МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Объекты интеллектуальной собственности

    способы использования произведения, не связанные с его повторной фиксацией

    на материальном носителе, рассматриваются законом в качестве особых

    правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения.

    Право на воспроизведение чаще всего реализуется одновременно с правом

    на опубликование, однако происходит это отнюдь не всегда. Воспроизведением

    в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой

    материальной форме, независимо от того, где и когда они будут выпущены в

    обращение и произойдет ли это вообще. Кроме того, для воспроизведения не

    требуется изготовления такого количества экземпляров произведения, которое

    бы удовлетворяло разумные потребности публики. Им будет считаться

    изготовление нескольких или даже одной копии произведения.

    Конкретные способы воспроизведения действующее законодательство не

    перечисляет, в чем, собственно, и нет необходимости, так как им признается

    любая повторная фиксация произведения на материальном носителе.

    Закон не определяет условий осуществления и пределов рассматриемого

    права, кроме единственного указания на то, что от собственника произведения

    нельзя требовать доставки произведения автору.

    Право на распространение и право на импорт. Самостоятельным способом

    использования произведения является его распространение. Под

    распространением, понятие которого в ранее действовавшем законодательстве

    не раскрывалось, большинство российских ученых понимало пуск в гражданский

    оборот тех материальных носителей произведения, которые размножены на

    основе принадлежащего автору права на воспроизведение1 .

    Закон РФ «Об авторских и смежных правах» определяет рассматриваемое

    право очень скупо, указывая лишь на то, что автор может распространять

    экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в

    прокат и т. д. (п. 2 ст. 16). Но, опираясь даже на эту формулировку, можно

    сделать некоторые выводы. Прежде всего закон связывает распространение

    только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном

    носителе, &то следует хотя бы из того, что продать и сдать в прокат можно

    лишь сам материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, а не

    само произведение как таковое. Поэтому публичное исполнение, публичный

    показ, передача в эфир и иные аналогичные способы использования

    произведения распространением не являются.

    Далее, распространение предполагает наличие копий произведения, которые

    и пускаются в гражданский оборот.

    Новый закон подчеркивает, что если экземпляры правомерно

    опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их

    ^продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия 'автора

    и без выплаты авторского вознаграждения (п. 3 ст. 16).

    Наряду с правом на распространение Закон «Об авторском праве и смежных

    правах» особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры

    произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с

    разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт). В

    данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность

    осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав

    экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей.

    Основанием для специального выделения права на импорт является

    территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение,

    которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно

    использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены

    в целях распространения в страну, на территории которой произведение

    охраняется, это будет нарушением авторских прав. Речь идет, разумеется,

    лишь о произведениях, зафиксированных на материальных носителях и

    воспроизведенных хотя бы в нескольких копиях.

    Право на публичный показ и право на публичное исполнение. В новом

    авторском законодательстве содержание рассматриваемых прав несколько

    изменилось. Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или

    экземпляра произведения непосредственно иди на экране с помощью пленки,

    диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также

    демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения

    их последовательности. Исполнением произведения признано его представление

    посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью

    технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в

    их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

    Публичный показ и публичное исполнение имеют место лишь тогда, когда

    показ или исполнение осуществляются в месте, открытом для свободного

    посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не

    принадлежащих к обычному кругу семьи. Демонстрация произведения перед

    специалистами или его исполнение для избранного круга близких друзей не

    образуют публичного показа и публичного исполнения и, соответственно, не

    влекут предусмотренных законом правовых последствий.

    Право на передачу в эфир и право на сообщения дм всеобщего сведения по

    кабелю. Право на передачу в эфир как особое имущественное правомочие автора

    характеризуется следующими основными особенностями. Прежде всего данному

    праву, как никакому другому, свойствен элемент публичности. Произведение

    доводится до всеобщего сведения посредством специальных радиосигналов

    (радиоволн), которые предназначены для приема самой широкой публикой.

    Аудитория еще более расширяется при передаче произведения в эфир через

    спутник. Под такой передачей понимается прием сигналов с наземной станции

    на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых

    произведение доводится до всеобщего сведения. При этом во внимание

    принимается сама возможность восприятия произведения публикой, независимо

    от того, осуществляется ли она фактически.

    Право на перевод и право на переработку произведения. Формами

    использования произведений являются их перевод на другой язык или

    переработка в другой вид и жанр. Исключительные права на перевод и

    переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. В

    субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и

    использовать перевод своего произведения, а также его право давать

    разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике

    авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа

    требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод

    сводится к праву давать согласие на использование перевода. Запретить

    перевод произведения в целях личного использования автор не может ни

    фактически, ни юридически.

    Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения

    договора с той организацией, которая намерена использовать его произведения

    в переводе.

    После смерти автора в течение срока действия авторского права право

    давать согласие на переработку осуществляется его наследниками. Никаких

    иных временных или других ограничений данного права законодательство не

    предусматривает.

    Иные права авторов. Наряду с рассмотренными выше правовыми

    возможностями авторы произведений науки, литературы и искусства обладают и

    иными правами, связанными с использованием их произведений. Некоторые из

    этих прав непосредственно указаны в Законе «Об авторском праве и смежных

    правах», другие хотя прямо и не названы, но следуют из него, так как

    последний исходит из того, что автору принадлежат исключительные права на

    использование произведения в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 16).

    Применительно к использованию произведений архитектуры,

    градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна Закон «Об

    авторском праве и смежных правах» особо выделяет имущественное право

    авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его суть

    заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений

    архитектурной (градостроительной, дизайнерской) графики и пластики

    (эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т. п.) может осуществляться

    только с согласия их авторов.

    Авторский надзор осуществляется на основании особого гражданско-

    правового договора, который заключается между заказчиком и разработчиком

    проекта.

    Авторы произведений изобразительного искусства обладают правом

    следования.

    Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной

    перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей

    предыдущую не менее, чем на 20%, автор имеет право на получение 5% от

    перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона).

    По российскому авторскому законодательству праву следования свойственны

    следующие основные признаки.

    Во-первых, им обладают только авторы произведений изобразительного

    искусства.

    Во-вторых, рассматриваемое право касается только публичной перепродажи

    произведений. Признак публичности означает реализацию произведений через

    аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин

    и т.д. В случае частной перепродажи произведения права долевого участия у

    автора не возникает.

    В-третьих, право следования действует только тогда, когда произведение

    реализуется по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%.

    В-четвертых, хотя данное право носит, безусловно, имущественный

    характер, закон подчеркивает его особую связь с личностью автора. Указанное

    право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по

    закону на срок действия авторского права.

    Содержание права на вознаграждение выражается в том, что создателю

    произведения предоставляется обеспеченная законом возможность требовать,

    чтобы при передаче им прав на использование произведения ему всегда

    выплачивалось вознаграждение, кроме случаев, специально указанных в законе.

    Наибольшее практическое значение имеет предусмотренное новым авторским

    законом право на вознаграждение авторов служебных произведений.

    Указанное правило было бы неверно трактовать как нечто необычное.

    Аналогичным образом решен данный вопрос во всех вновь принятых российских

    законах, посвященных правовой охране объектов интеллектуальной

    собственности.1

    К имущественным правам, прямо не названным в Законе РФ «Об авторском

    праве и смежных правах», но вытекающим из него, могут быть отнесены все

    права, связанные с использованием авторских произведений в тех формах и

    теми способами, которые в законе не перечислены. Примером может служить

    такое доведение произведения до сведения публики с помощью специальных

    технических средств, которое в строгом смысле не подпадает ни под передачу

    в эфир, ни под сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Например,

    нередко в поездах, самолетах, гостиницах и т. д. посредством внутренних

    акустических и видеосистем для пассажиров и проживающих передаются

    специально подготовленные программы. Вне всякого сомнения, в данном случае

    имеет место дополнительное использование произведения, поскольку оно

    сообщается новой аудитории. Такого рода использование охраняемых законом

    произведений может происходить только с согласия авторов и с выплатой им

    дополнительного вознаграждения.

    Свободное использование произведений. В интересах общества, в частности

    для обеспечения доступа к знаниям и распространения информации о текущих

    событиях, закон устанавливает случаи так называемого "свободного"

    использования произведений. Во-первых, изъятия из правил охраны касаются

    лишь правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не

    сделано автором доступным для всеобщего сведения или если это произошло без

    его согласия, оно может использоваться только с разрешения автора.

    Во-вторых, изъятия из авторского права не затрагивают личных

    неимущественных правомочий авторов. Иными словами, при любом использовании

    произведения его создателю гарантируется охрана права авторства, права на

    имя и права на защиту репутации автора.

    В-третьих, свободное использование произведений допускается лишь при

    условии, что этим не наносится ущерб их нормальному использованию и не

    ущемляются законные интересы авторов.

    В-четвертых, установленные законом ограничения авторских прав носят

    исчерпывающий характер. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах»

    данному вопросу уделено относительно много места (ст. 18—26), что

    объясняется стремлением законодателя максимально точно описать в законе все

    возможные (частные) случаи свободного использования произведений. Они не

    подлежат ни расширительному толкованию, ни дополнению подзаконными актами

    или судебной практикой.

    Установленные законом изъятия из авторского права отличаются по объему,

    затрагивают разный круг произведений и способов их использования.

    Прежде всего допускается цитирование в оригинале и в переводе с

    научной, исследовательской, полемической, критической или информационной

    целью из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью

    цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных

    статей в форме обзоров печати (п. 1 ст. 19 Закона).

    Условия допустимого цитирования по действующему российскому

    законодательству могут быть сведены к следующему. Во-первых, без согласия

    автора отрывки его произведения в виде цитат могут использоваться только в

    научных, критических и информационных целях, а также в обзорах печати. Во-

    вторых, цитироваться могут отрывки из произведений, обнародованных любым

    допускаемым законом способом. В-третьих, цитирование . допускается лишь в

    объеме, оправданном целью цитирования.

    К рассмотренному случаю близко примыкает разрешенное законом

    использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в

    качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко и

    видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью

    (п. 2 ст. 19 закона).

    Далее, разрешается воспроизведение в газетах, передача в эфир иди

    сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в

    газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим,

    социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого

    же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или

    сообщение по кабелю не были специально запрещены автором (п. 3 ст. 19

    Закона).

    Следующий случай свободного использования произведений охватывает собой

    воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих

    событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для

    всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными

    или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном, информационной

    целью (п. 5 ст. 19 закона).

    Специальное правило Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»

    посвящено разрешенному использованию произведений, постоянно расположенных

    в местах, открытых для свободного посещения. В соответствии со ст. 21

    допускаются без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения

    воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по

    кабелю произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографии,

    которые постоянно расположены в местах, открытых для свободного посещения.

    Наконец, к рассматриваемой группе случаев свободного использования

    произведений можно с некоторой долей условности отнести воспроизведение

    правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-

    точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме

    произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения (п. 6

    ст. 19 закона). Примером такого использования может служить издание шрифтом

    Брайля обнародованных литературных произведений.

    Вторую группу изъятий из сферы авторского права составляют случаи

    свободного репродуцирования правомерно опубликованных произведений в

    единичном экземпляре без извлечения прибыли (ст. 20 Закона РФ «Об авторском

    праве и смежных правах»). Как уже отмечалось, понятием репродуцирование

    охватывается фотокопирование, ксерокопирование и другие способы

    факсимильного воспроизведения произведений, при которых внешняя форма их

    выражения остается неизменной.

    Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвятил рассматриваемой

    проблеме специальную статью, которая дает более четкое представление о

    субъектах, целях и масштабах допустимого репродуцирования.

    Во-первых, по российскому авторскому законодательству разрешается

    репродуцировать лишь правомерно опубликованные произведения.

    Во-вторых, при репродуцировании обязательно указывается имя автора,

    произведение которого используется, и источник заимствования.

    В-третьих, репродуцирование возможно лишь в единичном экземпляре.

    Данное условие ставит заслон массовому воспроизведению охраняемых законом

    произведений в обход существующих правил.

    В-четвертых, при осуществлении репродуцирования не могут преследоваться

    коммерческие цели. Разумеется, не запрещено взимать плату за изготовление

    копии произведения.

    В-пятых, допускаемое репродуцирование сводится законом к трем прямо

    указанным в нем случаям. Прежде всего это разрешается делать библиотекам и

    архивам для восполнения, замены утраченных и испорченных экземпляров, а

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.