.

    требований людей к власти, и хар-р их реального взаимодействия с гос-вом.

    Пример внутреннего соответствия властных и личностных структур в жестких

    режимах правления стала хар-ка американским ученным Т.Адорно

    “авторитарного” типа личности, поддерживающего систему власти своим

    догматизмом, регидностью, агрессивностью, некритическим восприятием

    групповых ценностей и шаблонным мышлением. Нельзя не отметить и громадное

    значение для политики психологических св-в политич. лидеров. Например,

    компульсивность (выражающаяся в навязчивом стремлении все сделать наилучшим

    образом) или демонстративность (хар-щая стремление лидера прежде всего

    привлечь внимание общественности к собственной персоне) как доминанты стиля

    политич. лидера могут существенно повлиять на хар-р принимаемых в гос-ве

    решений и даже изменить некоторые параметры политич. системы в целом.

    Осн. типы политич. поведения.

    Эмоционально-чувственное преломление идеалов и нормативных требований

    политич. идеологии представляет соответствующие формы целенаправленного

    политич. поведения граждан. Идейносориентированные поступки последних

    относятся к автономному типу политич. поведения, отображающему относительно

    свободный выбор людьми политич. целей и средств их достижения. Этот тип

    поведения противостоит мобилизованным формам активности, хар-щим

    вынужденность совершаемых человеком поступков под давлением внешних

    обстоятельств. (Напр., в тоталитарном режиме источником такого давления на

    сознание личности выступают постулаты идеальной моно идеологии, подчиняющей

    себе все институты власти.) В зависимости от типа мотивации можно выделить

    открытые формы поведения власти (носящие хар-р прямого политич. действия,

    напр.. участие в выборах, демонстрациях. пикетах) и закрытые (хар-щие

    уклонение людей от выполнения своих гражданских и политич. обязанностей). С

    точки зрения соответствия направленности гражданских поступков общепринятым

    в политич. системе ценностям и нормам “политич. игры” говорят о нормативных

    формах политич. поведения (ориентирующихся на господствующие принципы) и

    девиантных (отклоняющихся от них). Там, где воздействие идеологии

    стимулирует рутинные, постоянно повторяющиеся мотивы и действия гражданБ

    принято выделять традиционные формы и противостоящие им инновационные

    способы практического достижения политич. целей.

    Политич. социализация.

    Формирование, воспроизводство и развитие политич. культуры осущ-ся

    через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов

    поведения, традиций. Усвоение человеком требований статусного и ролевого

    поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущая к формированию у него

    качеств и св-в, позволяющих адаптироваться в данной политич. системе и

    выполнять там определенные функции, называется политич.

    социализацией.Человек, лишенный такого рода св-в, включаясь в политику,

    зачастую не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить себя от

    жестких политич. взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы.

    Единого подхода к пониманию процесса полити. социализации нет. Так,

    классическая теория, разработанная чекагскими учеными под руководством

    Д.Истона, трактовала ее как процесс обучения человека спец. ролям, которые

    ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту

    теорию ученых (Липтон, Парсонс) акцентрировали внимание на взаимодействии

    человека с политич системой и ее институтами. Др. авторитетное направление

    (Хабермас,Луман) рассматривает политич. социализацию как аккультуцию (т.е.

    освоение человеком новых для себя ценностей), выдвигая на первый план

    внутриличностные, психологические механизмы формирования политич. сознания

    и поведения человека. Ученые же, работающие в русле психоанализа (Эриксон,

    Фромм), главное внимание уделяют исследованию бессознательных мотивов

    политич. деятельности, понимая политич. социализацию как скрытый процесс

    политизации человеческих чувств и представлений. Политич. ценности,

    традиции, образцы поведения и проч. эл-ты политич. культуры осваиваются

    человеком непрерывно, и процесс этот может быть ограничен только

    продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то

    же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя

    способы общения с властью. Т. обр., политич. социализация - это процесс

    одновременного обретения и утраты человеком политич. св-в. Различают

    первичные и вторичные этапы социолизации личности. Первичная хар-ет

    первоначальное (обычно с 3-х - 5 лет) восприятие человеком политич.

    категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное

    отношение к явлениям политич. жизни. По мнению амер. ученых Истона и

    Дениса, здесь необходимо различать 4 аспекта процесса социализации:

    непосредственное “восприятие” ребенком политич. жизни, информацию о которой

    он черпает в оценках родителей,. их отношениях, реакциях и чувствах;

    “персонализация” политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие

    к сфере власти (напр., президент, полицейский, которых он часто видит по

    телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с

    политич. системой; “идеализация” этих политич. образов, т.е. образование на

    их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике; “институализация”

    обретенных св-в, сведетельствующих об усложнении политич. картины мира

    ребенка и его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики.

    Вторичная политич. социализация хар-ет тот этап деятельности чловека,

    когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей,

    способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к

    индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных

    норм и традиций.

    Осн. типы политич. социализации:

    1.Гармонический тип, отражающий психологически нормальное взаимодействие

    чкловека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение

    индивида к правопорядку, гос-ву, осознание им своих гражданских

    обязанностей;

    2.Гегемонистский тип, хар-щий негативное отношение человека к любым

    социальным и политич. системам, кроме своей;

    3.Плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия

    с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои

    политич. пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам;

    4.Конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и

    противостояния взаимозависимых интересов.

    Вопрос 45. Политическая культура : содержание понятия и структурные

    элементы.

    Термин политич. культура появился впервые в 18 в. в трудах немецкого

    философа-просветителя И.Гердера . Теория же, описывающая эту группу

    политич. явлений, сформировалась только в 50-х нач. 60-х г. нынешнего

    столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее

    разработку внесли американские ученные Г.Алмонд, С.Верба, У.Розенбаум,

    англичане Р.Роуз, Д. Каванах, французы М.Дюверже и Р.Ж.Шварценберг и др. В

    науке сложились два осн. подхода к трактовке политич. культуры. Одни ученые

    отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней

    всю совокупность духовных явлений(Г.Алмонд, С.Верба,Д. Девайн,Краснов) и

    символов (Диттмер) . Другая группа ученых, видя в политич. культуре

    проявление нормативных требований (Вайт), совокупность типичных образцов

    поведения (Плейно), способ политич. деятельности (Розенбаум), считают, что

    это особый, специфический субъективный ракурс политики. Наиболее

    последовательно такой подход выражается в понимании политич. культуры как

    явление, базирующегося на ценностных, т. е. глубинных представлениях

    человека о политич. власти, которые воплощаются в самых типичных для него

    способах взаимодействия с гос-вом, формах практической деятельности.

    Характеризуюя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные

    формы его взаимодействий с властью, стиль его политич. деятельности

    демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнаные нормы и

    традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются

    творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и

    свобод. В то же время сосуществование ценностной и сиюминутной

    (чувственной) мотиваций поступков, известное несовпадение намерений и

    действий человека придают политичю культуре внутреннюю противоречивость,

    позволяют сосуществовать в ней “логичным”,”нелогичным” и “внелогичным” эл-

    там (Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и

    пассивных форм политич. участия индивида. Особой сложностью отличается

    стиль массового политич. поведения граждан, поддерживаемый строением

    институтов власти, т.е. политич. культура общ-ва в целом. Эта политич.

    культура , закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политич.

    языке (соотв. терминах, символах) , придает особую значимость атрибутам

    государственности (флагу,гербу, гимну) Тем самым политич. культура

    стремится интегрировать общ-во, обеспечить стабильность отношений элиты и

    электората.

    Политич. культура - явление полиструктурное, многоуровневое. Одна из

    стр-р раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на

    мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою

    индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая

    возможности органов гос. власти и, в соотв. с этим, собственные возможности

    защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый

    уровень понимания своего политич. статуса), а также на собственно

    политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает

    отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и

    оппонентам). Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и

    способов политич. поведения в немалой степени зависят от их принадлежности

    к соц. (классы,слои,страны) , национальным (этнос, нация, народ),

    демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным

    (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и

    др.(религиозные и проч.) группам. Выборка людьми ценностных ориентаций (и

    соотв. форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает

    политич. культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих

    наличие у них носителей существенных (несущественных) различий в отношении

    к власти и гос-ву, правящим партиям, способах политич. участия. В целом же

    наибольшим значением для жизни и политич. развития общества обладает

    субкультура лидеров и элит, определяющая хар-р исполнения ее носителями

    специализированных функций по управлению политич. системой. В этом смысле

    наиболее важными эл-ми данной субкультуры явл. способности лидеров и

    представителей элит выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не

    превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо

    индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также

    те черты и св-ва, которые позволят им приобрести и поддержать авторитет,

    убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной

    иерархии принадлежит им по праву.

    К важнейшим из функций политич. культуры можно отнести след.:

    1. Идентификации, аскрывающей постоянную потребность человека в понимании

    своей группрврй принадлежности и определении приемлемых для себя способов

    участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; 2. Ориентации,

    хар-щей стремление человека к смысловому отображению политич. явлений,

    пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в

    конкретной политич. системе; 3.Адаптации, выражающей потребность человека в

    приспособлении к изменяющейся политич. среде, условиям осуществления его

    прав и властных полномочий; 4.Социализация, хар-щей обретение человеком

    определенных навыков и св-в, позволяющих ему реализовать в той или иной

    системе власти свои гражданские права, политич. ф-ции и интересы;

    5.Интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность

    сосуществования в рамках определенной политич. системы, сохранение

    целостности гос-ва и его взаимоотношений с обществом в целом;

    6.Коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов

    власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стериотипов и

    др. средств информации и языка общения.

    Вопрос 46. Типология политических культур.

    В основании типологии оплит. культур могут лежать достаточно

    приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразия полит.

    систем, типов ориентации граждан в полит. игре, идеалогические различия и

    др.

    Особую из вестность в науке получила классификация полит. культуры,

    предложенная Г. Алмонтом и С. Вербой в книге “Гражданская культура”. Они

    выделяют три “чистых” типа полит. культуры: патриархальный, для которого

    характерно отсутствие интереса граждан к полит. жизни; подданический, где

    сильная ориентация на полит. институты и невысок уровень индивидуальной

    активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтерисованности

    граждан в полит. участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы

    подчеркивали, что на првктике данные типы полит. культуры взаимодействуют

    между собой, образуя смешанные формы с преобладением тех ил иных

    компонентов (патриархально-подданический, патриархально-активный,

    подданическо-активный). Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с

    точки зрения обеспечения стабильности полит. режима, является синтетическая

    культура “гражданственности”, где преобладают подданнические установки и

    соответствующие формы участия людей в политике.

    Наряду с типами полит. культуры в общечеловеческом политико-культурном

    пространстве наблюдаются и политические субкультуры. К числу наиболее

    важных и ярко выраженных из них относятся слудующие:

    а) политич. субкультура Запада. Ориентированна на либерально-

    демократические ценности и нормы. Отличается широким диапозоном полит.

    выбора и полит. пристрастий. Статус гражданина как субъекта политики в ее

    пределах относительно высок. Полит. жизнь регулируется детальной правовой

    регламентацией, отличается многообразием.

    б) политическая субкультура Востока. Ориентированна на историко-

    религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченного политического

    выбора. Харизматична. В ее пределах многие слои общества, большая часть

    женщин и молодежи изолированы от полит. жизни. Эта субкультура отличается

    отчетливой политической субориентацией. Характеризуется превосходством

    административной власти над представительной и судебной.

    в) региональные политические субкультуры. Выделяются по регионально-

    государственным признакам. По этим признакам наблюдаются различия в стилях

    полит. мышления и поведения, например, граждан США и России,

    ближневосточных и заподноевропейских государств, африканских и

    латиноамериканских стран и т.п.

    Так, полит. культуре граждан США свойственны: индивидуализм; высокое

    гражданское самосознание; склонность к политической состязательности;

    относительная толератность(терпимость) к иным полит. позициям;

    приверженность к легитимным (законным) формам полит поведения; ориентация

    на общественное мнение; взыскательность электората (избирателей) к

    политикам и властям.

    Полит. культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской

    сорали; идеологизированность; склонность к политическому радикализму,

    политическим крайностям; ограниченность личных притязаний на власть;

    политическая лояльность и подданическое отношение к гос-ву;

    предрасположенность к политическому конформизму (т.е. приспособление к

    конкретному полит. режиму); политическая наивность, доверчивость и др.

    г)религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплитением

    религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием

    религиозных установок на полит. ориентации и поведение субъектов политики.

    д)Этнополитические. Характерны для государств, имеющих неоднородный

    национальный состав. Носителями таких субкультур являются напрмер индейцы и

    отчасти негры в США.

    е) Молодежная политическая. Ее основными носителями является учащаяся

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.