МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Объекты интеллектуальной собственности

    пользуются любые произведения, в которых проявляется творчество и которые

    обладают всеми предусмотренными законом признаками объекта авторского

    права.

    Поэтому все произведения, раскрывающие содержание технических решений до

    их квалификации в качестве изобретений и иных объектов патентного права,

    должны пользоваться авторско-правовой охраной как произведения науки.

    Ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» относит к объектам

    авторского права широкий круг произведений творчества. По сравнению с ранее

    действовавшим законодательством (ст. 475 ГК 1964 г.) круг охраняемых

    произведений, во-первых, значительно расширен за счет включения в состав

    объектов авторского права новых видов произведений, в частности

    произведений садово-паркового искусства, дизайна, картографических

    произведений, программ для ЭВМ и др. Во-вторых, он стал более

    упорядоченным, поскольку построен с учетом различий, существующих между

    способами выражения различных результатов творчества. Конечно, и сейчас

    некоторые виды произведений, выделенные особо, целиком поглощаются другими

    видами произведений. Так, например, переводы и сборники подпадают под

    понятие литературных произведений. Однако основное назначение закрепленного

    в законе перечня охраняемых произведений состоит не в том, чтобы дать их

    идеальную классификацию, а в том, чтобы отразить в относительно

    упорядоченном виде их наиболее распространенные виды.

    Следует подчеркнуть, что закрепленный законом перечень охраняемы)

    произведений носит лишь примерный, ориентировочный характер. Есл1 тот или

    иной творческий результат не подпадает ни под один из перечисленных в

    законе видов произведений, но отвечает всем требуемым по закон: условиям,

    он признается произведением и пользуется такой же охраной как и прямо

    названные в законе объекты авторского права.

    Литературные произведения. В своем значении литературное произведение

    охватывает собой не только литературно-художественные, но и научные,

    учебные, публицистические и иные работы. При этом само литературное

    произведение может находиться в устной, письменной или иной объективной

    форме, допускающей возможность восприятия его третьими лицами. Оно может

    быть как зафиксировано на бумаге, пленке, грампластинке, магнитном диске

    или ином материальном носителе, так и выражено в устной форме, в частности

    публично произнесено или исполнено.

    а) Речи, лекции, доклады и иные устные выступления. Закон РФ «Об

    авторском праве и смежных правах» в отличие от ГК РСФСР 1964 г. не

    упоминает особо об охране таких литературных произведений, как речи,

    лекции, доклады и иные устные произведения. Однако, поскольку закон

    содержит общее указание на то, что правовой охраной пользуются и

    произведения, выраженные в устной форме, можно сделать вывод, что по

    российскому законодательству речи, проповеди, выступления и подобные им

    произведения охраняются.

    Лицо, претендующее на охрану своих авторских прав, должно доказать факт

    нарушения. Это весьма трудно . сделать автору, который публично произнес

    или исполнил свое литературное произведение, но не позаботился о придании

    произведению более устойчивой формы. Такое произведение практически

    невозможно защитить от искажения и очень трудно — от неправомерного

    использования. Не случайно поэтому российской судебной практике не известны

    споры по поводу нарушений авторских прав на устные произведения1 .

    б) Письма, дневники, личные заметки. К числу охраняемых законом

    литературных произведений, безусловно, относятся письма, дневники, личные

    записи и иные аналогичные документы личного характера, хотя закон и не

    выделяет их особо среди других литературных произведений. Проблема охраны

    прав граждан, создающих или хранящих указанные документы, имеет три

    аспекта. Первый из них связан с тем, что эти личные документы

    рассматриваются как произведения, охраняемые авторским правом. В этой связи

    право на письма, дневники, записки, заметки и т. п. принадлежит их автору,

    только с согласия которого и может быть осуществлено их опубликование.

    Второй аспект данной проблемы состоит в том, что указанные документы, как

    правило, носят частный характер и затрагивают личную сферу человеческой

    жизни.

    Поэтому правовая охрана писем, дневников и иных подобных документов

    связана с обеспечением конституционного права граждан на охрану их частной

    жизни. Согласно ст. 23—24 Конституции РФ «каждый имеет право на

    неприкосновенность его частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну

    переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений... Сбор,

    хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица

    без его согласия не допускается».

    Тайна документов личного характера охраняется независимо от ценности

    содержащихся в них сведений.

    В случае смерти кого-либо из указанных лиц подобные документы могут

    публиковаться с согласия пережившего супруга и детей умершего.

    Третий аспект данной проблемы связан с правом собственности на письменные

    документы, содержащие сведения о частной жизни. Так, собственником письма,

    телеграммы или иного сообщения является лицо, которому они адресованы. Как

    собственник, он в принципе может по своему усмотрению распорядиться

    принадлежащим ему документом как материальным предметом, например, может

    его уничтожить, подарить, продать в качестве автографа и т.п. Однако в этом

    случае он несет ответственность за возможное распространение содержащихся в

    документе сведений частного характера.

    Если материалы дневников, заметок, писем без разрешения автора или его

    родственников готовятся к опубликованию, то эти лица могут обратиться в суд

    с иском о запрещении опубликования, об изъятии из обращения уже изданных

    материалов, а также о возмещении нанесенного морального вреда.

    в) Интервью, дискуссии, письма в редакцию. Под интервью понимается

    встреча, в процессе которой писатель, репортер или комментатор получает от

    собеседника информацию для опубликования. Однако значение интервью не в

    простом выяснении сведений, для получения которых имеются другие источники

    информации, а в живом общении с людьми, позволяющем узнать их мнения,

    оценки тех или иных событий, причины поступков и т. п. Кроме того, интервью

    должно отражать индивидуальные, неповторимые черты героев, их характеры,

    особенности поведения и т. д.1 . Всего этого можно достичь лишь в том

    случае, если интервью является результатом творческой деятельности и не

    сводится к простому механическому воспроизведению ответов на произвольно

    составленные вопросы. Разумеется, интервьюер должен максимально точно

    доводить до читателей, зрителей, слушателей ответы и суждения собеседника.

    В частности, купюры и монтаж допускаются лишь с согласия интервьюируемого и

    при условии, что они не искажают основных высказанных мыслей. Однако

    интервью становится охраняемым законом произведением, если оно приобретает

    оригинальную форму благодаря тщательно проломанной композиции и своему

    индивидуальному стилю.

    Вопрос об авторстве на интервью представляет известную сложность и не

    предполагает однозначного ответа.

    Творческий вклад журналиста состоит прежде всего в подборе,

    последовательности и формулировке вопросов. Нередко журналист не только

    спрашивает, но и сам что-то утверждает, задавая тон всему интервью и

    направляя интервьюируемого на развитие 1 определенной мысли или ее

    оспаривание. Кроме того, нередко задачей журналиста является придание

    ответам собеседника надлежащей литературной формы, освобождение ответов от

    ненужного балласта и т. п. Таким образом, творческое участие журналиста в

    создании интервью сомнений не вызывает.

    Если интервьюируемый лишь ограничивается ответами на вопросы, которые

    ставит ему интервьюер, и не играет в интервью активной роли, его вклад не

    носит творческого характера и потому не может служить основанием для

    претензий на авторство. В этом случае интервьюируемый вправе лишь

    требовать, чтобы его ответы не были искажены при опубликовании, и может

    рассчитывать на единовременное вознаграждение за данное им интервью, если

    этим было обусловлено его согласие на него. Напротив, если интервьюируемый

    внес творческий вклад в создание интервью, который может выражаться как в

    совместной с журналистом работе над композицией интервью, так и в

    оригинальной формулировке ответов, то имеются все основания для признания

    его соавтором данного литературного произведения. В соответствии со

    сложившейся практикой такое соавторство оформляется подписью журналиста и

    визой интервьюируемого.

    Аналогичным образом решается в принципе и вопрос об авторстве на такой

    особый вид литературных произведений, как дискуссия.

    Своеобразным правовым режимом обладает такой вид литературных

    произведений, как письма в редакцию. В отличие от писем частного характера,

    которые, как отмечалось, не предназначены для опубликования, письма,

    направленные в редакции газеты журналов, могут быть последними

    опубликованы, за исключением случаев, когда в письмах содержится прямой

    запрет на публикацию.

    Письмо в редакцию всегда имеет автора, независимо от того, указал ли он

    свое имя, подписался ли псевдонимом или прислал письмо без подписи.

    Безусловно, оно является объектом авторского права, так как требует

    творческого вклада для его составления. В нем особое значение имеют

    авторская позиция, авторское повествование, авторское раздумье,

    комментарии, оценка фактов — все здесь синтезировано, включая и своеобразие

    литературно-стилистических средств1 .

    Однако нельзя сбрасывать со счетов и то, что письма в редакцию, как

    правило, произведения непрофессиональные.

    Поэтому в большинстве случаев перед опубликованием отобранные письма

    подвергаются редакторской обработке.

    Если после редакционной обработки у редакции возникают какие-либо

    сомнения, во избежание возможного конфликта с автором целесообразно

    ознакомить его с конечным вариантом письма и заручиться письменным

    согласием автора на его опубликование.

    г) Переводы. Самостоятельным видом литературных произведений, охраняемых

    авторским правом, является перевод произведения на другой язык.

    Для него первостепенное значение имеет передача стилистических особенностей

    и художественного своеобразия переводимого произведения, литературной

    манеры и творческой неповторимости личности его автора. Иными словами, при

    переводе происходит творческое воссоздание переводимого произведения в

    новой языковой форме2 .

    Уровень перевода определяется в первую очередь умением переводчика

    максимально точно передать специфику образного стиля автора оригинального

    произведения. Однако совершенно очевидно, что в любом творчески выполненном

    переводе неизбежно отражается и индивидуальность личности самого

    переводчика. Если, однако, труд переводчика не является творческим и

    сводится лишь к дословному переводу без надлежащей научной и литературной

    обработки, такой перевод объектом авторского права не признается.

    Точно такую же задачу выполняет так называемый «машинный» перевод,

    который делают современные электронные лингвистические системы. Ни у кого

    не возникает сомнений в отсутствии творчества в деятельности ЭВМ. Кроме

    того, подстрочный перевод, как правило, служит лишь промежуточной формой

    создания литературного перевода и поэтому как бы «растворяется» в

    последнем. Таким образом, объектом авторского права является лишь творчески

    обработанный литературный перевод.

    Не признается объектом авторского права перевод официальных документов,

    если сам перевод имеет официальный характер. По одному из дел Судебная

    коллегия по гражданским делам Верховного Суда России, рассмотрев требования

    автора перевода ведомственной инструкции о выплате ему вознаграждения за ее

    переиздание, указала, что «на перевод официальных материалов (законов,

    ведомственных инструкций, судебных решений и т. п.), который также имеет

    официальный характер, авторское право не распространяется и труд

    переводчика в этом случае оплачивается не по нормам авторского права, а по

    трудовому соглашению»3 .

    д) Программы для ЭВМ. В настоящее время в России, как и во всем мире,

    алгоритмы и программы для ЭВМ приобрели значение товарной продукции. Эта

    продукция соединяет в себе результаты интеллектуального творчества и

    индустриального труда большой сложности. Известно, что затраты на создание

    программных средств во много раз превышают затраты на производство самих

    ЭВМ. Однако в авторском законодательстве России до самого последнего

    времени не были определены ни характер и объем прав разработчиков

    программных средств, ни способы их охраны.

    Впервые это решение было законодательно закреплено в Основах гражданского

    законодательства 1991 г., которыми программы для ЭВМ и базы данных были

    отнесены к объектам авторского права (ст. 134), и в Законе СССР «Об

    изобретениях в СССР» 1991 г., который указал, что алгоритмы и программы для

    ЭВМ не признаются изобретениями (ст. 1). В последующем данная позиция была

    воспринята российским законодательством и нашла четкое отражение в Законе

    РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 7), в Законе РФ «О правовой

    охране программ для ЭВМ и баз данных» (ст. 2) и Патентном законе РФ (ст.

    4).

    Было учтено, что авторско-правовая охрана программ для ЭВМ является более

    оперативной, дешевой и демократичной по сравнению с их охраной по нормам

    патентного законодательства. Сложность экспертизы программ на мировую

    новизну, длительность процедуры патентования, нецелесообразность в раде

    случаев публикации описания программ — эти и некоторые другие, сходные с

    этими обстоятельства склонили выбор в пользу авторского права, которое не

    выдвигает каких-либо формальных требований для предоставления охраны.

    Наконец, большое значение сыграл и тот факт, что авторско-правовой вариант

    охраны программного обеспечения уже был избран большинством развитых

    зарубежных стран.

    Необходимо сразу подчеркнуть, что факту регистрации программы для ЭВМ

    российское законодательство не придает конститутивного значения. В ст. 4

    Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» специально

    указывается, что для признания и осуществления авторского права на

    программу для ЭВМ или базу данных не требуется депонирования, регистрации

    или соблюдения иных формальностей. Регистрация осуществляется исключительно

    по желанию правообладателя с целью облегчения доказывания его прав на

    программу и создания возможностей для более широкого ее использования.

    Наряду с охраной программ для ЭВМ в последние годы приобрел актуальность

    вопрос об охране произведений, созданных при помощи ЭВМ. Если первоначально

    в юридической литературе господствовало мнение, согласно которому созданный

    ЭВМ продукт не может считаться творческим произведением, а значит, и

    объектом авторского права, то сейчас под влиянием достигнутого прогресса

    данная позиция разделяется далеко не всеми учеными.

    Разумеется, авторами таких произведений должна признаваться не ЭВМ, а

    создатели программы, с помощью которой достигнут данный результат. Впрочем,

    следует подчеркнуть, что данное мнение — лишь одно из высказанных в

    литературе суждений на существо данной проблемы. Многие специалисты

    настаивают на том, что охраняемым законом объектом авторского права может

    быть лишь сама программа, а не достигнутый с ее помощью результат. В

    российских законодательстве и судебной практике данная проблема разрешения

    пока не получила.

    Драматические произведения. Объектами авторского права признаются

    драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах

    сценического воплощения и формах объективного выражения.

    Драматические произведения весьма близки к произведениям литературы и

    вполне могут рассматриваться в качестве одного из их видов наряду с

    произведениями художественной, научной, учебной и иной литературы. Их

    выделение в особый вид охраняемых законом произведений, по всей видимости,

    обусловлено присущей им спецификой художественных средств и формой

    использования. В частности, текст драматических произведений в отличие от

    других видов литературных произведений состоит из диалогов и монологов

    персонажей, а само произведение предназначено в основном для исполнения на

    сцене, т.е. публичного исполнения.

    Музыкальные произведения с текстом и без текста, музыкально-драматические

    произведения. Определение. Закон не содержит определения понятия

    «музыкальное произведение», которое раскрывается лишь в теории авторского

    права. Музыкальным признается произведение, в котором художественные образы

    выражаются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и

    выразительности лишен смысловой конкретности слова и не воспроизводит

    фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он

    специфическим образом организован и имеет интонационную природу.

    Интонация и делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себя

    многовековой речевой опыт и опыт ритмических движений.1

    Перечня охраняемых музыкальных произведений закон также не дает,

    ограничиваясь общим указанием на музыкальные произведения с текстом и без

    текста, а также музыкально-драматические произведения. Обычно выделяются

    такие виды музыкальных произведений, как оперы, балеты, оперетты, мюзиклы,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.